Научная статья на тему 'ГЛЭМПИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТДЫХА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ГЛЭМПИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТДЫХА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2907
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛЭМПИНГ / ГЛЭМ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Драчева Елена Леоновна, Николаева Анастасия Владимировна

В статье рассматривается новая концепция отдыха - глэмпинг, который определяется как разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Показана связь глэмпинга с концепцией устойчивого развития, с экологическим туризмом. Особое место в статье уделено истории глэмпинга и появлению самого термина «глэмпинг». Далее в статье говорится о преимуществах глэмпинга, к которым относятся: экономия времени и сил, возможность соприкоснуться с природой, не отказываясь от благ цивилизации и пока еще ограниченные рамки выбора. Последний показатель можно рассматривать и как недостаток, к которым также относятся: высокая загруженность и ценовая политика. Далее в статье говорится о том, по каким критериям следует выбирать глэмпинг, к которым можно отнести - географическое расположение, а также типы глэмпингов и глэмпов. Отдельное внимание уделено анализу целевых групп. Показано состояние глэмпинга за рубежом, в частности, в тех странах, где это явление получило наибольшее развитие. Рассматривается глэмпинговое движение в России, влияние пандемии COVID-2019 на рост глэмпингов нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLAMPING AS A NEW CONCEPT OF RECREATION AND PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article discusses a new concept of recreation - glamping, which is defined as a type of camping that combines the comfort of a hotel room with the possibility of outdoor recreation. The connection of glamping with the concept of sustainable development, with ecological tourism is shown. A special place in the article is given to the history of glamping and the emergence of the term "glamping" itself. The article further discusses the benefits of glamping, which include: saving time and effort,the opportunity to get in touch with nature without giving up the benefits of civilization and the still limited scope of choice. The latter indicator can be considered as a disadvantage, which also include: high workload and pricing policy.Further in the article it is said about what criteria should be used to choose glamping, which can be attributed to - geographical location, as well as the types of glamping and glamping. Special attention is paid to the analysis of target groups.The state of glamping abroad is shown, in particular, in those countries where this phenomenon has received the greatest development.The glamping movement in Russia, the impact of the COVID-2019 pandemic on the growth of glamping in our country is considered.

Текст научной работы на тему «ГЛЭМПИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТДЫХА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

Анализ рынка гостиничных услуг на территории Новой МосквыГлэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России

Glamping as a new concept of recreation and prospects for its development in Russia

Драчева Е.Л., Николаева А.В.

E.Dracheva, A. Nikolaeva

В статье рассматривается новая концепция отдыха - глэмпинг, который определяется как разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Показана связь глэмпинга с концепцией устойчивого развития, с экологическим туризмом. Особое место в статье уделено истории глэмпинга и появлению самого термина «глэмпинг». Далее в статье говорится о преимуществах глэмпинга, к которым относятся: экономия времени и сил, возможность соприкоснуться с природой, не отказываясь от благ цивилизации и пока еще ограниченные рамки выбора. Последний показатель можно рассматривать и как недостаток, к которым также относятся: высокая загруженность и ценовая политика.

Далее в статье говорится о том, по каким критериям следует выбирать глэмпинг, к которым можно отнести - географическое расположение, а также типы глэмпингов и глэмпов. Отдельное внимание уделено анализу целевых групп. Показано состояние глэмпинга за рубежом, в частности, в тех странах, где это явление получило наибольшее развитие.

Рассматривается глэмпинговое движение в России, влияние пандемии COVID-2019 на рост глэмпингов нашей стране.

The article discusses a new concept of recreation - glamping, which is defined as a type of camping that combines the comfort of a hotel room with the possibility of outdoor recreation. The connection of glamping with the concept of sustainable development, with ecological tourism is shown. A special place in the article is given to the history of glamping and the emergence of the term

"glamping" itself. The article further discusses the benefits of glamping, which include: saving time and effort,the opportunity to get in touch with nature without giving up the benefits of civilization and the still limited scope of choice. The latter indicator can be considered as a disadvantage, which also include: high workload and pricing policy.Further in the article it is said about what criteria should be used to choose glamping, which can be attributed to - geographical location, as well as the types of glamping and glamping. Special attention is paid to the analysis of target groups.The state of glamping abroad is shown, in particular, in those countries where this phenomenon has received the greatest development.The glamping movement in Russia, the impact of the COVID-2019 pandemic on the growth of glamping in our country is considered.

Ключевые слова: глэмпинг, глэм, концепция устойчивого развития, туризм,устойчивый туризм, экологический туризм, Россия Keywords: glamping, glam, sustainable development concept, tourism, sustainable tourism, ecological tourism, Russia

Глэмпинг и концепция устойчивого развития

В последнее десятилетие получила широкое признание концепция устойчивого развития. Глобальное потепление, разрушение озонового слоя атмосферы, загрязнение воздуха и воды - вот только лишь некоторые из тех глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Реалиями нашего времени стало стремление к здоровому образу жизни, к потреблению экологически чистых продуктов, активный переезд жителей мегаполисов в сельскую местность. Не остался в стороне от этого процесса и туризм.

В контексте устойчивости в мире получили большое распространение новые модели экономики, связанные с учетом экологических факторов. Среди них можно выделить две, имеющие непосредственное отношение к экологическому туризму: «зеленая» экономика и «синяя» экономика. «Зеленая» экономика рассматривается как основа устойчивого развития, и рассматривает вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды.

«Синяя» экономика - новая модель, которая рассматривает развитие прибрежных территорий, а также моря и океаны. В этом случае, речь идет и о развитии морского туризма. И обе эти модели тесным образом связаны с понятием «устойчивый туризм».

За последние годы произошли и некоторые изменения в самой сфере туризма. Появились новые направления, которые повлекли за собой формирование самостоятельных новых видов туризма. Одним из таких видов стал экологический туризм, как ответ на стремление людей быть ближе к природе. Экологический туризм тесно связан с сельским туризмом, спрос на который, значительно возрос за последнее время.

Появились новые понятия: «зеленый маркетинг», «зеленый туризм» и его разновидность - «агротуризм».

Также растет спрос на средства размещения, расположенные в экологически чистых местах. К таким средствам размещения относятся кемпинги и глэмпинги.

Понятие «кемпинг» не новое на российском туристском рынке. Кемпинг и путешествия «дикарем» пользовались популярностью среди туристов в течение всего ХХ века. Но если советские семьи брали с собой палатку, набор продуктов, лодку и удочку и отправлялись на две недели на берег реки, то современному туристу уже сложно отказаться от повседневных удобств, таких как интернет, мягкая постель и ванная комната, поэтому на туристском рынке возникает новый тип размещения - глэмпинг.

Английское слово «глэмпинг» сложилось из двух корней «glamour» -гламур и «camping» - кемпинг. Глэмпинг - это разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. [1]

Впервые слово «glamping» прозвучало в 2005 году в Великобритании,

где и появилось первое средство размещение такого типа. Уже к 2010 году

глэмпинги распространяются по всему миру и завоевывают сердца

миллионов туристов, которые хотят насладиться природой, не лишая себя

71

привычных удобств. В 2016 году слово <^1атр^» было внесено в Оксфордский словарь.

Однако подобие глэмпингов появилось еще в Х-Х! веках, когда началось активное завоевание земель. Каждый султан, паша, князь или воевода собирался в поход и не желал отказываться от роскоши. Вместе с ним отправлялись обозы с провиантом для приготовления изысканных блюд, шатры, кухня, кровати, столы и кресла для гостей, поваров, музыкантов и шутов.

Так, богатейший в истории мавританский король манса Муса в 1324 году совершал паломничество в Мекку, за 6500 километров от своего дворца. Двенадцать тысяч слуг и рабынь, одетых в шелка, несли королевский шатёр, в котором восседал манса Муса, и прочий необходимый багаж. Каждый день к королевскому столу в сердце безводной пустыни доставляли свежие овощи и рыбу. По пятницам король возводил небольшую мечеть в том месте, где останавливался на отдых. Поэтомуможно констатировать, что богатейшие правители в истории знали толк в «гламуре» и отдыхе на природе со всеми удобствами. А теперь, в XXI веке уже не нужно везти с собой обозы, кухню и целую команду обслуживающего персонала - все это предусмотрено сервисом глэмпингов.

Преимущества глэмпинга

Глэмпинг - сравнительно новое явление в туристском мире, уже успевшее завоевать сердца сотен туристов. Итак, поговорим о главных преимуществах такого типа размещения для туристов.

1. Экономия времени и сил. Те, кто хоть раз ходил в поход или выбирался на пикник, знают, что поставить палатку, разбить лагерь, собрать дрова и приготовить обед или ужин занимает достаточномного времени и сил. Конечно, есть те, кто любит делать все своими руками, но в современном мире люди настолько выматываются на работе, что выбирают готовый сервис и максимум удобств. Но остаются и те, кто предпочитает пятизвездочные отели по тарифу «а11тс1шгуе» отдыху на природе. Для любителей насладиться природой, не желающих лишний

раз бегать по лесу в поисках дров и колышек для палаток, и существуют глэмпинги.

72

Гости приезжают в готовые «гостиничные номера» с высоким уровнем обслуживания и всем необходимым для привычного образа жизни и могут тратить время исключительно на отдых и наслаждение природой. Об их удобствах позаботятся сотрудники: повар, горничные, менеджер и прочий персонал.

2. Возможность соприкоснуться с природой, не отказываясь от благ цивилизации. Еще недавно одним из самых популярных способов провести отдых или каникулы был выезд на природу с палатками, чаще всего на берег реки или озера. Конечно, такой вид отдыха не всем по нраву. Такие каникулы подразумевают отказ от повседневных удобств - ванной комнаты, санузла, мягкой постели - это не каждому туристу по силам. Глэмпинг - идеальное место для размещения туристов, выбирающих эко-туры, которые все больше и больше пользуются спросом.

Итак, турист имеет в своем распоряжении душ, санузел, питание (зачастую в персонал глэмпинга входит повар высшего класса), всевозможные площадки для медитаций и занятий спортом, а также отдых в экологически чистом районе, возможность забыть на время шум мегаполиса и своеобразный «allinclusive».

3. Узкие рамки выбора. На сегодняшний день глэмпинг еще не повсеместное явление, выбрать место для будущего отдыха действительно очень просто. В бешеном ритме жизни, который захватил почти каждого потенциального гостя глэмпинга, человек не имеет достаточно свободного времени, чтобы искать наиболее выгодный вариант отдыха на миллионах сайтов. Говоря о проблеме нарастания уровня стресса в жизни современного человека, следует отметить, что отсутствие большого ассортимента значительно снижает переживания туриста, который подбирает билеты и бронирует проживание самостоятельно.

Как выбрать глэмпинг?

Сегодня существует множество сервисов по подбору глэмпингов,

причем как по всему миру, так и в России. Проведенный авторами статьи

73

анализ сайтов показал следующее. На сайтеg1amping.com собраны варианты размещения по всему миру, а сайтg1amping.ru предоставляет информацию и предлагает забронировать «улучшенную палатку» в российскихглэмпингах.

В 2020 г. на сайте «Глэмпинг.рф» было представлено 26 предложений. В 2021 году расширилось не только их количество- до 81, но и география предложений. Наибольшее количество глэмпингов находится в Ленинградской области, Краснодарском крае, Республике Карелия и Тверской области. [2]

Географическое расположение глэмпингов в России следующее: Камчатский край - 5, Республика Башкортостан, Тульская область - 3, Ленинградская область - 10, Тверская область - 7, Московская область - 4, Республика Алтай, Якутия, Калужская область - 5, Республика Карелия - 8, Ярославская область - 5, Краснодарский край - 8, Ставропольский край, Новгородская область - 2, Ульяновская область -2, Хабаровский край, Мурманская область - 3, Свердловская область - 4, Нижегородская область, Ростовская область, Республика Хакасия, Астраханская область, Самарская область, Липецкая область, Челябинская область, Тюмень, Калининградская область, Республика Крым - по одному.

Стремительный рост такого количества глэмпингов в 2021 году можно объяснить пандемией С0УШ-2019, оказавшей влияние на развитие внутреннего туризма. Безусловно, глэмпинг, как и любое другое средство размещения имеет как плюсы, рассмотренные выше, так и некоторые недостатки.

Ниже приведены основные из них.

1. Узкие рамки выбора. Действительно, этот пункт можно отнести как к плюсам, так и к минусам. На данный момент глэмпинг пока еще недостаточно распространен в России, услугами такого типа отдыха пока могут воспользоваться туристы только нескольких регионов. Помимо этого, далеко не каждый глэмпинг предлагает услугу трансфера из аэропорта или центра города, что также останавливает туристов, которые не имеют

собственный автомобиль, а удаленность от цивилизации настораживает путешественников-автомобилистов отсутствием или качеством дорог.

2. Высокая загруженность. Эта проблема логически вытекает из предыдущей. Отсутствие большого количества вариантов размещения порождает высокую загруженность тех глэмпингов, которые уже принимают гостей. Помимо этого, популярность отдыха в таком виде неуклонно растет среди населения, что увеличивает спрос на места размещения. К сожалению, российские глэмпинги - это чаще всего небольшие комплексы, в которых от 5 до 15 домиков или палаток. Для того, чтобы отдохнуть в таком комплексе, туристу необходимо заранее, за 2 или более месяца, забронировать место, особенно, если отпуск планируется в периоды высокого спроса, например, летом или в выходные.

3. Ценовая политика. Глэмпы - это средства размещения для людей с достатком выше среднего, и отнести его к бюджетному варианту никак нельзя. Ценовые предложения - от 2000 руб. до 7300 руб, за ночь (по данным на 2021 год). [3]

Можно снять отдельный глэмп на 8 человек за 25 тыс.руб. за ночь. Чаще всего в шатре или палатке размещают 2-3 человек, поэтому за недельный отдых за двоих турист заплатит минимум 17,5 тысяч рублей. Помимо этого, владельцы глэмпингов часто предлагают перечень услуг за дополнительную плату: SPA-процедуры, экскурсии, медитации, тренировки и вечерние мероприятия. Таким образом, на отдых турист потратит значительную сумму, что останавливает достаточно большую долю потенциальных гостей.

Несмотря на некоторые недостатки, многие туристы уже отдыхали или собираются отдохнуть на природе, воспользовавшись услугами глэмпингов.

Анализ целевой аудитории отдыха в глэмпингах показал следующее:

Во-первых, это семьи с детьми. Большинство глэмпингов

предоставляют услуги, как для маленьких туристов, так и для их родителей.

Таким образом, и дети, и их родители проведут время на природе с пользой и

75

отдохнут от привычных ритуалов вроде уборки или приготовления ужинов. Но здесь есть сложность для больших семей: необходимо учитывать возможности размещения в палатке или домике. Глэмпингов, «номера» которых вмещают 4 и более гостей, намного меньше и стоят они дороже.

Во-вторых, глэмпинги пользуются особой популярностью среди соло-туристов. Чаще всего сюда заглядывают те туристы, которые ценят умиротворение и концентрацию на внутренних ощущениях, они выбирают природу и первоклассный сервис для того, чтобы максимально расслабиться и насладиться природой.

И наконец, в-третьих, это пары и молодожены. Около 50% гостей глэмпингов именно те, кто ищут новых идей для романтического уик-энда. Здесь все навевает романтическую атмосферу, здесь же пары и молодожены проводят фотосессии для свадьбы. Глэмпинг - это то место, которое часто выбирают для медового месяца или его части, иногда здесь проводят даже свадьбу или заказывают выездную регистрацию. Причем, все чаще и чаще арендуют весь комплекс и приглашают гостей отметить свадьбу без выкупа, ЗАГСа и ресторана.

Типы глэмпингов

Глэмпинги отличаются друг от друга рядом признаков, что может свидетельствовать о возможной их дальнейшей классификации. Сегодня автором международной системы классификации глэмпингов считается Майя Димник из Словении, основатель компании Wor1dofG1amping. [3].

Согласно этой классификации, типов глэмпингов три: дома на деревьях, тент-структуры (речь о них пойдет ниже), а также лоджи и виллы. Что касается последних, то они представляют собой архитектурно завершенные курорты с роскошными и экстравагантными помещениями постоянных конструкций, но при этом сохраняющие подлинный и прямой контакт с природной средой. В этом сегменте находятся все глэмпинги и экспериментальные помещения с ванными комнатами, такие как: сафари-

домики, палаточные виллы, коттеджи среди природы, надводные виллы и бунгало, роскошные хижины и т.п.[3]

Глэмпинги различаются способом размещения туристов. На сегодняшний день глэмпинг приемлет несколько типов «номеров» - глэмпов. Это: сафари-тент, белл-тент, типи и юрты, гео-купол, эко-дома-глэмы, вагончики и дома на колесах, кубы.

Сафари-тент - один из наиболее используемых в глэмпинге типов жилья. Говоря о современной истории глэмпинга, следует сказать, что это первый тип жилья. Представляют собой большую палатку, состоящую из деревянного высокого каркаса и натянутого тента. Устанавливается на любом ландшафте. Данный тип жилья чаще всего выбирается и используется при организации глэмпинга, так как сафари-тент способен вместить достаточно большие компании туристов. Внутри устанавливаются кровати.

Белл-тент - палатка-колокол, представляющая собой двухслойное покрытие, выполненное из комбинации материалов и закрепленное на центральном шесте, как основном несущем элементе. Сооружение устойчиво, так как создается напряжение растяжками от стен до земли. Внутри устанавливаются кровати.

Типи - круглая палатка, в основании которой находится конус, состоящий из деревянных шестов. В глэмпинг этот тип жилья пришел от индейцев. Диаметр типи обычно от 3 до 6 метров, покрытие - плотная тентованная ткань. Внутри устанавливаются кровати и другая мебель. Однако, типи имеют один существенный недостаток - такая палатка может устанавливаться только в теплое время года.

Юрта - палатка, каркас которой состоит из согнутых реек и брусьев, поверх которых натянута циновка. В глэмпинг юрта пришла от народов Севера. Юрта защищает от ветра, дождя и солнца. Внутри, также как и в других средствах размещения в глэмпингах, устанавливаются кровати, шкафы, тумбы и другая мебель.

Гео-купол - конструкция, которая легко устанавливается на любом ландшафте. Имеет панорамные окна. Могут оснащаться не только комфортабельной мебелью, но также и ванной на огне. Подобное сооружение безопасно с точки зрения экологии для окружающей среды, важно для сохранения первозданности природы. При организации глэмпингов такой тип жилища выбирается в комплексах, которые расположены в живописных ландшафтах. Например, один из купольных глэмпингов находится на Камчатке, недалеко от вулкана Толбачик.

Эко-дома - глэмы, наиболее комфортабельные из всех средств размещения, используемых в глэмпинге. Основное преимущество - то, что эко-дома могут принимать гостей круглый год. Эко-дома представляют собой небольшие домики, чаще всего в лесной местности или на берегу водоемов. В таких домиках имеются не только спальное место - кровать, но также и ванная, санузел и кухня. Подобные дома, также как и дома на деревьях, особенно пользуются спросом в феврале и марте, когда отмечаются такие праздники, как: День Святого Валентина, День защитника Отечества, Международный Женский день.

В последние годы на туристских выставках появились новые предложения - вагончики и дома на колесах. Хотя в России пока должного распространения они еще не получили. Основным плюсом таких средств размещения является их большая мобильность, чем иные типы домиков. Оснащение - постели, мебель для хранения одежды и принятия пищи. Может использоваться для размещения от двух человек, что позволяет отдыхать вместе с семьей или компанией друзей.

Куб - еще один тип средства размещения. Представляет собой домик необычной формы, в котором имеется вся необходимая мебель. Основным минусом является отсутствие внутри санузла и ванной комнаты, что понижает их в рейтинге.

Глэмпинг за рубежом

Сегодня за рубежом глэмпинг развивается активно. Лидером мирового рынка глэмпингов за 2020 год, несмотря на пандемию, стала Великобритания, где открылось 500 новых объектов. И если первый глэмпинг там появился около 20 лет назад, то сегодня из насчитывается уже 3400. [2]

В США отели в стиле глэмпинг открываются по всей стране. Для этого выбираются самые живописные места в национальных парках, таких например, как: Гранд-Каньон, у подножия горы Рашмор или посреди пустыни в Тусоне. Также глэмпингустроен в CedarPomtCountyParkв Ист-Хэмптоне, который расположен у залива Гардинерс. Пользуется спросом у жителей штата Нью-Йорк.Еще один глэмпинг находится в заповеднике AmericanPrairieReserve в штате Монтана. В Неваде расположился экокурорт, который представляет собой ранчо с коттеджами или индейскими вигвамами.

Имеются глэмпинги и в ОАЭ. Так, наиболее известный отель-кемпинг TheRitz-CarltonRasAlKhaimah. AlWadiDesertрасположен в природном заповеднике пустыни Аль-Вади.

В Иордании в пустыне Вади-Рам находится глэмпинг SunCityCampWadiRum, в котором в белых шатрах - полусферах с панорамными окнами есть не только спальня, гостиная, ванная, но и кондиционер, мини-бар и терраса.

Еще один глэмпинг находится в пустыне - в Сахаре, в Марокко. Где среди высоких песчаных дюн эрга Шебби расположились десять тентов в марокканском стиле.

В Намибии, в пустыне Намиб расположен один из самых дорогих и роскошных лоджей страны - BeyondSossusvleiDesertLodge. Плато Соссусфлей в национальном парке Намиб-Науклуфт, который известен самыми высокими песчаными дюнами. Прозрачный потолок позволяет гостям любоваться звездами. Здесь же есть своя обсерватория и профессиональный астроном. Еще один глэмпинг расположен в северозападной Намибии.

В Монголии, в пустыне Гоби с видом на Алтайские горы находится уникальный эколодж, предлагающий размещение в традиционных юртах.

В Национальном парке Южный Кардамом, в Камбодже расположился роскошный глэмпинг.

В Европе тоже достаточно интересных глэмпингов. Так, например, в Испании в бискайских лесах есть постройка, расположенная в 17 метрах от земли на деревьях, рядом с природными парками ОогЬепаи Urkiola. Правда, цена размещения высоковата. Так, дом на двоих - от 140 до 290 евро в сутки. В доме имеются удобства: душ, биотуалет, удобные кровати и интернет.

В Кастилии-Ла-Манче, родине Дон-Кихота есть уникальный глэмпинг - дом-пузырь Miluna Open КаШгеЯоошвс прозрачной крышей и ванной комнатой под открытым небом. Стоимость на двоих - от 189 евро в сутки.

В Наварре есть дом в скале. Южная часть этого региона является местом действия сериала «Игра престолов». Комнаты высечены в скале. Все они оснащены климат-контролем, кухней со всеми удобствами и бесплатным интернетом.

В провинции Аликанте, в Валенсии расположена настоящая палатка бедуинов со всеми удобствами.

Также интересные глэмпинги в Испании - в палатке для серферов, в лесном доме.

В Грузии один из наиболее интересных глэмпингов находится на территории парка Шуагули в 9 км от древнего города Мцхета, в центре долины между реками Арагви и Ксани. Размещение в шести комфортабельных куполах.

Глэмпинг в России

Количество глэмпингов в России неуклонно растет. Первый глэмпинг

появился в нашей стране в 2016 году. Так, если в 2019 году было около

60глэмпингов, то в 2020 - уже 125глэмпингов. [2]И так как пандемия довольно

благотворно сказалась на развитии внутреннего туризма, то в 2021 году их уже

178. К концу сезона ожидается, что количество глэмпингов превысит 200. Из

80

выделенных Ростуризму 1,2 млрд. руб. на гранты для предпринимателей в сфере внутреннего туризма около 60% получили глэмпинги. Эта ниша в туристском секторе показывает, по-сути, взрывной рост и требует минимума инвестиций = в среднем, от 10 млн., включая аренду земли. В настоящее время свое развитие получают также компании по производству модулей для глэмпингов. Пандемия ускорила процесс окупаемости проектов благодаря солд-ауту - при закладке в бизнес-плане горизонта в 3-5 лет, могут окупиться за год-два. Хотя ранее предполагалось, что среднее время окупаемости глэмпинга в нашей стране будет 2-3 сезона [2].

Глэмпинги - становятся базой для развития экоотелей, плавучих глэмпингов на понтонах, временных глэмпингов под проведение мероприятий. Так как модули передвижные, их можно использовать в разное время года в разных местах, а также продавать на вторичном рынке. В Минсельхозе рассматривается возможность разрешения строительства на сельхозземлях гостевых домов.

Однако, многие из этих средств размещения не соответствуют параметрам глэмпинга: не имеют всех удобств, не экологичны или не зарегистрированы как глэмпинги. Первый глэмпинг, открывшийся на территории России, находится в Тульской области. Глэмпинг «Гуляй-город» принимает гостей с 2017 года и пользуется большой популярностью среди туристов. [1]

Сейчас данная ниша сферы размещения туристов по России почти не занята, что дает преимущества для ее развития. Рассмотрим почему.

Во-первых, как уже было сказано выше, уровень конкуренции среди владельцев гламурных кемпингов невысок, так как это явление только набирает популярность среди россиян. Однако уже все больше и больше предпринимателей, в основном молодых, интересуются темой размещения туристов именно в улучшенных кемпингах, чему всячески способствует государственная программа по продвижению глэмпингов на рынок туризма.

Итак, следующее преимущество состоит в том, что государство, заинтересованное в развитии въездного туризма, всячески способствует развитию глэмпингов. Иностранный турист проявляет повышенное внимание к природе России, поэтому кемпинг, обеспеченный всеми удобствами, является заманчивым предложением для европейцев и американцев. Государство разрабатывает систему поддержки предпринимателей, решившихся на открытие своего райского уголка на природе. Так, на портале проектов нормативных актов размещен законопроект о правилах предоставления субсидий на глэмпинги и модульные гостиницы. Начало реализации было назначено на 2020 год. Помимо этого, еще в 2018 году начала активную деятельность Ассоциация глэмпингов России. Члены Ассоциации занимаются развитием уже существующих глэмпингов, помогают владельцев будущих комплексов, а также занимаются решением вопросов о продвижении такого типа размещения среди населения и совершенствованием проектов.

В-третьих, быстрая окупаемость бизнеса привлекает все больше и больше инвесторов. В среднем на открытие небольшого комплекса необходимо около 3 млн. рублей первоначального взноса при средней окупаемости в течение 9-12 месяцев, конечно же, при правильном руководстве и продвижении. Средняя выручка составляет около 800 тыс. рублей в месяц и, соответственно, около 9,5 млн. рублей в год. При ежемесячных затратах на выплаты заработной платы персоналу, налоги и поддержание территории около 365 тыс. рублей в месяц, прибыль составит 435 тыс. рублей. [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, экономическая и политическая ситуация в мире может способствовать повышению прибыли. Иностранные туристы, которые все чаще выбирают Россию для своих путешествий, могут принести хорошую прибыль владельцам глэмпингов. Они уже знакомы с таким типом «апартаментов» и с удовольствием воспользуются услугами гламурных кемпингов даже в регионах,

далеких от столичного. Итак, спрос на глэмпинги растет и продолжит расти как среди россиян, так и среди иностранцев.

И, наконец, последний и, пожалуй, самый главный плюс такого бизнеса в том, что местоположение совершенно не важно. Глэмпинги могут располагаться в самом сердце России, которую некоторые называют «глушью». Туристы, стремящиеся отдохнуть от городской суеты и насладиться красотами природы, поедут хоть на край света, тогда дело за владельцем - необходимо предоставить трансфер и небольшой комплекс в лесной глуши будет принимать большое число гостей.

Конечно, как и в любом другом бизнесе существуют риски. Для процветания глэмпингов основными угрозами могут стать следующие:

1. Риск пожарной опасности. (может быть высоким в случае эксплуатации неисправного оборудования, электропроводки, нарушения требований и правил пожарной безопасности. Об этом необходимо постоянно помнить и не допускать подобных нарушений)

2. Риск получения травм, несчастных случаев. Территория, выбранная для устройства глэмпинга обязательно должна быть изучена с точки зрения безопасности. Стоит позаботиться о разработке рекомендаций для отдыхающих, а также о соблюдении ими правил техники безопасности.

3. Риск проявления стихийных бедствий. Должно быть выбрано место, безопасное как в плане возможного появления оползней и наводнений, так и сейсмологическая опасность должна быть минимальна.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в России имеется большой потенциал для развития глэмпинга.

Источники

1. Ы^://глэмпинг.рф

2. glamping-association.ru

3. worldofglamping.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.