Научная статья на тему 'Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации'

Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1868
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛЭМПИНГ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ГЛЭМПИНГ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдаткина Мария Александровна, Шарипова Элина Раифовна

Наша страна насчитывает 85 субъектов Российской Федерации, в которых проживают представители свыше 160 национальностей, с личными особенными традициями, менталитетом и языком. Каждый из регионов представляет свой уникальный интерес, как культурный, так и природный. В свою очередь, новый мировой тренд в индустрии гостеприимства глэмпинги все больше привлекают туристов своим комфортом для проживания в естественной среде обитания. Интерес к изучению культуры национального быта и традиций гостеприимства различных регионов России, а так же к познанию окружающей природы привела авторов статьи к мысли о создании нового всесезонного вида объекта проживания этнографического глэмпинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдаткина Мария Александровна, Шарипова Элина Раифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации»

УДК 379.837; 392.72

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ГЛЭМПИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Солдаткина Мария Александровна, Шарипова Элина Раифовна

Магистранты второго курса Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация, [email protected]

ilmmaiw bs@mail. т

Научный руководитель:

Пышной Андрей Алексеевич

Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. Наша страна насчитывает 85 субъектов Российской Федерации, в которых проживают представители свыше 160 национальностей, с личными особенными традициями, менталитетом и языком. Каждый из регионов представляет свой уникальный интерес, как культурный, так и природный. В свою очередь, новый мировой тренд в индустрии гостеприимства - глэмпинги все больше привлекают туристов своим комфортом для проживания в естественной среде обитания. Интерес к изучению культуры национального быта и традиций гостеприимства различных регионов России, а так же к познанию окружающей природы привела авторов статьи к мысли о создании нового всесезонного вида объекта проживания - этнографического глэмпинга.

Ключевые слова: глэмпинг, этнографический глэмпинг, индустрия гостеприимства

В каждом уголке нашей страны, будь то в небольшой республике или крупном крае, имеется экологически-чистый уголок природы, в котором так хочется насладиться тишиной и покоем. Но не каждый турист захочет на отдых брать с собой целый походный рюкзак: палатку, коврик, спальник, котелок и другие необходимые в поездке крупногабаритные вещи.

Глэмпинг - это идеальный вариант для мобильных туристов, которые желают с комфортом провести время на природе в одиночку или с компанией друзей. Этот вид кэмпинга предполагает наличие всех благ цивилиации: электричество, туалет, душ с горячей водой, удобные кровати, мебель, повара в ресторане и круглосуточное обслуживание. В свою очередь, сами модули для проживания не являются капитальными строениями и максимально вписаны в природные ландшафты [1] (рис.1).

Рис. 1 - Пример мобильной геокупольной конструкции

Слово «глэмпинг» происходит от двух слов «гламурный» и «кемпинг». Первые виды глэмпинга появились еще в Средневековье, когда главы государств или крупные военачальники во время походов и поездок обустраивали себе комфортабельные передвижные лагеря на природе. Так же подобные переносные средневековые лагеря использовались высшей знатью во время путешествий по новым землям или отправляясь на сафари-охоту в колониальных землях [2].

Определяют следующую классификацию средств размещения глэмпинга:

1) традиционные средства размещения: традиционные постройки и иные виды сооружений, которые спроектированы и построены, основываясь на их естественном объединении с окружающей средой (виллы, коттеджи, эко-гостиницы, амбары, загородные дома, курорты)

2) специфические средства размещения: постройки и иные виды сооружений, которые построены, основываясь на применении органических форм и естественного их объединения с окружающей средой. Ввиду разносторонности их целевого применения выделяются следующие подгруппы:

1. средства размещения с прозрачными стенами, потолком (комнаты-купола, комнаты-капсулы), позволяющие наблюдать за природой в любое время суток;

2. средства размещения, характерные для разных народов мира (юрты, иглу, шатры и др.);

3. средства размещения, расположенные непосредственно в природной среде (комнаты в скалах, дома на деревьях, комнаты под водой и др.);

4. средства размещения, изолированные от иных путешественников (проживание на маяках, на отдельных островах, на скалах и др.)

5. иные средства размещения (палатки, кабузыЗ , минивены и др) [10, с. 34].

В настоящее время глэмп-лагеря располагаются по всему миру, в горах, степях, островах и национальных парках. За последние три года в странах Европы открылось более 1200 глэмпинг-центров самых разных видов. Наиболее высокий уровень развития данного вида отдыха на Европейском континенте отмечается в Великобритании, о чем свидетельствует первое место в списке Glamping.com (38 объектов по данным на сентябрь 2018 г.). В свою очередь, в Перу находится самый известный глэмпинг на высоте Skylodge Suites в виде нескольких прозрачных капсул, установленных на вершине Священной горы в долине Куско [4]. Для того чтобы поселиться в таком отеле, необходимо по металлическим скобам в виде ступенек пройти по скале на высоту 400 метров. В свою очередь, в Финляндии за полярным кругом среди лесов Лапландии для наблюдения за северным сиянием, были построены стеклянные сферы в виде эскимосских игл. Стоимость проживания в иностранных глэмпингах варьируется от 50€ до 1000€ в сутки. На сайте www.glampinghub.com представлено различные вариантов средств размещения по всему миру с их полным описанием: от юрт и комнат-капсул до домиков на деревьях и комнаткуполов посреди пустыни, леса или гор.

В России на данный момент функционируют глэмпинги на Кольском полуострове и в Хабаровском крае на территории Анюйского национального парка [5] (рис.2). Кроме того, Ростуризм, Русское географическое общество и туристическая компания RussiaDiscovery подписали соглашение о развитии глэмпингов в регионах России и в 2020 году появятся еще пять новых точек по всей стране, в том числе, на Дальнем Востоке на Камчатке, Сахалине и в Чукотском автономном округе. Средняя стоимость проживания - от 5000 рублей в сутки и выше [6].

Рис. 2 - Глэмпинг в Анюйском национальном парке (Хабаровский край)

Строительство подобного рода объектов временного проживания в первую очередь обуславливается необходимостью в повышение туристической привлекательность самых уникальных в России природных территорий. При помощи глэмпингов возможно насыщение качественной туристической инфраструктурой те места, где нет возможности построить крупные отели и гостиницы. Кроме того, подобный формат размещения туристов не связан с масштабными инвестициями и длительными сроками строительства, что делает их привлекательными для инвесторов и представителей малого и среднего предпринимательства.

Так же в нашей стране была организована Ассоциация Глэмпингов России, которая объединяет всех заинтересованных владельцев бизнеса, помогает в управлении, формирует стандарты строительства и функционирования глэмпинг-объектов [1].

В рамках реализации проекта глэмпингов возможно так же выразить традиции гостеприимства и этнографию русских народов. Несмотря на политическую нестабильность, Россия всегда считалась самой гостеприимной страной в мире. По традиции, хозяин дома, в который попал гость, создает максимально комфортабельные условия для его проживания. До сих пор российская культура очень чтит всех гостей, широко празднует праздники и щедро одаривает подарками на прощание.

Наша страна исторически богата и наполнена большим количеством самых разнообразных национальностей, проживающих от Калининграда до Камчатки. Во многих деревнях в связи с потерей интереса со стороны современной молодежи начали вымирать многие национальные традиции и языки.

Для того чтобы показать туристам весь масштаб гостеприимства и первозданную природу России, а так же не дать умереть культуре древних российских народов и дать возможность путешественникам познакомиться со старинными традициями, авторами статьи предлагается создать сеть этнографических глэмпингов по всей территории страны.

Этнографический глэмпинг - это ограниченная в пространстве природная территория с такими объектами, как

1. Сооружение зоны службы приема и размещения, зоны общественного питания (ресторан) и сцены для проведения мероприятий;

2. Комплекс жилых помещений;

3. Общественная зона с местами для отдыха: беседки, лежаки;

4. Автостоянка (минимум в 500 метрах от глэмпинга, в не зоне видимости);

5. Участок инженерного обеспечения - водозабор и узел очистки воды, очистные сооружения местной канализации.

Так же могут быть возведены и другие объекты, например, бани и spa-кабинеты.

Все сооружения объединяет внутренний единый дизайн, ориентированный под уникальный этнический стиль в зависимости от региона размещения. Жилые помещения должны иметь допустимую степень изоляции друг от друга. В каждом проекте такая изоляция определяется местными условиями, строительными, пожарными и санитарными нормами.

Сооружения этнографического глэмпинга может быть как сезонное, например, в виде сафари-тентов (рис. 2), так и круглогодичное, в виде геокуполов (рис.3) [8;9].

Рис. 3 - Пример сафари-тента проекта «Дикий дом» компании Fantalis

Рис. 4 - Пример круглогодичного геокупола компании Fullerdome Потенциальные потребители этнографического глэмпинга - категория 18+: одиночные путешественники, супруги, молодые пары и компании друзей, желающие

отдохнуть от городской суеты на природе в комфортных условиях. Для любителей активного отдыха в подобного рода местах проживания организовываются радиальные пешие маршруты-экскурсии для детального знакомства с геологическими реликтами и историко-культурным наследием региона нахождения.

Проживание с маленькими детьми не предусмотрено. Тем не менее, присутствие мелкогабаритных животных разрешается.

Все глэмп-лагеря должны иметь универсальный дизайн, а именно создавать доступную среду для туристов с ограниченными возможностями.

Основные условия для территории в месте возведения этнографического глэмпинга:

- наличие природной уникальности;

- наличие историко-культурного наследия;

- наличие экскурсионных маршрутов по местности;

- наличие водоема;

- наличие городской инфраструктуры не дальше 20 км от глэмпинга (для покупки продуктов питания, канцелярских принадлежностей, стирки белья и т.д).;

- возможность проведение электросетей;

- транспортная доступность;

- возможность проведения сети доступа в Интернет, в том числе проведения ш-й по всей территории лагеря.

Каждый этнографический глэмпинг представляет собой уникальный вид и разрабатывается индивидуально. Так же от масштабности проекта зависит его стоимость и сроки возведения. К примеру, строительство небольшого глэмп - комплекса с 4 жилыми объектами стоит около 4 000 000 рублей (500 000 рублей - одно жилище, плюс монтаж и интерьер). По времени занимает около 2 месяцев. Окупаемость проекта зависит от наличия туристического потенциала региона, разнообразие предоставляемых услуг и создания максимальной привлекательности объекта.

К преимуществам возведения глэмп-лагерей можно отнести всесезонную активность туристов, а так же использование инновационные технологии в области эко-инжиниринга, эко-строительства и ресурсосбережения при строительстве [7, с.198].

Хочется обратить особое внимание на то, что Россия - многонациональное государство, обладающее неоценимым культурным богатством. Регионы много делают для того, чтобы нематериальное культурное наследие каждого нашего народа сохранялось. На современном этапе, лучший способ сохранения нематериального культурного наследия - это популяризация этнокультурных традиций в молодежной среде. Глэмпинги относятся к относительно новому и современному виду отдыха,

поэтому в посещении таких лагерей очень заинтересована молодежь. Этнографическая направленность глэмпингов будет выполнять просветительскую функцию и позволит популяризировать нематериальное культурное наследие народов России. Активные формы, эмоционально наполненные соучастием, способствуют не только популяризации культурного наследия народов, но и формированию гордости за свою страну, ее историю и культуру [3].

Таким образом, возведение этнографических глэмпингов на территории регионов Российской Федерации с уникальными природными объектами и историко-культурным наследием помогут в развитии внутреннего туризма по средствам рационального использования всего потенциала региона, что позволит увеличить привлекательность региона. Создание глэмпинга позволит туристам наслаждаться отдыхом, не нанося ущерба и вреда природным и историческим достопримечательностям, а так же изучать культуру и традиции гостеприимства по всей территории России.

Литература

1. Ассоциация Глэмпингов России. // URL: https://dikiydom.com (дата обращения 01.12.2019)

2. «Глэмпинг» - новый вид эко-туризма в России. // URL: https://глэмпинг.рф/blog/glamping/ (дата обращения 02.12.2019)

3. Единый портал популяризации культурного наследия и традиций народов России. // URL: https://mosmetod.ru/ (дата обращения 03.12.2019)

4. Отель Skylodge Adventure suites / Скайлодж. // URL: https://www.explorebyyourself.com/peru (дата обращения 02.12.2019)

5. Приключения и открытия в России. // URL: https://www.russiadiscovery.ru/news/glamping/ (дата обращения 03.12.2019)

6. Ростуризм, русское географическое общество и russiadiscovery договорились на развитие глэмпингов в России. // URL: https://www.russiatourism.ru/news/16354/, (дата обращения 02.12.2019)

7. Кондрашина М.К, Волкова Т.А. Глэмпинг как новое направление в туризме // Сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. -2017. -С 197-200.

8. RussiaDiscovery. Открываем глэмпинги во всей России// URL: https://glamping.russiadiscovery.ru/ (дата обращения 09.12.2019)

9. Глэмпинг в России // URL: https://www.fantalis.ru/projects/glamping/ (дата обращения 09.12.2019).

10. Дедок В.М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства // Современные тенденции развития международного туризма в мире и республике Беларусь в условиях глобализации. - 2018. -С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.