Научная статья на тему 'Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области'

Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАВАНИНГ / АВТОТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИЗМ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / CARAVANNING / AUTOTOURISM / INFRASTRUCTURE / TOURISM / ACCOMMODATION VEHICLES / SPECIALIZED ACCOMMODATION FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкуропат Светлана Геннадьевна, Жуков Павел Викторович

В статье рассматривается индустрия туризма и гостеприимства как сфера хозяйственной деятельности и особенности ее инфраструктуры на примере транспортных средств размещения. Представлены особенности специализированных средств размещения в индустрии туризма, их типология. Показывается роль транспортных средств размещения в системе средств размещения туристов, в том числе на основе анализа нормативных документов. Авторы раскрывают особенности функционирования водных и наземных видов транспорта в системе туристского сервиса. Анализируется зарубежный и отечественный опыт развития данных типов средств размещения. Предлагаются возможные пути развития туризма в Ленинградской области с учетом необходимости развития туристской инфраструктуры на примере развития караванинга, автотуризма и водного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist accommodation vehicles as part of the tourism industry infrastructure: problems of typology and functioning in the Leningrad Region

The article deals with the tourism and hospitality industry as a sphere of economic activity, and features of its infrastructure on the example of accommodation vehicles. The features of specialized accommodation in the tourism industry and their typology are presented. The role of accommodation vehicles in the system of accommodation facilities for tourists is shown, including on the basis of analysis of regulatory documents. The authors reveal the peculiarities of functioning of water and land transport modes in the system of tourist service. Foreign and domestic experience of development of these types of accommodation facilities is analyzed. Possible ways of tourism development in the Leningrad region are proposed, taking into account the need to develop tourism infrastructure on the example of the development of caravanning, auto-tourism and water tourism.

Текст научной работы на тему «Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области»

УДК 338.488.2(470.23)

Шкуропат С. Г., Жуков П. В.

Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области

В статье рассматривается индустрия туризма и гостеприимства как сфера хозяйственной деятельности и особенности ее инфраструктуры на примере транспортных средств размещения. Представлены особенности специализированных средств размещения в индустрии туризма, их типология. Показывается роль транспортных средств размещения в системе средств размещения туристов, в том числе на основе анализа нормативных документов. Авторы раскрывают особенности функционирования водных и наземных видов транспорта в системе туристского сервиса. Анализируется зарубежный и отечественный опыт развития данных типов средств размещения. Предлагаются возможные пути развития туризма в Ленинградской области с учетом необходимости развития туристской инфраструктуры на примере развития караванинга, автотуризма и водного туризма.

Ключевые слова: караванинг, автотуризм, инфраструктура, туризм, транспортные средства размещения, специализированные средства размещения.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.71.57 Экономика туризма.

ВАК: 08.00.05

SHkuropat S. G., ZHukov P. V.

Tourist accommodation vehicles as part of the tourism industry infrastructure: problems of typology and functioning

in the Leningrad Region

The article deals with the tourism and hospitality industry as a sphere of economic activity, and features of its infrastructure on the example of accommodation vehicles. The features of specialized accommodation in the tourism industry and their typology are presented. The role of accommodation vehicles in the system of accommodation facilities for tourists is shown, including on the basis of analysis of regulatory documents. The authors reveal the peculiarities of functioning of water and land transport modes in the system of tourist service. Foreign and domestic experience of development of these types of accommodation facilities is analyzed. Possible ways of tourism development in the Leningrad region are proposed, taking into account the need to develop tourism infrastructure on the example of the development of caravanning, auto-tourism and water tourism.

Key words: caravanning, auto-tourism, infrastructure, tourism, accommodation vehicles, specialized accommodation facilities.

JEL classifications: L 91

© Шкуропат С. Г., Жуков П. В., 2019 © SHkuropat S. G., ZHukov P. V., 2019

Индустрия туризма и гостеприимства как сфера хозяйственной деятельности является весьма сложной системой, функционирующей в сильно дифференцируемой экономической среде, и степень ее развития сильно зависит от степени развития экономики страны в целом. Развитие этой сферы включает в себя и развитие инфраструктуры, в первую очередь - средств размещения, разнообразие которых в последнее время не может не удивлять. В связи с этим научно-практический интерес представляют исследования, связанные с возможностями развития данной индустрии в конкретных странах и регионах с учетом имеющегося практического опыта и инноваций.

Современная сфера гостеприимства, являясь частью сферы туризма, предлагает туристу множество разнообразных средств размещения, различающихся между собой по комфорту, цене, месту расположения [5, с. 45]. В работах И.В. Зорина, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнова, В.С. Сенина, А. В. Денисенко [8; 10] анализируются рекомендации к международной классификации средств размещения туристов, разработанной экспертами Всемирной туристской организации (UNWTO). В данной классификации все средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные средства размещения туристов.

Национальные классификации средств размещения во многом следуют логике ВТО, хотя имеют и разночтения с нею. Наиболее интересной в этой классификации представляется разряд «Специализированные средства размещения» (это средства размещения, которые помимо предоставления услуг размещения выполняют специализированную функцию), которая, в свою очередь делится на группы. Наиболее интересной группой специализированных средств размещения можно без сомнения назвать группу «Общественные средства транспорта», которую составляют водные виды транспорта: ботель, фло-

тель, яхты и наземные виды транспорта; а также ротель и отели-поезда.

Если рассматривать систему транспортного обеспечения в туризме в целом, то обычно различают нижеследующие направления.

Туристские перевозки - входят в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур. Под перевозкой подразумевается в первую очередь доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно.

Трансфер - предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов. В соответствии с ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» трансфер обозначен как «услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место) временного пребывания до места размещения и обратно. Программой путешествия могут быть предусмотрены также дополнительные внутренние перевозки в пределах страны (места) временного пребывания туристов» [4]. Соответственно с п. 3.20 этого же ГОСТа перевозчик - это «организация или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по перевозке туристов различными видами транспорта» [4].

Также выделяют транспортное обслуживание при экскурсионных поездках, внутригородских перевозках, междугородних и т. д.

Однако транспорт в туризме можно рассматривать и как средство размещения. Рассмотрим специфику различных видов транспорта как средств размещения в туризме.

Водный транспорт.

Если проанализировать основные понятия, данные в тексте ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», то мы увидим, что среди видов средств размещения выделены специализированные средства размещения, к которым относят, «транспортные специализированные средства размещения:

общественный пассажирский транспорт (теплоходы, суда, паромы), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, круизные речные и морские суда, яхты, катера, плавучие гостиницы/отели прогулочные корабли, флотели, акватели/ботели, ротели и т.п.» [2]. В документе ГОСТ Р 55319-2012 «Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения» раскрываются следующие термины: в «п. 3.9 акватель/ботель: стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство, переоборудованный и используемый в качестве средства размещения туристов. Небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно.

То есть ботель - это небольшая, плавучая гостиница, обычно списанное транспортное средство и, соответственно, оборудованное. Такие ботели часто расположены вдоль набережных в городах, встречаются ботели в Санкт-Петербурге, Выборге, Амстердаме и т. п. [6]. Например, в Санкт-Петербурге в 2018 г. в преддверии чемпионата мира по футболу, были определены 10 мест для строительства 3* бо-телей в акватории Невы недалеко от центра города.

Также ботели могут быть сконструированы с использованием базы бывших плавучих кранов и дебаркадеров.

Флотель/круизное судно. Крупная плавающая гостиница (отель) на воде, специально оборудованное судно, предоставляющее услуги по размещению (проживанию) и питанию туристов и услуги для активного отдыха, включая бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, киноконцертные залы, конференц-услуги, разнообразное информационное обеспечение и др.» [3].

Речные суда также могут использоваться как флотели зимой, «вмерзая в лед» на реке около пристани или речного вокзала, и при-

нимать постояльцев как гостиница, правда, такие средства размещения плохо приспособлены для эксплуатации в зимней период.

Морские суда чаще используются как флотели и востребованы они в основном в РФ в тех городах, где не хватает собственных средств размещения в дни проведения массовых мероприятий. Например, во время Олимпийских игр в Сочи два парома из Санкт-Петербурга дошли своим ходом до Черного моря и работали на рейде как флотели. Такие примеры использования круизных и паромных судов в формате флотелей даже в большем объеме были представлены во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Речные круизные суда можно разделить на две основные группы: круизные и экскурсионно-прогулочные [7].

Первая группа - это суда, характеризующиеся наличием спальных мест и позволяющие совершать туры от нескольких дней до нескольких недель:

- каютные суда, оборудованные каютами и спальными местами, эксплуатируются в качестве собственно круизных судов, а также как плавучие гостиницы во время стоянки у причала, как правило, это 2-4-палубные суда, принимающие на борт до 400 человек позволяющие совершать многодневные круизы;

- суда с минимальным количеством кают от 4 до 19, которые используются в качестве прогулочных судов, но могут совершать и суточные переходы. Это суда «КолёсовЪ», «ДоброходЪ» и «Сура» компании «Гамма»;

- бывшие грузовые суда - обычно эксплуатируются на каналах в качестве прогулочных судов с функцией «отеля на ночь».

Вторая группа - суда для однодневных прогулок, эксплуатирующиеся на коротких рейсах, продолжительностью не более одного дня:

- прибрежные прогулочные суда, причем из новых судов такого класса необходимо отметить 10 судов-катамаранов, которые начали

эксплуатировать на р. Москва. Первоначально планировалось, что суда придут в Москву к началу чемпионата мира по футболу 2018 г. и будут задействованы на прогулочных маршрутах в центре Москвы. Однако сроки сильно затянулись и в столицу теплоходы прибыли двумя партиями по пять штук в середине октября и начале ноября 2018 г.

- суда, предназначенные для прогулки в течение одного дня с функцией ресторана на борту; обычно используют и для проведения праздничных мероприятий. На судах данного типа также увеличен спектр предоставляемых услуг (театр, музыкальные мероприятия, бизнес-встречи, корпоративы), появились и нестандартные услуги (встреча праздников Рождества, Нового года). Современная тенденция развития судов данного типа влияет на их дизайн, к примеру, появляются суда-галереи и др., это двухпалубные суда типа «Нева» и «Москва»;

- малые экскурсионные суда, предназначенные для коротких экскурсий, представленные такими типами судов, как «Мойка» и «Фонтанка», эксплуатирующиеся на реках и каналах Санкт-Петербурга как «речные трамвайчики».

В 2017 г. Россия была включена британским изданием The Telegraph в рейтинг лучших круизных направлений 2017 г., в том числе маршрут между Санкт-Петербургом и Москвой. Федеральное агентство морского и речного транспорта отмечает устойчивый интерес иностранных туристов к речным круизным маршрутам в России. В качестве аргумента представители агентства ссылались на статистические данные, например, «в Санкт-Петербурге ежегодно речные круизные суда совершают около 500 заходов, перевозя более 200 тыс. пассажиров, из которых 150 тыс. - это иностранные туристы [11].

Наземные виды транспорта.

Сегодня модным видом отдыха среди туристов являются путешествия на поезде, сочетающим в себе отель класса «люкс», ресторан и

транспорт. Среди наиболее известных отелей-поездов, несомненно, стоит назвать «Orient Express» - ветеран Европы. Это старейший в Европе поезд дальнего следования, возраст которого примерно 120 лет, он до сих пор считается эталоном роскоши, изысканности и вместе с тем уюта и комфорта. Сегодня «Orient Express» представляет собой удачное сочетание современных технологий и интерьера XIX в. Новейшая техника гарантирует безопасность и надежность, а внутренний дизайн вагонов переносит в мир роскоши. Самый легендарный маршрут Париж - Стамбул. Пассажирами «Orient Express» в свое время были британская королева Елизавета II, президент Франции Шарль де Голль и даже Никита Хрущев. В огромном списке знаменитых пассажиров нельзя не заметить такие имена, как Марлен Дитрих, Мата Хари, Шон Коннери, Альфред Хичкок и Агата Кристи. Кстати, именно благодаря популярному детективу Агаты Кристи «Убийство в "Восточном экспрессе"», этот поезд стал «мировой знаменитостью» [14].

В России также есть маршруты путешествий на отелях-поездах, предлагаемых компанией «Российские железные дороги». Однако они, скорее, относятся к категории VIP путешествий из-за их дороговизны.

Интересный опыт путешествий предлагает туристам немецкая компания «Ротель-турс» - путешествие на ротеле. Идея «катящегося» отеля принадлежала предпринимателю Георгу Хёльтлю. Собственно ротель - это передвижная гостиница - на базе автобуса или автобуса со спальным прицепом, представляющая собой вагон с одно- и двухместными номерами: спальными отсеками, кухней, общим туалетом. Термин Ротель происходит от сокращения «rollende hotel» - «катящийся отель». Придумал его и запатентовал принцип работы предприниматель Георг Хёльтль. Свою компанию Георг основал в 1945 г. как семейное предприятие, идея экономичного путешествия на ротеле соответствовала экономической ситуации в послевоенной Европе, но оказалась очень живучей и востребованной. Сегодня у компании бо-

лее сотни маршрутов в Европе, Африке, Ближнем Востоке, Азии, Америке. Что касается правил безопасности, то находится в спальных отсеках можно только во время стоянки. Чтобы туристы могли освежиться ротель останавливается в кемпингах или в недорогих отелях. Также ротель оснащен раскладной кухней, и если ротель находиться вдалеке от пунктов, где можно перекусить, тогда персонал разворачивает походную кухню. Конечно, путешествие на ротеле предполагает малокомфортабельные условия и предназначены для людей, которых влечет дух приключений и жажда открытий, кому не нужны условия 5* отелях [6]. Однако для такого путешествия необходима соответствующая дорожная инфраструктура. Кемпинги, кемпо-стоянки, где можно слить отходы, пополнить запасы питьевой воды, принять душ и т. п.

Сегодня во всем мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо стандартных автозаправок и мотелей можно встретить оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Как правило, в такие объекты включены и гостиницы.

Но сегодня придорожный инфракомплекс стал постепенно расширяться, тем не менее по сравнению с западными странами и США данный сегмент в России представлен слабее. Если АЗС и станции техобслуживания встречаются на крупных трассах уже достаточно часто, то сегмент средств придорожного размещения, таких как кемпинги и мотели, представлен в меньшей степени.

Кемпинг (англ. camping, от camp - располагаться лагерем) - летний лагерь для туристов, путешествующих на своем транспорте с палатками или домиками легкого типа и местами для стоянки автомобилей (непосредственно у палаток или на общей площадке). Согласно ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», кемпинг -

это ограниченная территория с санитарными объектами, на которой располагаются шале, бунгало, палатки, автофургоны, автоприцепы, передвижные автодома, а также оборудованные площадки для размещения палаток, автофургонов и пр.» [1].

В кемпинге к услугам туристов могут быть рестораны, магазины, спортивные и развлекательные сооружения, однако вышеперечисленные услуги не являются обязательными. Отличие базы отдыха от кемпинга заключается в том, что в кемпинге имеются оборудованные площадки, на которых можно установить палатку, автофургон, автоприцеп, автодом туриста, приехавшего на собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться услугами средства размещения. Функционирование кемпинга основано на самообслуживании туристов. Эти комплексы принимают на своей территории автотуристов, путешествующих на автодомах и автомобилях с прицепами, и предоставляют следующие условия для проживания: заправка баков автодома чистой водой, подключение к 220 V, слив использованной воды, парковка. Иногда кемпинг включает столовую, прачечную, спортивные и танцевальные площадки, кинозал, отделение связи и магазины и т. п. На территории кемпинга возможно проживание в палатках, стационарных вагончиках, а также в своих автодомах.

В кемпинге туристам могут быть предложена аренда палатки, туристской мебели, посуды. Территория кемпинга ограждена и находится под круглосуточной охраной. Площадка оборудована центральным водоснабжением, душевыми и туалетами общего пользования. Осуществляется прокат спортивного инвентаря, производится уборка территории и пляжа, вывозится мусор, есть спортивные площадки, работают организаторы спортивных и культмассовых мероприятий, эстафет и конкурсов, проводятся дискотеки. Оборудована кухня и может быть организовано питание. Можно брать на прокат байдарки, лодки, велосипеды, спальные мешки [6, с. 94].

В качестве примера можно привести кемпинг «Дом Туриста Саб-лино» (Ленинградская область). На территории кемпинга работает гостевой дом, есть места для разбивки палаток и стоянка для автомобилистов, в том числе для водителей автодомов и мототуристов. Для туристов предлагаются следующие услуги: кухня/столовая общая зимняя; кухонное оборудование и принадлежности (микровол-новка, холодильник на этажах, столовая посуда, чайники электрические и газовые, газовые плиты); ванные комнаты с душем, умывальником и туалетом зимние и летние; белье постельное, телевизор общий (в столовой), телевизор в номере (при наличии), Wi-Fi, аренда спальника [13].

В отличие от привычных нам кемпингов, сегодня появились такие средства размещения, как глэмпинги (от гламурный кемпинг), которые предлагают также отдых на природе, но в более комфортабельных условиях. К услугам туристов в глэмпингах: душевые/ванные, сервис питания, а главное необычный дизайн объекта размещения и роскошный вид на природу [14]. В туристском бизнесе даже сложилась собственная типология объектов размещения в глэмпинге:

- Тенты.

- Домики на деревьях.

- Хижины и коттеджи.

- Трейлеры.

- Вигвамы.

- Юрты.

- Кубические и купольные дома.

- Избы.

- Экодома, построенные из экоматериалов.

- Виллы.

- Фермы.

- Фургоны [15].

Аналогов такому виду путешествий нет за исключением карава-нинга, т. е. путешествия на автодомах и прицепах. Сегодня большой интерес у российских туристов вызывает вид путешествий, связанный с использованием специальных туристских транспортных средств, которые объединены под одним названием «дома на колесах». Передвижение, проживание в доме на колесах называется караванингом [9, с. 5]. Караванинг развит за рубежом, так как в Европе и Америке хорошо развита соответствующая дорожная инфраструктура. В России сегодня для развития таких специализированных форм гостеприимства препятствует прежде всего неразвитость дорожной инфраструктуры, хотя за последние годы были сделаны конкретные шаги. Немало надежд в этом отношении возлагают на деятельность Национальной ассоциации караванинга [12].

Для развития караванинга и автомобильного туризма важно работать над созданием имиджа России как страны благоприятной для туризма, с разнообразным внутренним туристским продуктом высокого качества, для этого необходим обмен опытом с международными организациями отрасли караванинга, создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо учитывать зарубежный опыт для развития рекреационной сферы, которая могла бы быть ориентирована и на иностранных гостей, прежде всего жителей Финляндии, если бы был учтен опыт Финляндии в сфере организации рекреационного отдыха. Например, в Ленинградской области явно не хватает туристской инфраструктуры, ориентированной на автомобилистов, тогда как в Финляндии существует налаженная сеть кемпингов для приема автомобилистов на кемперах и караванах. Так, есть возможность и необходимость развивать сервис renta саг-караванов и кемперов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в расчете на путешествия по области по

специально разработанным маршрутам, но для этого нужно создать соответствующую инфраструктуру - кемпинги и кемпер-стоянки, а также издавать в печатном или электронном виде на разных языках подробный справочный каталог «Автомобильный туризм в Ленинградской области» с описанием мест отдыха и предлагаемого сервиса. Как результат эти меры могли бы способствовать привлечению иностранных караванеров и стимулировать развитие внутреннего караванинг-туризма.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что особый интерес для развития таких направлений в туризме в Ленинградской области, как караванинг, автотуризм, водный туризм, спортивный туризм могут представлять специализированные средства размещения (транспортные). И, хотя правильное понимание и позиционирование специализированных транспортных средств размещения дает хорошие возможности для реализации таких форм гостиничного бизнеса, однако развитие новых видов туризма в Ленинградской области невозможно без развития соответствующей инфраструктуры, требующей координации усилий всех участников туристического рынка: туристических фирм, ассоциаций, бизнеса, государственных структур.

Список литературы

1. ГОСТ Р 53423-2009. «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения кемпинг». - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.03.2019).

2. ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.02.2019).

3. ГОСТ Р 55319-2012 «Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения» http://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.02.2019).

4. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -URL: http://docs.cntd.ru/document/1200077638 (дата обращения: 20.01.2019).

5. Бурнавцева Э.Р. Современные маркетинговые стратегии международных гостиничных компаний. - М.: Изд-во КГУ, 2010. - 328 с.

6. Гостиничное дело / С.Г. Шкуропат, Н.А. Михеева, Т.В. Скрипова, Е.Е. Марченко, Г.Н. Кокшина, Е.В. Кокшина, В. Г. Велединский, П. В. Жуков: учебное

пособие для бакалавров и магистров. - СПб., 2015. Сер. Стандарт 3-го поколения; 2-е изд., перераб. и доп. - 33б с.

7. Егоров Г. В. Анализ опыта европейских речных круизов и его влияние на проектирование отечественных пассажирских судов нового поколения II Морской вестник: Изд-во «Мор Вест». - СПб., 2012. - № 3(43). - С. 23-29.

В. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности: учеб. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 2ВВ с.

9. Локтев Д., Локтева О. Караванинг. - М.: Аякс-Пресс, 200В. - 144 с.

10. Сенин В.С., Денисенко А.В. Классификация гостиниц и других средств размещения. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 155 с.

11. Войнов К. Потенциал речных просторов. Газета «Транспорт России», № 4, 2011 г. - URL: http:llwww.transportrussia.rulrechnoy-transportlpotentsiai-rechnyh-prostorov.htmi.

12. Сайт Национальной Ассоциации Караванинга России. - URL: http:IIwww.naoc.ru (дата обращения: 02.09.201В).

13. Сайт кемпинга «Дом Туриста Саблино». - URL: http:I Iwww.motosabiino.ru (дата обращения: 02.02.2019).

14. Сайт Российский портал о путешествиях. - URL: http:IIfashiontravei.ruI articieslfashionlitem^^ (дата обращения: 02.02.2019).

15. Сайт Идеи бизнеса. - URL: http:IIwww.homebusiness.ru (дата обращения: 03.09.201В).

References

1. GOST R 53423-2009. «Turistskie usiugi. Gostinicy i drugie sredstva razmesh-henija turistov. Terminy i opredeienija kemping». URL: http:IIdocs.cntd.ru

2. GOST R 511В5-2014 «Turistskie usiugi. Sredstva razmeshhenija. Obshhie tre-bovanija». http:IIdocs.cntd.ru

3. GOST R 55319-2012 «Usiugi sredstv razmeshhenija. Obshhie trebovanija k speciaiizirovannym sredstvam razmeshhenija». URL: http:IIdocs.cntd.ru

4. GOST R 53522-2009 Turistskie i jekskursionnye usiugi. Osnovnye poiozhenija. Jeiektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii. URL: http:lldocs.cntd.ruldocumentl1200077638

5. Burnavceva Je.R. Sovremennye marketingovye strategii mezhdunarodnyh gos-tinichnyh kompanij I Je.R. Burnavceva. Moscow: KGU Pubi., 2010. - 32В p.

6. Gostinichnoe delo. Shkuropat S.G., Miheeva N.A., Skripova T.V., Marchenko E.E., Kokshina G.N., Kokshina E.V., Veiedinskij V.G., Zhukov P.V. Uchebnoe posobie dija bakaiavrov i magistrov. St. Petersburg, 2015. 33б p.

7. Egorov G.V. Anaiiz opyta evropejskih rechnyh kruizov i ego viijanie na proektiro-vanie otechestvennyh passazhirskih sudov novogo pokoienija. G.V. Egorov. Morskoj vestnik, 2012. № 3(43). p. 2б-34.

В. Zorin I.V., Kaverina T.P. Kvartal'nov V.A. Turizm kak vid dejatel'nosti: ucheb. Moscow: Finansy i statistika Pubi., 2005. 2ВВ p.

9. Loktev D., Lokteva O. Karavaning. Moscow: Ajaks-Press, 200В. 144 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Senin V.S., Denisenko A.V. Klassifikacija gostinic i drugih sredstv razmeshhenija. Moscow: Finansy i statistika Pubi., 2007. 155 p.

11. Vojnov K. Potencial rechnyh prostorov. Gazeta «Transport Rossii», № 4, 2011 g. URL: URL: http:llwww.transportrussia. rulrechnoy-transportlpotentsiai-rechnyh-prostorov.htmi

12. Sajt Nacionai'noj Associacii Karavaninga Rossii. URL: http:llwww.naoc.ru

13. Sajt kempinga «Dom Turista Sabiino». URL: http:llwww.motosabiino.ru

14. Sajt Rossijskij portai o puteshestviyah. URL: http:llfashiontravei.rul|articies Ifashion litem^^

15. Sajt Idei biznesa. URL: http:llwww.homebusiness.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.