УДК 338.48; 338.46
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10203
БЕЗРУКОВА Наталья Львовна
Московский педагогический государственный университет (Москва, РФ); кандидат экономических наук; e-mail: instance98@yandex.ru
ГЛЭМПИНГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Статья посвящена направлению в кемпинг-туризме - глэмпингу, который рассматривается с позиции развития отдыха на открытом воздухе. Целью статьи является сбор и систематизация информации по глэмпингу, а также рассмотрение перспектив развития в российских условиях. Приводится экскурс в историю возникновения названия и доказывается, что данное явление не новое, как некоторые пытаются его представить. В статье обобщается материал по существующему понятию «глэм-пинг» в научной литературе и публицистике. Предпринята попытка сформулировать определение глэмпинга. Формулируется основная мысль, что глэмпинг является комбинированным турпродуктом, где природа и окружающий ландшафт являются его неотъемлемой частью. Рассмотрены виды глэмпинга, проведена их категоризация, представленная в систематизированной форме. Выделены особенности российского глэмпинга по видам используемых объектов размещения, потребителям и услугам. В статье определены основные сегменты потребителей, дается их краткая характеристика и перспективы роста. Уделено внимание факторам, способствующим развитию глэмпинга в России. По мнению практиков, глэмпинг является гибким бизнесом, способным развиваться вместе с потребительскими предпочтениями. В настоящее время уже сформировались три направления развития, которые могут быть реализованы в российских условиях.
Ключевые слова: туризм, кемпинг, глэмпинг, виды глэмпинга, российский глэмпинг, перспективы развития.
Для цитирования: Безрукова Н.Л. Глэмпинг: понятие, виды и перспективы развития в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №2. С. 28-37. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10203.
Дата поступления в редакцию: 25 апреля 2020 г. Дата утверждения в печать: 26 мая 2020 г.
UDC 338.48; 338.46
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10203
Natalia L. BEZRUKOVA
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia); Associate Professor; e-mail: instance98@yandex.ru
GLAMPING: THE CONCEPT, TYPES AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA
Abstract. The article is devoted to glamping, the direction in camping tourism, which is considered as a type of outdoor recreation. This study is aimed at collecting and organizing information on glamping, as well as considering the development prospects under Russian conditions. The author gives brief description of the history of this concept and proves that this phenomenon is not new, as some try to present it. The article summarizes the material on the existing concept of "glamping" in the scientific literature and journalism. The author attempts to formulate the definition of glamping and provides the main idea that glamping is a tourist product organically combining nature and the surrounding landscape. The article considers types of glamping, presents their categorization in a systematic form. The features of Russian glamping by types of used accommodation facilities, consumers and services are highlighted. The article defines the main segments of consumers, gives their brief description and growth prospects. The author pays attention to factors contributing to the glamping development in Russia. According to practitioners, glamping is a flexible business that can grow along with consumer preferences. At present, three development directions have already been formed that can be implemented in Russian conditions.
Keywords: tourism, camping, glamping, outdoor recreation, glamping form, development prospects
Citation: Bezrukova, N. L. (2020). Glamping: The concept, types and development prospects in Russia. Service and Tourism: Current Challenges, 14(2), 28-37. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10203. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 25 April 2020 No potential conflict of interest was reported by Accepted 26 May 2020_the author(s)._
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Введение. Принято считать, что «глэмпинг» это новое направление в туризме. Однако такое суждение является заблуждением. «Глэмпинг» как явление возник значительно раньше того, как появился термин, характеризующий его сущность. Еще в Древнем Риме, отправляясь в военные походы, полководцы брали с собой необходимую утварь для создания удобства и комфорта в своей палатке. Европейская знать, выезжая на летние сессии, обустраивала шатры на природе. В 80-х годах ХХ столетия кемпинги с высоким уровнем комфорта стали применять в Африке для охотников, приезжающих на сафари. Роскошная жизнь стала интегрироваться в активный туризм.
В 90-е годы кемпинг стал дифференцироваться и тяготеть к стационарному варианту. Установка палаток на основу, придали дополнительные возможности и комфорт. Так появляются кемпинги класса «люкс» и начинается шествие «зеленого туризма». В национальных парках Кении и Танзании гостям кемпингов предоставляется уникальная возможность без потери комфорта наблюдать за дикими животными в живой природе. Концепция внутри зоопарка удачно закрепилась, и вывела в лидеры африканский континент по доле кемпингов (90%).
Традиционный кемпинг был одним из немногих способов войти в контакт с природой. Однако он был неудобен для многих из-за хлопот с палаткой, спальными мешками, приготовлением питания и отсутствием удобств. Караваны смогли предоставить больше удобств, но имели свои недостатки. И только глэмпинг удачно соединил разумную роскошь и природу.
Понятие «глэмпинг»
Поскольку кемпинг - это проживание в охраняемом летнем лагере для туристов, путешествующих самостоятельно или на транспортных средствах с оборудованными местами для установки палаток или легкими домиками и объектами санитарного значения, то глэмпинг по своей сути означает разновидность кемпинга, предлагающего больший комфорт. Функционирование кемпинга основано на самообслуживании, где возможно предоставление дополнительных услуг. Глэмпинг часто
предусматривает включение услуг питания и обслуживание в стоимость объекта.
Ассоциация глэмпинга1 пока еще не выработала определения данного понятия, но приводит историю возникновения термина. В 1997 г. в Великобритании новые водительские права автоматически отменили возможность буксировать прицеп с караваном, поэтому отдых в кемпингах для многих стал невозможен. Для управления автомобиля с прицепом требовалось получения дополнительной лицензии. В 1998 г. разразившийся кризис ограничил в финансовых средствах потребителей, пользующихся услугами отелей. Однако потребности отдыхать у них остались. В новых рыночных условиях необходимо было искать пути решения продолжения бизнеса. Рынок обратился к концепции кемпинга, успешно реализуемой в Африке. Инновационное решение соединить кемпинг с комфортом и удобствами и вложить это в новые конструкционные формы дало старт развитию направления глэмпинга. Преимущество в соотношении цены и качества по сравнению с гостиницами привлекло внимание потребителей, которые раньше не имели опыта кемпинга. Возможность кратковременного отдыха вдали от суеты городской жизни и от родителей пополнило потребительский сегмент миллениалами. А яркие репортажи в социальных сетях об объектах размещения глэмпинга быстро увеличили ряды поклонников. Так началось триумфальное шествие глэмпинг туризма по Европе. Различные уровни комфорта и стиля способствовали его популярности. К 2014 г. глэмпинг существовал во Франции, Хорватии, Словении, Испании, Италии, Португалии и насчитывал 1100 точек.
Как утверждает ассоциация, глэмпинг известен под многими другими именами: шикарный кемпинг, бутик-кемпинг, роскошный кемпинг.
Кембриджский словарь дает пояснение термину «глэмпинг» как тип кемпинга, предоставляющий комфорт и роскошь. Средства массовой информации определяют его как отдых на природе в условиях комфорта.
1 The Glamping Association. URL: glampingasso-
ciation.co.uk. (Дата обращения: 21.04.2020).
Глэмпинг поднял кемпинг до высоты эстетического наслаждения, позволив в полной мере оценить природную среду. Он смог предоставить отдых в уединении, не ограничивая туриста в его особых интересах.
Суммируя сказанное, можно определить глэмпинг как организованный отдых на открытом воздухе, использующий особые виды объектов размещения, расположенные на контролируемых территориях, реализующие комфорт гостиничного номера и обслуживание.
Экологические корни
Глэмпинг предоставил туристам возможности наслаждаться отдыхом минуя трудности, связанные с транспортировкой, установкой, демонтажом палатки и другими хлопотами. Интеграция объектов размещения в дикой природе без потери комфорта добавила роскоши к простым удовольствиям от возможности находиться в гармонии с природой.
Глэмпинг считается экологической формой туризма, поскольку основывается на ландшафте и природной среде. Согласно Всемирной туристской организации, экотуризм - это поездки в нетронутые природные зоны с особым объектом изучения и восхищения природой, ее флорой и фауной, захватывающими культурными аспектами, находящимися в этих районах, а также проявление уважения культуре народов, населяющих территории. Учитывая стремление глэмпинга интегрироваться в окружающую среду и предоставить максимальные условия контактирования человека с природой, он в полной мере этому соответствует. Более того, он превращает природу, ландшафт, климатические условия неотъемлемой частью своего туристского продукта.
Глэмпинг использует альтернативные источники энергии: SoulCamp, Карелия работает на солнечных батареях. При потреблении традиционной энергии затраты существенно ниже по сравнению с обычным отелем. Производство осуществляется из натуральных материалов или экологически чистых. Многие элементы объекта размещения изготавливаются из вторичного сырья, что делает их производство эконо-
мичным. При правильной организации и управлении глэмпингом нагрузки на экологию минимальны за счет снижения отходов. Поскольку объект размещения не относится к капитальным сооружениям, в случае возникновения необходимости может быть перенесен в другое место.
Глэмпинг способствует развитию уже существующих видов туризма, придавая им новое звучание. В своей работе Боско-бойник А. развивает идею использования глэмпинга в качестве альтернативы сельскому туризму. Организация объектов размещения на склонах гор, в ущельях, виноградниках, может быть дополнена широким спектром различного рода мероприятий таких, как пешие и велосипедные прогулки, катание на лошадях и ослах, дегустация местной гастрономии, участие в локальных фестивалях и праздниках, и другие развлечения.[1] В российском варианте глэмпинг предусматривает знакомство с коренным населением и его культурой (саамы, эвенки и другие народы).
Форма объекта размещения глэмпинга является гармоничным дополнением ландшафта, учитывающая его природные особенности и усиливающая эмоциональное восприятие потребителя. Инновационные конструкции оказывают влияние на формы погружения человека в природное окружение, которое до сих пор недостаточно использовалось. Совокупность форм, технологий и пространства создают «вау»-эффект и происходит его закрепление на более длительное время. Проект Skylodge Suites в Перу - самый известный по своей невероятности глэмпинг: прозрачные капсулы прикреплены к вершине горы в долине Куско, куда нужно самостоятельно забираться по лестнице, сделанной из металлических скоб.
Виды размещения глэмпинга
В настоящее время глэмпинг представлен самыми разнообразными объектами размещения. Они различаются по форме, материалу изготовления, месту расположения, уровню комфорта, использованных новаций (табл. 1).
Разнообразие форм огромно и требует отдельного изучения. Юрта, иглу, вигвам, шар, вагон, деревянный или стеклянный
дом, объект на дереве, геодезические купола и другие. В России используются строения: коттеджи, шале, тентовые палатки (сафари) [2]. Стали появляться этнические объекты, способные продемонстрировать разнообразие страны и подчеркнуть ее особенность. В силу климатических осо-
бенностей по форме эксплуатации глэмпинг может быть разделен на сезонные и круглогодичные объекты.
По исследованиям Американской ассоциации кемпинга наиболее востребованы кабины (42%), дома на деревьях (14%), юрты (10%), небольшие домики (9%) и другие.
Таблица 1 - Типология объектов размещения глэмпинга2
Table 1 - Typology of glamping accommodation facilities
Категории Виды объектов размещения
Тканевые покрытия (тенты) Палатки Люкс - большие по размеру, полностью оборудованы кроватями гостиничного типа, коврами и другими атрибутами домашнего комфорта Палатки Сафари - большие, прямоугольной формы, колониального стиля, позволяющие имитировать домашний уют Вигвамы (Tepee) - традиционные жилища североамериканских индейцев, треугольной формы, созданы из деревянных жердей, скрепленных вверху и покрытых тентом Юрты - монгольское строение для зимовки, имеет широкое цилиндрическое основание и конусный верх. На основу натягивается тент и с внешней стороны обкладывается решетчатым деревянным каркасом
стационарные мобильные
Кабины (pod-отели - европейский вариант капсульных отелей) Купол - модернизированный вариант палатки, конструкция комбинирует материалы: дерево, сталь, ткань. Быстро устанавливаются и не оказывают воздействия на природу Каюты (поды, пузыри) изготовлены из экологически чистых материалов и переработанного вторичного сырья, имеют компактные размеры, представляют собой энерго-эффективные системы Караван - традиционный автофургон, который может быть поставлен в оборудованных местах, позволяет насладиться проживанием в доме на колесах Камбуз - железнодорожный вагон, перепрофилированный для комфортного проживания
Природное пространство Объект в кроне дерева - представлены в форме дома традиционного либо инновационной структуры, доступ по веревочной лестнице, имеют фантастический виды на лес. Иглу - кополообразные дома, построенные из блоков снега, утепляются шкурами животных Пещера - полностью меблированное природное подземное пространство Водные - конструкции, размещенные на плавающих платформах на водной поверхности, либо установлены на сваях над уровнем воды.
Деревянные конструкции - домики (ранчо, фермерские дома, бунгало, хижины, амбары, коттеджи) Домик в окружении природы, находится в красивом ландшафте, обеспечивается высокий уровень обслуживания сопоставимый с отелем Сараи, амбары -сельскохозяйственные здания для ведения хозяйства. Отреставрированные сараи представляют кемпинг «люкс», объекты создают уникальные впечатления Хижина - сделана из природных материалов, камня, соломы, дерева, веток, пальмовых листьев. Похожа на бунгало, но имеет грубый примитивный вид Маяки, ветряные мельницы, башни, зернохранилища -переоборудованные подсобные помещения под жилые объекты
Специализированные сайты включают в глэмпинг такие средства размещения, как отели и замки, размывая четкие границы данного сегмента.
2 Сост. автором, дополнение разработки Н. Пер-кинс и С. Твосе [3, http://www.glamping.com]
В национальных парках США открывают глэмпинг курорты класса «люкс» (парк Акадия), где основу составляют тентовые двухместные объекты.
Размещение можно разделить на две группы - локальные и глобальные объек-
ты. Самые известные глобальные объекты находятся в странах:
Швеция - уникальные объекты в кроне деревьев, спроектированные в лесной зоне ведущими архитекторами Скандинавии - зеркальный куб, стрекоза, птичье гнездо, кабина;
Швейцария - купольные капсулы и эко-шале;
Чили, Патагония - купола в национальном парке Torres del Paine;
США, Монтана - тенты в долине Блэкфут;
Африка, Танзания - тенты в национальном парке Mahale,
Африка, Кения - тенты в национальном парке Tsavo у водопада Ngulia и горы Килиманджаро;
Таблица 2 -
Азия, Индия - тенты у озера Retreat и другие.
Россия на международном сайте представлена объектами в Анапе; Геленджике; на побережье Волги (Тамбовская обл., п. Селитренное) возведены несколько видов размещения; Скала Кабардинка, Краснодарский край; Ленинградская область, Тверская область, озеро Сиг. По данным РБК в стране насчитывается около 60 глэмпингов3. Большая часть из них имеет локальное значение. Более трети представлено в форме тентов сафари и шатров, 25% приходится на домики, до 12% расширился сегмент куполов и сфер. Значительно реже встречаются юрты и типи, а единственный иглу пока существует только в районе Сочи (Красная Поляна) (табл. 2).
Типы объектов размещения глэмпинга в России4
Table 1 - Types of glamping accommodation facilities in Russia
Название объекта Местоположение тент купол, сфера к s S о Ч вагончик домик на колесах вигвамы (типи) юрты хижины иглу
Дом Эскимоса Сочи ✓
Лес и море Алтай, Татарстан ✓ ✓
Aurora Village Кольский п-в, Мурманск ✓ ✓
Заповедные места Хабаровский край ✓
Никола-Ленивец Калужская обл. ✓ ✓ ✓
Scala Glamping Kabardinka Краснодарский край, с. Кабардинка ✓
SFERA Ярославская обл. ✓ ✓ ✓
Hills & Hunts Ленинградская обл. ✓ ✓
Shanti home Ленинградская обл. ✓
Polyana Glamping Калининградская обл. ✓
Зеленая тропа Тульская обл. ✓ ✓
Kam Relax Glamping Камчатка ✓
Boho camp Ленинградская обл. ✓
ЛесОк Ленинградская обл. ✓
Тыдтуярык Алтай ✓
Хоббитлэнд Московс.обл., Можайский округ ✓
Glamping Sig Тверская обл., оз. Сиг ✓
ZeБирск Башкортостан ✓ ✓
3 Палатки с гостиничным сервисом: как развивается глэмпинг в Poc™^URL:realty.rbc.ru/news/5de8992e9a 7947dab28c45c1(Датаобращения: 21.04.2020).
4 Сост. автором на основе данных Глэмпинг.рф. URL: campglamp.ru (Дата обращения: 21.04.2020).
Потребители услуг глэмпинга
Благодаря разнообразию и возможности предоставить незабываемый опыт этот стиль отдыха стал привлекать к себе внимание потребителей разных сегментов. В США за пять лет побывали в кемпингах и глэмпингах более 39 млн граждан5. Доля частых туристов, побывавших трижды в таком размещении в течение года, возросла с 30% до 44 %.
Потребители глэмпинга разнообразны как само направление. Основными представителями являются туристы с высокими доходами, семейные потребители со средними доходами и детьми в возрасте до 18 лет, 50-летние пары без детей, туристы, ностальгирующие по детским временам отдыха в лагере; путешественники, разделяющие принципы здорового образа жизни; имеющие длинные отпуска. [4,5] Для России характерен потребитель с высоким уровнем дохода, имеющий разнообразный опыт отдыха. В глэмпинге россияне часто ищут новизны и исключительности.
Среди пользователей глэмпинга в последнее время заметно увеличилась доля потребителей из событийного сегмента. Они рассмотрели в нем большой потенциал и широкие возможности для проведения различных мероприятий на природе. Самыми распространенными поводами являются: дни рождения, празднование знаменательных дат и событий, свадьбы.
Расширился круг корпоративных пользователей. Глэмпинг предоставил новые возможности. Мобильные объекты используют при проведении шоу, выставок, съемок кино. Молодые потребители экспериментируют с необычными объектами и местоположением: их доля увеличилась в два раза.
Канадские ученые Э.Брукер и М.Йоппе обратили внимание, что кабины и капсулы глэмпинга стали привлекать выходцев из азиатских стран [6]. Кемпинг с использованием трейлеров или разбиванием палаток отсутствовал в их культуре, а потому их такой отдых не интересовал. Благодаря развитию глэмпинга произошло вовлечение новых групп потребителей.
5 North American Camping Report. 2019. URL: koa.
com (Дата обращения: 21.04.2020).
В новых условиях ведения бизнеса, связанного с COVID19, ожидается увеличение поклонников отдыха в глэмпинге. После снятия ограничений он будет самым привлекательным способом отдыха, поскольку рассматривается потребителями как безопасный, что уже показывают предварительные опросы он-лайн.
Основными мотивами для выбора глэмпинга являются:
- вернуться в события, произошедшие в прошлом;
- найти себя, самоутвердиться;
- обучиться, получить какой-либо опыт, в том числе жизненный;
- исследовать что-то новое, расслабиться от рутинной жизни;
- социальное коммуницирование.
Побудительными событиями для выбора глэмпинга (кемпинга) среди новичков чаще всего являются: выход на пенсию, процесс воспитания детей, уклонение от повседневных обязанностей, потеря близких [6].
Услуги глэмпинга
В европейской практике гостеприимства на открытом воздухе (глэмпинг и кемпинг) применяют достаточно широкий спектр услуг. С целью информирования потребителей ежегодно выпускаются специализированные справочники по руководству лучших процедур оздоровления на воздухе. Программы направлены на расслабление отдыхающих. Среди них: различные виды саун, бани, массажи, бассейны, тренажеры, косметические процедуры, маникюр, педикюр, парикмахерские, йога и другие [7].
Российский набор предлагаемых услуг несколько скромнее, в основном это активный отдых на лодке, велопрогулки, рыбалка, охота, катание на квадроциклах. Значительно реже можно встретить сауну и массаж, йогу.
Факторы, определяющие развитие глэмпинга в России
В России направление глэмпинга находится в начале пути своего формирования. Несмотря на это бизнес уже демонстрирует характерные черты развития. При превалирующем составе одиночных объектов, управляемых в основном частными вла-
дельцами, уже начинают формироваться операторы. В данном сегменте рынка выделяются компании Russia Discovery и «Сай-кол», имеющие по несколько объектов.
В настоящее время в глэмпинге соединились интересы государства и бизнеса. Оно крайне заинтересовано в его развитии и активно ведет работу по разработке проекта, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма. В рамках проекта планируется поддержать индустрию и осуществить субсидирование приоритетных направлений, среди которых выделен глэмпинг. Предполагаемого размера субсидий на условиях софинансиро-вания6 должно хватить на покрытие стартовых инвестиций для небольших точек по глэмпингу. В настоящее время возводятся объекты на Куршской косе в Калининградской области, в г. Сочи (район Красной поляны), Московской области (Лыткарино), Тверской области (г. Калязин) и Татарстане (Верхнеуслонский район).
Одним из факторов, способствующих развитию глэмпинга в России, может стать относительно низкий стартовый капитал для комплекса. По словам представителя инвестиционной компании MACON сумма вложений составляет от 5 млн. руб., что в 100 раз ниже инвестиций в гостиницу3. Поскольку объекты глэмпинга не являются капитальным строительством по российскому законодательству7, то упрощаются процедуры оформления земли в особо охраняемых территориях и участках. Это обеспечивает довольно широкий спектр его использования как альтернативный вид бизнеса, что также может ускорить темпы роста данного сегмента рынка. Диверсифицировать свой бизнес могут сельскохозяйственные предприятия, культурные объекты, национальные парки, владельцы охраняемых территорий и другие. Разумное пользование природным ресурсом начнет приносить дополнительный доход, а в каких-то случаях
6 Предполагается, что заявитель должен самостоятельно вложить не менее 30% от запрашиваемого гранта. Средний размер гранта должен составить 3 млн руб. В федеральном бюджете запланирована поддержка в размере 54 млн руб. в год.
7 ГОСТ Р 58187-2018 Туристские услуги.
Кемпинги. Общие требования.
может перевести из неиспользуемого ресурса в доходный источник.
Например, появилась новая тенденция, получившая название гэмпинг (сочетание двух слов сад и кемпинг8), он основывается на концепции AirBnb. Людям предоставляется возможность разбить лагерь в саду за небольшое вознаграждение. Владельцы сада регистрируются на сайте гэмпинга и открывают места для аренды [1]. Реализация этой концепции уже возможна в российских районах, где существует коммунальная инфраструктура. Однако это, также может оказать благоприятное воздействие на локальные власти и подтолкнуть их к развитию инфраструктуры в локациях, что непременно благотворно повлияет на весь экономический фон территории - повысит активность в смежных сферах, увеличит занятость, т.е. сработает мультипликатор (рис.1).
Развитие глэмпинга обеспечит территориальным экономическим системам некоторую устойчивость, увеличит оборачиваемость денежных потоков, а значит будет способствовать росту собираемости налогов. Учитывая, что доход от аренды участков является местным налоговым сбором, то доходная часть бюджета местной власти получает стабильный источник, и власть будет иметь прямую заинтересованность его развивать.
Глэмпинг представляет собой инновационный вид деятельности: как в производстве объектов, так и в организации бизнеса. Эксплеренты во всех странах являются новаторами рынка, за которыми идут последователи. Они способны создавать новые направления деятельности. Коммутанты распространяют созданные другими новшества и приспосабливают их к требованиям местного рынка. [8] В силу новизны глэмпинг притягивает молодежь и как вид отдыха, и как ресурс самореализации, поэтому в российских условиях его следует рассматривать как стартовую площадку для формирования человеческого ресурса и средство расширения возможностей занятости молодого поколения, где у них могут соединиться возможности и интересы.
8 garden & camping, место должно быть обеспечено электричеством и канализацией.
Факторы, способствующие развитию глэмпинга
Технологические
■ новые материалы
■технологии производства
■ вторичная переработка
■ новые виды энергии, ее передачи ' способы СВЯЗИ
■ новые формы/виды сервиса И услуг
Экономические
■экономичный вид туризма 1 УСТОЙЧИВ К кризисам ■соотношение цена/качесгео на объекты размещения 1 развивает творческий потенциал предпринимательства 1 формирует конкуренцию
1 алвтернатинное использование земельного ресурса 1 формирует налоговую среду
Государственные (институциональные)
■ законодательство
■ стимулирование, "ранты, субсидии
■ специальные режимы для инвестиций
■ способствуют развитию территорий
■ увеличение занятости
■ улучшение и развитие инфраструктуры
Социальные
■ изменение самосознаний людей
■ измнение образа жизни и представления о комфорте
■ приоритет политики сохранения окружающей природы
* мода на данный вид отдых
• широкий круг потребителей
■ организует людей
■ формирует новое восприятие
Рис.1 - Факторыразвитияглэмпинга вРоссии
Развитие глэмпинга будет зависеть от удовлетворен ия потреби остей потенциальных новых потребитееей. Глытсинг уже^тсивается кыкособое нап^вленеы. Его новвцип авали внидряться в городскую срыд°г посконтйенаходйваы нолребитела с ниуцевеетворенными потребностями со-зерцаниягоризонтов егван екаскадоы ода-нрр в свыгж ^мте.
р гощодах ымн^^(^я офомнол ство где плмщади остаютсп
ни ■^с^девсдн0йарий^|ры. п^тей^н^н^а ореллеров и егоин на крышох Е1 аачыеыве rocтилнчдогo неми^обеспеч иопанорамныс в вде1, поз в и-лит^идиыд -л°рда е ыемжидсяы ых йтийпcо в. Кпкдыенеы - стоемлйрлят оу нйпечыят диве|э-сификацлпс коммунаегпых сяруктто городев и гьстннйнеыx предпррятий, те^^г^^
мог^ седн—чптьей д oркеысмимчя
вламеы^д-^с^с^д^ы^. л ия же в^мя ныв рополысе имеющгясятродские средства размещения в любом регионе.
Fig.1-GlampingdevelopmentfactorsinRussia
По исследованиям автора, средняя цеыа пбъекпа глсмпиога -двyхмecапoго) аоcтйвлгет е8ия ру6.- «-^г^ы^ янлсннсй отнеаа-телоаым п.-ымущссгссм ми ятнсшечыю к ы^^т^н^ни<нна^м ам ^общен-й .
^ивоекатыигное coотнмиJeнир цены и яс-чества в российских условиях будет форми-роватс конкуреогнуем г-!,^, ыво в будущем ооздаст внсовля е сове|эшеыстверавию мх-тe|ыыйдагь-тeаейсecло й ^вы иядуссрни сбиты рииымыва|
^этины зи врллмя своепо ^щесгвова-яхн почнч ыавг^и нйвeьcмнеою нйокысть с^ит-неиа. рабго нч 2в нис с ою мыеыа нелоления т^ыинв таими гвеение исв аоэепины ао-бвгало иа^мятельные темпы
фьрмыровтесе еадьманыx ныы^атиыи1 в сожмеине, имеащлн пми срществова-ние кар вныдвaцнррыый риыыес 1осм ио^роы пс^срыки донивл нaпегнлооиe может стать для государства локомотивом прорыва на пути к экономическому росту.
Списокисточников:
1. Boscoboinik, А. Glamping: un nuevo concepto de turismo rural // Periferias, fronteras y diálogos. Actas del XIII Congreso de Antropología de la Federación de Asociaciones de Antropología del Estado Español. 2014. Р. 5451-5467
2. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т.7. №5(30). C. 105.
3. Perkins N., Twose S. On the Edge - Glamping: Design Investigations in the New Zealand Landscape. Victoria University of Wellington, 2015. 68 p.
4. Erguven M.H., Yilmaz A.K. Turistik urun cesitlendirme baglaminda hibrit turizm: glamping ornegi. Hybrid tourism within the context of touristic product diversification: glamping // The Journal of Academic Social Science Studies. 2015. Winter II. №41. Pp. 255-265.
5. Birdir K., Unur K., Dalgi; A. Türkiye ve Dünya'da Kamping ve Yeni Bir Turistik Ürün Olarak 'Glamping' // Eurisia International Tourism Congress: Current Issues, Trends and Indicators (EITOC-2015). 2015. Vol. 2. Pp. 168-177.
6. Brooker Е., Joppe M. Trends in camping and outdoor hospitality// Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2013. Vol.3-4. P. 1-6.
7. Rogers А. The best campsites in Europe 2016: the Big Selection. Allan Rogers Travel Ltd. 544 p.
8. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации. М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. С. 194-195.
References
1. Boscoboinik, A. (2014). Glamping: un nuevo concepto de turismo rural. Periferias, fronteras y diálogos: Actas del XIII Congreso de Antropología de la Federación de Asociaciones de Antropología del Estado Español, 5451-5467.
2. Chakhova, D. A., & Kobyak, M. V. (2015). Sovremennye kempingi — novye vozmozgnosti razvitia rynka turistskih uslug [Modern campsites are new opportunities for developing the tourism services market]. Naukovedenie [Science Study], 7(5), 105. (In Russ.).
3. Perkins, N., & Twose, S. (2015). On the Edge - Glamping: Design Investigations in the New Zealand Landscape. Victoria University of Wellington.
4. Erguven, M. H., & Yilmaz, A. K. (2015). Turistik urun cesitlendirme baglaminda hibrit turizm: glamping ornegi. Hybrid tourism within the context of touristic product diversification: Glamping. The Journal of Academic Social Science Studies, 41, 255-265.
5. Birdir, K., Unur, K., & Dalgig, A. (2015). Türkiye ve Dünya'da Kamping ve Yeni Bir Turistik Ürün Olarak 'Glamping'. Eurisia International Tourism Congress: Current Issues, Trends and Indicators (EITOC-2015), 2, 168-177.
6. Brooker, E., & Joppe, M. (2013). Trends in camping and outdoor hospitality. Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 3-4, 1-6.
7. Rogers, A. (2016). The best campsites in Europe 2016: The Big Selection. Allan Rogers Travel Ltd.
8. Bovin, A. A., Cherednikova, L. E., & Yakimovich, V. A. (2009). Upravlenie innovatsiyami v organizatsii [Management of innovations in the organization]. Moscow: Omega-L Publishing House. (In Russ.).
ТУРААЙАЖЕСГ
TOURDIGEST
ЧИСЛО МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРПОЕЗДОК СОКРАТИЛОСЬ НА 56%
Число международных турпоездок с января по май 2020 года сократилось на 300 млн или 56% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила 28 июля 2020 г. Всемирная туристская организация ООН (иЫУУТО). Как показывают данные организации, это уже привело к падению доходов от туризма на $320 млрд, что втрое превышает аналогичный показатель во время глобального экономического кризиса 2009 года. При этом в мае число поездок сократилось на 98% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. «Последние данные показывает, насколько важно как можно быстрее возобновлять туризм, как только это становится безопасным. Драматическое падение международного туризма ставит многие домохозяйства на грань выживания, особенно в развивающихся странах. Правительства в каждом регионе мира несут двойную ответственность: они должны сохранять здоровье своих граждан и одновременно защищать бизнесы и рабочие места», - заявил генеральный секретарь UNWTO Зураб Пололикашвили. Большинство международных экспертов ожидают восстановления туризма не раньше второй половины 2021 года. Восстановлению препятствуют по-прежнему закрытые границы во многих странах, а также то, что пока поставлены на паузу основные рынки-поставщики туристов США и Китай. Доверия потребителям услуг отрасли не добавляют и опасения второй волны коронавируса и связанных с ней новых ограничений и блокировок.
Источник: tourism.interfax.ru
UNWTO:
winy//
UNWTO
World Tourism Organization