Научная статья на тему 'Главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи в условиях насыщенного рынка'

Главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи в условиях насыщенного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фундобный С.А.

Критерий размера абонентской базы оператора мобильной связи долгие годы считался чуть ли не важнейшим показателем деятельности этого вида компаний, а имеющийся потенциал увеличения числа пользователей рассматривался как основа для повышения рыночной капитализации. Однако, несмотря на постоянное снижение потенциала роста абонентской базы на всех без исключения локальных рынках, большинство инвесторов продолжает проявлять значительный интерес к телекоммуникационным активам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи в условиях насыщенного рынка»

поле связи..

главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи

в условиях насыщенного рынка

Фундобный С.А.

аспирант кафедры оценочной деятельности Московской финансово-промышленной академии, ведущий аналитик ИК <Арбат Капитал»

Критерий размера абонентской базы оператора мобильной связи долгие годы считался чуть ли не важнейшим показателем деятельности этого вида компаний, а имеющийся потенциал увеличения числа пользователей рассматривался как основа для повышения рыночной капитализации. Однако, несмотря на постоянное снижение потенциала роста абонентской базы на всех без исключения локальных рынках, большинство инвесторов продолжает проявлять значительный интерес к телекоммуникационным активам.

Близкое истекание старого источника роста в лице постоянного увеличения числа новых абонентов в 2005-2006 гг. заставило большую часть сотовых компаний по всему миру пересмотреть приоритеты в области своего развития и во многих случаях отказаться от «гонки за абонентом». У ряда операторов смена приоритетов охарактеризовалась не только разработкой новой стратегии, которая выразилась в уделении большего внимания работе с существующей абонентской базой, чем на привлечении новых абонентов, но и частичной или полной сменой топ-менеджмента.

За последние два года указанные процессы произошли в таких крупных компаниях, как британская Vodafone, французская Orange (France Telecom) и немецкая T-Mobile (Deutsche Telekom). Исключением не стал и российский сотовый сектор, где весной 2006 г. была заме-

нена практически вся управленческая команда оператора МТС.

Несмотря на то, что значительное число телекоммуникационных компаний, работающих на слаборазвитых азиатских и африканских рынках, все еще может позволить себе работать в рамках старой парадигмы и наслаждаться взрывным ростом абонентской базы, вопрос смены приоритетов развития пока является для них вопросом времени, который, однако, станет актуальным в течение ближайших 5 лет.

Одним из основных направлений новой парадигмы стала ориентация компании, в первую очередь, на финансовый результат, наиболее общим показателем которого можно считать выручку, а не на численность абонентской базы, как это было ранее. Одним из следствий отказа от «гонки за абонентом» стало молчаливое согласие большинства игроков на развитых сотовых рынках от такого инструмента конкурентной борьбы как ценовые войны и перехода к неценовым методам конкуренции. Выручку сотовой компании в периоде можно представить как произведение средней численности абонентской базы в периоде (^ и среднего дохода на 1 абонента (АЯРИ 1) в периоде Коль скоро потенциал роста численности абонентской базы на развитых рынках сотовой связи практически исчерпан, основным фактором повышения выручки операторов сотовой связи становится именно АЯРИ, связывающий операционный показатель размера абонентской базы с финансовым показателем выручки. Среди российских специалистов бытует мнение, что основным фактором дина-

1 Average Revenue Per Unit

Россия стала единственной

страной с населением более 100 млн. человек,

оказавшаяся в состоянии

всего за 4 года пройти путь от слаборазвитого до насыщенного рынка мобильной связи

_ мики АИРИ является динамика уровня проникновения мобильной связи, что дает основания из стабилизации численности абонентской базы делать вывод об устойчивости

_ размера АИРИ в среднесрочном и долгосроч-

_ ном периоде. Очевидно, что это мнение

навеяно российской практикой, в которой рост уровня проникновения сотовой связи с 12% до 103% в 2002-2006 гг. сопровождался снижением среднего дохода на 1 абонен-

_ та примерно в 3-3,5 раза. При этом обычно

обходится вниманием тот факт, что отечественный опыт развития рынка телекоммуни-

_ каций во многом уникален, т.к. Россия стала

единственной страной с населением более

_ 100 млн. человек, оказавшаяся в состоянии

_ всего за 4 года пройти путь от слаборазвитого до насыщенного рынка мобильной связи. _ Для проверки или опровержения этой гипотезы автором был проведен статистический ____анализ трех показателей:

- размера среднего дохода на 1 абонента;

- ВВП на душу населения [6];

_ - уровня проникновения мобильной связи

_ для 28 крупнейших публичных операторов

за 2003-2006 гг. [7] ___Изучение статистической зависимости показателя АИРИ от показателя среднедушевого дохода на обслуживаемых рынках в 20032006 гг. позволило выявить наличие достаточно сильной взаимосвязи между этими величинами. Коэффициент детерминации

_ И2 линейной регрессии АИРИ от ВВП на душу

населения составил 68% в 2003 г, 73% - в 2004 г., рост благосостояния 67% - в 2005 г. и 75% - в

2006 г. При этом регрес-

в масштабах всей сионная зависимость

показателя среднего

национальной экономики дохода на одного абонента от уровня про-обычно приводит никновения сотовой

связи на обслуживаемых

к интенсификации процессов компаниями рынках

неожиданно оказалась

обмена информацией достаточно слабой.

Коэффициент детер- для потребителей услуг

минации линейной

регрессии Я2 аяри мобильной связи смещение

от уровня проникно-

вения сотовой связи акцентов в развитии сотовых

составил 17% в 2003 г.,

17% - в 2004 г., 22% - в компаний означает, что

2005 г. и 15% - в 2006 г.

Соответственно, фак- период ценовых войн тором, определяющим

размер аяри мобиль- и быстрого снижения

ного оператора, сле-

дует считать величину тарифов уже в прошлом

ВВП на душу населе- _

ния на обслуживаемом компанией рынке, а _

вовсе не уровень проникновения сотовой связи.

По данным Всемирного банка, средний

за последние 5 лет темп увеличения ВВП _

на душу населения в России в долларовом _

выражении составил более 9% против 4,3% в _

среднем по всему миру, что является одним

из самых высоких показателей. Поэтому, _

даже если исходить из ожидаемого многими инвестиционными банками замедления темпов роста мировой экономики в среднесрочной перспективе до 3-3,5%, темп эконо- _

мического роста в России вряд ли опустится

ниже 5%. Помимо общего экономического _

роста на величину ВВП на душу населения в долларовом выражении позитивное влияние будут оказывать процессы естественной убыли населения и укрепления национальной валюты.

Таким образом, гипотезу о стабилизации _

размеров АЯРИ российских сотовых опера- _

торов вряд ли можно считать верной. Против этой версии говорит и тот факт, что по мере

роста благосостояния люди все менее склон- _

ны следить за своими расходами на связь

и все более готовы нести дополнительные _

расходы на получение дополнительных сервисов. Кроме того, рост благосостояния в масштабах всей национальной экономики обычно приводит к интенсификации процессов обмена информацией.

по мере роста благосостояния Поэтому более логично ожидать роста

люди все менее склонны показателя средне__го дохода на абонен-

следить за своими та у отечественных

мобильных операто-

расходами на связь ров, вызванного доста-__точно быстрым раз_ витием российской экономики. На основе

_ регрессионной зависимости ARPU сотовых

_ компаний от величины ВПП на душу населе-

_ ния и уровня проникновения сотовой связи

был построен прогноз среднего дохода _ на 1 абонента «Большой тройки», согласно которому ARPU МТС к 2010 г. может достигнуть $12, ARPU «ВымпелКома» - $12,9, _ ARPU «МегаФона» — $16,6, что существенно выше консервативных прогнозов самих

_ операторов. В пересчете на финансовый

оказатель выручки указанный рост сред-его дохода на абонента для российских сотовых компаний будет означать сохранение годовых темпов роста на уровне свыше 10% как минимум до 2010 г. На первый взгляд, прогнозируемый рост ARPU российских сотовых компаний может показаться маловероятным, т.к. конкуренция на отечественном рынке мобильной связи по-прежнему очень высока. Однако анализ результатов работы операторов, работающих в условиях насыщения локальных рынков, в частности — южнокорейских SK Telecom и KT Freetel, тайваньских Taiwan Mobile и Far East One, бельгийского Mobistar, показывает, что после стабилизации размера абонентской базы даже в условиях жесткой конкуренции начинается процесс постепенного роста среднего дохода на 1 абонента.

Для потребителей услуг мобильной связи смещение акцентов в развитии сотовых компаний означает только одно — период ценовых войн и быстрого снижения тарифов уже в прошлом. В будущем же расходы на телекоммуникационные услуги будут только повышаться, хотя расчет-

ная стоимость одной минуты при этом, скорее всего, значительно увеличиваться не будет.

Литература

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление - М.: Олимп-Бизнес, 2002.

2. Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности - М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Фишмен Дж. и др. Руководство по оценке бизнеса. - М.: Квинто-Консалтинг, 2000.

4. Доугерти К. Введение в эконометрику. - М.: Инфра-М, 1999.

5. Сайт информационного агентства Bloomberg: http://www.bloomberg.com

6. Сайт Всемирного банка: http://www. worldbank.org

7. Сайт Международного союза электросвязи: http://www.itu.org

рп

S.A. Fundobniy,

leading analyst, Arbat Kaptal, postgraduate student, Appraisal Department, Moscow Financial-Industrial Academy

The main driver of market cap growth of Russia's cellular companies in a mature market environment

The paper reviews the change of cellular company growth paradigm as a result of the saturation of cellular communications markets, in terms of the impact of the process on the market cap factors of cellular operators. It is demonstrated with hard data that the main factor in the market cap growth of Russian cellular companies in this day and age is not so much the penetration of cellular communications as the rise in the living standards of population, with per capita GDP affording a formal measure of the latter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.