Научная статья на тему 'Главные размеры двигательно-преобразовательной части асинхронного бесщеточного преобразователя частоты и оптимальное распределение его электромагнитных нагрузок'

Главные размеры двигательно-преобразовательной части асинхронного бесщеточного преобразователя частоты и оптимальное распределение его электромагнитных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главные размеры двигательно-преобразовательной части асинхронного бесщеточного преобразователя частоты и оптимальное распределение его электромагнитных нагрузок»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 98 • 1960 г.

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВИГАТЕЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ АСИНХРОННОГО БЕСЩЕТОЧНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ЧАСТОТЫ И ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ НАГРУЗОК

В. С. НОВОКШЕНОВ (Представлено научно-техническим семинаром ЭМФ)

Асинхронный бесщеточный преобразователь частоты (АБПЧ) состоит из асинхронного приводного двигателя, асинхронного преобразователя и обращенной синхронной машины [1, 2]. Приводной дви-. гатель и асинхронный преобразователь совмещены в одном магнию-проводе: в пазах пакета статора расположены первичная обмотка (обмотка 1) асинхронного двигателя и вторичная обмотка (обмотка 3) асинхронного преобразователя; в пазах пакета ротора расположены вторичная обмотка (обмотка 2') асинхронного двигателя и первичная обмотка (обмотка 2) асинхронного преобразователя; магнитный поток асинхронного двигателя Фх и магнитный поток асинхронного преобразователя Фо находятся в общем магнитопроводе из пакетов стали статора и ротора. Обычно оомотк и 2' и 2 объединяются в одну обмотку, выполняющую функции двух. Якорь обращенной синхронной машины, от которой осуществляется питание первичной обмотки асинхронного преобразователя, находится на одном валу с пакетом ротора двига-тельно-преобразовательной части АБПЧ.

Вес активных материалов двигательно-преобразовательной части АБПЧ, как и вес активных материалов обычной асинхронной машины, определяется произведением квадрата внутреннего диаметра пакета статора на его длину (D2 /).

Согласно известному основному расчетному уравнению электрической машины [3] величина D21 может быть выражена, с одной стороны, через мощность и электромагнитные нагрузки приводного асинхронного двигателя

8,6' 1011 Р\ 8,6' Ю-11 Р\ "

DH=___- =_________—_____1 _—, (Н

kwlAl Ь\ пх kwii\—cA) (1—св) А13 В12 п.

с другой стороны, через мощность и электромагнитные нагрузки асинхронного преобразователя

^ 8,6 • 1011 р; 8,6-1011 Рд ^

kw'à A g В2 щ kw'd с А СвА\з ВХ1 пъ

ш

Здесь

Р[ = ктРи (3)

» я; = кЕЗРг- (4)

расчетные мощности обмоток 1 и 3 в ква,

где Ри Рл—потребляемая и отдаваемая мощности АБПЧ вква; кгл = 0,92-:-0,96; кЕз = 1,04 ч- 1,08—коэффициенты; пи скорости вращения магнитных полей асинхронного двигателя и асинхронного преобразователя относительно обмоток 1 и 3 в об/мин; обмоточные коэффициенты обмоток 1 и 3; Ли линейные нагрузки обмоток 1 и 3 в а/см; Ви Вл—магнитные индукции в воздушном зазоре магнитных полей Ф{ и Ф-2 в 2с; —суммарная линейная нагрузка; В, +В.>- -суммарная магнитная нагрузка;

С А

В,

св — —— величины, характеризующие распределение

•нпе электрической и магнитной.нагрузок между обмотками.

Уравнения (1) и (2) позволяют исключить одно из неизвестных. Приравнивая правые части уравнений (1) и (2) и учитывая выражения (3), (4), после некоторых преобразований получим зависимость между величинами Са и св:

1—Св /ггч

с а —--, (О)

\-св(1—к)

■де коэффициент

Р\ пг кццз 1

Подставляя выражение (5) в уравнение (2), получим окончательное выражение величины П11:

оч_ 8,6* 1011 —св (1—к)] 7) к^АУ6Впгьсв(\—св)

Отдаваемая АБПЧ мощность Р3 и скорость вращения пг являются заданными величинами. Суммарная линейная нагрузка Л13 определяется в основном допустимым перегревом обмоток и заданным коэффициентом полезного действия АБПЧ. Так как магнитные потоки Фх и Ф2 находятся в общем магнитопроводе, то намагничивающие тойи асинхронного двигателя и асинхронного преобразователя зависят от величины магнитных индукций обоих полей [2]. Поэтому магнитная нагрузка В12 определяется в основном заданными значениями коэффициента мощности и коэффициента полезного действия. При заданной отдаваемой мощности АБПЧ электромагнитные нагрузки Л13 и В12, как и электромагнитные нагрузки обычных асинхронных двигателей, могут изменяться в довольно узких пределах.

Коэффициент к определяется величинами, входящими в выражение (6).

Величина св, характеризующая распределение электромагнитных нагрузок между асинхронным двигателем и асинхронным преобразователем, могла бы конструктором выбираться произвольно. Однако выбор того или иного значения величины св оказывает очень большое влияние на объем и вес активных материалов. Действительно, при изменении величины ев от нуля до единицы величина ПН изменяется от бесконечности до некоторого минимального значения, а затем опять при св—1 стремится к бесконечности. Зависимость ПЧ = / (св), полученная при постоянных значениях прочих величин, входящих в уравнение (7), имеет вид ¿7-образной кривой а, представленной на фиг. 1. Очевидно, что величина св должна выбираться исходя из условия минимума веса активных материалов.

Оптимальное значение величины св, соответствующее минимуму ве- £2е са активных материалов при заданных значениях прочих величин, входящих в уравнение (7), может быть получено из уравнения

д дс>

(I)21) - -О.

(8)

Подставив в уравнение (8) значение О2 /, выраженное уравнением (7), после некоторых преобразований получим:

с во

1г V

К

1 —к

(9)

где сВо—оптимальное значение величины св. Так как 0<Ув<Ч, то выражение (9) со знаком „плюс" перед радикалом теряет физический смысл. Следовательно,

Сво —

1 —к

(10)

Так как потери электрических машин являются функцией электромагнитных нагрузок и веса активных материалов, то очевидно, что при заданных электромагнитных нагрузках Л13, В12 минимум веса АБПЧ соответствует минимуму его потерь. При отклонениях величины св от оптимальной потери увеличиваются, что приводит к увеличению потребляемой мощности Рх и, следовательно, к увеличению коэффициента к. Поэтому зависимость 021 = /(св), построенная с учетом изменения коэффициента к, будет иметь вид кривой б, представленной на фиг. 1,. имеющей тот же минимум, что и кривая а, но проходящей выше ее при св фсВо. Кривые а и б убедительно показывают, насколько глубоко влияние выбора величины св на вес активных материалов и насколько важно определение оптимального значения величины св.

Выводы

1. Уравнение (7), связывающее главные размеры дв'игательно-преобразовательной части АБПЧ с его мощностью, электромагнитными нагрузками и скоростями вращения магнитных полей, можно считать одним из основных расчетных уравнений АБПЧ.

2. Величина св, характеризующая распределение электромагнитных нагрузок в двигательно-пре<?бразовательной части АБПЧ, должна выбираться из условия минимума веса активных материалов и минимума потерь согласно уравнению (10).

3. Приведенные выше выражения (7) и (10) могут быть использованы при проектировании любых электрических машин, основанных на применении принципа совмещения двух вращающихся магнитных полей в одном магнитопроводе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авторское свидетельство № 106209.

2. Новокшенов В. С. Некоторые вопросы теории асинхронного бесщеточного преобразователя частоты. Известия Томского политехнического института, том. 94, ГЭИ, 1958.

3. Р. Рихтер. Электрические машины, т. 1, ГОНТИ, 1939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.