Научная статья на тему 'Главное управление военно-учебных заведений в революционных событиях 1917 г.'

Главное управление военно-учебных заведений в революционных событиях 1917 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лелина Елена Иванована

В статье рассматривается деятельность Главного управления военно-учебных заведений, созданного в структуре Военного министерства Российской империи. Особое внимание уделяет­ся реорганизации ГУВУЗа и подведомственных ему военно-учебных заведений в 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лелина Елена Иванована

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Main Department of the military educational institutions in the revolution period of 1917

The article describes the period of activity of the military educational institutions that were founded in the system of the Ministry of Defense of Russian Empire. During the revolutionary period these military schools were reorganized and recalled into the High Schools of the Military Department. Finally they were closed in 1918.

Текст научной работы на тему «Главное управление военно-учебных заведений в революционных событиях 1917 г.»

Е.И. Лелина

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ 1917 г.

Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) было создано в структуре Военного министерства Российской империи в 1863 г.1 Появление нового учреждения диктовалось ходом реформ 1860-х годов. К середине XIX в. военно-учебные заведения России оказались в критическом состоянии. Кадетские корпуса николаевского времени, в рамках которых молодые люди получали начальное, среднее и специальное военное образование с 10-летнего возраста и до полного выпуска, уже не оправдывали себя. Развитие военной науки, напрямую связанное с динамикой научно-технического прогресса, приводило к необходимости серьезного пересмотра учебных программ, особенно для кадет старших классов. Проблема обострялась еще и острой психологической несовместимостью воспитанников младших и старших возрастов. Военное руководство вынуждено было признать, что стремление дать молодым людям и общее, и специальное образование в пределах одного учебного заведения, каковым являлся кадетский корпус этого времени, не давало ожидаемых результатов.

В 1860-е годы по инициативе военного министра Д.А. Милютина военно-учебные заведения России подверглись коренной реорганизации. В ее основу была положена идея двухступенчатой подготовки молодого армейского офицера, что выражалось в учреждении военно-учебных заведений двух родов: 1) военных гимназий общеобразовательного уровня для детей и подростков и 2) специальных военных училищ для юношей. Две векторные направляющие этой концепции сохранились вплоть до 1917 г., несмотря на различные аспекты реорганизации учебно-воспитательного процесса в течение времени и переименование в 1880-е годы военных гимназий в кадетские корпуса, продолжавшие сохранять общеобразовательную подготовку.

ГУВУЗ представляло собой специализированный руководящий орган, которому подчинялись военные гимназии (с 1882 г. - кадетские корпуса), военные училища и сохранившие особую специфику Пажеский и Финляндский кадетские корпуса. Власть Управления не распространялась на высшее академическое военное образование и заведения, готовящие офицеров для специальных родов войск.

С 1864 по 1918 г. на посту руководителя ГУ ВУЗа сменилось 7 начальников.2 Первый из них, генерал Н.В. Исаков, прослужил в этой должности с 1863 по 1881 г.3 Ему принадлежит заслуга в области организации и комплектования структуры ГУ ВУЗа на первом этапе его развития. Созданные им четыре управленческих отделения (инспекторское, учебно-воспитательное, хозяйственное и контрольное) сохранились вплоть до 1918 г.,4 несмотря на новое Положение, утвержденное в 1910 г.5

В 1910 г. во главе Управления был поставлен генерал А. Ф. Забелин, который пробыл в указанной должности до марта 1917 г.6 Отличаясь суровым характером и принципиальным мировоззрением, он подал прошение об отставке «по расстроенному здоровью»

© Е.И. Лелина, 2007

уже через 18 дней после отречения Николая II.7 В своем «прощальном» приказе по военно-учебным заведениям за № 31 от 23 марта 1917 г.8 А.Ф. Забелин благодарил соратников за верную службу, призывал юнкеров «усердно готовиться к высокому званию офицера» и верить в «окончательную победу над немцами». В обращении к кадетам звучала отеческая забота: «Любите Бога, любите нашу великую Родину. Усердно учитесь, упорно работайте».9

23 марта 1917 г. во временное исполнение должности начальника ГУ ВУЗа вступил генерал-лейтенант З.А. Макшеев.10 На протяжении многих лет его служба была тесно связана с военно-учебными заведениями. С 1888 по 1906 г. он последовательно состоял преподавателем, ротным командиром, инспектором классов и директором Александровского кадетского корпуса, а с 1906 по 1917 г. занимал должность директора Педагогического музея военно-учебных заведений, входившего в состав ГУВУЗа на положении его особой структуры.11 О своем назначении начальником Управления Макшеев объявил в приказе по военно-учебным заведениям за № 36 от 14 апреля 1917 г.12

15 апреля 1917 г. новый начальник обратился к сослуживцам, преподавателям, воспитателям и воспитанникам военно-учебных заведений с воззванием: «Близко зная ведомство, его темные и светлые стороны, призываю всех моих новых сотрудников тесно сплотиться со мной в совместной работе для проведения в жизнь наших заведений заветов права, братства и труда в полном согласии с началами, одушевляющими наше Временное правительство».13

22 апреля 1917 г. Макшеев подписал приказ о переименовании военно-учебных заведений, названия которых носили посвящения членам императорской фамилии. В результате Киевское великого князя Константина военное училище становится просто Киевским военным училищем, Донской императора Александра III кадетский корпус превратился в Донской кадетский корпус и т. д.14

Одной из первых концептуальных реорганизационных идей в системе ГУВУЗа стала идея перестройки военно-учебных заведений. 17 марта 1917 г. вышло циркулярное предписание по военно-учебным заведениям, где сообщалось о создании Особой комиссии для разработки этого вопроса. Председателем комиссии был назначен Макшеев, состоящий тогда еще в должности директора Педагогического музея военного ведомства.15 В состав комиссии вошли представители от Петроградских военно-учебных заведений и от Конференции педагогических курсов, организованных еще в 1900 г. для подготовки воспитателей и преподавателей в кадетские корпуса (28 чел.). Среди них значилась единственная женщина, преподавательница военной школы Александра II Надежда Ивановна Савинич, что явно отражало влияние нового времени.

По особому приглашению к работе комиссии дополнительно были привлечены заслуженные и опытные военные педагоги, отставные генералы А.Н. Макаров и А.Н. Острогорский, а также член Государственной Думы И.С. Клюжный, преподаватель Высших женских курсов, давний сотрудник Педагогического музея Я.Л. Барсков, директор гимназии Мая А.Л. Липовский и др.16

Работа Особой комиссии отражалась на страницах официального периодического издания ГУВУЗа «Педагогический сборник», где регулярно печатались протоколы ее заседаний.17 В результате были выработаны и утверждены в августе 1917 г. «Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства на 1917-1918 учебный год», согласно которым кадетские корпуса переименовывались в гимназии военного ведомства.18 Воспитание и обучение в гимназиях предполагалось вести в концепции «широких демократических начал» и на основе всесословного состава учащихся. За ними

закреплялось право ученических собраний и организаций неполитического толка. Учебный курс надлежало выстраивать по прежним действующим программам, «вплоть до их переработки». Эта переработка должна была осуществляться в процессе дальнейшей деятельности комиссии, заседания которой под новым председательством редактора «Педагогического сборника» И.С. Симонова продолжались даже в начале 1918 г.19

Большую помощь в работе Особой комиссии оказывали материалы и документы Первого Всероссийского съезда деятелей кадетских корпусов. Съезд проходил в Москве с 31 мая по 4 июня 1917 г. в помещении 3-го Московского кадетского корпуса, из названия которого уже было исключено посвящение Александру III.20 Основное внимание съезда концентрировалось на вопросах реорганизации кадетских корпусов, в связи с чем были заслушаны и обсуждены соответствующие доклады.21

Новые преобразования акцентировали внимание на опыте прошлых лет. В 1917 г. на страницах «Педагогического сборника» стали появляться статьи и записки военных реформаторов 1860-х годов. Одновременно редакция внимательно следила за событиями сегодняшнего дня. Посещение 16 мая 1917 г. Одесского кадетского корпуса военным министром А.Ф. Керенским описано в традиции либерального восторга этого времени: с каждым из 47 воспитанников «министр-гражданин» поздоровался за руку, а 6 мальчиков пансион-приюта для детей погибших офицеров «перецеловал». Зажигательная речь министра о счастливом времени и свободной России была встречена восторженным «ура» и к автомобилю он был вынесен кадетами на руках.22

Тем не менее через несколько месяцев многие воспитанники военно-учебных заведений оказались в числе сочувствующих и даже причастных к выступлению Л.Г. Корнилова. Скорее всего, именно с этим была связана отставка генерала Макшеева 3 сентября 1917 г., вскоре после провала Корниловского мятежа. На официальном уровне отставка объяснялась «расстроенным здоровьем» бывшего начальника ГУ ВУЗа.23 Его пост занял генерал-лейтенант Н.А. Хамин, возглавлявший до этого Алексеевское военное училище. Приказы по ГУ ВУЗу за сентябрь 1917 г. подписывались уже им как временно исполняющим обязанности начальника.24 Вступление в должность состоялось 8 декабря 1917 г., о чем сотрудникам ведомства было объявлено приказом за № 189 по военно-учебным заведениям.25

В 20-х числах октября 1917 г. Н.А. Хамина в Петрограде не было, так как с 17 октября до середины ноября он находился в командировке и его обязанности исполнял штатный помощник генерал-майор С.Д. Быстреевский.26 События 25 октября, равно как и последующие нескольких дней, яркого отражения в сохранившихся документах ГУВУЗа не нашли, разве что планируемое на 27 октября «Педагогическим сборником» заседание, посвященное полугодовой кончине заслуженного военного педагога А.Н. Макарова, было отменено «ввиду событий, происходящих тогда в Петрограде».27

27 января 1918 г. в канцелярии ГУВУЗа был составлен список личного состава Управления, который насчитывал 70 человек состоящих на службе «бывших офицеров, военных чиновников и чиновников военного времени».28

В середине февраля 1918 г. ведомство возглавил Главный комиссар всех военноучебных заведений И.Л. Дзевялтовский, бывший штабс-капитан Гренадерского полка царской армии.29 Под его руководством осуществлялась дальнейшая реорганизация ГУВУЗа и подведомственных ему военно-учебных заведений. Летом 1918 г. вышел последний номер «Педагогического сборника», на первых страницах которого редакция сообщала о закрытии журнала в связи с упразднением гимназий военного ведомства, которые были переданы в Комиссариат народного просвещения.30

1 ПСЗ. Собр. И. Т. XXXVIII. Отд. 1.1863. СПб., 1866. С. 924-932.

2 Михайлов АЛ. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века. Псков, 1999. С. 73.

3 Военная энциклопедия: В 18 т. Т. XI. СПб., 1913. С. 33.

4 ПСЗ. Собр. II. Т. XXXVIII. Отд. 1.1863. С. 925; РГВИА. Ф. 725. Оп. 54. Д. 428. Л. 26-28 об.

5 Там же. Собр. III. Т. XXX. Отд. 1.1910. СПб., 1913. С. 1338-1334.

6 А.Ф. Забелин был назначен начальником ГУВУЗа в марте 1910 г.

7 РГВИА. Ф. 725. Оп. 51. Д. 332. Л. 1.

8 Здесь и далее датировка до 1 января 1918 г. дается по ст. стилю.

9 Приказы по военно-учебным заведениям // Педагогический сб. Март-апрель, 1917 г. Пг., 1917. Ч. I, официальная. С. 20.

10 РГВИА. Ф. 725. Оп. 51. Д. 51. Л. 3.

11 Там же. Ф. 409. Оп. 1. Д. 157-956. Л. 13об.-16.

12 Там же. Ф. 725, Оп. 51. Д. 332. Л. 11.

13 Там же. Л. 12.

14 Приказ за № 39 от 22 апреля 1917 г. // Педагогический сб. Май-июнь, 1917. Пг., 1917. Ч. I, официальная. С. 58, 59.

15 Циркулярные предписания по военно-учебным заведениям // Там же. Март-апрель. С. 21,

22.

16 Там же. С. 23,24.

17 Журнал заседаний комиссии по преобразованию военно-учебных заведений // Там же. С. 25-41; Май-июнь, 1917 г. С 62-82; Июль-сентябрь, 1917 г. Пг., 1917. С. 92-108.

18 Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства на 1917-1918 учебный год // Там же. Июль-сентябрь. 1917 г. С. 87-92.

19 Приказ за М 5 от 22 января 1918 г. //Там же. Январь-март, 1918 г. Пг., 1918. Ч. I, официальная. С. 4.

20 П.С. Первый Всероссийский съезд деятелей кадетских корпусов в Москве // Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 494-509.

21 Винокуров Б.П. В каком направлении надо реформировать кадетские корпуса; Шампенуа К.И. Места кадетских корпусов в новой реорганизованной школе; Покровский В.В. О преподавателях кадетских корпусов; Орлов В.В. Ученические организации в кадетских корпусах //Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 501-507.

22 Посещение Одесского кадетского корпуса военным министром А.Ф, Керенским // Там же. Май-июнь, 1917 г. С. 82, 83.

23 РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. Д. 157-956. Л. 1.

24 Там же. Ф. 725. Оп. 54, Д. 428. Л. 2,3, 6,

25 Там же. Л. 20.

26 Там же. Л. 8.

27 Памяти А.Н. Макарова // Педагогический сб. Январь-март, 1918 г. С. 209.

28 РГВИА. Ф. 725. Оп. 54. Д. 428. Л. 26-28об.

29 Михайлов АЛ. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века. Псков, С. 58; Минц И.И. История Великого Октября. М., 1978. Т. II. С. 412.

30 Педагогический сб. Апрель-июнь, 1918 г. Пг., 1918. С. 1-П.

Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.