Научная статья на тему 'Гласность и информационная открытость правосудия в современной России: особенности законодательного оформления'

Гласность и информационная открытость правосудия в современной России: особенности законодательного оформления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ГЛАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОСТУПНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / JUSTICE / AN INFORMATION OPENNESS / PUBLICITY / THE LEGISLATION / AVAILABILITY / THE INFORMATION / THE INTERNATIONAL STANDARDS / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полиева Ольга Михайловна

В статье предложен анализ российского законодательства, регулирующего принцип гласности и информационной открытости в системе правосудия. Автор подробно останавливается на важнейших программных документах в этой области. Определяются основные этапы развития информационной политики российского правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publicity and information openness of justice in modern Russia: features of legislative registration

In article the analysis of the Russian legislation regulating a principle of publicity and an information openness in system of justice is offered. The author in detail stops on the major program documents in this area. The basic stages of development of an information policy of the Russian justice are defined.

Текст научной работы на тему «Гласность и информационная открытость правосудия в современной России: особенности законодательного оформления»

О.М. Полиева

Гласность и информационная открытость правосудия в современной России: особенности законодательного оформления

Необходимым условием достижения гласности и открытости правосудия является реализация принципа гласности судопроизводства, закрепленного в международных правовых актах и в российском законодательстве.

В качестве важнейшего конституционного принципа гласность судебного разбирательства установлена и ч. 1 ст. 123 Конституции РФ 1993 г. Сущность указанного принципа заключается в том, что суд рассматривает уголовные, административные и гражданские дела в открытом судебном заседании. Кроме этого, рассматриваемые принципы регулируются и международно-правовыми актами, среди которых Международный пакт о гражданских и политических правах [1], Конвенция о защите прав человека и основных свобод [2].

Что касается отечественного законодательства, то его образно можно разделить на «информационное» и законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

«Информационное» законодательство в России весьма обширно. Базовым актом является закон «Об информации, информатизации и защите информации» [3]. Здесь можно отметить также законы «О средствах массовой информации» [4], «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [5] и др. Кроме того, «информационные» нормы содержатся в актах, регулирующих иные сферы, например, законах «О государственной тайне» [6], «О безопасности» [7] и др.

Названные акты регламентируют информационную открытость в целом и имеют непосредственное отношение к открытости правосудия. Например, при проведении закрытого судебного заседания вопрос об отнесении сведений к государственной, коммерческой тайне или конфиденциальной информации решается в соответствии с указаниями этих нормативных актов. Опубликование судебных актов регулируется Законом «О средствах массовой информации» и другими актами в данной области.

Базовым актом законодательства о судоустройстве является Закон «О судебной системе Российской Федерации» [8], согласно которому разбирательство дел во всех судах должно быть открытым.

Категория открытости правосудия подробно урегулирована в ГПК, АПК и УПК РФ. В данных актах определяются общие положения принципа гласности гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства в России, случаи проведения закрытого судебного заседания, порядок проведения открытого судебного заседания.

Таким образом, в России действует принцип гласности судопроизводства. Существующие в этой области нормы полностью соответствуют международным актам. Тем не менее в самой судебной системе проблемы транспарентности стали приобретать актуальность еще в конце 90-х г. XX в. Именно тогда информационная составляющая своей деятельности стала рассматриваться судами как фактор, значительно укрепляющий и авторитет судебной власти и повышающий к ней доверие общества. В связи с этим судейским сообществом принимались программные документы, регулирующие вопросы работы судов в информационной сфере, и предпринимались меры для их реализации.

Одним из первых подобного рода документов стала Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, которая принята в 1999 г. и направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации и оснащении новыми технологиями сбора, обработки и представления данных.

Не менее важным и интересным документом для судейского сообщества стала Концепция информационной политики судебной системы, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 16.11.2001 № 60 [9] и являющаяся выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере. В Концепции отмечалось общее неудовлетворительное положение в сфере информационного обеспечения деятельности судов и разрабатывался комплекс мер по исправлению ситуации, таких как, например, создание собственных информационных ресурсов судебных органов.

Стоит отметить, что все это виделось именно как направление развития. В действительности же перед судами стояли несколько иные задачи, а именно, принятие мер по технической оснащенности судов. Главной же целью стало создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента. И сделать это предполагалось посредством государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». По мнению ее разработчиков, эту информационно-технологическую систему можно назвать уникальной, она не имеет аналогов в мире. Данная система обеспечивает гражданам удобный доступ к информации о работе органов правосудия.

Можно сказать, что внедрение ГАС «Правосудие» стало своеобразным «национальным проектом» в деятельности судов и прошло одной из центральных линий в федеральной целевой программе «Развитие судебной России» на 2007-2011 гг.

В 2006 году Верховным судом Российской Федерации был разработан законопроект «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации», который по своему значению является важнейшим шагом в развитии информационной политики не только в рамках судебной власти, но и в масштабах всего общества.

В целях достижения информационной открытости правосудия указанным законопроектом предлагалось осуществление ряда организационно-правовых мер, таких как раскрытие сведений о судебной системе, судах и судьях, ответственных работниках аппарата судов; обеспечение полной информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде; создание системы, гарантирующей общедоступность судебных актов (приговоров, решений и т.д.).

Для реализации указанных мероприятий предполагалось размещение соответствующей информации в общедоступных местах судебных зданий, создание в районных судах приемных, укомплектованных специалистами с высшим юридическим образованием, публикация соответствующих сообщений в СМИ и размещение их в сети Интернет, что в конечном итоге позволит резко повысить доступность правосудия.

Одновременно были предусмотрены меры, направленные на обеспечение при обнародовании судебных актов охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и иных лиц, участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений о их личной жизни.

Немаловажным представляется и то обстоятельство, что законопроект намечал ряд мер, направленных на регулирование отношений между судами и СМИ, что аргументировалось его разработчиками большой ролью СМИ в формировании общественного мнения о судах и необходимостью объективного освещения деятельности судов [10].

Таким образом, целесообразность и актуальность разработки и принятия подобного закона, регулирующего отношения в области обеспечения, с одной стороны, гласности, публичности и транспарентности судебной деятельности, а с другой - конституционного права граждан на информацию не вызывала сомнения тогда, не вызывает и сейчас.

Тем не менее анализ предложенного законопроекта помог выявить ряд недостатков, которые могли бы негативно сказаться на эффективности его реализации.

В 2008 г. Концепция информационной политики судебной системы получила свое дальнейшее развитие в рамках VII Всероссийского съезда судей. Подтверждением вышесказанному явилось принятие Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [11], который вступит в силу с 1 июля 2010 года. Законом урегулированы отношения, связанные с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления к информации о деятельности судов в РФ.

Так, установлены основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, а также определены формы предоставления такой информации. В частности, доступ к информации о деятельности судов может обеспечиваться такими способами, как присутствие в открытом судебном заседании, обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в СМИ, размещение информации в сети Интернет и в помещениях судов, ознакомление с информацией из архивных фондов, предоставление информации по запросу. При этом доступ к информации о деятельности судов ограничивается по общим правилам, например, если она отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Значительное внимание уделяется особенностям размещения информации в сети Интернет. Так, суды должны создать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В сети Интернет должны размещаться общие сведения о суде, информация, связанная с рассмотрением дел, тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы, данные судебной статистики, информация о кадровом обеспечении суда, о порядке и времени приема граждан и др. В сети также должны появиться сведения о находящихся в суде делах и тексты судебных актов, конечно, за некоторым исключением. Кроме того, новым законом определен порядок взаимодействия судов с редакциями СМИ.

Таким образом, действующий в России принцип гласности судопроизводства формально соответствует международным стандартам. Информационная составляющая деятельности рассматривается судами как фактор, значительно укрепляющий авторитет судебной власти и повышающий к ней доверие общества. В связи с этим судейским сообществом на протяжении вот уже более десяти лет принимались программные документы, регулирующие вопросы работы судов в информационной сфере, и предпринимались меры для их реализации. Тем не менее, вопрос, имеет ли право гражданин Российской Федерации на доступ к такой официальной информации, которая

непосредственно не затрагивает его прав и свобод, но, так или иначе, касается всех сфер жизни человека, оставался без ответа.

Конец 2008 г. ознаменовался принятием федерального закона, регламентирующего предоставление гражданам и организациям права доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Принятый закон по праву представляет собой один из самых значимых законодательных актов последних лет.

По своему содержанию Закон о доступе к информации о деятельности судов в Российской Федерации не уступает аналогичным нормативным правовым актам в европейских государствах и в США, а в отдельных аспектах обеспечивает возможность реализации прав граждан на доступ к официальной информации в большей степени, чем это определено в законодательстве других стран [12].

Важность принятия указанного закона заключается также и в том, что его действие и реализация нацелены на борьбу с двумя негативными социальными явлениями, одним из которых является коррупция. Закон предоставляет обществу возможность контролировать власть и защищаться тем самым от коррупционных действий. Другим же явлением выступает правовой нигилизм. Новый закон создает условия для того, чтобы изменить ситуацию в корне, признавая такое положение вещей незаконным, и обязывая органы власти обеспечивать свободный доступ к любой нормативной и судебной информации, которая этими органами производится [12].

В целом значение нового закона можно охарактеризовать следующим образом: его принятие «сделает людей в мантиях прозрачными - в самом прямом смысле. Вся их работа теперь должна проходить на виду у граждан» [13].

Литература

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI). Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812^Ш // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1976. № 17. Ст. 291.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Международный договор от 4 ноября 1950 г. № 005. Подписан Российской Федерацией 28 февраля 1996 г., ратифицирован Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.

3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февраля.

5. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Российская газета. 1995. 14 января.

6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственный тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41.

7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

9. Постановление Совета судей РФ № 60 от 16.11.2001 «О концепции информационной политики судебной системы» // infopravo.by.ru

10. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации» // www.medialaw.ru

11. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 26 декабря.

12. Павлов И.Ю., Голубева Е.Г. Особенности правового регулирования вопросов доступа к информации в федеральных законах «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // www.svobodainfo.org

13. Куликов В. Мантию приказано рассекретить. Суды открывают прием граждан по Интернету // Российская газета. 2008. 26 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.