О.М. Полиева
Гласность и информационная открытость правосудия в современной России: особенности законодательного оформления
Необходимым условием достижения гласности и открытости правосудия является реализация принципа гласности судопроизводства, закрепленного в международных правовых актах и в российском законодательстве.
В качестве важнейшего конституционного принципа гласность судебного разбирательства установлена и ч. 1 ст. 123 Конституции РФ 1993 г. Сущность указанного принципа заключается в том, что суд рассматривает уголовные, административные и гражданские дела в открытом судебном заседании. Кроме этого, рассматриваемые принципы регулируются и международно-правовыми актами, среди которых Международный пакт о гражданских и политических правах [1], Конвенция о защите прав человека и основных свобод [2].
Что касается отечественного законодательства, то его образно можно разделить на «информационное» и законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.
«Информационное» законодательство в России весьма обширно. Базовым актом является закон «Об информации, информатизации и защите информации» [3]. Здесь можно отметить также законы «О средствах массовой информации» [4], «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [5] и др. Кроме того, «информационные» нормы содержатся в актах, регулирующих иные сферы, например, законах «О государственной тайне» [6], «О безопасности» [7] и др.
Названные акты регламентируют информационную открытость в целом и имеют непосредственное отношение к открытости правосудия. Например, при проведении закрытого судебного заседания вопрос об отнесении сведений к государственной, коммерческой тайне или конфиденциальной информации решается в соответствии с указаниями этих нормативных актов. Опубликование судебных актов регулируется Законом «О средствах массовой информации» и другими актами в данной области.
Базовым актом законодательства о судоустройстве является Закон «О судебной системе Российской Федерации» [8], согласно которому разбирательство дел во всех судах должно быть открытым.
Категория открытости правосудия подробно урегулирована в ГПК, АПК и УПК РФ. В данных актах определяются общие положения принципа гласности гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства в России, случаи проведения закрытого судебного заседания, порядок проведения открытого судебного заседания.
Таким образом, в России действует принцип гласности судопроизводства. Существующие в этой области нормы полностью соответствуют международным актам. Тем не менее в самой судебной системе проблемы транспарентности стали приобретать актуальность еще в конце 90-х г. XX в. Именно тогда информационная составляющая своей деятельности стала рассматриваться судами как фактор, значительно укрепляющий и авторитет судебной власти и повышающий к ней доверие общества. В связи с этим судейским сообществом принимались программные документы, регулирующие вопросы работы судов в информационной сфере, и предпринимались меры для их реализации.
Одним из первых подобного рода документов стала Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, которая принята в 1999 г. и направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации и оснащении новыми технологиями сбора, обработки и представления данных.
Не менее важным и интересным документом для судейского сообщества стала Концепция информационной политики судебной системы, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 16.11.2001 № 60 [9] и являющаяся выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере. В Концепции отмечалось общее неудовлетворительное положение в сфере информационного обеспечения деятельности судов и разрабатывался комплекс мер по исправлению ситуации, таких как, например, создание собственных информационных ресурсов судебных органов.
Стоит отметить, что все это виделось именно как направление развития. В действительности же перед судами стояли несколько иные задачи, а именно, принятие мер по технической оснащенности судов. Главной же целью стало создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента. И сделать это предполагалось посредством государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». По мнению ее разработчиков, эту информационно-технологическую систему можно назвать уникальной, она не имеет аналогов в мире. Данная система обеспечивает гражданам удобный доступ к информации о работе органов правосудия.
Можно сказать, что внедрение ГАС «Правосудие» стало своеобразным «национальным проектом» в деятельности судов и прошло одной из центральных линий в федеральной целевой программе «Развитие судебной России» на 2007-2011 гг.
В 2006 году Верховным судом Российской Федерации был разработан законопроект «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации», который по своему значению является важнейшим шагом в развитии информационной политики не только в рамках судебной власти, но и в масштабах всего общества.
В целях достижения информационной открытости правосудия указанным законопроектом предлагалось осуществление ряда организационно-правовых мер, таких как раскрытие сведений о судебной системе, судах и судьях, ответственных работниках аппарата судов; обеспечение полной информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде; создание системы, гарантирующей общедоступность судебных актов (приговоров, решений и т.д.).
Для реализации указанных мероприятий предполагалось размещение соответствующей информации в общедоступных местах судебных зданий, создание в районных судах приемных, укомплектованных специалистами с высшим юридическим образованием, публикация соответствующих сообщений в СМИ и размещение их в сети Интернет, что в конечном итоге позволит резко повысить доступность правосудия.
Одновременно были предусмотрены меры, направленные на обеспечение при обнародовании судебных актов охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и иных лиц, участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений о их личной жизни.
Немаловажным представляется и то обстоятельство, что законопроект намечал ряд мер, направленных на регулирование отношений между судами и СМИ, что аргументировалось его разработчиками большой ролью СМИ в формировании общественного мнения о судах и необходимостью объективного освещения деятельности судов [10].
Таким образом, целесообразность и актуальность разработки и принятия подобного закона, регулирующего отношения в области обеспечения, с одной стороны, гласности, публичности и транспарентности судебной деятельности, а с другой - конституционного права граждан на информацию не вызывала сомнения тогда, не вызывает и сейчас.
Тем не менее анализ предложенного законопроекта помог выявить ряд недостатков, которые могли бы негативно сказаться на эффективности его реализации.
В 2008 г. Концепция информационной политики судебной системы получила свое дальнейшее развитие в рамках VII Всероссийского съезда судей. Подтверждением вышесказанному явилось принятие Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [11], который вступит в силу с 1 июля 2010 года. Законом урегулированы отношения, связанные с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления к информации о деятельности судов в РФ.
Так, установлены основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, а также определены формы предоставления такой информации. В частности, доступ к информации о деятельности судов может обеспечиваться такими способами, как присутствие в открытом судебном заседании, обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в СМИ, размещение информации в сети Интернет и в помещениях судов, ознакомление с информацией из архивных фондов, предоставление информации по запросу. При этом доступ к информации о деятельности судов ограничивается по общим правилам, например, если она отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Значительное внимание уделяется особенностям размещения информации в сети Интернет. Так, суды должны создать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В сети Интернет должны размещаться общие сведения о суде, информация, связанная с рассмотрением дел, тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы, данные судебной статистики, информация о кадровом обеспечении суда, о порядке и времени приема граждан и др. В сети также должны появиться сведения о находящихся в суде делах и тексты судебных актов, конечно, за некоторым исключением. Кроме того, новым законом определен порядок взаимодействия судов с редакциями СМИ.
Таким образом, действующий в России принцип гласности судопроизводства формально соответствует международным стандартам. Информационная составляющая деятельности рассматривается судами как фактор, значительно укрепляющий авторитет судебной власти и повышающий к ней доверие общества. В связи с этим судейским сообществом на протяжении вот уже более десяти лет принимались программные документы, регулирующие вопросы работы судов в информационной сфере, и предпринимались меры для их реализации. Тем не менее, вопрос, имеет ли право гражданин Российской Федерации на доступ к такой официальной информации, которая
непосредственно не затрагивает его прав и свобод, но, так или иначе, касается всех сфер жизни человека, оставался без ответа.
Конец 2008 г. ознаменовался принятием федерального закона, регламентирующего предоставление гражданам и организациям права доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Принятый закон по праву представляет собой один из самых значимых законодательных актов последних лет.
По своему содержанию Закон о доступе к информации о деятельности судов в Российской Федерации не уступает аналогичным нормативным правовым актам в европейских государствах и в США, а в отдельных аспектах обеспечивает возможность реализации прав граждан на доступ к официальной информации в большей степени, чем это определено в законодательстве других стран [12].
Важность принятия указанного закона заключается также и в том, что его действие и реализация нацелены на борьбу с двумя негативными социальными явлениями, одним из которых является коррупция. Закон предоставляет обществу возможность контролировать власть и защищаться тем самым от коррупционных действий. Другим же явлением выступает правовой нигилизм. Новый закон создает условия для того, чтобы изменить ситуацию в корне, признавая такое положение вещей незаконным, и обязывая органы власти обеспечивать свободный доступ к любой нормативной и судебной информации, которая этими органами производится [12].
В целом значение нового закона можно охарактеризовать следующим образом: его принятие «сделает людей в мантиях прозрачными - в самом прямом смысле. Вся их работа теперь должна проходить на виду у граждан» [13].
Литература
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI). Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812^Ш // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1976. № 17. Ст. 291.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Международный договор от 4 ноября 1950 г. № 005. Подписан Российской Федерацией 28 февраля 1996 г., ратифицирован Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.
3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.
4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февраля.
5. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Российская газета. 1995. 14 января.
6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственный тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41.
7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
9. Постановление Совета судей РФ № 60 от 16.11.2001 «О концепции информационной политики судебной системы» // infopravo.by.ru
10. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации» // www.medialaw.ru
11. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 26 декабря.
12. Павлов И.Ю., Голубева Е.Г. Особенности правового регулирования вопросов доступа к информации в федеральных законах «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // www.svobodainfo.org
13. Куликов В. Мантию приказано рассекретить. Суды открывают прием граждан по Интернету // Российская газета. 2008. 26 декабря.