Научная статья на тему '«Гламурная» ментальность в зеркале журнала «Glamour»'

«Гламурная» ментальность в зеркале журнала «Glamour» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волков В. В.

В контексте русской лингвокультурологии рассматривается основные черты «гламурной» ментальности, фиксированные в словоупотреблениях сущ. гламур и его дериватов и в материалах, связанных с репрезентацией одноименного концепта в ориентированном на молодежную женскую аудиторию глянцевом журнале «Glamour».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Гламурная» ментальность в зеркале журнала «Glamour»»

«ГЛАМУРНАЯ» МЕНТАЛЬНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛА «GLAMOUR»

© Волков В.В.*

Тверской государственный университет, г. Тверь

В контексте русской лингвокультурологии рассматривается основные черты «гламурной» ментальности, фиксированные в словоупотреблениях сущ. гламур и его дериватов и в материалах, связанных с репрезентацией одноименного концепта в ориентированном на молодежную женскую аудиторию глянцевом журнале «Glamour».

Гламур - новое слово в русском лексиконе, фиксирующее и новое для нашей страны явление культуры, и новый лингвоментальный феномен. Семантические этимоны гламура - изначально мелиоративные: англ. glamour как сущ. - это 'чары, волшебство; романтический ореол; обаяние; очарование'; как прил. - 'эффектный'; как глагол - 'зачаровать, околдовать, пленить'; фр. glamour - это 'обаяние; привлекательность (о киноактрисах)'. Мелиоративно и прил. гламурный - из англ. glamourous 'обаятельный, очаровательный; эффектный'.

Однако на русской почве феномен «гламурности» сразу обнаружил аксиологическую амбивалентность, а вслед за ней и сущ. гламур - налет пей-оративности, фиксирующий отношение к гламуру к чему-то этически предосудительному. Эта пейоративность, в словарных пометах не фиксированная, хорошо просматривается, например, в пространной текстовой иллюстрации Словаря начала XXI века, ср.: «Гламур ... магическое обаяние, шарм, внешний блеск, лоск. Как понятие гламур занял заметное место в культуре лишь ХХ века, в особенности с приходом кино, а точнее, с рождением Голливуда, "фабрики грез", сумевшей придать своим секс-символам общемировой статус... Когда удовольствие стало modus vivendi ("эпоха джаза", "эпоха чарльстона "), когда семейные узы всячески ослабли, с женщина эмансипировалась, когда кино, со своей стороны, вышло из гетто плебейства, а Голливуд стал всемирным поставщиком "образа жизни", его суперзвезды обрели гла-мур, а гламур обрел в их лице свое воплощение. ИК. 2000, № 4» [Толковый словарь русского языка начала XXI века 2008: 247]. Как видим, гламур изначально ассоциируется с «фабрикой грез», сексуальной раскрепощенностью, ослаблением семейных уз, гедонистическими установками.

«Гламурная» ментальность, основывающаяся на мелиоративном прочтении феномена гламура, ассоциируется его сторонниками с некоей элитарностью, новой «аристократичностью», избранностью, «желанием установления какого-то неравенства», с нахождением «выше оси» в социуме, с

* Профессор кафедры Русского языка, доктор филологических наук, профессор.

принадлежностью «верхушке людей», которые «обладают властью», для которых «гламур - это образ цели, модель человека, к которой стремишься», и т.п. [Новый человек между дискурсом и гламуром, 2007].

С другой стороны, пейоративное прочтение феномена гламура фиксирует как характерный для него феномен «переворачивания смыслов»: красота в гламуре предстает как красивость, творчество - как креативность, связанная прежде всего с продвижением товаров и услуг, самореализация -как успех, преимущественно материальный [Кушнир, 2012: 138].

Коннотативная бимодальность гламура хорошо просматривается в его дериватах, к настоящему времени сложившихся в достаточно обширное словообразовательное гнездо (см., например: [Буряковская, 2011; Михейки-на, 2009]), ср.: антигламур и арт-гламур, треш-гламур, карго-гламур, дис-ко-гламур, гламур-блеск, гламурище, антигламурный и контргламурный, гла-мурность и негламурность, гламурный, гламурно и гламурненько, гламурно-глянцевый (журнал, обозреватель), гламурно-коммерческая (среда), гламу-рьё, прагламур, пригламурить, ретро-гламур, стильно-гламурный (антураж), ультрагламурный.

Суммарно процесс охвата гламуром заинтересованного в этом явлении населения фиксируется отглагольным сущ. гламуризация, постоянные обитатели уже даже не архипелага, а целого континента [Богомолов, 2009] Гламур - гламурянин, гламурянка, гламурщик, их основное занятие - гламурни-чать, выгламуриваться.

Исследователи отмечают, что сочетаемость инициального в этом гнезде сущ. гламур постоянно расширяется, впитывая различные метафорические краски: безобразный, белый, в извращенной форме, всесильный и победительный, душеспасительный, коричневый, крутой, литературный, мертвый, многопудовый, московский, натуральный, остросоциальный, под взбитыми сливками, по-деревенски, под копирку, подозрительный, полный, российский, русский, свежий, сдержанный, скромный, с мужским лицом, спортивный, столичный, ТАТУированный, театральный, термоядерный, уездный, уличный, хоккейный, хорошо переваренный, цветочный [Михейкина, 2009]. Не отстают в расширении сочетаемости и производные слова: гламурный журнал, гламурное фото, гламурная модель, гламурный фашизм (марксизм), гламурная партия, система гламуризации, большой гламурный обман и мн. др.

Эти языковые / речевые факты нельзя рассматривать иначе, как однозначное свидетельство появления и агрессивного расширения сравнительно новой для нашей страны лингвоментальной структуры (концепта в современном лингвокультурологическом смысле этого термина).

Заметим, что такие сходные с современным гламуром явления предшествующих веков, как петиметры XVIII века, франты и dandy пушкинской эпохи, комильфо времен Л.Н. Толстого носили, выражаясь современным языком, узкокорпоративный характер, не выходили далеко за пределы «об-

разованных классов», тогда как агрессивной экспансии современного гла-мура благодаря СМИ подвергаются все слои населения (об истории гламура см., например: [Частицына, 2006]).

«У каждого века, за исключением нашего, был свой идеал. Наша цивилизация отказалась от идеала святого, героя, аристократа, рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться "человек без проблем", бледный и сомнительный суррогат идеала», - с горечью констатировал Абрахам Маслоу в конце 60-х годов в одной из последних своих книг («На подступах к психологии бытия»).

Такой гедонистически ориентированный идеал «человека без проблем» массово тиражируют ныне глянцевые журналы, в том числе «Glamour» -рекламно-информационное издание, призванное продвигать ментальные ценности гламура в рамках достаточно узкой целевой аудитории (в основном девушки от 14 до 20 лет).

Как массовый женский бульварный журнал, «Glamour» фундируется прежде всего на сенситивных для этого возраста темах, отражающих, в терминологии Маслоу, дефицитарные потребности (здоровье, отдых, секс, развлечения, мода и т.п.), которые слабо связаны с «... абстрактными "ценностями" предельного, нередуцируемого характера, такими ценностями, как истина, красота, новизна, уникальность, справедливость, лаконичность, простота, доброта, аккуратность, эффективность, любовь, честность, невинность, совершенство, порядок, элегантность, рост, чистота, подлинность, покой, мир и т.п.» [Маслоу, 2011: 344].

Резко ироничную, даже саркастическую характеристику гламурного идеала дала в эссе «Я планов наших люблю гламурье» еще в 1998 году Татьяна Толстая:

«Гламур - высшее, разреженное, лучистое, эфирное, запредельное состояние бытия. В гламуре гражданин, а тем более гражданка уж не сеет, не жнет, не собирает в житницы. Все в ней гармония, все диво. В гламуре нет ни прыщей, ни вросших ногтей, ни кишечных колик, ни заусенец, ни храпа: все это преодолено на более ранней стадии развития, на полпути превращения из свиньи в серафима, в малом глянце, в журналах "для секретарш". В гламуре нет заплаканных глаз, хлюпающего носа, уныния, отчаяния, наплевательства, ответственности, тревоги за родственников, наконец, нет смерти, в лучшем случае - "неумирающая легенда".

Гламурное существо - молодое, худое, извилистое, как правило, женского пола. Рожденное без родителей, оно мерцает на фоне безликих, но многочисленных "друзей", изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет, которое неизвестно кто воспитывает. Оно не нуждается в деньгах, не берет и не дает в долг; источник его богатства неясен, но, очевидно, неистощим».

Без публицистического пафоса общая научно-аналитическая оценка феномена гламура как знакового явления для «современного общества потреб-

ления» [Смурова, 2010] сводится к характеристике типа «Гламур - культурная чума третьего тысячелетия», основные симптомы которой, по словам Г. Сергеева, связаны с тем, что эстрада «превращается в конкурс красоты», место таланта заменяют технологии, формируется «микрокосмос асоциальной псевдоэлиты», руководствующийся идеологией «добровольной ликвидации духовного образа человека», которая постепенно приобретает масштабы «новой мировой религии» [Сергеев, 2007].

«Позывные гламура» [Зверева, 2006] четко фиксируются в названиях рубрик и ключевых статей глянцевых журналов, прежде всего их флагмана с символическим названием - журнала «Glamour».

Как правило, открывает каждый номер группа статей под рубрикой «Glamourama», включающий публикации исключительно о богатых и знаменитых, которые, с точки зрения авторов издания, являются элитой общества, поскольку достигли высочайшей степени роскоши, шика и обаяния.

Все последующие разделы можно рассматривать как своеобразные «инструкции» для юных читательниц, которые жаждут приблизиться к идеалу, представленному на первых страницах. «Секс», «Тело», «Психо», «Карьера», «Деньги», «Экспресс», «Сюжеты», «Монитор», «Мода и красота», «Стиль жизни» - ничто иное, как маркеры жизненных приоритетов. Именно так: не «Любовь», а «Секс», не «Красота и здоровье», а «Тело», не «Душа», а не очень понятное усечение «Психо» и т.д. Рефлексы древнегреческого psyche 'дыхание > дух, душа > жизнь (перен.)' в современном русском представлены лишь в сложных словах типа психология, психография, психопедагогика; использование этого словообразовательного элемента в виде самостоятельной номинации однозначно ассоциируется с представлением о некоей болезненной неполноценности.

Названия конкретных материалов по афористически-броской стилистике напоминают рекламные слоганы, часто строятся как парафразы на темы прецедентных текстов, ср., например, в рамках концепта «Мода»: «На дружеской ноге» (об обуви), «Полуголая правда» (о пляжной моде), «Малая земля» (стиль сафари, цвета пустыни), «Мелочь, а приятно» (об аксессуарах в одежде), «Милости носим» (реклама одежды), «Веселей, рабочий класс!» (что надеть на работу), в рамках концепта «Тело»: «Ноги в руки» (советы для идеальных ног), «Принцесса цирка» (тренировка со спортивным снарядом Jukari), «Люди в форме» (о подготовке тела к пляжному сезону).

Концепт «гламур» в сущности своей деструктивен по отношению к русской концептосфере, хотя и не проявляет по способам своей репрезентации в СМИ явной агрессии к русской национальной культуре, что делает его вдвойне опасным. Используя новейшие рекламные технологии, журнал «Glamour» по сути манипулирует сознанием потребителя, формирует человека массовой культуры, внедряя в его сознание вместо таких традиционных ценностей, как любовь, семья, дружба, внутренняя красота, такие внешне привлекательные подмены, как секс, карьера, деньги, мода.

Список литературы:

1. Богомолов Ю. Архипелаг Гламур, ставший континентом. Хроника телевизионного сезона 2008/2009 // Журналист. - 2009. - № 8. - С. 39.

2. Буряковская В.А. Концепт «Гламур» в текстах СМИ // Lingua mobilis: Научный журнал. - Челябинск, 2011. - № 3 (29). - С. 120-127.

3. Зверева В. Позывные гламура // Искусство кино. - 2006. - № 11. -С. 18-27.

4. Кушнир О.Н. Эволюция русской концептоферы на рубеже XX-XXI вв.: Вопросы динамической лингвоконцептологии. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2012. - 347 с.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл: Аль-пина нон-фикшн, 2011. - 496 с.

6. Михейкина С.Г. «Полный гламур» // Русская речь. - 2009. - № 1. -С. 126-127.

7. Новый человек между дискурсом и гламуром [Электронный ресурс] // Научный общественно-политический журнал «Без темы». - 2007. - № 2 (4). -С. 80-88. - Режим доступа: http://beztemy.usu.ru/?base=mag/0004(02_2007)& xsln=showArticle.xslt&id=a10&doc=../content.jsp.

8. Платонова Н.С. Становление и развитие межъязыковых коррелирующих концептов «Glamour» и «Гламур»: дисс. ... к. фил. н. - М., 2011. - 233 с.

9. Сергеев Г. Гламур - культурная чума третьего тысячелетия [Электронный ресурс] // Братство. - Режим доступа: http://old.bratstvo.info/m-dex.php?go=News&in=view&id=7997.

10. Смурова Л.И. Гламур - актуальный лингвокультурный концепт современного общества потребления [Электронный ресурс] // Держава та ре-гюны: Науково-виробничий журнал. Ср. Гуматтарш науки. - 2010. - № 1-2. -С. 25-31. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_gn/2010_1-2/index.html.

11. Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика / Под ред. Г.Е. Скляревской. - М.: Эксмо, 2008. - 1136 с.

12. Частицына А. Дискурс гламура [Электронный ресурс] // Большой город. - 01.12.2006. - Режим доступа: http://bg.ru/society/diskurs_glamura-6273.

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ОБРАЗНОГО СРАВНЕНИЯ В РОМАНЕ АРТУРА ГОЛДЕНА «МЕМУАРЫ ГЕЙШИ»

© Ужегова Д.М.

г. Кемерово

В данной статье проводится анализ лингвокультурной специфики сравнений, как языковых средств, способных отражать национально-культурное своеобразие народа. Целью данного исследования является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.