Научная статья на тему 'ГЛАГОЛЫ ЗВУЧАНИЯ В БЕСТИАЛЬНОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ГЛАГОЛЫ ЗВУЧАНИЯ В БЕСТИАЛЬНОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / БЕСТИАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / ГЛАГОЛЫ ЗВУЧАНИЯ / ОНОМАТОП / PARADIGMATIC STUDY APPROACH / BESTIAL VERBAL LEXICON / VERBS OF SOUND / ONOMATOPOEIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брагарник-Станкевич Ольга Самуиловна

В данной статье автор ставит своей целью выделить и описать среди всех бестиальных предикатов группу глаголов, включающих в своей семантике понятие «издавать звук», а именно - глаголы звучания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ND VERBS IN RUSSIAN BESTIAL VERBAL LEXICON

In this article, the author aims to identify Russian bestial verbal lexicon in the field of verbs used to describe sounds made by animals.

Текст научной работы на тему «ГЛАГОЛЫ ЗВУЧАНИЯ В БЕСТИАЛЬНОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ГЛАГОЛЫ ЗВУЧАНИЯ В БЕСТИЛЛЬНОИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Брагарник-Станкевич Ольга Самуиловна Старший преподаватель Белорусский государственный университет

SOUND VERBS IN RUSSIAN BESTIAL VERBAL LEXICON Bragarnik-Stankevich O.S. Senior lecturer Belarusian State University

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор ставит своей целью выделить и описать среди всех бестиальных предикатов группу глаголов, включающих в своей семантике понятие «издавать звук», а именно - глаголы звучания.

ABSTRACT

In this article, the author aims to identify Russian bestial verbal lexicon in the field of verbs used to describe sounds made by animals.

Ключевые слова: парадигматический подход, бестиальные глаголы, глаголы звучания, ономатоп. Key words: paradigmatic study approach, bestial verbal lexicon, verbs of sound, onomatopoeia.

Современная лингвистика характеризуется повышенным интересом к изучению слова в его системных связях. Накопленный лингвистический опыт показывает, что наиболее плодотворным путем изучения словарной системы языка является выделение и описание лексико-се-мантических групп слов [9, с. 1]. Сегодня лексико-семан-тические группы слов рассматриваются как сложные и многоаспектные явления, обусловленные экстралингвистическими, социолингвистическими и языковыми параметрами [8, с. 3].

Актуальность исследования определяется тем, что последовательное изучение и описание различных лек-сико-семантических групп русского языка являет собой необходимое условие для дальнейшего развития лексикологии, практической лексикографии, лингв одидактики и всего языкознания в целом. В этом аспекте бестиальная глагольная лексика представляет значительный интерес как с точки зрения отражения в семантике глаголов группы экстралингвистической действительности, так и в плане дальнейшего накопления материала для решения различных проблем полисемии, компонентного анализа, лексической стилистики и других разделов семасиологии и лексикологии [9, с. 1].

Наиболее лингвистически обоснованным путем выведения семантических признаков слов является не анализ понятийной соотнесенности слова и не анализ словарных толкований, а рассмотрение парадигматических связей лексической единицы. Парадигматические классификации глагольной лексики осуществляются путем выделения в значениях слов (при их сравнении с идентификатором) тождественных и дифференциальных компонентов. По данному принципу можно выделять глаголы со значениями действия, процесса, отношения, состояния и т.д. Парадигматический подход используется для выделения различных лексико-грамматических глагольных разрядов, в том числе глаголов модальных, большинства частных лек-сико-семантических групп, например, активных и пассивных глаголов конкретной лексико-семантической группы и т.п. Парадигматические классификации в какой-то мере перекрещиваются с тематическими. Однако, парадигматический принцип в отличие от тематического учитывает не только денотативный, но и сигнификативный аспект

классифицируемых значений (семем) [6, с. 7-8]. Таким образом, анализ парадигматических связей слова есть одновременно и определение его компонентного состава.

Ярким примером попытки объединить эти факторы в единое целое с использованием парадигматического подхода является выделение и изучение такой прослойки словарного состава языка, которая отражает знания и представления о животном мире. Выделяя таким образом специфические коммуникативные глагольные группы, где глагольное наименование изучается через его соотнесенность с объективной действительностью, а именно: глагольные предикаты, приписывающие референтно-таксономическому классу имен «животные, птицы, насекомые» свойственные им динамичные признаки действия, процесса и состояния, изучим глаголы, которые будем называть, вслед за Р.С. Ганжой, бестиальными (от латинского слова bestia - «животное, зверь») [5, с. 37].

В четырехтомном «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой зафиксировано чуть более 1000 бестиальных глаголов [7]. В данной статье автор ставит своей целью выделить и описать среди всех бестиальных предикатов группу глаголов, включающих в своей семантике понятие «издавать звук», а именно - глаголы звучания.

Изучению семантико-синтаксических свойств глаголов звучания посвящено большое количество работ ученых-лингвистов (Р.Г. Карунц, С.Н. Савина, Л.К. Выздога, Н.А. Акулинина, В.С. Каншарова и др.). Выбранная лек-сико-семантическая группа (глаголы звучания) представляет несомненный интерес для исследователей языка, поскольку звук как элемент объективной реальности играет значительную роль в познании человеком окружающей действительности [2, с. 3].

В качестве периферийных сем компоненты «звуковой» семантики входят в значения глаголов самых различных семантических классов: глаголов речи, глаголов движения, глаголов действия и других. Собственно все глаголы звучания по своему денотативному содержанию делятся на четыре основные группы: 1) глаголы, характеризующие звучание неживых предметов, 2) глаголы, характеризующие звуки, издаваемые живыми существами (кроме человека), 3) глаголы, характеризующие звуки, издаваемые

человеком, 4) глаголы нейтральные к указанным противопоставлениям [1, с. 3].

Поскольку предметом данного исследования являются бестиальные глаголы звучания, то особый интерес для нас представляет вторая группа глаголов, а именно глаголы, характеризующие звуки, издаваемые живыми существами (кроме человека).

Выделенные глаголы можно условно разделить на три подгруппы:

A) глаголы, обозначающие звуки домашних и диких животных;

Б) глаголы, обозначающие звуки птиц (домашних и диких);

B) глаголы, обозначающие звуки остальных живых существ (земноводных, пресмыкающихся, насекомых) [1, с. 9-10].

Рассмотрим каждую из групп подробнее.

А) Глаголы, обозначающие звуки домашних и диких животных, включают такие глаголы, как реветь, рычать, рыкать (рычать время от времени), рявкать (рычать отрывисто), трубить (когда речь идет о крупных животных, таких как слон, лев, медведь и т.д.), лаять, брехать, тявкать, гавкать, выть, скулить (жалобно подвывать), мяукать, мурчать, ржать, гоготать, игогокать (о лошадях), мычать, блеять, хрюкать, визжать, пищать (обычно о мелких животных), цокать (о белках), фыркать, сопеть и т.д [7]. По количеству лексических единиц данная группа может быть отнесена к самой многочисленной.

В своем подавляющем большинстве такие глаголы имеют звукоподражательный характер, что позволяет отнести их к разряду ономатопов.

Ономатопы в языке не представляют собою случайного скопления лексических единиц - напротив, они образуют систему. В языкознании выделяют три класса ономатопов, в зависимости от обозначаемых ими звуковых физиологических процессов: а) обозначения носовых процессов; б) обозначение ротовых процессов; в) обозначение горловых процессов [3, с. 10]. Мы, проводя исследование бестиаль-ных звукоподражательных глаголов, не считаем необходимым придерживаться такой классификации. Обобщая все бестиальные глаголы со звуковой семантикой, опираемся на исследование Л.К. Выздога «Семантика глаголов звучания в современном английском языке», где автор создает модель анализируемой лексической подсистемы, разделив глаголы, обозначающие процесс производства звуков живыми существами, на звуки, издаваемые частью тела особи, и звуки, издаваемые звуковым аппаратом особи (в гортани) [4, с. 6].

Подавляющее число элементов основного артикулятор-ного состава ономатопа находит свое отражение в фонетическом составе слова. В образовании ономатопов русского языка учувствует подавляющее большинство языковых фонем. Для всех фонем и элементов основного фонетического состава характерным является выполнение ими тех или иных изобразительных функций, а точнее, звукоизо-бразительных.

Рассмотрение фонетического состава ономатопов позволяет говорить о том, что содержанием фонем и их значением являются обозначаемые элементы звучания или

сочетание звучаний звукового физиологического процесса. Корень ономатопа имеет сложное словообразовательное строение, поскольку словообразование ономатопов определяется как внеязыковыми факторами (универсальными, не зависящими от каждого данного языка), так и языковыми факторами (проявляющимися различным образом в зависимости от конкретного языка) [3, с. 14-15].

Б) Глаголы, обозначающие звуки птиц (домашних и диких), включают такие глаголы, как петь, распевать, звенеть (звонко петь), заливаться, кричать, гукать, ухать, стонать, кудахтать, клокотать, квохтать (о курах и некоторых других птицах), кукарекать, голосить, крякать, гоготать, гагакать, курлыкать (обычно о журавлях), клектать, каркать, куковать, ворковать, воркотать, турлыкать, урчать (о коноплянках), свистеть, свиристеть (о чибисах), скрипеть, щелкать, щебетать (о ласточках, щеглах), трещать, цокотать, стрекотать, тенькать, тюлюлюкать (о куликах), чирикать, цокать, цыркать, хрипеть и т.д [7].

Большинство глаголов этой подгруппы тоже являются звукоподражательными.

Глаголы, входящие в состав данной группы, чаще всего реализуются в конструкции подлежащее + сказуемое/сказуемое + подлежащее (Кричат орлы, Соловьи поют и т.д.), воплощая тем самым семантическую модель «Название животного - процесс звучания». Такая модель позволяет с легкостью производить метафорические сдвиги значений: Дергает коростель, Трубят лоси, Петя ухает и т.д.

В) Глаголы, обозначающие звуки остальных живых существ (земноводных, пресмыкающихся, насекомых), включают следующие лексические единицы: квакать, турлыкать (о лягушках), шипеть, жужжать, трещать, стрекотать, звенеть (о мухах, жуках), гудеть (о пчелах, шмелях), зудеть, пилить (о сверчках), пищать, цыкать, тикать, цыркать (о сверчках, кузнечиках) и т.д. [7] В своем большинстве и эти глаголы могут быть отнесены к разряду звукоподражательных. По количеству лексических единиц данная группа может быть отнесена к самой малочисленной.

Таким образом, рассмотрение лексического состава глаголов звучания бестиальной лексики русского языка позволяет сделать вывод о том, что в состав указанной группы в большинстве своем входят глаголы звукоподражательные, то есть ономатопы, которые образуют сложную лексическую систему в языке. Среди всех подгрупп бестиальных глаголов звучания самой многочисленной является группа глаголов, обозначающая звуки домашних и диких животных.

Список литературы:

1. Васильев, Л.М. Семантика глаголов звучания в современном русском языке // Системные отношения в лексике и методы их изучения / Башк. гос.ун-т им. 40-летия Октября. - Уфа, 1977. - 143 с. - С. 3-18

2. Виноградова, Т.В. Семантика и синтаксис английских глаголов, выражающих понятие непроизвольного звучания: автореферат дисс. ... кандидата филол. наук: Нижегор. гос. ун-т им. Н.А. Добролюбова. - Н. Новгород, 1999. - 20 с.

3. Воронин, С.В. Английские ономатопы: Автореф.

... канд. филол. наук. - Л., 1969. - 16 с.

4. Выздога, Л.К. Семантика глаголов звучания в современном английском языке: автореферат дисс. ... кандидата филол. наук: Мин. гос. пед. ин-т иностр. яз. - Мн, 1988. - 20 с.

5. Ганжа, Р.С. Изучение глагольной семантики // Русский язык в школе / М-во образования Рос. Федерации. -М., 1970. - № 4. - С. 33-39.

6. Исаева, И.А. Градуальная семантика глагола в современном русском языке: автореферат дисс. ... д-ра фи-лол. наук: 10.02.01. Москва, 2008. - 16с.

7. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Русский язык, Т. 1-4, 1981-1984.

8. Фролова, В.А. Фаунонимические глаголы современного немецкого языка / В.А. Фролова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2005. - 221 с.

9. Чудинов, А.П. Лексика существования в современном русском языке: Автореф. ... канд. филол. наук. -М., 1979. - 16 с.

5

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ АНТРОПОНИМОВ В новейшей РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА И ЛЮДМИЛЫ

УЛИЦКОЙ)

Попова Ирина Михайловна

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии, Тамбовский государственный технический университет,

Глазкова Марина Михайловна кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии, Тамбовский государственный технический университет,

ANTHRQPQNYMS MULTI-FUNCTIQNALITY IN MODERN RUSSIAN LITERATURE (BASED QN THE PRQSE QF ZAHARPRILEPINAND LUDMILAULITSKAYA)

Popova I. M. the Doctor of Philology, professor managing Russian Philology chair of The Tambov State Technical University

Glazkova M. M. Candidate of Philology, associate professor The Russian philology The Tambov State Technical University

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется функциональность имён и прозвищ героев, выявляются смыслы имён главных и второстепенных персонажей в прозе Захара Прилепина и Людмилы Улицкой, с помощью которых решаются многие художественные задачи: раскрывается авторский замысел, выявляется концептуальная основа произведения, сопоставляются и противопоставляются характеры персонажей, организуются сюжетные линии, формируется символическая и мо-тивная структура. Делается основной вывод, что в прозе Захара Прилепина и Людмилы Улицкой они представляют интертекстуальную языковую игру и ассиметрично варьируются..

ABSTRACT

The article analyzes the functionality of heroesnames and nicknames,revealsthe meanings of the names of central and lesser characters in the prose of ZaharPrilepin and LudmilaUlitskayawith the help of which many artistic tasksare solved: the artist's intentionis revealed, conceptual framework is determined, characters tempers arecompared and contrasted, storylinesare organized, symbolic and motivic structureis formed. It is concluded that they represent intertextual language game and varyasymmetrically in the prose of ZaharPrilepin and LudmilaUlitskaya.

Ключевые слова: поэтика личного имени и прозвища; номинативная, социальная, эмоциональная, экспрессивная, эстетическая, стилистическая функциональность имён и прозвищ, антономазия.

Key words: forename and nicknamepoetics; nominative, social, emotional, expressive, aesthetic, stylistic functionality of names and nicknames, antonomasia.

Современные писатели обнаруживают принципиальную важность выбора имени героя, служащего одним из концептуальных основ художественного текста и выражающего позицию авторов произведений. В романах Захара Прилепина и Людмилы Улицкой антропонимы и антономазия, интертекстуальная игра именем являются также важным характерологическим средством, так как эти художественные приёмы «включают имя героя в систему сопоставлений и противопоставлений, организующих художественный текст на разных его уровнях, служат ключом к подтексту произведения, выделяют его мифологический,

фольклорный и др. планы» [1, с. 137].

В романе Захара Прилепина «Санькя» имя главного героя, вынесенное в заглавие, подчёркивает вековую укоренённость героя в русском деревенском быте, переданную ему прадедами. Устное произнесение имени, зафиксированное письменно в тексте произведения на якающем говоре, свидетельствует о том, как звали Сашу в детстве его дед и бабка и их деревенские соседи, тогда, когда «деревня исчезала и отмирала» [2, с. 34]. И молодые поколения, как хилые деревца, припавшие, но не нашедшие, куда «пустить корни», убегали в город, который «оказался слабым, игру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.