ЭКОСИСТЕМЫ: ЭКОЛОГИЯ И ДИНАМИКА, 2020, том 4, № 4, с. 14-36
===== МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМ =====
И ИХ КОМПОНЕНТОВ
УДК911.375.62 (460.356)
ГИС-МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ ГОРОДОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МАЛАГА)
© 2020 г. Е.Е. Миронова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, географический факультет Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы E-mail: eev.mironova@yandex.ru, liza.mironova@icloud.com
Поступила в редакцию 20.11.2020. После доработки 30.11.2020. Принята к публикации 01. 12.2020.
Зеленая инфраструктура является одним из наиболее важных компонентов городской среды, влияющим на качество жизни населения. Зеленые насаждения могут быть инструментом для поддержания целостности и устойчивости городских экосистем. Непрерывные исследования структуры и функций городской зеленой инфраструктуры и мониторинг её качества необходимы для оптимизации городской среды.
На примере Малаги (Испания), одного из ведущих «умных» городов Европы, рассматриваются три методологических подхода к оценке пространственной конфигурации и структуры зеленых насаждений и фрагментов природного ландшафта города. Применяются современные методы ГИС-моделирования для оценки зеленой инфраструктуры Малаги с точки зрения характеристики земельного покрова (при помощи CORINE Land Cover), потенциальных объемов предлагаемых экосистемных услуг (при помощи Urban Atlas) и конфигурации, фрагментированности и пространственной структуры зеленых насаждений (при помощи GuidosToolBox). На основе метода морфологического пространственного анализа выделены основные базовые резерваты (ядра) и острова зеленой инфраструктуры, экологические коридоры, проведена оценка связности и фрагментированности зеленых насаждений, критически значимых для определения единства экологического каркаса. Приведены количественные характеристики зеленой инфраструктуры, потенциально сравнимые на разных уровнях изучения земельного покрова. В исследовании применено сочетание нескольких методов, позволяющих рассмотреть территорию на разных уровнях пространственного анализа и определить системообразующие участки сети зеленой инфраструктуры.
Ключевые слова: зеленая инфраструктура, ГИС-моделирование, CORINE Land Cover, Urban Atlas, связность, фрагментированность зеленых насаждений, морфологический пространственный анализ. DOI: 10.24411/2542-2006-2020-10072
Озеленение, несомненно, является одним из основных экологических способов оздоровления и благоустройства городской среды. Частью комплексной программы мероприятий по планировке любой урбоэкосистемы является внедрение обширной и развитой сети зеленой инфраструктуры (Поршакова, 2016). Устойчивость городов будущего в значительной степени будет зависеть от того, насколько человечество способно поддерживать качество городских зеленых насаждений и их экологических функций (Breuste et al., 2015). Существование и развитие городов в рамках концепции устойчивого развития зачастую оказывается ограниченным не только пространственной неразвитостью экологического каркаса, но также снижением связности зеленой инфраструктуры и высокой
степенью фрагментированности зеленых насаждений (McNicoll, 2005). Поэтому помимо планирования и внедрения новых зеленых насаждений и управления ими крайне важной задачей становится последующий анализ их качества.
Урбанизированные территории - сложные и многообразные системы, анализ эволюции которых часто страдает из-за нехватки пространственных данных и недостаточного понимания влияния социально-экономических и физических факторов на рост этих систем. Наиболее интересными, с точки зрения изучения этих процессов, являются системы, испытывающие, с одной стороны, сильный антропогенный пресс, но, с другой, сохраняющие при этом значительную часть природного каркаса. Европейское Средиземноморье, которое постоянно развивается за счет активного вовлечения туристических ресурсов, является одним из самых благоприятных регионов для проведения такого рода исследований.
В данной работе в качестве региона тематического исследования был выбран город Малага, на территории которого располагаются популярные туристические курорты и стремительный рост населения которого за период с 1960-х годов поставил ряд вопросов, касающихся эффективности городского планирования. Для решения задач исследования была предпринята попытка интеграции географических информационных систем, применяемых для моделирования роста городов и прогнозирования развития территорий, в геоэкологическую оценку урбанизированных территорий. Также исследование направлено на применение основных методических подходов к мониторингу и анализу процесса роста урбанизированных территорий с целью дальнейшего прогноза влияния урбанизации на окружающую среду и предложения тактик эффективного городского планирования.
Основной целью этого исследования является выявление роли зеленой инфраструктуры как одного из важнейших геоэкологических элементов урбанизированных территорий Малаги и применение современных методов учета и оценки состояния зеленой инфраструктуры. Для достижения поставленной цели необходимо выявить физико-географические и социально-экономические предпосылки пространственного роста и развития города; рассмотреть современные методические подходы к оценке пространственной конфигурации и структуры зеленых насаждений и фрагментов природного ландшафта в городе и подобрать те из них, которые наиболее полно решают поставленные задачи. Применение выбранных методов позволит решить задачу оценки критически значимых параметров связности и фрагментированности зеленых насаждений на основе пространственного морфологического анализа.
Материалы и методы
Предмет исследования. Зеленая инфраструктура как термин не имеет единого общепризнанного определения. Современное понимание понятия «зеленая инфраструктура» (ЗИ) в контексте данного исследования чаще всего согласовывается с определением, данным Европейской комиссией в 2013 году (Green Infrastructure ..., 2013): зеленая инфраструктура включает в себя широкий спектр природных и полуприродных активов, стратегически планируемых как единая сеть взаимосвязанных компонентов. Спектр попадающих под определение активов варьирует от уличных зеленых насаждений и небольших скверов до крупных парков, кладбищ, зеленых стен и крыш (вертикальные зеленые элементы).
Озеленение городов является одной из самых важных траекторий оздоровления городской среды. Зеленые насаждения смягчают восприятие жарких и сухих погодных условий, повышают ионизацию воздуха, создают противошумовой эффект, защищают от химического загрязнения и поглощают многие вредные примеси. Считается, что 1 гектар здоровых лесных насаждений за день поглощает около 0.25 т углекислого газа, при этом выделяя 0.2 т кислорода (Голубчиков и др., 2001).
В последние десятилетия особо отмечается огромный потенциал городской зеленой инфраструктуры для решения текущих проблем городского планирования, особенно в контексте устойчивого развития. Развитие зеленой инфраструктуры не означает создание совершенно нового каркаса; скорее, оно символизирует улучшение связности уже существующей сети зеленых насаждений для улучшения функционирования экосистемы.
Регион исследования - город Малага (автономное сообщество Андалусия, Испания), располагается на побережье Средиземного моря у подножья гор Монтес-де-Малага (Малагские горы), являющихся частью системы Андалусских гор. Горные участки региона принадлежат к структурно-денудационным и складчатым горам на метаморфических и карбонатных породах; юго-западную часть региона занимают обширные аллювиальные равнины междуречья рек Гуадальорсе, Кампанийяс и Гуадалмедина.
Для изучаемого региона характерен сухой и жаркий средиземноморский климат, что, несомненно, влияет на необходимость обеспечения города развитой зеленой инфраструктурой. Средиземноморские города с их жарким и сухим летом нуждаются в тенистых участках, способных смягчить высокие температуры, тем самым повышая качество жизни горожан. Все быстрее развивающаяся технология высаживания «зеленых крыш» также способствует снижению энергопотребления за счет эффективного охлаждения помещений.
Малага располагается в зоне ксерофитных редколесий и кустарников под общим местным названием томилляры (Романова и др., 2014). Томилляры представляют собой результат длительного чрезмерного выпаса: деревья появляются в ландшафте все реже, зато развивается обширное покрытие из тимьяна (Thymus spp.), розмарина (Rosmarinus spp.), ладанника (Cystus salviifolius1, C. albidus) и прочих низкорослых кустарников и кустарничков. Зональная средиземноморская растительность создает довольно специфические условия для формирования каркаса зеленой инфраструктуры. Кустарниковый характер растительности на значительной части территории слабо благоприятствует формированию крупномассивных городских парков с обширным древесным покровом. В связи с этим подавляющая часть зеленой инфраструктуры образована либо интродуцированными видами, такими как магнолия (Magnolia grandiflora), типуана (Tipuana tipu), жакаранда (Jacaranda mimosaefolia), либо гибридами и культиварами, например, липой окрашенной (Tilia х euchlora) и померанцем (Citrus х aurantium; табл. 1).
Происхождение большей части древесной растительности в городе берет начало в 1930-х годах в регионе Монтес-де-Малага, где в то время значительные площади были отведены под зеленые насаждения с целью уберечь город от сильных наводнений, связанных с разливом р. Гуадалмедина. Использовались такие породы, как европейская кедровая сосна (Pinus cembra) и сосна алеппская (P. halepensis), идеально подходящие для бедных и сильно эродированных почв. На основе искусственных насаждений со временем начала развиваться типично средиземноморская растительность, состоящая из дуба каменного (Quercus ilex), дуба пробкового (Q. suber), рожкового дерева (Ceratonia siliqua), мирта обыкновенного (Myrthus communis), ясеня (Fraxinus spp.), земляничного дерева (Arbutus unedo).
Городская планировка играет важную роль в понимании конфигурации зеленой инфраструктуры. В современных границах Малаги можно выделить две крупные зоны: ядро урбанизации как таковое - «сити» и периферию - малозаселенные, но крупные по площади районы. Периферийные районы, по сути своей сельские, были включены в черту города после того, как Малага испытала новый вид демографического давления в виде миграционного притока сельских жителей, пострадавших вследствие появления в Европе виноградной филлоксеры (Dactylosphaera vitifoliae). Последние десятилетия XIX века и
1 Латинские названия растений даются по работе "Plan General de Ordenación Urbana (PGOU) de Málaga" (2011). ЭКОСИСТЕМЫ: ЭКОЛОГИЯ И ДИНАМИКА, 2020, том 4, № 4
начало XX века ознаменовались глубокой экономической депрессией, которая была вызвана одновременным крахом металлургической промышленности и упадком виноградарства. В этом контексте в Малаге начала поощряться жилищная политика «дешевых домов» для нового населения и в политических целях были спроектированы новые кварталы Тринидад и Сьюдад-Хардин (Reinoso et al., 2010). Проект «дешевой застройки» в конечном итоге привлек настолько большое количество заинтересованных жителей, что оказался уже не в состоянии покрывать спрос на жилье. Переполненность районов Ла-Тринидад, Капучинос и многих других возросла настолько, что вызвала спонтанные ядра расселения на периферии города: Эль-Пало в современном дистрикте Эсте, Арройо-дель-Куарто в дистрикте Круз-де-Умийядеро, Мангас-Вердес в Сьюдад-Хардин и многие другие (Del Carmen Díaz Roldán, 1996).
Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся виды в городских парках и на озелененных бульварах Малаги (Plan General ..., 2011).
Интродуцированные виды Автохтонные виды
Деревья Типуана типу (Tipuana tipu), Брахихитон (Brachychiton sp.), Померанец (Citrus х aurantium), Жакаранда мимозолистная (Jacaranda mimosaefolia), Мелия ацедерах (Melia azedarach), Робиния ложноакациевая (Robinia pseudoacacia), Гревиллея крупная (Grevillea robusta), Рожковое дерево (Ceratonia silique) Багрянник европейский (Cercis siliquastrum), Олива европейская (Olea europaea), Ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior), Сосна пиния (Pinus pinea)
Кустарники Бересклет японский (Evonimus japonicas), Лантана сводчатая (Lantana camara), Бирючина блестящая (Ligustrum lucidum) Жасмин (Jasminum sp.), Олеандр (Nerium oleander), Тамарикс (Tamarix sp.), Филлирея узколистная (Phillyrea angustifolia), Фисташка мастиковая (Pistacia lentiscus), Ретама односемянная (Retama monosperma), Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis), Боярышник однопестичный (Crataegus monogyna)
С 1990-х годов правительство муниципалитета приступило к подготовке плана обновления городского центра, начавшего терять привлекательность для проживания. Туристический бум 1960-х годов привел к тому, что основная деятельность по управлению новыми районами на периферии попала в руки частной инициативы. Тогда город стал расти хаотично и нерационально, без контроля со стороны администрации. Джентрификация хотя
и позволила центру города стать ключевым символическим пространством, но, тем не менее, не помогла сделать центральный район более пригодным для повседневной жизни; теперь из-за чрезмерного туристического использования такие места города, как пляж Малагета, площадь Пласа-де-ла-Мерсед с её окрестностями, площадь Пласа-де-ла-Марина, бульвар Пасео-дель-Парке и проспект Аламеда-Принсипаль, страдают от переизбытка посетителей (Barrera-Fernández at al., 2019).
Процесс обновления города и повышения комфортности городской среды продолжался на протяжении всего последнего десятилетия XX века. В 1997 году Малага получила 2-ю Европейскую премию, присужденную Советом муниципалитетов и регионов Европы за концепцию устойчивого городского планирования. В 1998 году город также получил премию Dubai Best Practice Award за ведущую повестку дня в области устойчивого развития, в том числе за выдающиеся успехи в развитии зеленой инфраструктуры. В 2000 году было создано государственное агентство Обсерватория городской среды Малаги (OMAU).
В 2013 году был запущен проект Urban Empathy 2013: партнерство 11 средиземноморских городов под эгидой Европейского Союза, направленное на сотрудничество в рамках достижения устойчивых моделей развития городов (Urban Empathy ..., 2020). СМИ отмечают, что Малага может стать хорошим кандидатом на получение награды ЕС Green Capital в 2020 году (Málaga ..., 2017). Кроме того, в 2015 году была утверждена программа Agenda21, которая представляет собой Повестку по комплексной устойчивости городской среды Малаги на период с 2020 по 2050 годы (Agenda Urbana Málaga, 2016). Отчет программы содержит теоретическое пояснение городского планирования и современного состояния зеленой инфраструктуры Малаги.
Сегодня правительство Малаги старается менять ситуацию в лучшую сторону путем продвижения планов по озеленению города. Финансовую поддержку получает множество экологических проектов, таких как Agenda Urbana Málaga, Urban Empathy и Smart Cities. Анализ эволюции зеленых зон за период с 2005 по 2013 год показал, что коэффициент зеленых насаждений на душу населения демонстрировал непрерывную тенденцию к росту, в 2008 году составив 6.33 м2 на жителя, а в 2015 году уже достигнув отметки в 7.60 м2 на жителя (рис. 1; Trigo, 2015; Agenda Urbana Málaga, 2016).
В 2020 году город стал победителем среди всех номинантов на премию Европейской Комиссии «European Capitals of Smart Tourism», в том числе за успехи в организации здоровой и комфортной среды для привлечения туристов (European Commission, ... 2020). Развивающиеся городские программы имеют существенный недостаток, т.к. они недостаточно подкреплены геоэкологическими исследованиями, а результативность уже существующих проектов научно не оценена.
Следует отметить, что трансформация далеко не однородна на всей территории Малаги. Так, в районах Байя-де-Малага и Гуадальорсе наблюдался отрицательный прирост показателя площади зеленых насаждений на душу населения: -0.42 м2 на жителя и -0.09 м2 на жителя соответственно (рис. 2; Agenda Urbana Málaga, 2016).
В исследовании мы применили три основных метода ГИС-моделирования зеленой инфраструктуры: во-первых, модели, используемые для характеристики земельного покрова (CORINE Land Cover), во-вторых, модели, используемые для оценки зеленой инфраструктуры относительно потенциальных объемов предлагаемых экосистемных услуг (Urban Atlas), и, в-третьих, модели, используемые для оценки конфигурации, фрагментированности и пространственной структуры зеленой инфраструктуры (MSPA-анализ при помощи программного пакета GuidosToolbox). Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки, а также границы применения на разных уровнях территориальной дифференциации. Ниже дан обзор применяемых методов и их сравнение с целью выявления наиболее пригодного для решения поставленных задач.
CORINE Land Cover. В контексте изучения зеленой инфраструктуры этот проект, являющийся дочерней программой системы Copernicus (Copernicus Land Monitoring ..., 2020), может послужить базовым источником получения пространственных данных о землепользовании и ландшафтном покрове. База данных CORINE, включающая в себя различные категории землепользования с присвоенным им уникальным трехзначным кодом, обновляется с регулярностью в 6-10 лет, предоставляя в открытом доступе данные в векторном и растровом форматах, доступные для свободного использования.
00000000000®
Годы
Рис. 1. Динамика показателя площади зеленых насаждений на душу населения (м 2/чел.) за период с 2005 г. по 2016 г.
м2/чел.
Рис. 2. Прирост показателя площади зеленых насаждений на душу населения (м 2/чел.) за период с 2005 г. по 2012 г. по отдельным районам.
Качество данных CORINE Land Cover можно оценить как высокое, а количество ошибочно определенных категорий землепользования обычно невелико (Dige et al., 2011). Тем не менее, эти данные более подходят для оценки на национальном уровне, нежели на
региональном. Растры CORINE не обладают достаточной детальностью для проведения оценки зеленой инфраструктуры на городском уровне. Смешанные классы со сложными моделями использования в классификации CORINE, такие как, например, «пашни с отдельными территориями с естественной растительностью» (класс 243), «сочетание полей с однолетними и многолетними с/х культурами, пастбищ или пашен» (класс 241), являются довольно субъективно очерченными классами. В контексте зеленой инфраструктуры классы комплексного сельскохозяйственного использования имеют жизненно важное значение для биоразнообразия, и, следовательно, должны учитываться как отдельные элементы, однако, идентификация структуры таких комплексных участков затрудняется.
Такая же проблема возникает при моделировании каркаса зеленой инфраструктуры внутри населенных пунктов, в зоне городской застройки. С учетом недостаточной детализации и возможного ошибочного классифицирования некоторых объектов, CORINE не всегда подходит для локального анализа техногенных комплексов. Например, по утверждению команды CORINE, земли можно отнести к классу 112 (непрерывная городская застройка), когда здания, дороги и другие искусственные поверхности занимают от 50 до 80% процентов от общей площади (Updated CLC ..., 2019). Таким образом, уровень генерализации при применении данного метода весьма велик и локальная зеленая инфраструктура, находящаяся в границах зоны застройки, скорее всего, не будет учтена. Следовательно, детальная классификация CORINE Land Cover мало способствует углублению изучения проблем зеленой инфраструктуры, а более низкое пространственное разрешение усложняет задачу (Dige et al., 2011).
Urban Atlas. European Urban Atlas, как и CORINE Land Cover, является частью службы мониторинга земель Copernicus (Copernicus Land Monitoring ..., 2020). Urban Atlas располагает разрешением в 50 метров, что в два раза выше, чем у базы геоданных CORINE Land Cover. Urban Atlas является базой данных о землепользовании на городском уровне с самым высоким разрешением, и его главное отличие от CORINE Land Cover заключается в том, что CORINE содержит трехуровневые классификации для категорий пахотных земель (по типам культур) и лесов (по типам растительности), что позволяет лучше дифференцировать типы земельного покрова, тогда как в Urban Atlas такая классификация не используется. Земельный покров подразделяется на 20 различных классов землепользования, причем 17 из них являются различными категориями техногенного характера.
Urban Atlas является результатом совмещения тысяч изображений с европейских спутников; классифицирование основано на сочетании фотоинтерпретации и объектно -ориентированной классификации с трехэтапной валидацией, включающей внутреннюю проверку качества дешифрирования, оценку независимых экспертов и технической верификацией со стороны Европейского центра землепользования и пространственной информации (European Topic Centre Land Use and Spatial Information; Prastacos et al., 2011). Поэтому Urban Atlas можно считать более удобным и рациональным инструментом получения данных о зеленой инфраструктуре, чем CORINE.
Представляется возможным сгруппировать категории землепользования Urban Atlas по экосистемным услугам, предоставляемым каждым классом. Такие категории, как леса, кустарниковая и травянистая растительность и открытые пространства отвечают за сохранение биоразнообразия, предотвращение изменений климата, управление стоком, рекреацию, благополучие и здоровье населения. Также благоприятствуют предотвращению изменений климата сельскохозяйственные угодья (категории пахотных земель, виноградников, фруктовых садов и пастбищ); помимо этого, они выполняют такие важные функции, как обеспечение продовольственной безопасности и управление стоком. Городская зеленая инфраструктура, наравне с предотвращением изменений климата и предоставлением возможности для рекреации, также обеспечивает культурную идентичность населения и
предоставляет важную услугу капитализации земли. Также на капитализацию земли влияет расположение водных объектов и зон для спорта и рекреации.
Морфологический пространственный анализ (MSPA-анализ). Метод морфологического пространственного анализа основывается на принципе связности элементов зеленой инфраструктуры. В основном, в научной литературе анализ принципа связности заключается в оценке способности зеленой инфраструктуры сохранять местообитания фауны и предоставлять видам возможность мигрировать (Liquete et al., 2015). Из-за этого многие научные работы на тему связности не имеют прямого отношения к городским системам. Скорее, они сфокусированы на анализе зеленой инфраструктуры пригородов крупных агломераций, или же сельских районов. Тем не менее, в контексте зеленой инфраструктуры идея связности так же важна, как и принцип её многофункциональности (Hansen, Pauleit, 2014).
Ландшафтная связность может быть рассчитана с использованием интегрального индекса связности (IIC) и вероятности связности (PC) - индикаторов, основанных на теории графов (Flynn, Traver, 2013). IIC и PC не только учитывают барьерный эффект матрицы ландшафта, но также оценивают несущую способность каждого его участка. Однако этих показателей недостаточно для извлечения пространственной морфологической информации при моделировании сети зеленой инфраструктуры, поскольку уже существующие структурные узлы и коридоры игнорируются (Wickham et al., 2010).
В качестве альтернативы вышеупомянутым индикаторам может использоваться метод морфологического пространственного анализа (MSPA), который обеспечивает более гибкий подход к учету связности зеленой инфраструктуры. MSPA, используя в качестве входных данных растровое изображение изучаемой территории, ориентируется на геометрию и связность компонентов и может автоматически определять существующие коридоры (Batty, Rana, 2002). Уникальности методу добавляет система автоматического обнаружения экологических коридоров разного масштаба между функциональными ядрами изображения, а также дальнейшее ранжирование идентифицированных путей на основе определения относительной важности каждого компонента в данной сети (Vogt, Riitters, 2017). Учитывая тот факт, что метод применим к любой территории, для которой имеются в наличии растровые данные о землепользовании региона и полную автоматизацию процесса, он чрезвычайно удобен в применении.
В целях анализа элементов зеленой инфраструктуры Малаги было использовано некоммерческое программное обеспечение GuidosToolBox (The Graphical User Interface for the Description of Objects and their Shapes Toolbox; Vogt, Riitters, 2017). Все инструменты GuidosToolbox основаны на геометрических принципах и, следовательно, могут применяться в любом масштабе и для любых видов растровых данных. Программа использует в качестве входных данных бинарное изображение, в котором пространственное положение каждого пикселя определяется кодом «1» или «0». В таком случае значение «1» соответствует переднему плану изображения, а именно изучаемым элементам ландшафта, в данном случае - зеленая инфраструктура; значение «0» соответствует заднему плану, фону, т.е. элементам, не являющимся зеленой инфраструктурой. Такими элементами могут служить городская застройка, промышленные объекты, водные объекты и прочее.
Результат анализа в значительной степени зависит от параметра Edge Width. Увеличение параметра Edge Width (буквально - ширина краевых участков переднего плана) увеличивает область заднего плана за счет основной области переднего плана, и, соответственно, может изменить класс MSPA. В данной работе значение Edge Width, с учетом которого представляется возможность построить наиболее наглядную картину, равняется 4 пикселя.
Область переднего плана бинарного изображения разделена на семь общих классов MSPA: ядро (Core), остров (Islet), окно (Perforation), край (Edge), петля (Loop), коридор
(Bridge) и ответвление (Branch; табл. 2, рис. 3). Эта сегментация приводит к взаимоисключающим классам, которые при слиянии в один объект в точности соответствуют исходной области переднего плана. Область заднего плана изображения подразделяется на три класса: фон (Background), просвет окна (Core Opening) и окаймление (Border Opening).
Результаты и обсуждение Количественная характеристика земельного покрова по данным CORINE Land Cover
Системы землепользования на территории Малаги можно разделить на 3 блока: это урбанизированные территории, сельскохозяйственные регионы и территории наименьшего антропогенного вмешательства, где преобладает естественная растительность (рис. 4).
По данным CORINE Land Cover, в пределах городского ядра Малаги на побережье значительную часть территории занимает непрерывная (23.7 км2) и прерывистая (18.9 км2) городская застройка. Около 21 км2 территории занимают промышленные зоны.
Таблица 2. Классы переднего и заднего планов и их пространственное значение.
Класс Пространственное значение
Ядро (Core) Пиксели зеленой инфраструктуры, окруженные со всех сторон также пикселями переднего плана на расстояние, превышающее указанное.
Остров (Islet) Пиксели зеленой инфраструктуры, не окружающие ядро. Это единственный не связанный класс.
Окно (Perforation) Пиксели зеленой инфраструктуры, формирующие переходную зону между передним планом и фоном для внутренних областей.
Край (Edge) Пиксели зеленой инфраструктуры, формирующие переходную зону между передним планом и фоном для внешних областей.
Коридор (Bridge) Пиксели зеленой инфраструктуры, которые соединяют два или более непересекающихся ядра.
Петля (Loop) Пиксели зеленой инфраструктуры, которые соединяют область ядра с самой собой.
Ответвление (Branch) Пиксели зеленой инфраструктуры, которые тянутся от области ядра, но не соединяются с другой областью ядра.
Просвет окна (Core Opening) Пиксели заднего плана, формирующие внутреннюю зону отверстия.
Окаймление (Border Opening) Пиксели заднего плана, формирующие переходную зону между краем и фоном.
Фон (Background) Пиксели заднего плана, окруженные со всех сторон также пикселями заднего плана на расстояние, превышающее указанное.
Основные сельскохозяйственные районы располагаются по периферии, на северо -востоке и северо-западе Малаги. Большую часть территории занимают фруктовые сады -43.8 км2, также значительную часть составляют оливковые плантации, занимающие 28.7 км2. Участки комплексного, но преимущественно сельскохозяйственного использования составляют в общей сложности 34.2 км2. Обрабатываемые угодья занимают всего лишь 9.5 км2, из них 2.3 км2 - зоны неорошаемого земледелия, а 7.2 км2 - орошаемого. Пастбища занимают 17.7 км2.
Рис. 3. Фрагмент растра MSPA.
Рис. 4. Землепользование города Малага (по данным CORINE Land Cover 2018).
Среди естественной растительности преобладают кустарники, которыми покрыты земли общей площадью в 93.6 км2. Хвойные леса занимают 45.7 км2, широколиственные - 2.9 км2, смешанные - 3.12 км2. Разреженная лесная растительность произрастает на территории общей площадью 14.2 км2. Естественная растительность сохранилась в наибольшей степени в северо-восточном секторе города, где проживает меньше всего населения.
В результате структура землепользования Малаги выглядит следующим образом: 82.8 км2 (21%) занимают урбанизированные территории, 163.2 км2 (41%) - естественная растительность, 149.7 км2 (38%) - сельскохозяйственные угодья.
В пределах городского ядра Малаги, по данным CORINE Land Cover, общая площадь, покрытая растительностью, составляет всего 1.45 км2, и приурочена к зонам городской зеленой инфраструктуры.
CORINE Land Cover позволяет получить общее представление о земельном покрове города, однако, изучить конфигурацию зеленой инфраструктуры в зоне жилой городской застройки не представляется возможным из-за излишней степени генерализации. В таком случае, более подходящей методикой учета количественных характеристик зеленой инфраструктуры является Urban Atlas, характеризующийся более детальной классификацией городской ткани.
Оценка зелёной инфраструктуры по потенциальным объемам предлагаемых рекреационных услуг по данным Urban Atlas
В общей сложности, по данным Urban Atlas, на территории Малаги зеленая инфраструктура в своих различных проявлениях занимает около 313.9 км2 или 80% территории (рис. 5, табл. 3).
Зеленые насаждения, как известно, активно улавливают и нейтрализуют потенциально опасные для здоровья физико-химические элементы и соединения; зеленая инфраструктура выполняет ряд важных функций в городе, среди которых средообразующая, санитарно-гигиеническая, рекреационная (Голубчиков и др., 2001). Разумеется, не менее важной является декоративная функция зеленых насаждений. Анализ обобщенных групп услуг зеленой инфраструктуры и категорий, входящих в каждую группу (табл. 4), позволил сделать некоторые выводы.
Рис. 5. Категории землепользования, играющие большое значение в становлении здоровой городской среды (по данным Urban Atlas).
Таблица 3. Категории землепользования г. Малага (по данным Urban Atlas).
Код UA Категория Площадь, км2 Процент
11100 Сплошная жилая застройка (плотность >80%) 12.31 3.14
11210 Прерывистая плотная жилая застройка (плотность 50-80%) 5.17 1.32
11220 Прерывистая жилая застройка средней и низкой плотности (плотность 10-50%) 8.05 2.05
11240 Жилая застройка крайне низкой плотности (плотность <10%) и одиночные строения 4.55 1.16
12100 Промышленные, коммерческие, государственные, военные и частные подразделения 20.12 5.13
12220 Дороги (магистральные, транзитные и прочие) 17.78 4.54
12300 Морские порты 0.48 0.12
12400 Аэропорты 5.55 1.42
13300 Строящиеся здания 1.36 0.35
13400 Неиспользуемые земли 2.65 0.68
14100 Городская зеленая инфраструктура 3.33 0.85
14200 Спорт и рекреация 3.17 0.81
21000 Пахотные земли 30.60 7.81
22000 Виноградники, фруктовые и оливковые плантации 9.64 2.46
23000 Пастбища 5.81 1.48
31000 Леса 46.03 11.74
32000 Кустарниковая и травянистая растительность 211.44 53.95
33000 Открытые пространства 2.03 0.52
50000 Водные объекты 1.86 0.48
Всего 391.94
Городская зеленая инфраструктура, отвечающая за сохранение биоразнообразия и защиту видов, составляет около 67% территории городской зоны Малаги. Это очень высокий показатель озеленённости города. Однако, фрагментация ареалов позволяет предположить, что на самом деле, эта цифра может в действительности не вполне адекватно иллюстрировать реальную ситуацию, так как она не учитывает недостаточное выполнение некоторых экосистемных функций в связи с фрагментированностью насаждений.
Около 80% территории города занимает зеленая инфраструктура, способствующая предотвращению изменения климата, а около 78% - зоны, благоприятствующие адаптации к изменениям климата.
Производство сельхозпродукции, в свою очередь, весьма ограничено - чуть менее 12%. На территории городской зоны располагается мало сельскохозяйственных зон, так как, по большей части, производство сельскохозяйственной продукции вынесено в пригороды.
Результаты оценки стоимости земли указывают на то, что в Малаге большая часть земель является сравнительно дешевым ресурсом; наибольшей ценностью обладают земли по берегам крупных водотоков города (реки Гуадальмедина и Гуадальорсе), а также на побережье Средиземного моря.
Таблица 4. Потенциал обобщенных групп услуг зеленой инфраструктуры и соотношение с категориями Urban Atlas, отвечающими за услуги в г. Малага.
Группа услуг Категории UA Площадь, км2 Процент
Сохранение биоразнообразия Леса; кустарниковая и травяная растительность; открытые пространства; водные объекты 261.37 66.69
Адаптация к изменениям климата Пахотные земли; виноградники, фруктовые и оливковые плантации; пастбища; леса; кустарниковая и травяная растительность; открытые пространства 305.56 77.96
Предотвращение изменений климата Городская зеленая инфраструктура; спорт и рекреация; пахотные земли; виноградники, фруктовые и оливковые плантации; пастбища; леса; кустарниковая и травяная растительность; открытые пространства 312.06 79.62
Управление стоком Пахотные земли; виноградники, фруктовые и оливковые плантации; пастбища; леса; кустарниковая и травяная растительность; открытые пространства; водные объекты 305.56 77.96
Обеспечение продовольственной безопасности Пахотные земли; виноградники, фруктовые и оливковые плантации; пастбища 46.05 11.75
Рекреация, благополучие и здоровье Городская зеленая инфраструктура; спорт и рекреация; леса; кустарниковая и травяная растительность; открытые пространства; водные объекты 267.87 68.34
Капитализация земли Городская зеленая инфраструктура; спорт и рекреация; леса; водные объекты 54.40 13.88
Обеспечение культурной идентичности Городская зеленая инфраструктура; спорт и рекреация 6.50 1.66
Оценка связности и фрагментированности зеленой инфраструктуры по результатам МЗРА-анализа
Результатом морфологического пространственного анализа стало деление города на ареалы, относящиеся к каждому из 10 пространственных классов (рис. 6). В контексте связности зеленой инфраструктуры наибольший интерес представляют ядра, острова и коридоры. Остальные элементы по большей части не способствуют увеличению или уменьшению структурной связности системы.
Ядра соответствуют крупным базовым резерватам, которые наиболее связаны между собой. В Малаге такими ядрами в первую очередь являются Природный парк Монтес-де-Малага, занимающий большую часть северо-восточного района Сьюдад-Хардин, парк Лома-
дель-Пино («Сосновый холм») на юго-западе района Чурриана, парк «Монте-де-Сан-Антон» в районе Эсте, лесной парк «Монте-Виктория» в центре города (рис. 7). В общей сложности ядра зеленой инфраструктуры занимают около 9% территории города, составляя 34.1 км2
(рис. 8).
Рис. 6. Результаты MSPA-анализа для территории города Малага.
Рис. 7. Крупнейшие элементы зеленой инфраструктуры г. Малага (ядра и острова).
Площадь,
250
200
150
100
50
0
225.3
□ Фон
□ Петля
□ Окаймление края
□ Ответвление
34.1
53.7
29.1
27.5
6.5
7.2
9.3
------------------------- ПЯдро
□ Остров ■ Край
□ Коридор
□ Окно
2,2 0,5 Просвет окна
Рис. 8. Общая площадь каждого класса по результатам MSPA-анализа.
Островная зеленая инфраструктура характеризуется большей степенью пространственной фрагментации и занимает 27.5 км2. К крупным островам зеленой инфраструктуры относятся парк устья Гуадальорсе, естественная растительность вдоль течения р. Кампанийяс, парк «Монте-де-Гибралфаро», а также значительная часть районов Пуэрто-де-ла-Торре, Эсте и Кампанийяс. В центре города островная зеленая инфраструктура включает в себя уличный парк Хардинес-де-Пикассо («Сады Пикассо») и Центральный парк Малаги, являющийся одной из главных достопримечательностей города (рис. 7). Однако, несмотря на близкое расположение этих зеленых насаждений друг к другу, сильная фрагментация зеленой инфраструктуры в центральной части города не позволяет говорить о связности.
Коридоры представляют собой участки зеленых насаждений, которые соединяют непересекающиеся ядра между собой, и в общей сложности площадь таких коридоров составляет почти 53.7 км2, что превышает площадь самих ядер. В районе Эсте коридоры покрывают самую большую территорию; следом идут районы Пальма-Памийя и Пуэрто-де-ла-Торре.
Общая площадь ответвлений зеленой инфраструктуры, которые могут трактоваться как фрагментированные зеленые коридоры, составляет 7.2 км2. На территории в 6.5 км2 располагаются зоны так называемых петель - участков зелёной инфраструктуры, обеспечивающих возможность миграции для видов в пределах одного ядра системы.
Для городского ядра застройки Малаги («сити») целесообразно проведение анализа на более детальном уровне, за который отвечает ранее упоминавшийся параметр Edge Width. При значении параметра, равном 1 пикселю, удается выделить локальные классы на другом уровне городской системы (рис. 9).
В пределах зоны основной городской застройки было выделено несколько явных ядер зеленой инфраструктуры. В первую очередь, это парки Монте-Гибралфаро и Монте-Виктория, являющиеся также массивными ядрами на уровне всего города. Также присутствуют менее крупные ядра - лесной парк Эль-Морлако, парк «Сады наследия Богоматери Скорбящей» (El Jardín de la Heredad de Nuestra Señora de los Dolores) и сосновый парк Сан-Антон. Только эти парки имеют четкую структуру, состоящую из коридоров и ответвлений.
Почти все крупные элементы зеленой инфраструктуры в пределах городского ядра являются островными - это городские парки и скверы, сады и площадки для отдыха и рекреации. Несмотря на большую детальность, главные достопримечательности города - Хардинес-де-Пикассо и Центральный парк Малаги - также являются островными, не имеют коридоров и обладают небольшой территорией влияния.
I-1-1-1-1-1-1-1-1
Рис. 9. Результаты MSPA-анализа на уровне ядра городской застройки Малаги.
Программное обеспечение GuidosToolBox располагает спектром инструментов (помимо группы MSPA), при помощи которых представляется возможным установить некоторые количественные показатели пространственной конфигурации зеленой инфраструктуры города. Инструменты Contagion и Entropy (группа инструментов Fragmentation) помогают определить степень фрагментации ареалов зеленых насаждений. Инструменты имеют важное различие: в то время как оценка фрагментации на основе энтропии (Entropy) основана на одновременной оценке переднего плана и фона (как единого целого), параметр сцепленности (Contagion) основан на рассмотрении только объектов переднего плана (Vogt, 2015).
Например, изображение с преобладающим фоновым покрытием и несколькими изолированными объектами переднего плана по параметру сцепленности даст высокие значения фрагментации. Для энтропии это изображение будет, наоборот, иметь низкие значения фрагментации, потому что доминирующее покрытие области (фон) только слегка фрагментировано передним планом (например, островами леса на фоне сельскохозяйственных угодий). Соответственно, для анализа зеленой инфраструктуры, проводимого отдельно от анализа всей городской системы, больше подходит инструмент Contagion, сосредотачивающийся исключительно на объектах переднего плана.
Фрагментация выражается в виде процентной шкалы, где показатели, стремящиеся к 0%, указывают на минимальную степень фрагментации ареала, тогда как стремящиеся к 100% характерны для ареалов с максимальной фрагментацией. В случае Малаги минимальной фрагментацией характеризуются, в первую очередь, ядра (Монтес-де-Малага, а также значительная часть района Эсте). Степень фрагментации здесь не превышает 15% (рис. 10). Также значительной целостностью обладает ядро на юго-западе города - парк Лома-дель-Пино. Существенная часть ареалов характеризуется средней степенью фрагментации - в пределах 30-60%; это зеленая инфраструктура районов Пуэрто-де-ла-Торре, Кампанийяс и Палма-Памийя. Зеленая инфраструктура центрального района Малаги также характеризуется средней степенью фрагментации (менее 50%). Наиболее «разорвана» зеленая инфраструктура в районе Чурриана, где большая часть зеленых насаждений является островной, и, следовательно, фрагментированной с показателем в 80% и более.
Рис. 10. Фрагментация зеленой инфраструктуры Малаги (инструмент Contagion).
Основной причиной высокой степени фрагментации зеленой инфраструктуры города стало сравнительно недавнее (происходившее на протяжении последних двух десятилетий) активное расширение жилой застройки по северо-западному лучу. Сопровождающее застройку уменьшение связи между становящимися все более и более изолированными участками зеленой инфраструктуры стало одним из основных триггеров увеличения давления на биоразнообразие региона.
Не менее интересным подходом к изучению фрагментации зеленой инфраструктуры является инструмент FAD (Foreground Area Density). FAD-анализ проводится путем измерения показателя плотности пикселей переднего плана по пяти шкалам наблюдения (с использованием метода «moving window analysis») с квадратными соседними участками длиной в 7, 13, 27, 81, 243 пикселя (Riitters et al., 2012). Результатом проведенного анализа
л
ш
0 25 50 75 100(%)
служит набор карт с разными результатами для каждого выбранного масштаба наблюдения (рис. 11). Значения FAD отображаются цветовым кодированием по следующим классам единства инфраструктуры: редкий (Rare), прерывистый (Patchy), переходный (Transitional), господствующий (Dominant), существенный (Interior), цельный (Intact).
Рис. 11. Результаты FAD-анализа зеленой инфраструктуры Малаги по наименее (1, слева) и наиболее (5, справа) детальным шкалам наблюдения (инструмент Foreground Area Density).
БАО-анализ на разных шкалах наблюдения представляет интерес, т.к. зачастую могут быть получены если не диаметрально противоположные, то сильно различающиеся результаты. Анализ территории Малаги на минимально детальной шкале (7 пикселей) наблюдения показал, что 29% зеленой инфраструктуры являются целостными и нетронутыми, а 18.2% и 28.8% относятся к классам существенного и господствующего единства инфраструктуры. Фрагментированная растительность составляет около 23.8% территорий переднего плана (где переходный класс занимает 13.7%, прерывистый - 9.4%, а редкий - 0.7%).
При изучении территории Малаги в рамках наиболее детальной шкалы наблюдения (243 пикселя) наблюдается полное отсутствие класса цельной растительности. Более того, класс существенной целостности занимает менее 1% территории, а наименее фрагментированные участки (Монтес-де-Малага и местность рядом с небольшим поселением Эспартерос на восточной окраине города) принадлежат к классу господствующей целостности и занимают 43.2% переднего плана. Вторым по площади покрытия стал класс прерывистой целостности («прерывистый»), к которому относится
31.7% переднего плана. Стоит отметить, что из крупных, туристически привлекательных островков зеленой инфраструктуры к этому классу относятся парки Монте-Виктория, Монте-де-Гибралфаро и Монте-де-Сан-Антон. Наиболее фрагментированные участки наблюдаются на территории районов Сентро, Пуэрто-де-ла-Торре и Чурриана (1.3%); оставшиеся 23% переднего плана относятся к переходному классу.
Таким образом, согласно результатам FAD-анализа изучаемого региона, в районах с наибольшей плотностью населения и наибольшей активностью зеленая инфраструктура наиболее фрагментирована и хаотична; наименьшей степенью фрагментации характеризуется ядро природного парка «Монтес-де-Малага».
Зоны влияния зеленой инфраструктуры можно рассчитать при помощи инструмента Influence Zones группы инструментов Distance (рис. 12). Зоны влияния представляют собой внешние области, разделяющие объекты переднего плана (в данном случае, элементы зеленой инфраструктуры). Граница зоны влияния определяется путем применения морфологического оператора определения водоразделов к карте евклидовых расстояний фонового изображения (Soille, Vogt, 2008).
Рис. 12. Зоны влияния зеленой инфраструктуры Малаги (инструмент Influence Zones).
Понимание рисунка зон влияния помогает выявить ареалы, на которые распространяется доступ к потенциально предоставленным рекреационным, оздоровительным и эстетическим услугам. Например, жители этих зон располагают более высокой доступностью экосистемных услуг, предоставляемых парками и скверами в городской черте. Эти услуги включают чистый воздух, эстетическую ценность, наличие мест для отдыха и рекреации, а также поддерживающие и регулирующие функции зеленого каркаса.
Самой большой зоной влияния в 151.2 км2 ожидаемо обладает природный парк Монтес-де-Малага - основной источник экосистемных услуг в районах Эсте и Сьюдад-Хардин (рис. 13). Прочие основные элементы зеленой инфраструктуры Малаги имеют на пару порядков меньшие зоны влияния. Среди основных ядер зеленой инфраструктуры помимо Монтес-де-Малага лидирует парк Монте-де-Сан-Антон, зона влияния которого превышает
2.4 км2; также большой зоной влияния располагает парк Лома-дель-Пино - 2.1 км2.
Среди островных центров зеленой инфраструктуры наибольшими зонами влияния обладают парки Монте-Виктория и Монте-Гибралфаро (0.27 км2), а также парк в устье р. Гуадальорсе (0.25 км2). Главные достопримечательности центра города - парк «Хардинес-де-Пикассо» и Центральный парк Малаги имеют зоны влияния в 0.01 и 0.05 км2 соответственно. Эти островные центры отвечают основной цели озеленения как способа оздоровления городской среды Малаги.
Прочее
О
Монтес-де-Малага, 151.2 км2
Рис. 13. Площадь зон влияния основных ядер и островов зеленой инфраструктуры Малаги.
Таким образом, метод морфологического пространственного анализа позволяет выявить важнейшие индикаторы качества городской среды, а возможности применения этого метода весьма широки. МБРА-анализ способен решать целый спектр проблем, касающихся управления городских систем и оптимизации городской среды. Он также дает возможность получать более четкое представление о существующих экологических проблемах и путях их решения.
Как и любой другой метод, МБРА имеет определенные ограничения, в первую очередь касающиеся определения масштаба входных данных и невозможности дифференциации зеленой инфраструктуры по морфометрическим показателям. С учетом трёхмерности реального пространства, неосуществимость сопоставления паттерна зеленых насаждений и сетки элементарных водосборов, параметров высоты и уклона местности и прочих пространственных характеристик указывает на необходимость проведения дальнейших исследований на локальном уровне. Результаты оценки пространственно-зависимых параметров сцепленности и фрагментации могут также зависеть не только от уровня, на котором проводится анализ, но и от экологических процессов, анализируемых в рамках ландшафтной матрицы.
Выводы
Зеленая инфраструктура имеет множество функций, в том числе важную роль играют её эстетические свойства. Однако, будучи экологическим компенсатором, зеленые насаждения в первую очередь отвечают за комфортность городской среды. Параметрические исследования зеленой инфраструктуры позволяют установить уровень ее развития, а также оптимальность конфигурации и состава формируемого экологического каркаса с выраженными средостабилизирующими функциями. На рассмотренном примере было установлено, что, несмотря на то, что Малага является одним из ведущих европейских
Хардинес-де-Пикассо Центральный парк.. Устье Гуадальорсе Лома-дель-Пино Монте-де-Сан-Антон Монте-Гибралфаро Монте-Виктория
0
0.5
1.5 2
2.5
км2
1
«зеленых» городов, он может оказаться недостаточно развитым за счет отсутствия связности экологического каркаса.
В случае Малаги основным катализатором урбанизации стало увеличение туристических потоков в 1960-х годах, в свою очередь обоснованное благоприятными физико -географическими условиями региона Коста-дель-Соль. К сожалению, Малага до сих пор борется с последствиями эпохи нерационального администрирования, приведшими к опустению и маргинализации исторического центра в конце XX века и к его излишней коммерциализации в XXI веке, на новом этапе его функционирования в обновленном виде.
Для корректной комплексной оценки городской среды необходимо применение целого ряда различных параметров. Проект «Agenda Urbana Málaga», в нормативно-методических документах которого освещается концепция развития зеленой инфраструктуры на период с 2020 по 2050 год, учитывает такие показатели, как площадь зеленых насаждений на душу населения, количество зеленых насаждений на душу населения и доступность зеленой инфраструктуры для населения. Несмотря на то что все эти показатели высоки и близки к оптимальному в среднем по городу, более детальный анализ на уровне дистриктов и районов указывает на множество пробелов в экологическом каркасе. Зачастую из-за определенных историко-типологических характеристик районов города в некоторых кварталах и секторах наблюдается недостаточное для обеспечения максимальной комфортности городской среды количество зеленых зон. Также проект, разработки которого во многом основаны на документации Генеральных планов Малаги (Plan General ..., 2011), не берет в расчет важность функционального единства сети зеленой инфраструктуры. Необходимо не только наличие центров (ядер) зеленой инфраструктуры, но и соединяющих элементов каркаса, которые обеспечивали бы непрерывность природного пространства и выполняли транзитные функции.
Новаторский для отечественных экологических исследований метод пространственного морфологического анализа, примененный относительно территории всего города и территории городского ядра в отдельности, дал однозначные результаты. Было выделено около 5-6 крупных ядер зеленой инфраструктуры внутри сети особо охраняемых природных территорий Малаги. Лишь эти немногочисленные ядра соединены между собой коридорами и имеют петли, благоприятствующие миграциям видов. Несмотря на относительно высокие коэффициенты обеспеченности населения зеленой инфраструктурой и обширные площади насаждений, большая часть зеленых насаждений имеет островной (фрагментарный) характер и низкий параметр связности элементов зеленой инфраструктуры, что не способствует созданию единой сети и экологического каркаса как такового.
Эта работа является примером исследования, предлагающего новые методы для определения приоритетных участков сети зеленой инфраструктуры, одновременно важных как для сохранения биоразнообразия, так и для развития рекреационно-эстетических качеств зеленых насаждений. Применение метода MSPA-анализа может быть полезно в случае необходимости более эффективного использования имеющихся данных для принятия взвешенных решений, касающихся траекторий устойчивого развития.
Благодарности. Автор выражает глубокую признательность д.г.н. Е.Ю Колбовскому за помощь на всех этапах этого исследования, а также к.г.н. О.А. Климановой за ценные критические замечания и советы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голубчиков С.Н., Минин А.А., Гутников В.А. 2001. Пути оптимизации городской среды //
Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие. М.: Пасьва. 192 с. Поршакова А.Н. 2016. Благоустройство и озеленение населенных пунктов: учебное пособие /
Ред. А.Н. Поршакова, М.С. Акимова. Пенза: ПГУАС. 156 с.
Agenda Urbana Málaga. Indicadores de Sostenibilidad 2016. Gestión de los Recursos Naturales [Электронный ресурс http://static.omau-
malaga.com/omau/subidas/archivos/1/3/arc_7731_v2.pdf (дата обращения: 16.04.2020)].
Agenda Urbana Málaga. Indicadores de Sostenibilidad 2016. Territorio y configuración de la ciudad. [Электронный ресурс http://static.omau-
malaga.com/omau/subidas/archivos/6/2/arc_7726_v2.pdf (дата обращения: 14.04.2020)].
Barrera-Fernández D., Bujalance S., Scalici M. 2019. Touristification in historic cities: Reflections on Malaga. Revista de Turismo Contemporáneo. No. 7. P. 93-115.
Batty M., Rana S. 2002. Reformulating Space Syntax: The Automatic Definition and Generation of Axial Lines and Axial Maps. Centre for Advanced Spatial Analysis Working Paper 58; Centre for Advanced Spatial Analysis University College London: London, UK. 42 p.
Breuste J., Artmann M., Li J., Xie M. 2015. Special issue on green infrastructure for urban sustainability // Journal of Urban Planning and Development. No. 141. P. A2015001 (1-5).
Copernicus Land Monitoring Service. Urban Atlas. 2020 [Электронный ресурс https://land.copernicus.eu/local/urban-atlas (дата обращения: 24.04.2020)].
Del Carmen Díaz Roldán M. 1996. Isla de Arriarán: revista cultural y científica // El barrio obrero América: la vivienda social a comienzos de siglo. No. 7. P. 39-52.
Dige G., Eales R., Baker J., Sheate W., Zamparutti T., Ferner B., Banko G., Eckerberg K. 2011. Green infrastructure and territorial cohesion. The concept of green infrastructure and its integration into policies using monitoring systems. 138 p.
European Commission Smart Tourism Capitals. Málaga. 2020 [Электронный ресурс https://smarttourismcapital.eu/cities-2020-winners/ (дата обращения: 17.04.2020)].
Flynn K.M., Traver R.G. 2013. Green infrastructure life cycle assessment: A bio-infiltration case study // Ecological Engineering. No. 55. P. 9-22.
Green Infrastructure (GI) - Enhancing Europe's Natural Capital. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. 2013 [Электронный ресурс https://eurlex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:d41348f2-01d5-4abe-b817-4c73e6f1b2df.0014.03/D0C_1 &format=PDF (дата обращения: 22.04.2020)].
Hansen R., Pauleit S. 2014. From multifunctionality to multiple ecosystem services? A conceptual framework for multifunctionality in green infrastructure planning for urban areas // Ambio. No. 43. P. 516-529.
Liquete C., Kleeschulte S., Dige G., Maes J., Grizzetti B., Olah B., Zulian G. 2015. Mapping green infrastructure based on ecosystem services and ecological networks: A Pan-European case study // Environmental Science & Policy. No. 54. P. 268-280.
Málaga, ¿hacia una ciudad sostenible? La Opinión de Málaga. 2017 [Электронный ресурс https://www.laopiniondemalaga. es/opinion/2017/01/11/ malaga-ciudadsostenible/901944. html (дата обращения: 22.04.2020)].
McNicoll G. 2005. United Nations. Department of Economic and Social Affairs: World Economic and Social Survey 2004: International Migration // Population and Development Review. No. 31. P. 183-185.
Plan General de Ordenación Urbana (PGOU) de Málaga. 2011 [Электронный ресурс http://urbanismo.malaga.eu/es/plan-general-de-ordenacion/index_old.html#.X60sYsgzZPY (дата обращения: 25.04.2020)].
Prastacos P., Chrysoulakis N., Kochilakis G. 2011. Urban Atlas, land use modelling and spatial metric techniques. 15 p.
Reinoso B.R., Rubio D.A., Dragón J.G.R. 2010. Las casas baratas de Málaga, 1911-1936, Dieciséis EditoresReal Academia de Bellas Artes de San Telmo, Málaga. 548 p.
Riitters K.H., Coulston J.W., Wickham J.D. 2012. Fragmentation of forest communities in the eastern United States // Forest Ecology and Management. No. 263. P. 85-93.
Soille P., Vogt P. 2008. Morphological segmentation of binary patterns // Pattern Recognition Letters. Vol. 30. No. 4. P. 456-459.
TrigoM.M. 2015. Zonas verdes y vegetación urbana // Agenda Urbana Málaga 2016. P. 133-137.
Updated CLC illustrated nomenclature guidelines. 2019 [Электронный ресурс https://land.copernicus.eu/user-corner/technical-library/corine-land-cover-nomenclature-guidelines/docs/pdf/CLC2018_Nomenclature_illustrated_guide_20190510.pdf (дата
обращения: 24.04.2020)].
Urban Empathy. OMAU - Málaga. 2020 [Электронный ресурс http://www.omau-malaga.com/45/com1_md2_cd-23/urban-empathy (дата обращения: 22.04.2020)].
Vogt P., Riitters K. 2017. GuidosToolbox: universal digital image object analysis // European Journal of Remote Sensing. No. 50. P. 352-361.
Wickham J.D., Riitters K.H., Wade T.G., Vogt P. 2010. A national assessment of green infrastructure and change for the conterminous United States using morphological image processing // Landscape and Urban Planning. No. 94. P. 186-195.