Научная статья на тему 'Гиревой спорт-спорт для молодежи'

Гиревой спорт-спорт для молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / СПОРТ / SPORT / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / СТУДЕНТ / STUDENT / МЕТОД / METHOD / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич, Мышкин Александр Иванович, Старовойтов Юрий Николаевич

Одним из эффективных средств реабилитации и социальной адаптации учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями являются занятия плаванием. Для этой группы молодежи плавание выступает как фактор улучшения самочувствия и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении и расширении дружественных связей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEIGHTLIFTING - SPORT FOR YOUNG PEOPLE

One of effective remedies of rehabilitation and social adaptation of pupils and students with limited physical capacities are occupations by swimming. For this group of youth swimming acts as a factor of improvement of health and strengthening of health, increase of level of physical fitness, satisfaction of need for communication and expansion of friendly communications.

Текст научной работы на тему «Гиревой спорт-спорт для молодежи»

УДК 796.011.3+378

ГИРЕВОЙ СПОРТ-СПОРТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ WEIGHTLIFTING - SPORT FOR YOUNG PEOPLE

Парфенов Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Parfenov Alexander Sergeevich candidate of pedagogical sciences, associate professor department of applied physical culture Orel State University named after I. S. Turgenev

Оге, Russia

Мышкин Александр Иванович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «(Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Myshkin Alexander Ivanovich candidate of pedagogical sciences, associate professor department of applied physical culture Orel State University named after IS Turgenev

Ое, Russia

Старовойтов Юрий Николаевич

старший преподаватель кафедра «(Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Starovoitov Yuri Nikolaevich senior Lecturer department of applied physical culture Orel State University named after IS Turgenev

Ое, Russia

Аннотация. Одним из эффективных средств реабилитации и социальной адаптации учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями являются занятия плаванием. Для этой группы молодежи плавание выступает как фактор улучшения самочувствия и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении и расширении дружественных связей.

Abstract. One of effective remedies of rehabilitation and social adaptation of pupils and students with limited physical capacities are occupations by swimming. For this group of youth swimming acts as a factor of improvement of health and strengthening of health, increase of level of physical fitness, satisfaction of need for

communication and expansion of friendly communications.

Ключевые слова: реабилитация, спорт, плавание, студент, метод, здоровье, движение

Keywords: rehabilitation, sport, swimming, student, method, health, movement

Спортивно-массовая работа среди сельской молодежи должна ориентироваться на индивидуальные виды спорта. Это связано с тем, что молодежи в сельской местности мало и для командных видов спорта сложно найти достаточное количество людей. Кроме того, командные виды спорта требуют больших финансовых затрат на экипировку, аренду спортивных сооружений, поездки на соревнования. Вопросы же финансирования спортивно-массовой работы стоят очень остро не только на селе, но и в городе. В сельской местности основными предприятиями были колхозы и совхозы, которые в данный момент или прекратили свое существование или с трудом сводят концы с концами. Поэтому финансовой поддержки от сельских предприятий ждать не приходится, а у сельских администраций на спортивно-массовую работу средств тоже нет. Индивидуальные виды спорта можно развивать на селе тоже не все, а те, которые не требуют дорогостоящей экипировки, инвентаря и оборудования. В этой связи следует заострить внимание специалистов по физической культуре и спорту на гиревом спорте, который, на наш взгляд, один из самых приемлемых видов спорта для сельских жителей. Он не требует дорогостоящих спортсооружений, оборудования, инвентаря, экипировки для занимающихся. Им могут заниматься мужчины и женщины с детства и до преклонного возраста без ущерба для здоровья.

Зал для занятий гиревым спортом зал может быть площадью не более 50 кв. м и с минимальным оборудованием. Достаточно иметь гантели весом от 2 до 10 кг и гири от 8 до 36 кг, которые могут служить десятки лет В продаже есть гантели и гири разного веса кроме гирь весом 36 кг. Такую гирю можно сделать из разборной, заменив чугунную середину на свинцовую. Целесообразно в зале иметь простейшую штангу, станок для жима лежа гимнастическую стенку. Это оборудование можно изготовить из подручного материала.

Гиревой спорт относится к видам спорта с преимущественным проявлением скоростно-силовой выносливости, поэтому требуется предварительное развитие скоростных, силовых качеств и выносливости. Следовательно, заниматься элементами гиревого спорта можно уже с младшего школьного возраста.

На этапе предварительной подготовки, который должен продолжаться не менее двух лет, следует развивать быстроту через подвижные игры и спортивные игры по упрощенным правилам. Скоростно-силовые тренируют качества через прыжковую работу без отягощений, толчки гантелей и гирь с отягощениями не более 30% индивидуального максимума. Соотношение общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки в начале этапа должно быть, как 95% к 5%, а к концу его как 80% к 20%. Количество тренировок в неделю планируется не более трех с интервалом отдыха между ними не менее 24 часов.

На этапе начальной специализации продолжается работа по совершенствованию скоростно-силовых способностей. Однако характер работы должен меняться. Целесообразно увеличивать величину отягощения при

тренировке толчка до 60% индивидуального максимума и с обязательным соблюдением всех деталей техники толика. Необходимо приступать к работе над техникой рывка, но с гирями малого веса. Параллельно следует приступать к развитию силовых способностей, выполняя упражнения силового характера с отягощениями не более 60% индивидуального максимума при медленных движениях и с большим количеством повторений в одном подходе. На этом этапе можно уже участвовать в соревнованиях, но с гирями не максимального веса. Соотношение ОФП и СФП должно быть к концу этого этапа как 60% и 40%. Количество тренировок в неделю не более четырех в последовательности -2 дня тренировок, день отдыха, еще 2 дня тренировок, 2 дня отдыха

На этапе углубленной тренировки много времени уделяется работе по развитию специальной выносливости. Планируются тренировки по развитию специальной толчковой и рывковой выносливости, но с гирями не предельных весов. Так у юношей при толчке вес двух гирь должен быть не более 64 кг, а при рывке одной гири - 32 кг. У девушек основной рабочий вес гири при рывке должен быть не более 16 кг. Основной акцент в тренировочном процессе надо делать на продолжительность работы, как в толчке, так и в рывке, доводя ее до 10 -12 мин за один подход. К концу этапа можно применять гири весом 36 кг у юношей и 20 кг у девушек для укрепления суставно-связочного аппарата при толчке или жиме по одной гире. Соотношение ОФП и СФП к концу этапа должно быть, как 40% к 60%. Количество тренировок в неделю планируется для девушек -4, для юношей - 5 в последовательности - 2 дня тренировок, день отдыха, 3 дня тренировок, день отдыха

На этапе спортивного совершенствования основная тренировочная работа осуществляется с гирями весом 32 кг у мужчин и 16 кг у женщин. Для укрепления суставно-связочного аппарата и прироста силы можно использовать гири весом 36 кг и более у мужчин и 24 кг у женщин. Соотношение ОФП и СФП в начале этапа должно быть, как 30% к 70%, а к концу его как 10% к 90%. Тренировки планируются по четырехдневному микроциклу - 3 дня тренировок, день отдыха

Для примера приводим план тренировок по гиревому спорту для девушек на этапе углубленной тренировки.

Первый день - развитие силовых и скоростно-силовых качеств через жим и толчок гири, нагрузка поддерживающая.

Разминка 20 мин с акцентом на толчок: 1) бег или прыжки со скакалкой -5 мин, рывки руками, сгибания, вращения их в суставах, наклоны и Лвращения туловища, прогибы без отягощений (каждое упражнение выполнять не менее 16 раз); 2) жим и толчок гантелей, затем гири по 6-8 раз на каждую руку, 2-3 подхода.

Основная часть: 1) жим или толчок гири 12 или 16 кг с удержанием ее вверху не менее 5 сек, 3-4 подхода до отказа, интервал отдыха не менее 5 мин; 2) махи гирей 12 или 16 кг до уровня глаз, меняя руку через 1-2 мин, три подхода до отказа. Отдых между подходами не более 5 мин. Вес гирь зависит от уровня подготовленности и самочувствия на данной тренировке. Упражнения на растягивание и расслабление.

Второй день - развитие специальных скоростно-силовых качеств через рывок, нагрузка развивающая.

Разминка 20 мин с акцентом на рывок: 1) бег или прыжки со скакалкой -

5 мин, рывки руками, сгибания, вращения их в суставах, наклоны и вращения туловища, прогибы; 2) жим гантелей и заведение их за голову с одновременным сгибанием и разгибанием в локтевых суставах по 6-8 раз на каждую руку. Это упражнение способствует развитию подвижности в плечевых и локтевых суставах, что необходимо для рывка; 3) махи гирей, а затем ее рывки по 6-8 раз каждое упражнение и на каждую руку - не менее 2- х подходов.

Основная часть: 1) рывок гири 12 или 16 кг - 1-й подход 80% от запланированного индивидуального максимума, 2-й - 60%, 3-й - 40%, . Отдых между подходами не более 5 мин (до восстановления дыхания); 2) выпрыгивание вверх, наклоны со штангой весом 30-50% от собственной массы тела, упражнения на пресс. 3 подхода до отказа на каждый вид упражнений с отдыхом не более 3 мин после каждой серии. Упражнения на растягивание и расслабление.

Третий день — отдых

Четвертый день - развитие специальной выносливости через рывок, нагрузка поддерживающая.

Разминка 20 мин с акцентом на рывок.

Основная часть: 1) рывок гири 12 или 16 кг по 0,5-1 мин каждой рукой в оптимальном темпе, через 1 мин отдыха. Всего 6-12 подходов. Количество подходов, подъемов в 1 мин зависит от уровня подготовленности и самочувствия на данном занятии. 2) выпрыгивания вверх из упора присев, скручивание туловища в положении сидя на стуле с палкой на плечах, упражнения на пресс, прогибы в пояснице в положении лежа на животе -3 подхода до отказа

V V Л ч/ \ /

на каждый вид упражнений с отдыхом 3 мин после каждой серии. Упражнения на растягивание и расслабление.

Пятый день - совершенствование общефизической подготовки, нагрузка развивающая.

Разминка только общая.

Основная часть: 1) кросс по пересеченной местности или спортивные игры до 60 мин в зависимости от уровня подготовленности; 2) удержание гири весом 16 или 20 кг в руке максимально возможное время с махами не более 6 раз в минуту или вис на перекладине - 3 подхода. Эти упражнения способствуют укреплению кисти руки, которая у большинства девушек слабая. Упражнения на растягивание и расслабление.

Нагрузка изменяется по 3-х недельной волне: 1 неделя 100% индивидуального максимума по всем видам упражнений, 2 - 110%, 3 - 80%, 4 -110%, 5 - 120%, 6 - 90%, 7 - 120%, 8 - 130%, 9 - 100% и т. д Первоначальный объем и интенсивность нагрузки (100%) определяется тестированием по всем планируемым средствам тренировки.

Литература

1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. Новосибирск : 2011. 188

с.

2. Артамонова Е. И. Компетентностная модель подготовки педагога // Педагогический профессионализм в современном образовании. Новосибирск, 2011. С. 8.

3. Беляева В. А. Вопросы высшего педагогического образования в современной России // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). №33 (2). С. 18-24.

4. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования : монография. Рязань, РГПУ, 2000. С. 111112.

5. Матвеева Т. А. Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов. Вып. 5. М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. 592 с.

References

1. Evseeva S. P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury : uchebnik. - V 2 t. - T. 1. Vvedenie v spetsial'nost'. Istoriya i obshchaya kharakteristika adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture: textbook. - In 2 t. -T. 1. Introduction to specialty. History and general characteristic of adaptive physical culture]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2003, 448 p.

2. Mosunov D. F. Problemy gidropedagogiki [Hydropedagogics problems]. Sport i zdorov'e natsii : prilozhenie k zhurnalu «Admiralteystvo» - Sport and health of the nation: annex to the Admiralteystvo magazine. St. Petersburg, 2001, no. 1, pp. 23-26.

3. Ponimasov O. E. [Individual-based transformation of movements in the conditions of mass training in applied swimming]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta -Scientific notes of the university of P.F. Lesgaft, 2013, no. 8 (102), pp. 128-131.

4. Turevskiy I. M. Psikhomotornaya podgotovlennost' cheloveka:struktura, ontogenez, praktika [Psychomotor readiness of a cheloveka:struktur, ontogenesis, practice]. Tula, Toole. state. pedun-that of L.N. Tolstoy Publ., 2012, pp.14-22.

5. Shcherbakova A. M. (ed. by) Aktual'nye problemy psikhologicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Current problems of psychological rehabilitation of persons with limited opportunities of health]. Moscow, Moscow city psychology and pedagogical university Publ., 2011, 713 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.