Научная статья на тему '«Гипроречтранс» - 75 лет на Олимпе'

«Гипроречтранс» - 75 лет на Олимпе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудометкин В.В.

Семидесятипятилетняя история «Гипроречтранса» это история не только одного из старейших и авторитетных отраслевых институтов, без которого немыслимо представить себе развитие отечественного водного транспорта, но, в первую очередь, история технического творчества команды единомышленников проектировщиков, изыскателей, научных работников, не раз удивлявших страну и мир новаторством подходов, смелостью инженерных решений, бесстрашием перед лицом сложнейших гидротехнических проблем. И не случайно именно этот коллектив, выдержавший испытания временем, сегодня прочно занял свое место на российском национальном Олимпе, став в 2005 году лауреатом одноименной почетной премии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Гипроречтранс» - 75 лет на Олимпе»

«Гипроречтранс» — 75 лет на Олимпе

В.В. РУДОМЕТКИН, генеральный директор ОАО «Гипроречтранс»

Семидесятипятилетняя история «Гипроречтранса» — это история не только одного из старейших и авторитетных отраслевых институтов, без которого немыслимо представить себе развитие отечественного водного транспорта, но, в первую очередь, история технического творчества команды единомышленников — проектировщиков, изыскателей, научных работников, — не раз удивлявших страну и мир новаторством подходов, смелостью инженерных решений, бесстрашием перед лицом сложнейших гидротехнических проблем. И не случайно именно этот коллектив, выдержавший испытания временем, сегодня прочно занял свое место на российском национальном Олимпе, став в 2005 году лауреатом одноименной почетной премии.

Первая мировая и гражданская войны нанесли огромный ущерб промышленности России, в том числе и речному транспорту. В период индустриализации проблемы развития этой отрасли требовали скорейшего решения, и приказом Наркомвода СССР № 196 от 5 августа 1931 года был учрежден Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте — «Гипроводтранс», переименованный в «Гипроречтранс» в 1939 году после образования Наркомречфлота.

Это наша с тобой биография

Еще в довоенные годы по проектам «Гипроводтранса» — «Гипроречтранса» был построен целый ряд грузовых причалов в речных и морских портах нашей

страны. Институтом был разработан проект увеличения судоходных глубин на Волге до 2,6 м на участке от Рыбинска до Астрахани, что позволило обосновать решение о строительстве Рыбинского гидроузла, а также выполнены на разных стадиях проекты транспортного освоения Рыбинского и Куйбышевского водохранилищ. По нашим проектам построены порты в Калязине, Угличе, Амурском бассейне, на Северной Двине; заводы «Красная кузница» в Мариуполе, Керчи, Подтесово, Белом Городке, Череповце, Вознесеньи; реконструированы основные сооружения Мариинской водной системы, выполнены проектные проработки соединения рек Енисея и Оби.

В результате продуктивной работы «Гипроречтранса» и строительных организаций Наркомвода-Наркомречф-

лота, уже к 1940 году речной транспорт страны насчитывал 211 промышленных предприятий, в том числе 65 судо-строительно-судоремонтных заводов, 24 верфи и десяток оборудованных портов, а выпуск продукции судоремонтными и судостроительными заводами по сравнению с 1927 годом увеличился более чем в семь раз.

«Гипроречтранс», как и вся промышленность СССР, резко набирал обороты и стремительно увеличивал объем выполняемых работ, но наступивший июнь 1941 года внес свои трагические коррективы.

В годы Великой Отечественной войны производственная деятельность института была направлена на обеспечение нужд фронта. Уже в первые дни войны институт разработал типовые проекты упрощенного (в дереве) строительства намеченных к постройке промышленных цехов: механических, куз-нечно-котельных, деревообделочных, электросварочных, а также специального назначения, — для размещения в них оборудования эвакуируемых судоремонтных заводов и организации выпуска военной продукции. На объекты выехали проектанты, которые впоследствии стали руководителями этих строек.

Первые послевоенные годы ознаменовались интенсивным развитием про-

В предвоенные годы по проектам «Гипроводтранса» — «Гипроречтранса» были построены:

• причалы и портовые объекты: Волго-Донские грузовые причалы (Волгоград), Окские грузовые причалы (Горький), причалы в портах Новосибирска, Ленинграда, Кандалакши, знаменитый мол Сочинского порта и Калашниковская наб. Ленинградского речного порта;

• на судоремонтных и судостроительных заводах: доковый пирс Канонерского завода, сухой док и цеха Мурманского СРЗ, слип для подъема и ремонта нефтеналивных барж г/п 12 тыс. т на заводе им. III Интернационала (Астрахань), отдельные объекты на судоремонтных заводах в Камышбу-руне, Лименде, Астрахани (з-д им. Ленина), Хабаровске, Красноармейске (з-д пам. Дзержинского) и др.

Укладка проходного теплофикационного докера в г. Москва

Мостовой переход по плотине Константиновского гидроузла на р. Дон

мышленности, в том числе речной отрасли, вследствие чего перед институтом ставились все более ответственные задачи. Кроме восстановления разрушенных войной портов и заводов на Волге, Дону, Днепре, Припяти, Свири жизнь требовала создания новых мощностей не только в центральных бассейнах, но и на Оби, Иртыше, Енисее, Лене и т.д. В итоге в разное время правительством были приняты решения о создании новых отделений «Гипроречт-ранса» — в Ленинграде, Новосибирске, Киеве, Горьком. Ленинградское и Киевское отделения стали вскоре самостоятельными институтами «Ленгипроречт-ранс» и «Укргипроречтранс». Новосибирское отделение в 1979 году преобразовалось в «Сибгипроречт-ранс», а Горьковское распалось в конце 90-х годов.

Сегодня причалы и промышленные порты, спроектированные в «Гипроре-чтрансе», эксплуатируют крупнейшие приречные промышленные предприятия: КамАЗ, ВАЗ, «Атоммаш», Тобольский и Нижнекамский нефтехимические, Соликамский и Березниковский калийные комбинаты, Норильский горно-металлургический комбинат, десятки нефтеперегонных заводов, зерновых и цементных элеваторов.

За время существования института в сферу его деятельности попадало более 50 судоремонтно-судостроительных предприятий, и отделу промпредприя-тий приходилось интенсивно заниматься модернизацией судоремонтных заводов и мастерских, а затем перейти к масштабной реконструкции действующих и созданию новых предприятий. С пополнением речного транспорта новым грузовым и пассажирским флотом буксирами мощностью до 2000 л.с., судами на подводных крыльях, остро встал вопрос реконструкции и расширения производственных мощностей действующих заводов. Гордостью этого отдела является крупнейший в отрасли Борский СРЗ, способный принять для отстоя 450 судов и обеспечить капитальный ремонт более 200 судов ежегодно, в тои числе и суда «река-море».

Впервые в практике...

Среди проектов института можно выделить ряд поистине новаторских, уникальных не только для своего места и времени, но и для развития гидротехники в целом.

Так, в ходе создания Москворецкой шлюзованной системы, обеспечивающей судоходство по Москве и Оке до Горького, «Гипроречтранс» в короткие

сроки разработал проекты шлюзов, где впервые в практике отечественного гидротехнического строительства использовались сборные железобетонные конструкции стен и днищ камер шлюзов из унифицированных элементов заводского изготовления, а также полноповоротные сегментные затворы, значительно сократившие время наполнения/опорожнения камер и улучшившие гидравлический режим работы шлюза.

Когда суда «река-море» достигли длины 140 м, действующая 119-метровая камера построенного в начале

прошлого века Кочетовского шлюза стала серьезным препятствием для развития судоходства на Дону. По проекту института, с помощью наплавной конструкции из сборного железобетона без устройства перемычек и без перерыва в судоходстве, была построена новая голова шлюза. В результате размер камеры шлюза увеличился до 145 м. Мировая практика не знала таких примеров, и в 1999 году специалисты ТАСК высочайшим образом оценили эту работу института.

По проектам института построено более 1000 подводных переходов инже-

По проектам «Гипроречтранса»:

• построены гидроузлы на р. Дон: Николаевский и Константиновский (отмечен премией Совета Министров СССР «За строительство по выдающимся проектам»);

• реконструированы судоходные плотины Кузьминского и Белоомутского гидроузлов на р. Ока, ведутся работы по реконструкции судоходной плотины и строительству второй нитки шлюза Кочетовского г/у на р. Дон;

• созданы тысячи километров судовых ходов на Горьковском, Камском, Боткинском, Нижнекамском, Чебоксарском, Куйбышевском и других водохранилищах;

• построены 2 шлюза в Ираке (на рр. Тигр и Евфрат) и 5 шлюзов Москворецкой системы;

• возведены речные вокзалы в Ростове-на-Дону, Самаре, Кинешме, Тольятти, Казани, Москве, Тобольске, Павлодаре, жилые поселки речников для промпредприя-тий, портов, гидроузлов, все линии магистральной связи речного флота и приемопередающие радиостанции в речных бассейнах;

• введены в эксплуатацию и реконструированы Московский судостроительно-су-доремонтный завод, Хлебниковский, Белогородский, Тольяттинский, Тобольский, Тюменский, Омский, им. Октябрьской революции в Уфе и др. заводы;

• модернизированы судоремонтные предприятия в Чкаловске, Самаре, Чистополе;

• построены корпусно-сборочные цеха на Московском судостроительно-судоремо-нтном заводе (для строительства судов типа «Заря», «Москва»), на заводе в Белом Городке (площадью 16 тыс. м2 для строительства грузовых теплоходов), дизелере-монтные цеха в Москве, Тольятти, Балаково, цех топливной аппаратуры на Хлебни-ковском заводе, цех ремонта и отстоя крылатого флота, много других объектов;

• более 25 предприятий построили по проектам «Гипроречтранса» судоподъемные сооружения для подъема на береговые стапели судов доковым весом до 2,4 тыс. т, установлено 5 плавучих доков г/п 5 тыс. т, построено много испытательных станций для судовых дизелей.

Панорама Николаевского гидроузла на р. Дон

На сегодняшний день:

• на счету «Гипроречтранса» и его отделений около 600 механизированных грузовых причалов общей протяженностью более 60 км, свыше 200 пассажирских причалов;

• среди достижений института — создание специализированных причалов, обеспечивающих перегрузку контейнеров, тарно-штучных и навалочных грузов (уголь, руда, цемент, апатиты и др.), тяжеловесных грузов единичным весом до 1000 т. Эти комплексы успешно эксплуатируются в Москве, Твери, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Ульяновске, Тольятти, Волгограде, Астрахани, Волгодонске, Усть-Донецке, Ростове-на-Дону, Азове, Ейске, Темрюке, порту Кавказ, в Соликамске, Березниках, Левшино, Перми, Камбарке, Нижнекамске, Сарапуле, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске, Новосибирске, Томске, Сергино, Лабытнангах, Надыме, Уренгое, Ямбур-ге, Ленске, Якутске и др.

ным решением Госстроя СССР.

Уникальными можно назвать и подводные проходные тоннели диаметром 3 м через Волгу в Калинине, Енисей в Красноярске и в Москве. Наши специалисты разработали множество образцов новой техники, широко применяемой на подводно-технических работах, такой как УПГМ-360, скреперы-пульпометы на автоходу, гидравлические кабеле-укладчики, водолазные станции на автоходу, разгружающие понтоны, наносоудерживающие сооружения. На-

нерных коммуникаций через реки, водохранилища и на континентальном шельфе. Но наиболее интенсивно эта работ велась с началом освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Институт приступил к проектированию подводных переходов нефте-и газопроводов через реки Обь, Иртыш, Каму, Волгу, Оку, Днепр, Печору и многие другие. Практически все наиболее ответственные подводные переходы магистральных газо-, нефте- и других продуктопроводов диаметром до 1420 мм и давлением до 75 атм. проектировались «Гипроречтрансом». Необходимо отметить, что проектирование подводных переходов через Волгу, Дон, Хопер и т.д. для строительства аммиакопрово-да по трассе Тольятти — Одесса, учитывая особую опасность и ответственность этого объекта, было поручено именно нашему институту специаль-

Пассажирские причалы речного вокзала в г. Самара на р. Волга

ми создан значительный объем нормативной и справочной литературы в области подводно-технических работ и многое другое.

Торжество инженерной мысли

Фундаментом всех проектов института, в прямом и переносном смысле, можно смело назвать инженерные изыскания.

Отдел изысканий оснащен самым современным оборудованием, приборами, вычислительной техникой. Проектировщики нашего института не любят работать по материалам, предоставленным заказчиками, поскольку нет абсолютной уверенности в их достоверности. За все время работы институт ни разу не столкнулся с ситуацией, когда материалы отдела не «сходились» с натурой. Да и заказчики только один раз предъявили к ним претензии, но контрольное бурение полностью подтвердило наши данные.

Для комплексного обследования объектов в институте существует отдел научных исследований и экспериментального проектирования, специалисты которого изучают техническое состояние подводных элементов судоходных и портовых гидротехнических сооружений. В ходе обследования составляются подробные дефектные ведомости на основе телеметрической визуализации. Технические отчеты включают фотографии фрагментов подводной видеосъемки, заключения о техническом состоянии отдельных сооружений, и поэтому отличаются высокой степенью наглядности и достоверности.

У нас имеется большой практический опыт выявления оползнеопасных склонов и проектирования противооползневых мероприятий на городских территориях (в том числе в Москве), берегах водоемов, на трассах газо- и нефтепроводов. Наш институт является участником разработки ряда нормативных документов, где рассматриваются вопросы расчета и проектирования инженерной защиты территорий (для Госстроя РФ, ОАО «Газпром» и др.).

Находясь в Москве, институт активно работает для столицы России, участвуя во всех работах, связанных с реконструкцией города. Созданные по проектам «Гипроречтранса» транспортные сооружения позволили сократить стоимость и сроки строительства многих объектов, а также снизить интенсивность грузовых автомобильных перевозок в Москве и избежать негативного влияния на экологическую ситуацию в городе.

Наш институт гордится тем, что за самоотверженный труд и выдающиеся достижения четырем сотрудникам присвоено звание «заслуженный строитель Российской Федерации», некоторые стали лауреатами Премии Совета Министров СССР, членами Академии водохозяйственных наук и Российской академии транспорта, получили ученые степени кандидатов и докторов наук, многие отмечены правительственными наградами.

В активе института около 200 медалей ВДНХ СССР, 170 авторских свидетельств, Золотая медаль Международной выставки в Брюсселе. За большой вклад в создание материально-технической базы отрасли и развитие Москвы большая группа сотрудников «Гип-роречтранса» награждена медалями «300 лет Российскому флоту» и «В память 850-летия Москвы».

«Гипроречтранс» достойно прошел испытания временем и доказал свою состоятельность. Нас не сломили децентрализация производства, кризис неплатежей, резкое сокращение объемов работ, попытки «недружественного поглощения». Вопреки всему мы выстояли, сохранили коллектив, успешно преодолели финансовые кризисы и уверенно наращиваем портфель заказов.

Сегодня ОАО «Гипроречтранс» представляет собой мощный проектно-изыскательский институт, обладающий высококвалифицированными кадрами, современной материально-технической базой, новейшим программным обеспечением, уникальным архивом.

Руководители института делают все от них зависящее, чтобы «Гипроречтранс» и впредь оставался ведущим отраслевым институтом и по-прежнему пользовался доверием и уважением заказчиков.

ОАО «Гипроречтранс»

105187, г. Москва, Окружной проезд, д. 15 Тел./факс: (495) 369-3206,785-4320 E-mail: giprt@giprt.ru www.giprt.ru

Б Москве по проектам «Гипроречтранса» построены:

• грузовые причалы в Северном и Западном портах;

• причалы для перегрузки контейнеров, угля для ТЭЦ-22 со складами долгосрочного хранения;

• цементный элеватор с причалами в Южном порту;

• комплекс предприятий речного флота в Нагатинской пойме;

• учебные корпуса Московской государственной академии водного транспорта;

• Южный речной вокзал;

• пассажирские причалы на р. Москве, для Химкинского речного вокзала, на Канале им. Москвы;

• более 15 яхт-клубов;

• осуществлена реконструкция Московского судостроительно-судоремонтного завода;

• проложена большая часть подводных коммуникаций через р. Москву;

• осуществлена реконструкция Канала им. Москвы в связи с увеличением водопо-дачи в столицу;

• установлена подводная лодка — музей на Химкинском водохранилище;

• в кратчайшие сроки запроектированы и построены причалы на р. Москве для выгрузки оборудования и приемки грузов при строительстве ММДЦ «Сити», реконструкции МКАД, стадиона в Лужниках, вывоза грунта при строительстве торгового центра на Манежной площади, причалы выгрузки проходческого оборудования для строительства Третьего транспортного кольца и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.