хождения в терапии экспериментальных опухолей // Иммуномодулягоры природного происхождения. -Владивосток, 1990. -С.26-27.
5. Лазарева Л.П., Алехин Е.К. Стимуляторы иммунитета. -М., 1985.-255 с.
6. Новиков B.C., Шустов Е.Б., Благинин В.В. и др. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальньтх условиях. - СПб., 2001. - 36 с.
7. Новиков B.C. Патогенетические механизмы развития экстремальных состояний // Военно-мед. журн. -1999. -X» I . - С.57-65.
8. Петров Р.В. Хаитов P.M., Чередеев А.П. и др. Им-мунофармакологические подходы к оценке иммуномодуляторов//Иммуномодуляторы. - М., 1987. -С.9-10.
9. Соколова Е. И. Клиническая иммунология. Руководство для врачей. - М., 1998. - 270 с.
10. Прокопенко Л.Г., Афанасьев В.А., Авакян А.Р. Иммунометаболические аспекты холодового стресса. -Курск, 1998. - 167 с.
П.Фрейдлин И.С. Использование культуры мышиных перитонеальных макрофагов в качестве модели для изучения клеток мононуклеарной фагоцитарной системы организма и их изменений под влиянием биологически активных веществ: Методические рекомендации. - Л., 1976. - 36 с.
12. Cunningham A.J. A method of increased sensitivity for detecting single antibodyforming cells // Nature. -1965. - Vol.207, N.5001. - P.l 106-1107.
13. Filaretov A.A. Effect of adaptogens on the activity of
the pituitary-adrenocortical system in rats // Bulletin of experimental biology and medicine. - 1986. -
Vol.101. -P.627-629.
14. Gupta S. A new mitogen and interferon inducer // Clinical research. - 1980. - Vol.28. - P.504A.
15. Selye П. The physiology and pathology of exposure to stress. - Montreal, 1950. - 203 p.
© АЖУНОВА T.A., БАНЗАРАКШЕЕВ В.Г., БУРАЕВА Л.Б., TAHXAEBA Л.М., НИКОЛАЕВ С М. -
ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МНОГОКОМПОНЕНТНОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА "КАМФОРА-25"
ТА. Ажунова, В.Г. Банзаракшеев, Л.Б. Бураева, А.М. Танхаева, С.М. Николаев.
(Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, г. Улан-Удэ, директор - проф. В.М. Кор-сунов, лаборатория экспериментальной фармакологии, зав. - д.м.н., проф. С.М. Николаев)
Резюме. В экспериментах на белых крысах установлена гиполипидемическая и противовоспалительная активность многокомпонентного растительного средства "Камфора-25", составленного по прописям тибетской медицины. При экспериментальных дислипопротеидемиях, вызванных 40% этиловым спиртом и Tween-80, "Камфора-25" снижает в крови содержание общего холестерина, липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), триацилглицеридов, повышает уровень антиатерогенных липопротеидов (ЛПВП). "Камфора-25" обладает выраженной антиэкссу-дативной активностью, снижает выраженность альтеративных процессов в тканях и практически не влияет на пролиферативную стадию воспалительного процесса.
Ключевые слова: растительное средство "Камфора-25", гиполипидемический , противовоспалительный эффект.
Согласно современным представлениям, атеросклероз является многопричинным заболеванием. Среди этиологических факторов, на сегодняшний день установленных, - генетическая предрасположенность, условия гемодинамики в отдельных участках сосудистого русла, комбинации различных факторов (гиперхолестеринемия, артериальная гипертензия, сахарный диабет) иммунные и аутоиммунные нарушения и др. [9,12].
Гиперлипидемия (ТЛИ) является бесспорным лидером среди прочих риск-факторов атеросклероза. Патофизиологическое значение ГЛП заключается в воздействии высоких концентраций липопротеидов, особенно их модифицированных и/или частично окисленных форм, на различные клеточные элементы сосудистой стенки, прежде всего, эндотелий. В ответ на подобное воздействие эндотелий способен кардинально изменить свой метаболизм, демонстрируя провоспалитель-ную активацию [4]. Дальнейшие события хорошо известны: адгезия и миграция клеток крови, обра-
зование интимальных инфильтратов. В свою очередь, адгезия циркулирующих в крови клеточных элементов на эндотелий и их трансмиграция в су-бэндотелиальные слои интимы являются неотьем-лимым компонентом многих острых и хронических воспалительных реакций и одним из наиболее ранних событий атерогенеза [10,11]. В этом плане гиперлипидемия является фактором, ускоряющим развитие, как самого процесса повреждения ткани, так и его репарации с использованием механизма, подразумевающего участие мезенхимальных стволовых клеток [4].
Несмотря на широкий выбор антиатеросклеро-тических и гиполипидемических препаратов про-тивоатеросклеротические средства не оказывают желаемого эффекта и довольно часто вызывают тяжелые побочные эффекты. В связи с этим, весьма важной проблемой является поиск новых, активных и малотоксичных лекарственных средств, обладающих гиполипидемической и противовоспалительной активностью и предназна-
ченных для ранней адекватной терапии и замедления прогрессирования атеросклеротического процесса. В этом плане перспективными представляются средства растительного происхождения. В настоящее время лекарственные растения продолжают оставаться одними из перспективных источников получения новых биологически активных соединений. Препараты растительного происхождения менее токсичны, обладают более мягким действием, что обусловлено родством метаболизма растительной и животной клетки [1].
Эти обстоятельства обосновывают актуальность поиска новых эффективных нетоксичных антиатеросклеротических средств растительного происхождения. Объектом наших исследований явилось 25-ти компонентное растительное средство, составленное по рецептурным прописям тибетской медицины [8].
Цель нашего исследования - определить гипо-липидемические и противовоспалительные свойства растительного средства "Камфора-25".
Материалы и методы
Изучение гиполипидемической и противовоспалительной активности испытуемого растительного средства проводили в эксперименте на крысах линии \yistar с исходной массой 170-190 г. Животные содержались в условиях вивария на стандартном рационе питания; из эксперимента животные выводились в соответствии с "Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных" (утвержденные Министерством здравоохранения России), путем дислокации шейных позвонков.
Для составления 25-компонентного растительного средства "Камфора-25" в качестве исходного материала была взята рецептура "Чжуд-ши" (2001), идентификация лекарственного сырья была проведена по "Атласу тибетской медицины" (1994) и "Энциклопедического словаря монгольской медицины" (1986). Выбор для изучения "Камфоры-25" был обусловлен данными о выраженной его эффективности при атеросклерозе и сердечно-сосудистых заболеваниях [8]. В состав указанного средства входят камфора, кардамон настоящий, кардамон средний, орлиное дерево, водозбор зеленоцветный, мускатный орех, луно-семянник даурский, гипс, мордовник даурский, яблоня ягодная, боярышник кроваво-красный и ДР-
Изучение гиполипидемического действия "Камфоры-25" было проведено на двух моделях экспериментальных дислипопротеидемий: гипер-липидемии, вызванной Твин-80 и гипертриацилг-лицеридемии, вызванной 40% этанолом в соответствии с методическими указаниями [5]. Для изучения гиполипидемического действия "Камфоры-25" ее 10% настой, приготовленный соответственно требованиям ГФ (XII), вводили внутриже-лудочно в объеме 10 мл/кг профилактическим курсом в течение 5 дней 1 раз в сутки и последний раз - за один час до внутрижелудочдого однократного введения 40% этанола в дозе 9 г/кг и
однократного внутрибрюшинного введения Тви-на-80 в дозе 250 мг/кг.
Изучение противовоспалительного действия настоя указанного растительного средства было проведено на трех моделях: на модели острого асептического воспаления [6]; модели, соответствующей альтеративной фазе воспалительного процесса, путем подкожного введения ледяной уксусной кислоты [7] и на модели «ватной гранулемы», характеризующей пролиферативную фазу воспаления [3]. При оценке влияния растительного средства на процессы экссудации настой "Камфоры-25" вводили белым крысам внутрижелудоч-но в объеме 10 мл/кг за 3 часа до субплантарного введения животным в заднюю конечность 0,1 мл 3% формалина, а затем через 3 и 18 часов после этого. Оценку антиэкссудативной активности осуществляли через 24 часа после введения флого-генного агента онкометрическим методом. При изучении влияния "Камфоры-25" на процессы альтерации белым крысам испытуемое средство вводили в форме настоя внутрижелудочно за 1 час до инъекции уксусной кислоты, а затем в течение 21 дня в объеме 10 мл/кг 1 раз в сутки. Исследования проводили через 7, 14, 21 и 25 суток эксперимента, оценивая площадь некротизированной ткани планиметрическим методом. При исследовании влияния "Камфоры-25" на пролиферативную фазу воспаления испытуемое растительное средство в форме настоя белым крысам вводили внутрижелудочно 1 раз в сутки в течение 7 дней со дня имплантации ватного тампона в объеме 10 мл/кг. О влиянии испытуемого средства на фазу пролиферации воспаления судили по разнице между массой влажной и сухой гранулем. Животные контрольной группы получали эквиобъемное количество дистиллированной воды по аналогичной схеме. В качестве препарата сравнения использовали калефлон в изоэффективной дозе 100 мг/кг.
Полученные результаты обрабатывали статистически, используя непараметрический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни [2].
Результаты и обсуждение
Таблица 1.
Влияние "Камфоры-25" на экссудативную фазу воспаления у белых крыс при формалиновом отеке
Г руппы животных Средняя величина объема вытесненной жидкости, мл % угнетения отека
Контрольная 0,60+0,05
"Камфора-25" 0,32±0,03* 53,0
Калефлон 0,45±0,04* 25,0
Примечание: * - здесь и далее разность достоверна по сравнению с контролем при Р<0.05
Из представленных в таблице 1 данных следует, что испытуемое растительное средство обладает выраженной антиэкссудативной активностью, угнетая развитие формалинового отека на 53% по сравнению с данными в контроле, и превосходит таковое у препарата сравнения.
Влияние "Камфоры-25 " на альтеративную фазу воспалительного процесса у белых крыс
Группы животных Средняя величина площади альтерации, см
7 сутки 14 сутки 21 сутки 25 сутки
Контроль 4;64+0,41 3,72+0,36 2,34±0,22 1,89±0,16
"Камфора-25" 2,98±0,27* 2,22±0,1 5* 1,30+0,14* 1,06+0,1 1*
Калефлон 2,09±0,14* 2,34±0,16* 1,09+0,14* 1,00±0,09*
Как следует из данных, приведенных в таблице 2, "Камфора-25" оказывает выраженное противовоспалительное действие, о чем свидетельствует уменьшение степени альтерации тканей у белых крыс и активация регенераторных процессов в очаге воспаления. Соответственно срокам исследования площадь альтерации при курсовом назначении указанного растительного средства уменьшается на 36,0, 41,0, 45,0 и 44,0% но сравнению с показателями животных контрольной группы.
Как известно, пролиферация и миграция активированных предшественников форменных элементов крови в метаболически и морфологически измененные участки артериальной стенки (фактор риска развития атеросклероза) являются важным этапом образования атеросклеротической бляшки В связи с этим, проводили изучение влияния "Камфоры-25" на развитие пролиферативной фазы воспаления.
У животных опытной группы (табл.З) масса сухих гранулем превышает таковую у животных в контроле на 26,0%. Учитывая, что средняя масса влажных гранулем у крыс, получавших "Камфору-25", несколько превышала массу влажных гранулем в контроле, то соответственно в опытной группе масса сухих гранулем незначительно превышает данные показатели у крыс контрольной группы. Обнаруженные изменения указывают, что испытуемое средство практически не оказывает стимулирующего влияния на процессы пролиферации в очаге воспаления.
Таблица 3.
Влияние "Камфоры-25 " на пролиферативную фазу воспаления г белых крыс
При однократном введении 40% этанола белым крысам ярко проявляются признаки развития дислинонротеидемии (табл.4). В частности, у животных контрольной группы но сравнению с показателями у интактных крыс, содержание холестерина в сыворотке крови возрастает на 69%, бе-та-линонротеидов - на 37%. Следует отметить, что при введении этанола в значительной степени в сыворотке крови возрастает уровень содержания триацилглицеридов (на 73%), что может свидетельствовать, что этанол в большей степени увеличивает содержание в крови линонротеидов очень низкой плотности. К тому же при введении этанола белым крысам в сыворотке крови на 25% снижается содержание антиатерогенных линонротеидов.
При курсовом превентивном введении испытуемого фитосредства у животных опытной группы уровень общего холестерина снижается но сравнению с данными в контроле на 34%, бета-линонротеидов - на 44%, триацилглицеридов - в 2,2 раза. Одновременно с этим "Камфора-25" повышает содержание альфа-холестерина в крови на 39% но сравнению с контролем.
Механизм гинерлинидемичеекого действия Т\¥ееп-80 связан, в основном, с его способностью связывать липиды линонротеидов плазмы крови, образуя мицеллы, изолированные от действия фермента линонротеидлиназы. При этом нарушается обмен липидной части ЛП между кровью и тканями ("дефицит линидов"). Последнее, но механизму обратной связи стимулирует синтез линидов в печени, что приводит к выраженному увеличению триацилглицеридов и холестерина в крови [5].
Как следует из приведенной таблицы, однократное введение Т\¥ееп-80 белым крысам сопровождается развитием дислинонротеидемии (табл.5). В частности, в значительной степени - на 80% возрастает но сравнению с показателями у животных ин-тактной группы содержание общего холестерина в крови, на 24% - триацилглицеридов, на 47% - бета-
Г руины ЖИВОТНЫХ Средняя величина массы влажных гранулем, мг Масса сухих гранулем, мг
Контроль 253,5±20,6 49,4±2,5
"Камфора-25" 31 9,0±30,6 62,6±4,5*
Калефлон 232,5±1 7,0 43,1 ±2,0
Таблица 4.
Влияние "Камфоры-25 " на гиперлипидемию, индуцированную введением 40% этанола белым крысам
Г руины ЖИВОТНЫХ Средние величины показателей
Общий холестерин, ммоль/л Т риацилглицериды, ммоль/л а-холеетерин, ммоль/л Р-линонротеиды, ед.
Интактная 1,45±0,1 3 0,41 ±0,02 1,64±0,08 9,0±0,7
Контроль 2,45±0,20 0,71 ±0,07 1,40±0,1 5 12,3± 1,1
"Камфора-25" \52±0,1 5 * 0,28±0,02* 1,94±0,1 7* 7,7±0,6*
Таблица 5.
Влияние "Камфоры-25" на гиперлипидемию, индуцированную введением Твин-80 белым крысам
Группы животных Общий холестерин, ммоль/л Триацилглицериды, ммоль/л а-холестерин, ммоль/л Р-липопротеиды, ед.
Интактная 1,45+0,13 0,66±0,02 1,59+0,17 7,0±0,2
Контроль 2,61±0,25 0,82±0,05 1,13+0,08 10,3±0,9
"Камфора-25" 2,12+0,04 0,77±0,06 1,37*0,03* 8,5±0,9*
лиисшротеидов. Одновременно с этим, снижается на 29% уровень содержания антиатерогенных лино-протеидов.
При профилактическом введении "Камфоры-25" наблюдается снижение содержания общего холестерина но сравнению с контролем на 19%, бета-линонротеидов - на 18%, содержание в крови альфа-липопротеидов повышается - на 21%.
Таким образом, "Камфора-25" при индуцированной дислипопротеидемии оказывает гиполипи-демическое действие, препятствует развитию нарушений липидного обмена. В частности, указанное гиполипидемическое средство снижает уровни общего холестерина, триацилглицеридов и липопро-теидов атерогенного класса и, кроме того, повышает концентрацию холестерина лиисшротеидов высокой плотности, что является желательным для предот-
вращения прогрессирования атеросклероза. По всей видимости, гиполипидемический эффект обусловлен содержанием в использованном средстве комплекса биологически активных веществ, прежде всего, веществ фенольной природы, витаминов, полисахаридов, микроэлементов, кумаринов и др., обладающих антиоксидантной, противовоспалительной, мембраностабилизирующей и иммуномодулирующей активностью. По всей видимости, указанные биологически активные вещества в совокупности обеспечивают наблюдаемые фармакологические эффекты. Именно этим аргументируется целесообразность ее дальнейшего клинического изучения с последующей рекомендацией для включения в комплексную фарк. акотерапию и фармакопрофилактику атеросклероза.
HYPOLIPIDEMIC AND ANTYINFLAMMATORY ACTIVITES OF MULTICOMPONENT
PHYTOPREPARATION "CAMPHOR-25"
T.A. Azhunova, V.G. Banzaraksheev, L.B. Buraeva, L.M. Tankhaeva, S.M. Nikolaev
(Institute of General and Experimental Biology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,
Ulan-Ude) .
A multicomponent phytopreparation named "Campor-25" developed on the base of the Tibetan recipes was shown to possess hypolipidemic and anti-inflammatory activités in experiments on white rats. In experimental dyslipoproteinemias induced by 40% ethanol and Tween-80, "Camphor-25" decreases the content of serum total cholesterol, low-density lipoproteins (LDL), triglycerides and increases the level of anti-atherogenic high-density lipoproteins (HDL). "Camphor-25" was also shown to possess an anti-exudative activity, to decrease the expression of alteration processes in tissues and almost not to influence on the proliferative stage of inflammation.
Литература
1.Лксиненко С.Г., Кузьмин В.К)., Горбачева Л.В. и др. Противовоспалительные свойства настоя листьев Salix viminalis L. // Растит, ресурсы. - 2002. -Вып.]. -С. 108-1 1 1.
2. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических. - Л., 1978.
3. Ойвин И.Л., Шетель С.Л. Методика изучения местных нарушений капиллярной проницаемости Матер, по патогенезу воспаления и патологии белков крови. - Душанбе, 1961. - Х»5. - С. 167-173.
4. Романов К).Л., Соболева Э.Л., Смирнов В.Н. Атеросклероз - новые участники? / Сб. трудов научной сессии "Фундаментальные исследования и прогресс кардиологии." - М., 2002. - С. 19-30.
5. Руководство по ткспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ. - М., 2000.
6. Стрельников Ю.Е. Сравнительная характеристика противовоспалительного действия некоторых пи-
римидиновых производных // Фармакол. и токси-кол. - 1960. -№6. -С.526-531.
7. Тринус Ф.П., Клебанов Б.М., Ганджа И.М., Сей-фулла Р Д. Фармакологическая регуляция воспаления. - Киев, 1987. - 233 с.
8. "Чжуд-ши"': Канон тибетской медицины. // Пер. с тибетского Д.Б. Дашиева. - М., 2001. - 766 с.
9. Landmesser U., Horning В., Drexler Н. Endothelial
dysfunction in hypercholesterolemia: mechanisms,
pathophysiological importance, and therapeutic interventions // Semin. Thromb. Hemost. - 2000. -
Vol.26. -P.529-537.
10. Munro J.M., Cotran R.S. The pathogenesis of atherosclerosis: Atherogenesis and inflammatoin // Lab. Invest. - 1988. - Vol.58. - P.249-261.
11. Ross R. Atherosclerosis: an inflammatory disease //N. Engl. J. Med. - 1999. - Vol.340. - P.l 15-126.
12. Wick J., Perschinka H., Millonig G. Atherosclerosis as an autoimmune disease: an update // Trends. Immunol. -2001 ,- Vol.22. -P.665-669.