Научная статья на тему 'Гипертекст как средство обучения иноязычному чтению старшеклассников'

Гипертекст как средство обучения иноязычному чтению старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гипертекст как средство обучения иноязычному чтению старшеклассников»

Синица Ю.А. Межкультурный подход в обучении иностранным языкам / Ю.А. Синица, Е.Х. Березкина // Иностр. языки в школе, - 2010. - №6. - С. 61

Яковлева Л.Н. Межкулмурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку / Л.Н. Яковлева // Иностр. языки в школе. - 2001. - №6. - С: 6.

© Нелъзина Е.Н., Хорошева В.А., 2010

Е.Ю. Панина, А.А. Беляева

Гипертекст как средство обучения иноязычному чтению старшеклассников

В современном быстро меняющемся многомерном социально-культурном мировом пространстве качественное образование является залогом успешной адаптации человека в информационно-знаниевом обществе. Умение самостоятельно учиться, осваивать новое, работать с информацией, анализировать ее и критически оценивать становится одним из условий социализации личности. В этой связи возрастает роль чтения как базового умения, лежащего в основе любого образования, и усложняются требования к изучению иностранного языка. Чтение на иностранном языке является одной из составляющих информационной культуры современного человека. В данном контексте иностранный язык становится вторым рабочим языком, а чтение на иностранном языке - дополнением к чтению на родном языке. Поэтому чтение на иностранном языке не должно отрываться от тех задач, которые ставит чтение на родном языке.

В контексте сказанного в овладении учащимися чтением на немецком языке особая роль принадлежит культурно-страноведческому компоненту содержания немецкого языка как учебной дисциплины. В этом случае использование эффективных методов в обучении иноязычному чтению позволяет заложить прочные основы, необходимые будущему студенту для учебной, а затем профессиональной деятельности.

Быстрый прирост знаний ведет к тому, что недавно приобретенные знания устаревают за короткий промежуток времени. Поэтому задача нашей школы | состоит в том, чтобы подготовить будущего студента, который обладал бы не ; только определенной суммой знаний, но и смог бы в дальнейшем ¡самостоятельно пополнять их, изучая различные источники, формируя тем самым свое профессиональное мастерство для учебы в высшем учебном заведении.

В настоящее время решение этой задачи приобретает особый смысл в связи с внедрением в учебный процесс современных компьютерных технологий. Компьютерные и связанные с ними технологии как нельзя лучше отвечают

задачам, поставленным перед системой образования. Исследования О.И.Агапова, В.А. Андреева, Л.Н. Бабанина, В.И. Гинецинского, М.А.Данилова, Т.В. Карамышевой, Р.К. Потаповой, Т.И. Рязанцевой, М.М.Субботина, В.Л. Эпштейна показывают, что компьютер поможет осуществить новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам.

Одно из направлений, обусловленных применением компьютерных технологий в обучении иностранным языкам, связано с использованием гипертекста как средства поддержки в формировании иноязычной коммуникативной компетенции.

Гипертекст - это текст со включенными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д.

А.Н. Баранов рассматривает гипертекст с нескольких позиций: «С одной стороны, это особый способ представления, организации текста, с другой -новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту, сформированному в гутенберговской традиции книгопечатания. И, наконец, это новый способ, инструмент и новая технология понимания текста» [Баранов, 2003, с. 31 - 32].

Определение гипертекста, данное Джеффом Конклиным в 1987 г., является важным и определяющим по своей сути: «Механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом, или нелинейным текстом» [Чепик, 2007, с. 395].

Так как образ мышления человека имеет не линейную структуру, а исследователи используют следующие метафоры: дерево, сплетение, атом, появление и общество, которые являются альтернативными для линейной и статической структуры учебного курса, преимущества использования гипертекстовых технологий в обучении состоят в следующем: гипертекст предлагает пользователю доступ к иерархически организованной информации. Иерархия достигается путем размещения на страницах текста ссылок на другие страницы. Учащиеся часто склонны не следовать за рассуждениями преподавателя и таким способом формировать собственную логику понимания учебного материала. Гипертекст позволяет учащемуся старших классов самостоятельно делать выбор, по какому пуги ему следовать на данном образовательном этапе, что способствует развитию самостоятельности мышления, обеспечивает сознательность обучения [Калтыгина, 2006, с. 26].

Когда человек впервые сталкивается с незнакомым текстом на иностранном языке, ему важна подсказка о связях каждого отдельного аспекта, каждого понятия (через эти связи человек и осознает содержание каждого понятия). Поэтому гипертекст находит применение и в качестве средства обучения чтению [Субботин, 1994, с. 135 - 136].

Организация в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование структурированной информационно" системы приводит к появлению более прогрессивной и богатой с методической

точки зрения технологии гипертекста, применяемой в обучении иноязычному чтению.

Благодаря четкой структуризации информации обучаемым предоставляется возможность искать именно ту информацию, которая соответствует стоящим перед ними задачам, проявляя творческий подход и действуя активно по отношению к возможным стратегиям обучения.

Применительно к современной системе образования нелинейные тексты играют огромную роль в процессе самообучения. Подобный подход к организации учебной деятельности отрицает модель ученика как «пустую корзину», куда забрасывается набор фактов. Активную роль играет сам обучаемый, определяя необходимый материал и пути его усвоения.

Гипертекстовая технология в обучении чтению на иностранном языке предоставляет обучаемым простые и наглядные средства явного конструирования структур данных. Это позволяет обучаемым применить на практике знания о структуре изучаемого материала, проявить самостоятельность в выборе основы для классификации. Обычная роль наблюдателя, которую играет ученик, работая с линейными текстами, при таком подходе трансформируется в его активную работу по составлению структур и их описанию. Таким образом, технологии нелинейного представления информации является прочной основой для развития деятельностных подходов в обучении [Субботин, 1994, с. 138].

Активное использование гипертекста при организации обучения чтению учащихся старших классов обусловлено большим количеством преимуществ, которое дает данная система представления информации, в том числе:

- возможность использования гипертекста для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемым просматривать не только большую группу элементов, но и изучать механизм образования ассоциативных связей;

- предоставление возможности навигации в больших базах данных. Независимо от объема гипертекстовая система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

- обеспечение поддержки интеллектуальной деятельности, поскольку гипертекст дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

- отсутствие ограничений в области применения и направления деятельности пользователя гипертекстовой системы;

- организация информации по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды [Субботин, 1994, с. 140].

Перечисленные свойства делают гипертекст средством не только обучения иноязычному чтению, но универсальным средством, использование которого не зависит от специфики образовательной области. Однако у подобных информационных систем есть и особенности, относящиеся в большей мере к организации и реализации учебного процесса. Имеет смысл говорить о следующих педагогических аспектах использования гипертекста:

- изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

- гипертекст, примененный на практическом занятии, дает обучаемым динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяет реализовать как самостоятельную работу, так и активные действия обучаемых;

- работа с гипертекстом повышает интеллектуальный уровень обучаемых;

- обучение, основанное на работе с гипертекстовым представлением информации, заставляет обучаемых задумываться о наличии информации разных видов и многовариантности способов ее представления;

изучение материала, преподаваемого посредством гипертекста, вырабатывает у учащихся четкое понимание структуры изучаемого;

гипертекст является еще одним практическим средством, способствующим проникновению компьютерной и телекоммуникационной техники в учебный процесс.

Характерными примерами нелинейных мультимедийных ресурсов, основанных на гипертексте, могут служить сайты сети Интернет и популярные электронные энциклопедии, представляемые на компакт-дисках. Гипертекст предоставляет обучаемому гораздо больший контроль над тем, что и в какой последовательности он изучает. Следует учитывать, что организация текста, накладываемая на него самим обучаемым, является для этого обучаемого более выразительной и обоснованной, нежели та организация, которую мог бы предоставить автор. Это означает, что каждый обучаемый в рамках учебного материала «прокладывает свой собственный путь», отвечающий его индивидуальным потребностям, что особенно характерно для большого объема самостоятельной работы в рамках открытого образования.

Использование гипертекстовой технологии в обучении иноязычному чтению обосновано, когда учащиеся уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике, достаточными для того, чтобы они могли самостоятельно задавать вопросы и ставить перед собой задачи. Вторая ситуация возможного применения подобных средств обучения возникает, когда учащиеся не обладают никакими предварительными знаниями, однако могут четко сформулировать свой вопрос.

Основное назначение методических сценариев, основанных на использовании нелинейного представления информации, заключается в предоставлении именно той информации, которая в данный момент нужна учащимся. Применение такого типа сценариев помогает развить у учащихся самостоятельность и предоставить им многообразие стратегий обучения.

В задачу преподавателей в данной ситуации входит не предоставление ученикам информации по предметной области, а стратегическое руководство и поддержка их путем поиска информации и демонстрации личного опыта работы с гипертекстом [lJRL:http'.//www.ido.edu.ru/open/шultiшedia/mult3.htп^^•

Гипертекстовое представление учебной информации позволяет так*'с достичь понимания учащимися иноязычного текста с помощью гиперссылок-

ри закреплении учебного материала важно по возможности дать его увязку с )ежде изученными и последующими учебными вопросами. Наглядная картина с взаимосвязей в гипертексте дает возможность при закреплении учебного иериала подобрать такие задания и вопросы, которые способствуют шючению новых знаний в систему ранее усвоенных.

Гипертекстовая технология позволяет учащемуся произвести иссификацию учебных вопросов, дает возможность наделить любой учебный шрос набором некоторых параметров, а также осознать процесс освоения {формации на иностранном языке. Кроме того эта технология открывает >вольно широкие возможности для дидактических исследований изучения феделенных учебных проблем преподавателем. Таким образом, [пертекстовая технология дает новые возможности по обдумыванию, шнированию, контролированию и активному управлению учебным гацессом, а также структурированию учебного материала [Калтыгина, 2006, с. >].

Слисок литературы

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие / А.Н. Баранов. Изд. е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 360 с.

Калтыгина М. Гипертекст как средство структурирования учебной информации / .Калатыгина // STUDIES ABOUT LANGUAGES. - 2006. - № 9. - С. 24-29.

Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации / М.М. Субботин. ., 1994. - 368 с.

Чепик Е.Ю. Гипертекстовые технологии представления лексики I Е.Ю, Чепик// Ученые писки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2007. - №1. - С. 15-399.

/!i(p://www.ido.edu.m/open/multimedia/m03.htm.

© Панина Е.Ю., Беляева А А., 2010

Е.Ю. Панина, Шамсулин М.Ф.

Профильное обучение иностранным языкам в рамках элективного курса «Английский и американский юмор»

Профильные классы как одна из моделей обучения на сверхбазовом уровне гановятся характерной чертой сегодняшней системы образования. Они ризваны удовлетворять интересы современных школьников, их рофессиональные стремления, помочь им найти себя в будущей рофессиональной жизни. Многообразие профильных классов свидетельствует широте интересов учащихся и отражает социальный заказ общества на иециалистов тех или иных областей знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.