Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 29 (320). Филология. Искусствоведение. Вып. 83. С. 133-136.
В. Н. Сурина, В. А. Каменева
ГИПЕРКАРКАС КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ САЙТОВОГО ГИПЕРТЕКСТА
На материале сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений была доказана правомерность и обоснованность выделения гиперкаркаса как неотъемлемого компонента структуры сайтового гипертекста и установлены его сущностные особенности.
Ключевые слова: гипертекст, сайтовый гипертекст, интернет коммуникация, поликодовый текст.
Новые формы и способы трансляции информации в Интернет-пространстве порождают исследовательский интерес к изучению нелинейности гипертекстов. Так, если сущностные характеристики гипертекста в общем довольно тщательно изучены, то структурная специфика сайтового гипертекста находится в стадии разработки.
Как известно, «минимальными единицами гипертекста являются гипотекст и ссылка (часто именуемая гиперссылкой). Гипотекст, как предельная единица гипертекста, обладает простой и легко узнаваемой формой и семантической цельностью, единым и неразрывным внутренним содержанием»1.
Для решения задачи по обоснованию гиперкаркаса как неотъемлемой части сайтового гипертекста и установлению его инвариантных и варьируемых характеристик привлекались гиперкаркасы следующих сайтовых гипертекстов: http://www.hscpediatriccenter.com; http://www.gwhospital.com; http://www.downtownhospital.org; http://www. тагу washingtonhealthcare.com; http://www.dimensionshealth.org; http://www.whcenter.org; http://www.childrenhospital.org; http://www.beverlyhospital.org; http://www.bmc.org; http://www.dmc.org; http://www.emersonhospital.org; http://steward.org/Good-Samaritan; http://www.winchesterhospital.org; http://www.orthohospital.org; http://www.rwmc.org;
http://www.alegentcreighton.com/immanuel-
medical-center.
I. Структурно-тематическое деление гиперкаркаса сайтового гипертекста.
Как показал анализ данного материала исследования, гиперкаркас можно условно поделить
на несколько устойчивых структурных блоков, в зависимости от их месторасположения: верхняя панель, нижняя панель и боковая панель.
Согласно полученным данным, в верхней панели размещают название медицинского учреждения, его логотип и слоган, если таковой имеется, что позволяет реципиенту сразу же определить тематику и направленность сайто-вого гипертекста. Кроме вышеперечисленных элементов, в верхней панели гиперкаркаса также размещают поисковую службу «Search», что упрощает пользователю поиск необходимой информации в пределах гипертекста сайта; ссылки на сторонние сайты и социальные сети, такие как: Facebook, Twitter, Youtube, предоставляющие информацию о конкретном учреждении. За редким случаем в верхней панели указывают адрес учреждения и ссылку на сервис по переводу информационного контента на другие языки. Одним из главных элементов, размещаемых в верхней панели гиперкаркаса, является «меню» сайтового гипертекста, представляющее собой гиперссылки, отсылающие реципиента на основные информационные разделы, к которым, как было установлено, можно отнести следующие:
- информация об учреждении и его отделениях;
- услуги, предоставляемые медицинским учреждением;
- информация для пациентов и посетителей;
- информация для врачей;
- услуга поиска врача;
- пожертвования;
- новости об учреждении и мероприятиях;
- вакансии;
- общая энциклопедическая информация о наиболее распространенных заболеваниях;
- месторасположение;
- контакты.
В тематическом блоке о медицинском учреждении раскрывается информация о его
структуре, отделениях, миссии, истории развития, основателе и составе совета директоров, помощи, оказываемой учреждением неимущим слоям населения, медицинском персонале, работающем в конкретном заведении. Кроме всего вышеперечисленного, указывается план расположения отделений учреждения. Гиперссылка на данный блок информации номинируется при помощи следующих словосочетаний: «About us», «About + название медицинского учреждения».
К информации о предоставляемых услугах отсылают гиперссылки: «Services», «Hospital Services», «Services We Provide», «Services & Institutes», «Specialties», «Medical Services», «Departments & Services».
Тематический блок «для пациентов и посетителей» содержит сведения о правилах посещения медицинского учреждения; правах пациентов и требованиях, предъявляемых им; питании, предоставляемом в учреждении; сувенирных магазинах; магазинах, располагаемых на прилежащих территориях, и пр. Для номинации гиперссылки на данный блок информации чаще всего используются словосочетания: «Patients & Visitors», «Patients/ Families», «Information for Patients and Guests», «For Patients».
Информация блока «для врачей» касается работы с пациентами: запись на прием, выписка, этика работы с пациентом; а так же сообщает о курсах повышения квалификации, новых образовательных программах и образовательных учреждениях, научных публикациях. Данный тематический блок представлен гиперссылками: «For Physicians», «For Health Professionals».
В разделе «Пожертвования» реципиенту сообщают о способах оказания помощи медицинскому учреждению, а это донорство, денежные пожертвования и волонтерство. Гиперссылки данного раздела номинируются с помощью словосочетаний: «How to give», «Donate», «How you can help», «Ways to give», «Donations», «Foundation, donate blood, volunteering».
Информация о событиях и новостях, связанных с данным медицинским учреждением, находится в разделе, обозначенном гиперссылками: «Press Room», «Media», «Event Calendar», «News at + название медицинского учреждения».
В тематическом блоке «Вакансии» раскрывается информация о вакантных должностях для медицинского персонала, описываются требования к кандидатам и условия приема на работу в данное медицинское учреждение. Данный раздел определяют гиперссылки:
«Careers», «Jobs», «Employment», «Physician Recruitment».
Согласно материалу исследования, в гиперкаркасах сайтовых гипертекстов встроены не только ссылки, переводящие реципиента на гипотексты, касающиеся непосредственно функционирования медицинского учреждения, но и к «общей энциклопедической информации
о наиболее распространенных заболеваниях». Такую информацию можно найти, перейдя по гиперссылкам: «Health Information», «About your health», «Health & Medical Library».
В тематическом блоке «Месторасположение» раскрывается информация о нахождении медицинского учреждения и его структурных подразделениях, остановках общественного транспорта и т. п. Гиперссылки данного блока номинируются с помощью следующих слов: «Locations», «Maps & Directions», «Directions», «Locations, Directions & Parking».
Контактная информация медицинского учреждения дана в разделе «Контакты», обозначенном гиперссылками: «Contact us», «Connect with us», «Contact». Боковая панель представляет собой панель с гиперссылками, которая расположена в левой или правой части гиперкаркаса. В ходе нашего исследования были обнаружены три основных типа организации боковой панели.
Первый тип представляет панель, где расположены гиперссылки, дублирующие главное меню, и ссылки, предоставляющие выборочную информацию, считающуюся наиболее необходимой. При переходе от гипотекста к гипотексту в боковой панели детальнее раскрывается раздел, интересующий реципиента.
Второй тип отображает только гиперссылки, относящиеся к одному разделу, рассматриваемому пользователем.
При третьем типе организации на боковую панель домашней страницы выводятся гиперссылки, дублирующие основное меню, но при переходе от одного гипотекста к другому данный структурный элемент сайтового гиперкаркаса отображает контактную информацию медицинского учреждения.
Третий структурный элемент сайтового гиперкаркаса - нижняя панель. Информация, указываемая в нем, не столь стандартизирована, по сравнению с первыми двумя. Чаще всего в нижней панели указывают адрес и контактные данные медицинского учреждения, информируют о защите содержания гипертекста законом об авторском праве, политике конфиденциальности, отказе от ответственности при
ненадлежащем использовании информации сайта, о действии закона «О перемещаемости и подотчетности страхования здоровья», включают гиперссылки на сторонние сайты, например, www.facebook.com,www.yotube.com, www.twitter.com и др. Кроме всего вышеперечисленного, в нижней панели в некоторых случаях дублируются выборочные ссылки главного меню, расположенного в верхней панели сайтового гиперкаркаса.
Как известно, до настоящего времени идет спор о конечности/ бесконечности гипертекстов, о том, какие параметры или содержательные или структурные аспекты позволяют провести грань между гипертекстами.
Как показал анализ нашего материала, сай-товый гипертекст обладает четкими границами. Благодаря наличию гиперкаркаса, пользователь при работе со всеми гипотекстами четко видит, на каком сайтовом гипертексте он находится. Кроме того, осознанному переходу на другой сайтовый гипертекст помогают так называемые «внешние» гиперссылки.
Нами было установлено, что гиперссылки сайтового гипертекста можно подразделить на внутренние и внешние. Если гиперссылка выводит пользователя на гипотексты своего сайто-вого гипертекста, то есть сайта определенного медицинского учреждения или медицинского лечебного комплекса, то она может рассматриваться как внутренняя. Если на гипертекст другого сайта - ее можно рассматривать как внешнюю гиперссылку. Например, в гипертексте сайта «The HSC Pediatric Center» гиперссылка «Patients & Families» переводит пользователя на гипотекст «Being Admitted to HSC», который является структурным компонентом того же сайтового гипертекста. При этом гиперссылка «Carf» гипертекста сайта «The HSC Pediatric Center» отсылает реципиента к гипертексту сайта «Carf International». А ссылка fc переводит пользователя на гипертекст сайта всемирно известной социальной сети Твиттер. Формальным показателем того, что гиперссылку можно отнести к внешним, служит перевод пользователя на гиперкаркас другого сайта.
Таким образом, с позиций структурно-тематического деления сайтовый гиперкаркас можно определить как информационно-композиционный блок, состоящий из верхней, боковой и нижней панелей, содержащих варьируемые тематические блоки. При этом название и девиз медицинского учреждения всегда даются в верхней панели.
II. Поликодовость сайтового гипертекста.
Обращение к материалу исследования позволило обратить внимание на такую особенность сайтового гипертекста, как множественность кодов трансляции информации, или поликодо-вость. Как известно, «код - это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из этих знаков для ее передачи, обработки и хранения»2.
Кроме того, во внимание было принято то, что «в массовой коммуникации иллюстрирование ныне все шире становится элементом текстообразования. Уровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электрон-
^ 3
ных изданий весьма высок»3.
При классификации кодов, основываясь на теоретических положениях, выдвинутых Ч. Пирсом об иконе, индексе и символе, мы сознательно и несколько искусственно разграничили языковой код от символьного.
Как утверждал Ч. С. Пирс, «икона есть знак, который обладал бы своим характерным свойством, собственно и делающим его значимым, даже если б его объект и не имел существования; такова графитовая черта, представляющая геометрическую линию. Индекс есть знак, который бы сразу утратил свое характерное свойство, делающее его знаком, если убрать его объект, но не утратил бы этого свойства, если бы не было интерпретанты. Таков, например, какой-нибудь предмет с дырой от пули в качестве знака выстрела; ибо без выстрела не было бы никакой дыры, но сама дыра там есть, неважно, достанет ли у кого-нибудь умственных способностей связать ее с выстрелом или нет. Символ есть знак, который утратил бы характерное свойство, делающее его знаком, если бы не было интерпретанты. Таково любое речевое высказывание, которое значит то, что значит, только в силу того, что его понимают как имеющее именно такую значимость»4.
В нашем исследовании под символами или символьным кодом мы понимаем математические знаки («+», «-»), символы сторонних сайтов. Например, символ Ь условно обозначает сайт социальной сети Твиттер.
Проведенный анализ позволил классифицировать все коды, которые встречаются в сайтовом гипертексте на:
1) вербальные англоязычные;
2) цветовые;
3) графические (шрифты, выделения);
4) визуально-изобразительные (фотография и так далее);
5) вербальные иноязычные;
6) буквенные;
7) цифровые;
8) индексные;
9) иконические;
10) символьные;
11) звуковые;
12) видео-звуковые.
Отметим также, что разделение вербального и звукового кодов условно и акцент мы делаем на том, что напечатанную информацию, данную вербально, будем рассматривать как закодированную вербальным способом, а звучащую информацию - как данную звуковым кодом.
В сайтовом гиперкаркасе было обнаружено кодирование информации при помощи всех вышеуказанных кодов, кроме звукового и ви-део-звукового. Необходимо отметить, что, в отличие от всех кодов информации, сочетания которых могут варьироваться при переходе от гипотекста к гипотексту, цветовой код гиперкаркаса остается неизменным, выполняя помимо прочего связующую функцию, давая понять реципиенту, что он не вышел за пределы данного сайтового гипертекста.
Как показал анализ, информация на гиперкаркасе дана как в виде маркированных гиперссылок, так и вне их.
В результате проведения анализа исследуемого материала можно выделить следующие коды, используемые при подаче информации в гиперкаркасе (без учета гиперссылок): вербальный англоязычный, цифровой, визуальноизобразительный, цветовой.
Посредством вербального кода подается такая информация, как название медицинского учреждения и его подразделения, девиз, адрес, сообщение о защите авторского права, отказ от ответственности при ненадлежащем использовании информации, указанной на сайте.
Адрес и контактная информация, указываемая как в верхней, так и нижней панели гиперкаркаса, транслируется посредством вербального и цифрового кода. Оформление таких данных, как номер телефона, номер здания, годдается, естественно, при помощи цифр. Например, в верхней панели гиперкаркаса сайта NewYork Downtown Hospital указан девиз учреждения «Lower Manhattan’s Community Hospital Providing High Quality Health Care», ниже мы видим номер телефона и предложе-
ние позвонить: «Call Us: 212.312.5000». Таким образом, констатируем использование как вербального, так и цифрового кода.
Необходимо отметить, что гиперкаркас любого гиперсайта выделен фоновым цветом. При этом, цвет фона различных структурных элементов одного гиперкаркаса различается, то есть цвет верхней панели отличается от цвета нижней, но цвета эти не меняются при переходе от гипотекста к гипотексту. Например, фоном верхней панели гиперкаркаса сайта NewYork Downtown Hospital является синий и серый цвет, а нижней панели - красный. В результате анализа были выделены наиболее распространенные цвета фона различных элементов: синий, красный, белый, зеленый, желтый, серый. Использование визуально-изобразительного кода было отмечено только в верхней панели гиперкаркаса для подачи логотипа и прочей информации, связанной с деятельностью учреждения.
Таким образом, самыми распространенными кодами, используемыми при подаче информации в гиперкаркасе сайтового гипертекста, без учета гиперссылок, являются цветовой, вербальный, цифровой и визуально-изобразительный.
В заключение отметим, что анализ подачи информации различными кодами позволяет дать определение гиперкаркаса следующим образом. Гиперкаркас - это обязательный структурный элемент сайтового гипертекста, представляющий собой информационный и навигационный ресурс, состоящий из верхней, боковой и нижней панелей, несущих информацию, подаваемую при помощи вербального, визуально-изобразительного, цифрового и цветового кодов, предоставляющий реципиенту возможность определять путь прочтения/ просмотра/ прослушивания информации гипертекста сайта.
Примечания
1 См.: Кольцов, И. А. Методика использования креолизированных гипертекстов в обучении межкультурному иноязычному общению студентов языкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
2 См.: Яковлев, И. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.
3 См.: Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.
4 См.: Пирс, Ч. С. Название : избранные философские произведения. М., 2000.