ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011:639 Б01: 10.24412/2305-8404-2023-10-3-9
ГИПЕРКАПНИЧЕСКАЯ И ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ ПОДВОДНЫХ ОХОТНИКОВ
М.В. Глубокая, В.А. Глубокий
Установлена необходимость систематических учебно-тренировочных занятий, направленных на формирование адаптации к гиперкапнии и гипоксии у любителей подводной охоты. Выявлена положительная корреляция между ходьбой с задержкой дыхания и плаванием на задержке дыхания под водой, подтверждающая высокую эффективность гипоксических дыхательных упражнений. Разработана программа подготовки подводных охотников на основе выполнения гипоксических дыхательных тренировок, реализация которой повысила средние показатели жизненной емкости легких и увеличила время контролируемой задержки дыхании.
Ключевые слова: подводная охота, гиперкапния, гипоксия, тренировка, функциональные показатели, выносливость, адаптация.
HYPERCAPNIC AND HYPOXIC TRAINING IN THE TRAINING OF UNDERWATER HUNTERS
Glubokaya M.V., senior lecturer, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Glubokiy V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Glubokiy@ mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The need for systematic educational and training sessions aimed at developing adaptation to hypercapnia and hypoxia among spear-fishing enthusiasts has been established. A positive correlation was revealed between walking with breath-holding and swimming with breath-holding underwater, confirming the high effectiveness of hypoxic breathing exercises. A training program for underwater hunters was developed based on hypoxic breathing training, the implementation of which increased the average vital capacity of the lungs and increased the time of controlled breath holding.
Key words: spearfishing, hypercapnia, hy-poxia, training, functional indicators, endurance, adaptation.
Глубокая Мария Владимировна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,
Глубокий Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России
Одним из актуальных направлений научных исследований является поиск и разработка способов формирования адаптации человека к стрессовым факторам внешней среды [1-4]. Подводная охота как вид двигательной активности осуществляется в неблагоприятной для человеческого организма среде [5]. Спортивное и любительское направления данной деятельности осуществляются, как правило, на задержке дыхания с вертикальными нырками (погружениями под воду). Кроме того, с задержкой дыхания выполняется плавание под водой с целью поиска и добычи рыбы.
Подводная охота нередко ведется в условиях плохой видимости, в водоемах с быстрым течением воды и высо-
ким уровнем захламленности. В Российской Федерации подводная охота может осуществляться в зимний период при низких температурах, во мно -гих регионах допускается ночная подводная охота.
Плохая прозрачность воды, коряжник, технический мусор (затоп -ленные баржи, строительные конструкции), лед зимой - все это усугубляет экстремальность данного направления физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, недостаточная подготовленность подводного охотника к функционированию в условиях гипоксии и гиперкапнии может привести к потере сознания и утоплению. В этой связи наиболее важным в подготовке ныряльщика на задержке дыхания является увеличение адаптацион -ных резервов сопротивляемости к недостатку кислорода и повышенному содержанию углекислого газа в крови, развитию способности терпеть состояние удушья, формированию умения адекватно контролировать время задержки дыхания [6].
Проблема заключается в том, что существует много способов гипоксической тренировки в разных видах спорта и направлениях физической культуры [7-10], но не все они подходят для подготовки любителей подводной охоты.
Целью исследования является поиск наиболее эффективных средств физической культуры, которые способствуют развитию адаптаци -онных механизмов к гиперкапнии и гипоксии у лиц зрелого возраста, занимающихся подводной охотой.
Эти средства должны иметь общеукрепляющее воздействие, не на -носить вреда здоровью занимающихся, формировать необходимую готовность к занятиям подводной охотой [9].
Для достижения цели решены следующие задачи исследования:
- изучить и выявить условия и факторы, отрицательно влияющие на безопасность ведения подводной охоты;
- осуществить отбор средств физической культуры, позволяющих формировать необходимую адаптацию у любителей подводной охоты к двигательной деятельности в состоянии гипоксии;
- разработать программу подготовки подводных охотников и проверить ее эффективность на практике.
Методика и организация исследования. Научно-педагогическое исследование осуществлялось в рамках диссертационного исследования с 2011 по 2022 год на базе Сибирского юридического института МВД Рос -сии и Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (г. Красноярск).
На первом этапе изучалась и анализировалась научная и методическая литература, рассматривались видеоматериалы, раскрывающие разные стороны подготовки подводных охотников, лиц, занимающихся фридай-вингом, а также осуществлялся анализ практического опыта в длительных занятиях любительской подводной охотой.
На втором этапе проводились письменный и устный опросы, в которых приняли участие 278 человек (любители подводной охоты, инструкторы по фридайвингу и подводной охоте, тренеры, занимающиеся подготовкой спортсменов в подводном спорте). Опросы проводились с целью выявления условий ведения подводной охоты, средств и методов подго -товки к ней. Периодически устный опрос, уточняющие беседы проводятся и в настоящее время.
На третьем этапе, который закончился в 2022 году, осуществлялась подготовка подводных охотников с использованием разных средств, позволяющих улучшить адаптацию к гипоксии и гиперкапнии. Подготовку прошли 52 добровольца. Гипоксические и гиперкапнические тренировки проводились на суше и в воде (бассейне). Кроме того, на данном этапе проводились учебно-тренировочные занятия с целью улучшения техники плавания, ныряния в ластах и маске для подводного плавания, повышения уровня общей физической подготовленности.
Результаты исследования и их обсуждение. Опросы (анкетирование и беседы) и анализ практического опыта позволили выявить следующее. Подводная охота может осуществляться днем и ночью, в пресных водоемах и на море, в хорошую и плохую погоду, зимой и летом, на тече -нии и при его отсутствии. Отрицательными факторами, влияющими на безопасность подводного охотника, являются: недостаточная его физиче -ская и функциональная подготовленность, низкие температуры воды и воздуха, плохая прозрачность воды, захламленность водоема, в котором ведется охота, наличие водномоторного транспорта на акватории.
В результате изучения доступных источников было установлено, что устойчивость в гиперкапнии и гипоксии в наибольшей мере формируют упражнения с контролируемой задержкой дыхания. Интервальный метод при выполнении тренировок по задержке дыхания наиболее предпочтителен [9, 10].
Разработанная программа подготовки подводных охотников, эффективность которой была проверена в ходе педагогического эксперимента, включала средства:
- общей физической подготовки: ходьба, бег, силовые упражнения и упражнения на улучшение гибкости позвоночника и подвижности суста -вов;
- специальной физической подготовки: плавание и ныряние в маске для подводного плавания и ластах;
- функциональной подготовки: гипоксические дыхательные упражнения.
Подготовка любителей подводной охоты проводилась в течение трех месяцев, два занятия в неделю проводились в бассейне в течение 90 минут каждое, одна тренировка осуществлялась на суше и имела обще -физическую направленность. Данная тренировка включала комплексное
выполнение физических упражнений силовой направленности в сочетании с развитием выносливости. Примером занятия в бассейне является следующие виды активности: плавание в ластах и маске для подводного плавания с использованием дыхательной трубки, ныряние на задержке дыха -ния в длину, тренировка статических положений при нырках в глубину. Кроме того, в бассейне параллельно с развитием адаптации к гипоксии формировалась и совершенствовалась рациональная техника гребка ногами в ластах, то есть использовался сопряженный метод тренировки. Перед тренировкой в бассейне обязательно выполнялись упражнения, направленные на восстановление и улучшение гибкости позвоночника и подвижности суставов, а также на улучшение подвижности (экскурсии) грудной клетки.
Физические упражнения на суше заключались в комплексном развитии силовых способностей и общей выносливости. Любители подводной охоты выполняли бег в сочетании с упражнениями, направленными на раз -витие силы. Предпочтение отдавалось упражнениям с отягощением собственной массой: разным вариантам сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, на брусьях, подтягиванию на высокой или низкой перекладине, упражнениям на развитие мышц живота и спины, приседанию. Дозировка нагрузки и варианты физических упражнений подбирались индивидуально с учетом уровня подготовленности подводного охотника.
Гипоксические тренировки выполнялись каждый день, дозировка упражнений также подбиралась индивидуально, в начале подготовки изучалась техника дыхательных упражнений, в дальнейшем занятия по развитию адаптации к гипоксии и гиперкапнии выполнялись самостоятельно. Все участники исследования вели дневник тренировок и самоконтроля, записи периодически анализировались с целью коррекции тренировочного процесса. Упражнения по задержке дыхания разделялись на гипоксические и гиперкапнические, которые проводились в разные дни. Систематически добровольцы выполняли физические упражнения с задержкой дыхания, например: приседание с задержкой дыхания (7-10 подходов по 15-20 раз), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (7-10 подходов по 10-15 раз). Задержка дыхания приводила испытуемых к ярко выра -женной гипоксии и состоянию среднего дискомфорта. В процессе подго -товки отслеживалось общее состояние и самочувствие занимающихся.
В ходе педагогического эксперимента установлено, что задержка дыхания на выдохе оказывает быстрое положительное влияние на формирование адаптации к повышенному содержанию углекислого газа в крови, а также способствует увеличению времени задержки дыхания на вдохе. Положительный эффект достигается и при систематическом выполнении упражнений, направленных на развитие общей и специальной выносливости: длительный бег с разной интенсивностью, езда на велосипеде, плавание с урежением дыхания, но при этом средства общеподготовительной
направленности должны сочетаться (спрягаться) со специальными средствами подготовки подводного охотника. Сами по себе упражнения на вы -носливость оказывают незначительный эффект на способность длительно выполнять контролируемую задержку дыхания. Хороший эффект дает задержка дыхания в ходьбе, через определенные интервалы отдыха. Выяснили, что пройденное расстояние с задержкой дыхания имеет высокий уровень взаимосвязи (г=0,93) с длиной дистанции, преодоленной во время нырка, выполненного с задержкой дыхания.
В результате спирометрического обследования установлено, что при ежедневных гиперкапнических или гипоксических тренировках в течение трех месяцев и при трехразовых занятиях физической подготовкой (две тренировки в бассейне - плавание, ныряние в ластах и маске для подводного плавания + одна тренировка силовой направленности) у мужчин зрелого возраста увеличивается жизненная емкость легких. Показатель увеличения может составить в среднем 250-350 мл, что наблюдалось у ис -пытуемых. Прирост показателей жизненной емкости легких является статистически достоверным в сравнении с показателями, выявленными на начало эксперимента (Р<0,05). Положительные изменения отмечены у всех мужчин (п=52), принимавших участие в педагогическом эксперименте. Кроме того, в сравнении с исходными результатами у подводных охотни -ков достоверно увеличились временные показатели задержки дыхания в статическом положении (лежа или сидя) в среднем на 60-90 с (Р<0,05). Достоверно улучшился результат в нырянии в длину на задержке дыхания, показатель плавания под водой в ластах и маске для подводного плавания в среднем увеличился на 21 м (Р<0,05).
У добровольцев, принявших участие в педагогическом эксперименте, было отмечено повышение уровня физической и функциональной подготовленности (Р<0,05), что указывает на улучшение адаптации к состоянию гиперкапнии и гипоксии. В ходе научного исследования отрица -тельных изменений в здоровье у испытуемых отмечено не было.
Заключение. По результатам проделанной научно-педагогической работы были подготовлены практические рекомендации по выполнению гиперкапнических и гипоксических тренировок любителями подводной охоты, в которых указывается, что:
- тренировке по задержке дыхания должна предшествовать разминка в виде дыхательной гимнастики, которая должна способствовать увеличению подвижности грудной клетки и растяжению легочной ткани;
- гиперкапническую и гипоксическую тренировки следует разделять и делать в разные дни;
- не следует выполнять тяжелую физическую нагрузку сразу после тренировки, направленной на увеличение времени задержки дыхания, физические упражнения следует делать до гипоксической тренировки;
- для достижения положительного эффекта тренировать задержку дыхания необходимо каждый день, время одного тренировочного занятия - в пределах 20-30 мин;
- гипоксические тренировки могут осуществляться как в статиче -ском положении (сидя или лежа), так и в динамике (на суше - ходьба, в воде - ныряние в глубину и плавание под водой).
Для увеличения времени задержки дыхания рекомендуем совер -шенствовать технику гребка ногами, плавания и ныряния в длину и глубину с использованием ласт и маски для подводного плавания. Уменьшение энергозатратности движений, рациональная техника плавания способ -ствуют повышению длительности контролируемой задержки дыхания.
Список литературы
1. Корабельникова Ю.Л. Пути формирования стрессоустойчивости в Российском государстве // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию Российской полиции): сб. материалов Междунар. науч.-теор. конф. Т. 2. СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2016. С. 133-135.
2. Славко А.Л., Чаплыгина А. Физическая подготовка как средство формирования стрессоустойчивости у обучающихся образовательных организаций системы МВД России // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2020. № 3. С. 91-93.
3. Иванченко В.Д. Экстремальные виды спорта // Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса: сб. материалов Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. Т. 2. Сочи: Изд-во СГУ, 2019. C. 787-790.
4. Бекжакова Ю.В. Развитие экстремальных видов спорта // Студен -ческий вестник. 2019. № 21-2 (71). С. 59-60.
5. Глубокая М.В. Методика применения средств оздоровительной физической культуры в подготовке к занятиям любительской подводной охотой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 45-49.
6. Никитина А.А., Мосунов Д.Ф. Признаки предвидения и предупреждения утраты сознания в виде спорта фридайвинг // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11(117). С. 109-112.
7. Зеленин Л.А., Оплетин А.А., Паначев В.Д. Нетрадиционные оздоровительные дыхательные практики в процессе саморазвития личности студентов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 82.
8. Дыхательная и суставная гимнастика для ветеранов военной службы и лиц пожилого возраста / В.А. Девятов [и др.] // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2023. № 2. С. 162-165.
9. Михайлов А.С. Дыхательная гимнастика как одно из средств раз -вития общей выносливости // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5(147). С. 127-130.
10. Иорданская Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность: монография. М.: Спорт, 2019. 158 с.
References
1. Korabel'nikova Yu.L. Puti formirovaniya stressoustojchivosti v Rossijskom gosu-darstve [Ways to develop stress resistance in the Russian state] // State and law: evolution, current state, development prospects (towards the 300th anniversary of the Russian police): collection of materials of the International. scientific-theor. conf. T. 2. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 133-135.
2. Slavko A.L., Chaplygina A. Fizicheskaya podgotovka kak sredstvo formirovaniya stressoustojchivosti u obuchayushchihsya obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Physical training as a means of developing stress resistance in students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Mezhdunarodnyj zhurnal psi-hologii i pedagogiki sluzhebnoj deyatel'nosti [International Journal of psychology and pedagogy of service activities]. 2020. No. 3. P. 91-93.
3. Ivanchenko V.D. Ekstremal'nye vidy sporta [Extreme sports] // Current problems of tourism, hospitality, public catering and technical service: collection. materials Vseros. youth scientific-practical conf. T. 2. Sochi: SSU Publishing House, 2019. P. 787-790.
4. Bekzhakova Yu.V. Razvitie ekstremal'nyh vidov sporta [Development of extreme sports] // Studencheskij vestnik [Student Bulletin]. 2019. No. 21-2 (71). P. 59-60.
5. Glubokaya M.V. Metodika primeneniya sredstv ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v podgotovke k zanyatiyam lyubitel'skoj podvodnoj ohotoj [Methods of using means of health-improving physical culture in preparation for amateur spearfishing] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Les-gafta]. 2019. No. 7 (173). P. 45-49.
6. Nikitina A.A., Mosunov D.F. Priznaki predvideniya i preduprezhdeniya utraty soznaniya v vide sporta fridajving [Signs and predictions and preventions of loss of consciousness in the sport of freediving] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2014. No. 11(117). P. 109-112.
7. Zelenin L.A., Opletin A.A., Panachev V.D. Netradicionnye ozdorovitel'nye dy-hatel'nye praktiki v processe samorazvitiya lichnosti studentov [Non-traditional health-improving breathing practices in the process of self-development of students' personality] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 7. P. 82.
8. Dyhatel'naya i sustavnaya gimnastika dlya veteranov voennoj sluzhby i lic poz-hilogo vozrasta [Respiratory and joint gymnastics for military veterans and the elderly] / V.A. Devyatov [et al.] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Current problems of physical and special training of power structures]. 2023. No. 2. P. 162-165.
9. Mihajlov A.S. Dyhatel'naya gimnastika kak odno iz sredstv razvitiya obshchej vynoslivosti [Breathing exercises as one of the means of developing general endurance] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2017. No. 5(147). P. 127-130.
10. Iordanskaya F.A. Gipoksiya v trenirovke sportsmenov i faktory, povysha-yushchie ee effektivnost' [Hypoxia in the training of athletes and factors that increase its effectiveness]: monograph. M.: Sport, 2019. 158 p.