Научная статья на тему 'Гиперактивность у дошкольников'

Гиперактивность у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
762
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ СДВГ / ПРАВИЛА РАБОТЫ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ / ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / HYPERACTIVITY / MALADAPTATION / PSYCHOEMOTIONAL STATE / ATTENTION DEFICIT DISORDER ADHD WORK RULES IMPULSIVITY / CARELESSNESS / HYPERDYNAMIC SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Анна Шаибовна

Ребенок с проявлениями гиперактивности что делать? Гиперактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка. У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации и возникает риск дезадаптации. Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности. Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема. Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого. Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шакирова Анна Шаибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN

А child with manifestations of hyperactivity what to do? Hyperactivity is considered a serious pathology, the condition of the child and the psycho-emotional state of the child. Children with this diagnosis have difficulties in social adaptation, and there is a risk of maladaptation. Numerous factors can provoke the development of such pathologies, including the lifestyle of the mother during pregnancy. Hyperactivity in preschoolers is sometimes confused with activity. Rejoicing that the child is too mobile, adult not suspected. Overly active manifestations can become a problem not only for others, but also for the child himself, for his full development. Lack of self-control skills will lead to aggressiveness, and fussiness will not allow to successfully completing the tasks of an adult. Hyperactivity in a child becomes noticeable already in preschool age. The inability to concentrate on any subject or phenomenon is becoming more clearly apparent: a child scatters toys, cannot calmly listen to a fairy tale, watch a cartoon.

Текст научной работы на тему «Гиперактивность у дошкольников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ Шакирова А.Ш. Email: Shakirova678@scientifictext.ru

Шакирова Анна Шаибовна - педагог-психолог, Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», Детский сад № 97 «Хрусталик», г. Тольятти

Аннотация: ребенок с проявлениями гиперактивности — что делать? Гиперактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности. Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема. Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого.

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.

Ключевые слова: гиперактивность, дезадаптация, психоэмоциональное состояние, синдром дефицита внимания СДВГ, правила работы импульсивность, невнимательность, гипердинамический синдром,

HYPERACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN Shakirova A.Sh.

Shakirova Anna Shaibovna - Pedagogue-Psychologist, AUTONOMOUS NONPROFIT ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION "PLANET OF CHILDHOOD "LADA", KINDERGARTEN № 97 "KHRUSTALIK", TOLYATTI

Abstract: а child with manifestations of hyperactivity - what to do? Hyperactivity is considered a serious pathology, the condition of the child and the psycho-emotional state of the child. Children with this diagnosis have difficulties in social adaptation, and there is a risk of maladaptation. Numerous factors can provoke the development of such pathologies, including the lifestyle of the mother during pregnancy. Hyperactivity in preschoolers is sometimes confused with activity. Rejoicing that the child is too mobile, adult not suspected. Overly active manifestations can become a problem not only for others, but also for the child himself, for his full development. Lack of self-control skills will lead to aggressiveness, and fussiness will not allow to successfully completing the tasks of an adult. Hyperactivity in a child becomes noticeable already in preschool age. The inability to concentrate on any subject or phenomenon is becoming more clearly apparent: a child scatters toys, cannot calmly listen to a fairy tale, watch a cartoon.

Keywords: hyperactivity, maladaptation, psychoemotional state, attention deficit disorder ADHD work rules impulsivity, carelessness, hyperdynamic syndrome.

«Гиперактивность детей дошкольного возраста»

Иногда приходиться слышать от мам: «Он совсем на месте не сидит»; «За ним глаз да глаз» и т.д.

У психологов часто спрашивают: «Нормально ли это? Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что мне с ним делать? Потакать ему или запрещать? Как правильно себя с ним вести?». Давайте сначала попробуем разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом «непоседа»?

Сразу же нужно оговориться, что непоседа - это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга. Невооруженному родительскому глазу, как правило, сложно разграничить эти проявления - для этого лучше обратиться к специалисту, который проанализирует все этапы взросления Вашего ребенка и поможет Вам выбрать оптимальный стиль воспитания.

А кто же такой «непоседа»? Во-первых, это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но, когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос: как выбраться из этого замкнутого круга?

Давайте все по порядку. В отличие от гиперактивности, непоседливость, если можно так выразиться, не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также на возникший к чему-то интерес егоза отвечает своим вниманием.

Если же Ваш ребенок не «слышит», когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках», легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме), тренируя внимание, так же, как мышцы. Существуют специальные игры, эффективные при направленном развитии внимания.

Непоседа - это образ жизни, состояние души Вашего ребенка, если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись в соответствии с возрастным развитием как острое желание исследования окружающей среды — это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка, если он наткнется на наше с вами непонимание. И в школе ребенка могут ждать неприятности: двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже - ярлыки двоечника и хулигана.

Чтобы нам с Вами научиться разбираться в поведении любимого малыша не стоит ждать пяти - семи лет, а уже сразу после рождения учиться понимать друг друга.

Встав на ноги в буквальном смысле слова (примерно в возрасте 12 месяцев) ребенок интересуется всем, что теперь попадает в его расширившееся поле зрения. Ведь он уже давно умеет все хватать, переворачивать, тащить в рот и т.д., а теперь открываются такие просторы и появляются новые физические возможности, что не использовать все это для того, чтобы удовлетворять свой интерес к изучению всего того, что его окружает, очень сложно. В этот сенситивный (чувствительный) период психического развития ребенка, нам, родителям, необходимо удовлетворять эту жизненно важную потребность ребенка,

без опаски предоставляя ему определенную долю самостоятельности (но находясь рядом, для соблюдения необходимых мер безопасности). С помощью родителей, в первую очередь, мамы, для дальнейшего психического развития ребенку очень важно убедиться в безопасности мира и в своей все более утверждающейся компетентности. Это, конечно же, очень сложно осуществлять при каждодневном общении с ребенком, но лучше запастись терпением на этот сложный, но очень важный период для того, чтобы впоследствии не пришлось ломать всей семьей голову: что же делать с таким беспокойным характером Вашего малыша.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя», узнать то, что «еще рано», проникнуть туда, куда «запрещено». Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность - это в свою очередь также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме, который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком. Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем.

Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить: «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать вас своим развитием.

Список литературы /References

1. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Иваново, 2005.

2. Байярд Роберт, Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. М. :Просвещение, 1991. 224 с.

3. Безруких М.М. Ребёнок - непоседа. М., 2001.

4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 96 с.

5. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 158 с.

6. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982. 101 с.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург, 1997.

8. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина. Москва, Центрполиграф, 2009.

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / Под ред. Я.Л. Коломинского. М., 1973.

10.Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. М.: Пенаты, 1992. 52 с.

11. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. № 1, 1999. С. 31-36.

12. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2-6.

13. Заваденко Н.Н. «Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей», Мир психологии №1, М., 2000.

14. Захаров А.И. Неврозы у детей. Санкт-Петербург, 1999.

15. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1998.

16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. Генезис, 2000.

17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.

18. Мочалова И.В. Портрет гиперактивного ребенка в деталях. Наши дети: обучение, воспитание. развитие, здоровье, 2003. № 1. С. 20.

19. Семенюк Л.М.Психологические особенности гиперактивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. М., 2003.

20. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.