Научная статья на тему 'ГИНОС: управление подготовкой преподавателя технического вуза'

ГИНОС: управление подготовкой преподавателя технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко С. В., Дворецкий С. И., Таров В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИНОС: управление подготовкой преподавателя технического вуза»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

С. В. Мищенко, С. И. Дворецкий, В. П. Таров ГИНОС: УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Сложившаяся в настоящее время система профессионального образования России не предполагает непрерывную и поэтапную подготовку преподавателей технических дисциплин, а поэтому и.не обеспечивает ее должным образом. Она не нацелена на инновации, неходержит элементы будущего в содержании и организации обучения. При подготовке преподавателя игнорируется прогностическая модель выпускаемых специалистов, не учитываются новейшие научные открытия, последние достижения в технике и технологиях. В Тамбовском государственном техническом университете создана гибкая интегрированная научно-образовательная система (ГИНОС), в которой органично сочетаются три основных вида деятельности преподавателя: образовательная, научно-техническая и инновационная. Профессиональное обучение преподавателя осуществляется здесь на базе проводимых им фундаментальных научных исследований и в контексте задач инновационного развития экономики страны и региона. При этом молодые преподаватели отчетливо видят перспективы своего дальнейшего роста и развития.

Особенности организации подготовки преподавателя в ГИНОС

Профессиональная деятельность преподавателя технического вуза, как известно, подразумевает не только выполнение им научных исследований и инженерных (опытно-конструкторских) разработок, но и формирование учебных дисциплин, циклов, образовательно-профессиональных программ и их реализацию в учебном процессе. Конечными результатами его работы в интегрированной научно-образовательной системе выступают: 1) продукты научно-технической деятельности, готовые к практическому вне-

дрению в технике и технологиях (осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов); 2) профессиональные компетенции специалистов и преподавателей, формируемые в ходе образовательной деятельности (реализация образовательных профессиональных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования); 3) инновации, ориентированные на удовлетворение потребностей экономики (разработка инновационных проектов).

Выполнение современным преподавателем этих основных функций становится возможным, если в своей деятельности он демонстрирует следующие типы отношения к окружающей действительности: познавательный (научное исследование), созидательный (инженерные разработки), образовательный (учебный процесс) - в их органическом единстве. Реализация этих типов на «тактике требует интеграции образовательных программ разного уровня и создания гибкой интегрированной системы для непрерывной подготовки преподавателя технического вуза. Речь идет не только о разработке образовательных программ и организации сети специализированных научнообразовательных структур, но и о содержательной интеграции высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Степень профессиональной компетентности преподавателя выявляется на основании успешности решения им профессиональных задач. Например, одним из простейших вариантов спецификации дидактических целей может служить градация способов решения задач: инструктивный -исполнение шаблонного порядка операций; алгоритмический - следование алгоритму, предназначенному для решения некоторого класса задач;

© С. В. Мищенко, С. И. Дворецкий, В. П. Таров, 2008

концептуальный - использование обобщенных правил решения задач данного класса.

Решая профессиональную задачу, преподаватель обнаруживает наличие или отсутствие каких-либо компетенций. Выполнение каждой новой задачи обогащает его знания и опыт. Таким образом, сам процесс решения профессиональных задач можно использовать и как инструмент диагностики, и как инструмент приобретения нового знания, формирования компетентности преподавателя. В рамках такого подхода можно говорить не об отдельных компетенциях, а об общей компетентности преподавателя - эталонной модели компетенций (которую можно условно назвать «способностью к деятельности») и ее аспектах: готовности к целеполаганию, оценке, действию, рефлексии.

Профессиональная деятельность преподавателя образует надсистему для системы дополнительного профессионального образования. Она задает ее цель через механизмы востребованности компетенций. В свою очередь востребованность компетен-

ций преподавателя и их реализация являются проверкой их соответствия и основанием для принятия решений в вопросах подготовки кадров (рис. 1).

Соответствие компетенций преподавателей квалификационным требованиям (вырабатываемым с участием работодателя), наряду с наличием материальных и финансовых ресурсов, представляет собой критически важное условие успеха деятельности.

Наращивание интеллектуального капитала возможно через процесс непрерывного профессионального обучения. Задачи непрерывной подготовки преподавателей технического вуза можно развести по уровням образования. Высшее профессиональное образование ставит целью усвоение общих и специальных знаний о сущности природных явлений, взаимозависимости и взаимодействия общества, человека и природы на основе комплексного междисциплинарного похода; формирование знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств инженера в соответствии с требованиями стандарта; овладе-

Компетенции

Рис. 1. Взаимосвязь профессионального обучения (повышения квалификации) с профессиональной практикой

ние практическими навыками принятия компетентных . решений путем реализации знаний.

Послевузовское профессиональное образование ориентировано на развитие инновационной культуры, умения вести исследовательский поиск с опорой на понимание законов взаимодействия человека, природы и общества; оно предполагает проведение научных исследований, нацеленных на производство знаний, а опытно-конструкторских разработок - на их экспертизу и внедрение, формирование новых учебных дисциплин и образовательных программ, разработку их научно-методического сопровождения.

Задачи дополнительного профессионального образования - это психолого-педагогическая подготовка преподавателя для обеспечения процесса передачи знаний, реализации трехуровневой программы обучения; обучение магистров, аспирантов и начинающих преподавателей с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; повышение квалификации преподавателей кафедр, ведущих учебный процесс по конкретным техническим дисциплинам; повышение квалификации преподавателей, имеющих ученую степень и звание (с целью достижения единства научно-исследовательской, инженерной и педагогической деятельности) и претендующих на присвоение звания «Международный (европейский) преподаватель инженерного вуза».

В подсистеме ДПО выделяются направления повышения квалификации преподавателей для формирования их компетенций, соответствующие видам деятельности: инновационной, технологической, педагогической, технической и т.д. В ней формулируются цели повышения квалификации преподавателей в контексте как собственных правил ее функционирования, так и требований, задаваемых профессиональной практикой. Механизм формирования этих целей запускается рассогласованием потоков, определяющих имеющиеся и желательные компетенции.

Проектирование и управление подготовкой преподавателя

Система повышения квалификации преподавателей решает следующие задачи: выбор образовательной программы; определение содержания образовательной программы; выбор форм и методов обучения; управление процессами формирования и реализации образовательных программ; обеспечение квалификации требуемого качества.

Образовательная программа повышения квалификации преподавателей есть документированный процесс приобретения заданного набора компетенций. Основными этапами данного процесса являются «Формирование образовательной программы» и «Реализация образовательной программы» (рис. 2).

Задачам конкретной деятельности преподавателя, для решения которых он должен обладать компетенциями, в модели соответствует набор дидактических единиц (модулей): общепедагогический, психологический, коммуникационный, технический (предметный), инновационный, технологический и т. д.

Профессиональная деятельность преподавателя определяется взаимодействием двух параметров: возможностями преподавателя использовать полученные компетенции и востребованностью компетенций в его индивидуальной профессиональной практике. В таблице 1 приведены последовательные этапы жизненного цикла компетенции преподавателя и оценки значений «возможность использования»и «востребованность».

Программы повышения квалификации ППС объединяются по видам профессиональной деятельности: образовательная; научно-техническая; инновационная. В каждом виде профессиональной деятельности сконцентрированы основные образовательные программы, которые нацелены на формирование отдельных компетенций преподавателя; их конкретизация осуществляется дидактическими единицами (модулями). Критерии оценки и подбора образовательных программ характеризуют в первую очередь востребованность формируемых компетенций в профессиональной деятельности и их перспективность, соответствие международным требованиям, отбор слушателей осуществляется с учетом имеющихся компетенций.

Таким образом, в ГИНОС сохраняется главная идея инновационно-ориентированного профессионального образования (интеграция образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования) и формируется цикл: генерация нового знания - внедрение его в практику - реализация в учебном процессе [1]. В этой связи следует упомянуть опыт интеграции преподавателей технических вузов России в Международное общество инженерной педагогики (Ю1Р) с целью развития их компетенций через, систему повышения квалификации [2].

Рис. 2. Этапы повышения квалификации преподавателей в ГИНОС

Табл ица 1

Этапы жизненного цикла компетенции преподавателя

Оценка возможности использования компетенции Оценка востребованности компетенции

Первоначальное освоение Низкая (компетенция осваивается, трудовые навыки не сформированы) Низкая (слабая связь с профессиональной деятельностью)

Адаптация Низкая (накопление опыта, формирование трудовых навыков, первоначальная рефлексия) Высокая (набор компетенций задан условиями профессиональной деятельности)

Активное использование Высокая (имеется опыт, сформированы навыки, высокая результативность профессиональной деятельности, возможны оценка и прогнозирование результатов) Высокая (набор компетенций задан условиями конкретной деятельности, достижение интеграции с другими видами деятельности)

Нормальное старение Высокая (имеется опыт, сформированы навыки, высокая результативность профессиональной деятельности, возможны оценка и прогнозирование результатов) Низкая (компетенция не находит применения из-за замещения ее новыми, интеграция отсутствует)

Исходя из вышеперечисленных требований к преподавателю и на основе анализа различных вариантов концептуальных изменений, вносимых в учебные планы, выделяются три основные категории реализации системы «преподаватель - техническая дисциплина » в образовательных программах: внешняя, внутренняя и трансформированная. Их следует рассматривать во взаимодействии с различными компонентами учебного плана: содержанием, образовательными стратегиями и преподавательской деятельностью, оценкой знаний, динамикой происходящего в аудитории. Такая модель фокусирует внимание на всех компонентах образовательной программы, и ее легко применить в различных вузах. Содержание непрерывной подготовки преподавателя технического вуза проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности. При этом моделируется не только технологическая сторона комплексной квалификации (содержание предметов), но и ее социальный аспект - отношения людей, вступающих в межличностные взаимодействия и общение.

Отобранное в логике инновационной деятельности содержание непрерывной подготовки преподавателя технического вуза может быть развернуто как в пространстве (учебно-научно-инновационный комплекс, объединяющий в себе предприятия и учреждения науки, техники и технологии, образования), так и во времени (органичное сопряжение образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, адекватное комплексной квалификации преподавателя) (рис. 3).

С помощью системы соответствующих форм и методов можно задать движение деятельности от собственно учебной к профессиональной -вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов учения.

Опыт функционирования ГИНОС в техническом университете

На базе Тамбовского государственного технического университета создана ГИНОС, включающая научно-образовательные центры: в области

Рис. 3. Модель подготовки преподавателя как освоение комплексной квалификации

новых химических технологий - «ТГТУ - ОАО «Корпораций Росхимзащита»» и твердофазных технологий - «ТГТУ - Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения РАН (ИСМАН), г. Черноголовка» Инновационный центр высоких био- и химических технологий и Центр инженерно» педагогики.

Фундаментальные исследования в ГИНОС выполняются при финансовой поддержке РФФИ научными сотрудниками ОАО «Корпорация «Росхимзащита»», ИСМАН и преподавателями ТГТУ в соответствии с планами работ научных, образовательных и инновационно-технологических центров (ИТЦ). В созданной системе реализуются научно-исследовательские и инновационные проекты государственного значения (по заказам Рособразования, Роснауки и др.) и образовательные программы разного уровня (магистратура, аспирантура, докторантура). Психо-лого-педагогическая подготовка преподавателей осуществляется в Центре инженерной педагогики по программам трех уровней: педагогика высшей школы, инженерная педагогика и подготовка международных преподавателей инженерного вуза (ING-PAEDIGIP). Кроме того, в Центре инженерной педагогики реализуются программы образовательной поддержки научно-исследовательских и инновационных проектов.

Конкретные задачи, стоящие перед ГИНОС выполняют научно-образовательные группы, создаваемые в рамках ведущих научных школ. Основой для формирования групп служат кафедры, отделы, научно-исследовательские лаборатории вузов, НИИ, научно-образовательные и инновационно-технологические центры. Научных сотрудников привлекают к проведению учебных занятий со студентами, вводят в составы государствен-

ных аттестационных комиссий и диссертационных советов. Коллективы ученых и преподавателей научно-образовательных групп осуществляют разработку новых курсов лекций, постановку новых и модернизацию существующих лабораторных работ, ведут занятия со студентами, публикуют результаты научной деятельности, издают учебники и учебные пособия.

Подготовка преподавателей технических вузов в ГИНОС позволяет обеспечить применение результатов научных исследований (новых знаний) в учебном процессе, предусматривает активное участие студентов, аспирантов и молодых преподавателей в научных исследованиях и вовлечение их в инновационную деятельность. При этом формируется необходимый набор профессиональных компетенций преподавателя и достигается их практическая реализация в основных видах профессиональной деятельности.

Такая система сочетает в себе функции научно-исследовательского учреждения, выполняющего в крупных объемах фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, с деятельностью образовательного учреждения, ориентированного на передачу знаний и формирование компетенций.

Библиографический список

1. Пучков Н. П., Дворецкий С. И., Таров В. П. Научно-методические аспекты обеспечения качества и инновационной деятельности технического вуза машиностроительного профиля. М., 2004.

2. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.; Казань, 2007.

А. И. Тимонин, Г. В. Чекмарев КУЛЬТУРА И ЛОЖЬ: ТАЙНЫ ТРАНСФЕРТА В СФЕРЕ ВПО

Трудовые отношения в сфере образования, их организация и их качество есть культура. При этом трудовые отношения возникают и под воздействием внешних институтов как правовых норм, и под воздействием внутренних институтов через понимание (и умение «продавливать»

свое понимание) лиц, принимающих управленческие решения (ЛИР).

Рассмотрим такие аспекты трудовых отношений как прием на работу на должности, определенные ФЗ «Об образовании», и оплата труда по этим должностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.