Научная статья на тему 'Гимнографический «Канон» в «Форме плана» «Братьев Карамазовых» Достоевского'

Гимнографический «Канон» в «Форме плана» «Братьев Карамазовых» Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНОГРАФИЯ / КАНОН / РОМАН / КОНДАК И ЖИТИЕ / ФОРМА / РУССКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / БЛАГОДАТЬ / СОВЕРШЕННАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / HYMNOGRAPHY / CANON / NOVEL / KONDAK AND LIFE / FORM / RUSSIAN CHRISTIAN CONSCIOUSNESS / EMPATHY / GOOD FORTUNE / PERFECT FORM OF A WORK OF ART

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осокина Елена Анатольевна

В статье проводится параллель между гимнографиейканоном как жанром и каноном как богослужебным последованием – и романом, указываются смысловые и композиционные особенности соединения художественного произведения и гимнографической формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HIMNOGRAPHY CANON AS "FORM OF PLAN" IN "THE BROTHERS KARAMAZOV" BY DOSTOEVSKY

In article the parallel between a hymnography – a canon as a genre and a canon as a divine service posledovaniye is drawn – and the novel, specifies semantic and composite features of connection of a work of art and a hymnography’s form.

Текст научной работы на тему «Гимнографический «Канон» в «Форме плана» «Братьев Карамазовых» Достоевского»

Е. А. Осокина

Москва

ГИМНОГРАФИЧЕСКИЙ «КАНОН» В «ФОРМЕ ПЛАНА» «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ» ДОСТОЕВСКОГО

В статье проводится параллель между гимнографией — каноном как жанром и каноном как богослужебным последованием — и романом, указываются смысловые и композиционные особенности соединения художественного произведения и гимнографической формы. Ключевые слова: Гимнография, канон, роман, кондак и житие, форма, русское христианское сознание, сопереживание, благодать, совершенная форма художественного произведения.

In article the parallel between a hymnography — a canon as a genre and a canon as a divine service posledovaniye is drawn — and the novel, specifes semantic and composite features of connection of a work of art and a hymnography's form. Key words: Hymnography, canon, novel, kondak and life, form, Russian Christian consciousness, empathy, good fortune, perfect form of a work of art.

обое притяжение, которым наделены «Братья Карамазовы», кроет я в загадке, разгадывание которой становится смыслом жизни для читателей Достоевского, вопросом проникновения в тайну или пре ткновения перед наложенной на слова печатью. Произведение, венча ющее творчество писателя, является сокровенным, но так, что скрытое становится явным для тех, кто читает «с открытыми глазами». И ключи

e. a. osokina

moscow

A HIMNOGRAPHY CANON AS "FORM OF PLAN" IN "THE BROTHERS KARAMAZOV" BY DOSTOEVSKY

Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печатиее ?

(Апокалипсис V, 2)

© Осокина Е. А., 2012

к прочтению скрыты в самом тексте: на поставленные автором «вечные» вопросы даются истинные «в веках» ответы.

Христианское содержание романа — идею отвержения Бога и Его творения как величайшее зло и принятие искупительной жертвы Христа с осознанием собственной ответственности за свои и чужие прегреше ния как спасения — Достоевский облекает в форму канона — особой гим нографической формы, составляющей содержательную основу суточного богослужения1. Форма традиционного романа в его западном варианте не соответствовала тем задачам, которые решал Ф. М. Достоевский: все охватность, истина и благодать. Избрана была — узнана и воплощена — более динамичная и органичная для русского сознания богослужебная форма, ставшая и самостоятельным литературным жанром, которая сама по себе давала ответ: хваление Богу и всему сотворенному Им. Обретенная форма «Братьев Карамазовых» явилась столь емкой и все охватной, что и в творчестве Достоевского, и во всей русской класси ческой литературе конца XIX в. стала совершенным образцом в искус стве Слова.

Книга в истории христианской культуры изначально была связана с ри туалом, являлась неотъемлемой частью православного богослужения, создавая единую форму — книгу как службу и службу как книгу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Образ мира как вечно разворачивающейся Книги и вечно звучащего Слова в непрерыв но совершаемом действе был закреплен христианским ритуалом и препод несен как образец: смотрите, читайте, участвуйте. Книга как художествен ное произведение в творчестве Достоевского становилась своеобразным сакральным текстом и воплощала священный ритуал. И люди, читающие этот текст, тоже становились участниками непрерывного действа, восхо дя к истинному его содержанию — восхвалению Бога и сотворенного Им мира. Такое направление мысль получала в том числе и благодаря избран ной автором форме романа.

Каноном первоначально называлась церковная служба — полный со став каждого отдельного Богослужения (вечерни или утрени) и полный состав всех служений, совершаемых в определенный день. В обители

1 Это - первоначально - 12 песен, сгруппированных по три в 4 части, где после 3-й и 6-й песен вставлены дополнительные тексты, а перед 9-й - хвалебная песнь Богородицы. (См.: Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения в Православной церкви. СПб., 1874; Осокина Е. Методологические проблемы соотношения гимнографических и агиографических произведений // Гимнология. Материалы к Международной конференции. Москва. Сентябрь 1996 г. М., 2001.)

преподобного Феодора Студита наименование «канон» получила большая по объему церковная песнь со строго выдержанным тематиче ским последованием песен. Эта всеохватная форма, объединяющая перво начально 12, а потом 9 песен, даже 8, потому что вторая песнь, из за своего содержания, обычно отсутствует и существует только в великопостных канонах. Общая композиция канона разделяется на четыре части встав ными произведениями: I часть (песни 1—3), после которой вставлялся небольшой гимнографический текст, посвященный празднику или святому; II часть (песни 4—6), после которой вставлялся кондак — более сложная и древняя гимнографическая форма, представляющая похвалу свя тому или событию священной истории, в которой раскрывается суть всего канона; III часть (песни 7—9), представляющая собой благодарственную песнь Богу трех отроков в «пещи огненной»2 и Богородицы3. После 9 й песни — IV часть — исполняется еще несколько гимнографических текстов и три хвалитных псалма — 148, 149 и 150. Затем следует славословие, кото рое заканчивается ангельским гимном Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. В заключение утреня как бы возвра щается к своему началу: снова поется праздничное песнопение, которое в соединении с начальными молитвами утрени составляет одну большую величественную молитву — прошение милости Божией. Такая круго вая композиция символизирует вечное предстояние, где «день равен веку».

На структуру канона — основное содержание службы — накладывает ся еще четырехчастная структура, объединяющая 12 книг. Числа «4» и «12» соответствуют ежедневным, или вседневным, обычным службам в храме, называемым «часы». Всего часов (молитвословий, освящающих определен ное время суток) четыре, состоят они из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, включая кондак празднику или святому, и покрывают половину суточного круга богослужения. Часы соединялись с другими богослужени ями суточного круга — с вечерней (9 й), с утреней (1 й), с Божественной литургией (3 й и 6 й). Литургия — общественное богослужение, за кото рым совершается таинство Святого причащения. Божественная литургия называется также Евхаристией — благодарением. Совершая ее, люди благодарят Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и смерти жертвой, принесенной на кресте Его Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Эта служба не входит в суточный круг, но, явля ясь сутью и целью суточного богослужения, объединяет все остальные службы и «держит» этот вечный круг. Самое святое содержание службы

2 Дан. 3:26-45, 56-88.

3

скрыто и доступно только в сопереживании таинства. Это же происходит и в художественном тексте Достоевского: основное содержание вынесено за пределы видимого текста, и осознание его происходит в душе читателя, сопереживающего видимому слову.

В тексте романа время основных событий можно соотнести с третьим (утреннее пробуждение Мити, Алеша пришел к Катерине Ивановне гово рить о спасении Мити), шестым (хвала природе Мити, приезд к стар цу и ожидание Мити, моление пред иконой таинственного посетителя, тлетворный дух, исчезновение кошмара Ивана с появлением Алеши) и де вятым («молитва над чашей» Дмитрия) часом. Видение Алеши о пире в Кане Галилейской вечером предваряет круг основных событий (или за мыкает его, образуя круговую композицию вечности).

Надо отметить, что со временем, при посвящении службы святому, кондак после 6 й песни распространился до более крупной формы — «жития» святого. Исторически кондак представлял собой драмати зированное историческое или агиографическое повествование, иногда в лицах, диалогизированное, иногда в форме проповеди, объединяя в себе разные словесные жанры.

Достоевский специально оговаривает важность этой части, в которой он помещает ответы на сложнейшие вопросы и видит спасение в том, чтобы взять и сделать себя же ответчиком за весь грех людской, тогда не останется места гордости сатанинской и отрицанию Бога4:

В следующей книге произойдет смерть старца Зосимы и его предсмерт ные беседы с друзьями. Это не проповедь, а как бы рассказ, повесть о собст венной жизни. Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставляю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлеченное, а образно реаль ное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единствен ное убежище Русской Земли ото всех ее зол. Молю Бога, чтоб удалось, вещь будет патетическая, только бы достало вдохновения. А главное - тема такая, которая никому из теперешних писателей и поэтов и в голову не приходит, стало быть, совершенно оригинальная. Для нее пишется и весь роман, но только чтоб удалось, вот, что теперь тревожит меня!5

По форме вставное житие старца Зосимы не вполне соответствует традиционной агиографической форме, так как оно написано от первого лица, но с указанием, что «по рукописи Алексея Федоровича Карамазова».

4 ПСС 14-290. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1986. Далее цитируем по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.

5 Из письма Н. А. Любимову (11 июня 1879 г. Старая Русса - ПСС 30-1-131).

До второй половины XVII в. - до «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» - житийное повествование велось от третьего лица:

Само собою, что многие из поучений моего старца Зосимы (или, лучше сказать, способ их выражения) принадлежат лицу его, то есть художественному изображению его. Я же хоть и вполне тех же мыслей, какие и он выражает,

но если б лично от себя выражал их, то выразил бы их в другой форме и дру-

6

гим языком .

То, что выбрана такая форма, соответствует художественному принципу Достоевского для этого произведения в целом, выраженного в названии пятой книги «Pro и contra». Это «обратное» решение делает закономерным своеобразное представление посмертных чудес «наоборот» у мощей старца и радостное принятие Христа Алешей у гроба старца после сомнения и колебания, навеянного разговором с Иваном:

Тут вводится в роман как бы чужая рукопись (Записка Алексея Карамазова), и само собою, что эта рукопись разграфирована Алексеем Карамазовым по своему. Здесь вставлю ропщущее NBene: в июньской книге, в главе «Великий Инквизитор», не только нарушены мои рубрики, но даже все напечатано сплошь, страниц 10 сряду, без перенесения на другую строчку даже. Это очень меня огорчило, и на это приношу Вам мою сердечную жалобу.

В подтверждение неслучайности наблюдения можно привести письмо Ф. М. Достоевского к Н. А. Любимову от 7 (19) августа 1879 г. из Эмса, где Достоевский считает, что и «1 / 10 й доли не удалось того выразить, что хотел». Но выделял книгу шестую как кульминационную точку романа и очень просил сохранить все разделения на главы и подгла-вы, как было у него.

Здесь следует обратить внимание на структурное деление романа по частям: три части, шестая книга завершает вторую часть, являясь кульминацией романа. В другом письме:

Я первоначально действительно хотел сделать лишь в 3 х частях. Но так как пишу книгами, то забыл (или пренебрег) поправить то, что давно замыслил. А потому и пришлю при письме в редакцию и приписку, чтоб эту вторую часть считать за две части, то есть за 2 ю и 3 ю, а в будущем году напечатана будет, стало быть, лишь последняя четвертая часть. Таким образом, 4-я, 5-я и 6-я книги романа составят вторую часть, а 7 я, 8-я и 9-я книги составят 3 ю часть. Во всех трех частях будет таким образом в каждой по три книги, и почти по ровному числу печатных листов.

Там же.

Такова же будет и 4 я часть, то есть в 3 х книгах и от 10 до одиннадцати пе

7

чатных листов .

Достоевский настойчиво говорит о девяти книгах и трех частях своего романа, а потом и о 4 й части. Кульминационной является вторая часть, состоящая из 4 й, 5 й и 6 й книг. Шестая книга называется «Русский инок» и представляет собой житие Зосимы, рассказанное им самим (что отступает от канонической формы жития, как в случае с протопопом Аввакумом), но записанное Алешей Карамазовым. Если учесть отсут ствие в каноне второй песни, то по расположению житие святого после шестой песни в каноне совпадает с помещением в романе жития Зосимы с его беседами и поучениями в 6 ю из девяти книг, составляющих со держательную основу «Братьев Карамазовых». Принцип противопо ставления, или диалогичности, принцип вопроса и ответа, pro и contra, выдержан на всех уровнях текста в широком смысле слова. Разрешается эта контроверса в житии и словах старца Зосимы, потому что главное для Достоевского показать, как «мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе»8 и как «перед правдой земною совершается действие вечной правды».

Многообразная тематика романа также целиком охватывается темати кой песен канона, в том числе тема детей и «русских мальчиков». Именно эта тема должна была послужить основой для развития дальнейшего дей ствия романа, на что вроде бы есть намек в предисловии автора к рома ну. Детская тема занимала важное место в жизни писателя: незадолго до начала работы над романом умер трехлетний сын Алеша — и в его творе нии: книги вторая, четвертая, десятая и эпилог посвящены мальчикам — именно здесь он искал ответы на «проклятые» вопросы. Интересно, что изначально древнейшей основой службы были ветхозаветные сюжеты9, связанные с чудесно спасшимися «тремя отроками в пещи огненной», ко торые в последний час свой восхваляли Господа: Благословен ecu, Господи Боже отец наших, ихвально и прославлено имя Твое во веки... (Дан 3:26—45), что и является содержанием всей службы.

Гимнографическая византийская традиция воспринята на Руси в X— XI вв. и за многие века своего существования органично усвоена русским христианским сознанием. Канонизированная форма службы была все охватной, позволяющей объединять разнообразные темы. Как правило, в одно последование — что и есть «служба» — читалось сразу несколько

7 Н. А. Любимову. 16 ноября 1879 г. (ПСС 30-1-131).

8 ПСС 14-265.

9 7—8-я песни в каноне.

«канонов», посвященных святым и (или) празднику этого дня. Поэтому сначала читались все первые тропари (иногда песни), затем вторые и т. д. Получалось сложнейшее переплетение текстов, как и в романе пере плетаются истории трех братьев, их отца, нескольких женщин, и их объединение кажется упорядоченным и понятным. Видимо, и поэтому Ф. М. Достоевский выбрал для своего последнего произведения именно такую структуру, которая смогла вместить все его замыслы, рассуждения, сомнения, исповедь и дать ответ на животрепещущие вопросы современ ности. И этот ответ тоже связан с основным содержанием службы - хва лой Богу. Форма, избранная Достоевским, была органична для русского сознания и совершенна для художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.