Научная статья на тему 'Гиляровский Владимир Алексеевич 1853-1935 русский писатель, поэт, знаток Москвы и России'

Гиляровский Владимир Алексеевич 1853-1935 русский писатель, поэт, знаток Москвы и России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гиляровский Владимир Алексеевич 1853-1935 русский писатель, поэт, знаток Москвы и России»

КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 3-4, 2013

ГИЛЯРОВСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ 1853-1935

РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ, ЗНАТОК МОСКВЫ И РОССИИ

Э.М. Шпилянский1

Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

В.А. Гиляровский родился в семье провинциального служащего. Восьмилетним мальчиком лишился матери. Его задушевным другом и воспитателем стал двоюродный дед, беглый матрос Китаев. Гиляровский охотно учился у него верховой езде, гимнастике, плаванию, борьбе, боксу, фехтованию. Под влиянием деда Владимир рос сильным, бесстрашным и решительным человеком [1].

Всю жизнь он работал, переменил много профессий — от волжского бурлака до актера и писателя, но в любую работу всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль. Этот человек не жил, а горел [4,5].

Владимир Алексеевич был знатный балагур, экспромщик и душа компании. Время научило его чувству такта. Понял, что веселиться и смешить людей не обязательно за счет унижения и неприятностей других людей [3].

Он жил по принципу: «если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух; если работа, то такая, чтобы гудели руки; если бить, то уж бить сплеча». Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки — приюта нищих, босяков, отщепенцев — множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни [5].

Он не боялся решительно никого и ничего, обнимался с самыми лютыми цепными собаками, вытаскивал с корнем деревья, за заднее колесо извозчичьей пролетки удерживал на всем бегу экипаж вместе с лошадью [6].

1 Шпилянский Эдуард Маркович, д-р мед. наук, профессор, ПМГМУ. Кафедра общественного здравоохранения и профилактической медицины. Тел.: 8-915-437-99-31.

В 55 лет Гиляровский впервые в жизни увидел, как летит аэроплан. Это было самым ярким из событий, которые ему довелось пережить. Репортаж о полете Сергея Исаевича Уточкина был самым эмоциональным из всего им написанного.

1914 год. Россия вступает в Первую мировую войну. Гиляровскому 59лет. Из газет он узнает о том, что престарелый артист Императорского театра, В.Н. Давыдов (65 лет), просит «освободить его от прямых обязанностей на время войны и дать возможность отправиться на театр военных действий в качестве санитара...». Начальство отклонило просьбу артиста.

Гиляровский пишет другу успокаивающее, доброе, мудрое письмо: «Подумай: санитаров сколько угодно, а Владимир Николаевич Давыдов — один! И здесь нужны люди, и ты здесь сделаешь во сто раз больше, чем там... У меня — перо... У тебя — слово со сцены, с эстрады — великое слово, поднимающее дух, а страна побеждает не орудиями только, но и духом. Главное — духом! И поддерживай этот дух... А хочешь поработать санитаром — будь санитар духа: езди по лазаретам, читай и рассказывай... Это для раненых — великое дело» [3].

1917 год. Гиляровскому пошел седьмой десяток лет. Он, как и многие его друзья, с восторгом встретил Октябрьскую революцию. В голодные и холодные годы Гражданской войны восторженность поугасла. Вся привычная ему жизнь исчезла — знакомые уехали, рестораны закрылись, улицы — милые Божедомки, Варварки, Ленивки, которым он посвятил столько страниц, получили имена пролетарских героев.

В 1918 году Гиляровский приступил к написанию книг о Москве. Для своих лет он был вполне здоровым, бодрым, работоспособным... Но рабо-

СРОЧНО В НОМЕР

та предстояла трудная и длительная, требовала методического подхода, усидчивости, времени, кабинетной замкнутости. «Такому непоседе, как он, привыкшему вихрем носиться по московским просторам, не считаясь ни с какими расстояниями, нелегко было приучить себя к долгому писательскому затворничеству. Однако творческая стихия захватила его...» [3].

Гиляровский был живой памятью Москвы, нестареющим ее библиографом: картотека его воспоминаний включала имена актеров, писателей, журналистов, спортсменов, циркачей, наездников, охотников... Несмотря на возраст, его память цепко хранила имена и факты. Удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы [2,5].

Одновременно работа шла над несколькими книгами: «Москва газетная», «Мои скитания», «Москва и москвичи». Из «летучего репортера» он окончательно превратился в кабинетного работника.

Владимиру Алексеевичу — за 70. В 1926 году вышло первое издание главного труда его жизни — книга «Москва и москвичи».

Трудно и упорно поддавался времени этот человек. Он дрался со старостью. Он отпихивал ее все еще крепкими руками бывшего борца.

Семидесятилетний, он любил дать пощупать свои мускулы: он был действительно еще очень силен... Гордый своей неподдающейся времени выправкой, он тянулся к молодым, он не хотел отставать. Он поспевал всюду: плохо видя, плохо слыша, он не выпускал пера из руки [3].

1935 год — Гиляровскому — 82. Почти утратив зрение, страдая жестокой бессонницей, он ночами писал стихи. Он складывал бумагу так, что она становилась как бы гофрированной, постепенно развертывал в темноте и нащупывал

очередную складочку, чтобы наносимая на ощупь строчка не наехала на строчку. Это превосходный образец человеческой воли [2,3].

Всегда бодрый и веселый, Гиляровский не терпел всяких хлюпиков и унывающих. Он говорил: «Мир существует миллионы лет. Сколько за это время было скуливших, потерявших присутствие духа, но никому от этого не было легче!». У него был свой рецепт долголетия: «Никого и ничего в жизни не бойся и никогда не сердись — проживешь сто лет!» [3].

Старея, оглядываясь на прожитые годы, он радовался тому, что душа его чиста... Чиста совесть... Радовался тому, что от него никто ни разу в жизни не заплакал. А еще радовался, что припрятана в шкафу бутылка старого шампанского «Аи». Говорил своему другу Николаю Ивановичу Морозову: «Я берегу ее на самый торжественный случай. Когда мне станет еще хуже, я соберу вас всех, сам открою спрятанную бутылку, налью каждому из вас по бокалу шампанского, скажу каждому по экспромту и с поднятым искристым бокалом весело, радостно сойду на нет. Довольно было пожито... » [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Есин Б. Владимир Алексеевич Гиляровский. Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. М.: Правда, 1989. С. 3—10.

2. Лидин В. Владимир Алексеевич Гиляровский. Люди и встречи. М.: Моск. рабочий, 1965. С. 87—90.

3. Митрофанов А. Г. Гиляровский. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 299—301, 303.

4. Морозов Н. И. Гиляровский в жизни. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.: Правда, 1989. С. 422.

5. Паустовский К. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 7. Сказки; Очерки; Литературные портреты. М.: Ху-дож. лит. 1983. — С. 445—448.

6. Чехов М. П. Дядя Гиляй (В. А. Гиляровский). Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. — М.: Правда, 1989. С. 407—413.

Поступила 25.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.