Научная статья на тему 'Гик-комьюнити как суперсубкультура'

Гик-комьюнити как суперсубкультура Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1488
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИК / ГИК-КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / СУПЕРСУБКУЛЬТУРА / GEEK / GEEK-CULTURE / SUBCULTURE / SUPERSUBCULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Е.А., Тузовский И.Д.

Авторы рассматривают проблему трансформации субкультур в современном обществе. Их суть и специфика развития изменяются в связи с мегатрендами глобального информационного общества. Авторы отмечают, что малые субкультурные группы интегрировались в сложные объединения, которые получают название суперсубкультуры. В статье дается развернутый портрет гик-культуры как суперсубкультуры, выделяются ее основные черты, проводится сравнение с глэм-культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geek-culture as a supersubculture

The authors consider the problem of transformation of subcultures in the contemporary society. Their essence and specific development are changing in connection with megatrends of the global information society. The authors note that small subcultural groups were integrated into complex associations, which are called super-subculture. The article gives a detailed portrait of the geek-culture as a supersubculture, its main features are singled out, compared with glam-culture.

Текст научной работы на тему «Гик-комьюнити как суперсубкультура»

щих публикациях. Автор выражает благодарность за помощь в расшифровке надписей на надмогильных памятниках исследователям М.АхметзяновуАГайнетдинову, ректору и преподавателям Казанского медресе им.1000-летия принятия Ислама И.Зиганшину, АМингалееву, Х.Куйрукову, Р.Бикбаеву, И.Ситдикову, а также И.Таирову(фотоснимки).

Источники

1.Государственный архив Ульяновской области (ГАУО) ф.317.Оп.8.д.750.лл.3-5;.

2. Таиров Н.И.Духовное завещание Курамши Акчурина // Гасырлар авазы - Эхо веков.1999.№3/4.сс.277-280.

3. ГАУО ф.317.0п.8.д.750.лл.5-6; Таиров Н.И.Духовное завещание Курамши Акчурина // Гасырлар авазы -Эхо веков.1999.№3/4.сс.277-280 .

4.Надмогильные памятники Х.Акчуриной и Б.-Г.Акчуриных.

5. Надмогильные памятники С.-Б. и М.-Д.Акчуриных.

6. «Тарджеман»1904.6 января.

7. Надмогильный памятник Биби-Фатимы Акчуриной.

8. Надмогильный памятник Биби-Хадичи Акчуриной.

References

1. State archive of the Ulyanovsk region (SAUR) f.317.Op.8.d750.ll.3-5;.

2. Tairov N. The last will and spiritual testament of Kuramshi Akchurin // Echo of centuries. - 1999. No. 3/4. p.277-280.

3. State archive of the Ulyanovsk region (SAUR) f.317.Op.8.d.750.ll.5-6; Tairov N. The last will and Testament Kuramshi Akchurin // Echo of centuries.1999. No. 3/4.P.277-280 .

4. Gravestones and monuments of H. Akchurin and B.-G. Akchurin.

5. Gravestones and monuments of C.-B. and M.-D. Akchurin.

6. "Tardjuman"1904.6 Jan.

7. Gravestone monument of Bibi-Fatima Akchurin.

8. Gravestone monument of Bibi-Hadichi Akchurin.

УДК 316.7

Е.А.Андреев, И.Д.Тузовский ГИК-КОМЬЮНИТИ КАК СУПЕРСУБКУЛЬТУРА

Авторы рассматривают проблему трансформации субкультур в современном обществе. Их суть и специфика развития изменяются в связи с мегатрендами глобального информационного общества. Авторы отмечают, что малые субкультурные группы интегрировались в сложные объединения, которые получают название суперсубкультуры.

В статье дается развернутый портрет гик-культуры как суперсубкультуры, выделяются ее основные черты, проводится сравнение с глэм-культурой.

Ключевые слова: гик, гик-культура, субкультура, суперсубкультура

Evgenii A.Andreev, Ivan D.Tuzovskii GEEK-CULTURE AS A SUPERSUBCULTURE

The authors consider the problem of transformation of subcultures in the contemporary society. Their essence and specific development are changing in connection with megatrends of the global information society. The authors note that small subcultural groups were integrated into complex associations, which are called super-subculture.

The article gives a detailed portrait of the geek-culture as a supersubculture, its main features are singled out, compared with glam-culture.

Keywords: geek, geek-culture, subculture, supersubculture

В современном социуме принципы формирования «большого» культурного пространства и его малых локусов значительно изменились даже в сравнении с серединой-концом XX века. Это можно связать с несколькими процессами:

1. Универсализацией культурного пространства в рамках процессов глобализации. Некорректно было бы говорить об унификации, поскольку последняя предполагает сведение локальных культур к общему знаменателю по некоему образцу. Традиционно в последнее время говорят об американизации / вестернизации / макдольдинизации. Но вспомним, что еще А. Дж. Тойнби [4] говорил о том, что весь мир живет по британским образцам в первой половине XX века, а пресловутой британизации всего мира так и не случилось. Нет, современное большое культурное пространство (глобальная культура) выстроена на основе конвергенции, интеграции и взаимного влияния как минимум 4 культурных локусов - евро-атлантического, исламского, восточного (возможно, в его рамках требуется выделить отдельно южно- и восточно-азиатские локусы) и латиноамериканского. Степень и формы влияния этих локусов на глобальную культуру различны, но отрицать глубочайшего влияния японской культуры на массовую культуру мира в целом невозможно, также как повсеместного распространения индуистских и буддийских духовных практик.

2. Информатизацией, которая меняет механизмы и скорость взаимодействия культуры, ско-

рость возникновения, развития и мутации или гибели новых культурных феноменов. Глобальное информационное пространство - единственный стопроцентно существующий признак ожидаемого футурологами уже более 40 лет наступления информационного общества - связывает противоположные концы земного шара с поражающей воображение легкостью. Примечательно, что концепт «глобальной деревни» был предложен М. Маклюэном [2] еще до появления интернета и даже до начала массового распространения компьютеров. Но именно он наилучшим образом описывает характер и содержание связей в глобальном информационном пространстве.

3. Утратой ориентиров традиционными культурными и идеологическими «центрами силы» -массовыми политическими движениями, религиозными организациями. Большинство из них более не предлагают позитивной программы. Только реверс и попытки вернуться назад, к «золотому веку», который, конечно же, каждым из таких центров силы интерпретируется по-своему.

Трендов развития глобальной культуры больше, но мы остановились на этих трех, поскольку они определяют важнейшее отличие современной глобальной культуры от любой из существовавших ранее культур. Глобальная культура лишена строго определенного смыслового ядра, она аморфна и бесструктурна. В рамках ее сосуществуют (конфликтуя, но все же сосуществуют!) идеи всеобщей толерантности и самого агрессивного ур-фашизма [5, С. 49-80] атеизма и глубочайшей религиозности, национальной самобытности и космополитизма. Эти идеи синкретическим образом соединяются подчас даже в мышлении одних и тех же индивидов. Если ранее было возможно выделить некий «культурный мейнстрим», то сейчас речь идет о множестве разнонаправленных потоков культурного развития. В силу этого обстоятельства изменяется сама конфигурация культуры, проявляющаяся, прежде всего, в статусе и характере субкультурных групп.

Первые субкультуры не были как таковыми субкультурами в современной их аспектации. Они легко выделялись в культурном пространстве на основании своего отличия от культурного кода мейнстрима и существовали довольно долгое время - как минимум, десятилетиями. Редко, когда отличия от мейнстрима носили глубокий мировоззренческий, а не артефактный характер. По этой причине, легче всего происходило выделение «музыкальных» субкультур. Даже мировоззренческие субкультуры, связывали себя с определенными музыкальными стилями, он позволял легко маркировать носителей суб- и даже контркультурной идентичности. Своя музыка была у хиппи с их идеологией ненасилия, у скинхэдов с их идеологией агрессивного фашизма, сатанисты (в контексте их субкультуры важнее более глубокое основание - агрессивные антихристиане) маркировали себя любовью к музыкальному стилю death metall и т.д. В конце XX - начале XXI веков стал очевиден процесс стремительного сокращения времени существования и мировоззренческой значимости субкультур, ориентированных на музыкальную маркировку. Произошел процесс рекуперации [1] их глобальной культурой. Знаковый альбом индастриал рок-группы Marylin Manson под названием «Антихрист - суперзвезда» становится мультиплатиновым и был продан семимиллионным тиражом. Мультсериал «Ме-таллопокалипсис», посвященный вымышленной металл-группе Dethklok получает рейтинг 8.3 из 10 возможных баллов на IMDb1. Суб- и контркультуры, основанные на артефактности - продажах музыкальных альбомов, атрибутики и т.д. оказались легко вписаны в глобальную аморфную культуру и, по своей сути, перестали занимать позицию субкультур, поскольку не предполагали более каких-либо значимых маркеров для идентификации собственных членов (внешняя атрибутика легко поддается копированию и может быть сымитирована любым желающим, что не раз демонстрировали уже поп-звезды, копируя визуальную стилистику «тяжелых» исполнителей).

В этих условиях принципы функционирования мировоззренческих субкультур меняются.

Во-первых, важным становится вопрос - предлагают ли они некоторое мировоззрение или сущностно-значимые его элементы, которые могут легко маркировать носителей субкультурной идентичности?

Во-вторых, на первый план выходят субкультурные группы, которые ранее были столь малочисленны, что оставались практически незаметными в культурном пространстве. Их избегла участь рекуперации глобальной культурой именно в силу этого обстоятельства. Правда, определенная деа-нонимизация таких субкультур в культурном пространстве привела к тому, что процессы и их рекуперации уже начались. Возможно, феномен, которому мы посвятили эту и ряд других статей действительно вступил в завершающую фазу своего существования и в тот момент, когда к нему проснется массовый научный интерес (как уже не раз бывало с культурными феноменами XX века), он уже будет исключен из перечня актуальных культурных практик естественным образом.

В-третьих, малые субкультурные группы начали интегрироваться в более крупные объединения.

1 http://www.imdb.com/title/tt0839188/

Эти структуры временны, подвижны в плане отношений внутри них отдельных субкультур. Постольку, поскольку речь идет о суперпозиции множества малых субкультур мы можем говорить о формировании суперсубкультур - интегративном (подчас - синкретическом) объединении малых субкультур в одну структуру. Вероятно, первой формой суперсубкультуры являлись, так называемые, «неформалы». Однако в силу негативного принципа самоидентификации (не по каким-то критериями, а по отрицанию определенных ценностей и культурных феноменов мейнстрима) это суперсубкультура так и не завершила своего формирования. Невозможно в рамках одной культурной структуры объединить хиппи, панков, металлистов и «гопников», у них просто отсутствует общее основание.

В-четвертых, новые суперсубкультуры более не исключают себя из «большого» культурного пространства. Однако говорить об их включенности в глобальную культуру также было бы не совсем корректно. Подчеркнутое увлечение феноменами массовой и популярной культуры, скорее, сродни гиперреализму, который с технической стороны стал вершиной развития реалистических тенденций в искусстве, со смысловой - отрицанием самой идеи реализма как эстетической позиции и направления в искусстве.

Массовая доступность мобильных цифровых устройств, их функциональная конвергенция, изменения принципов и уровня необходимой компьютерной грамотности для создания цифрового контента (так называемые, технологии WEB 2.0) привели к тому, что носителей идентичности нескольких существующих сегодня суперсубкультур можно идентифицировать, по создаваемым ими артефактам. Подчеркнем еще раз, можно идентифицировать по создаваемым ими самими артефактами. Речь более не идет о маркировке-идентификации по принципу «я ношу рваные джинсы, длинные волосы и «пацифик» (слэнговое название международного символа мира, разоружения, антивоенного движения) - я хиппи». Речь идет о маркировке: «Я создают X - я отношусь к суперсубкультуре X». Внешняя атрибутика у каждой из малых субкультур, входящих в суперсубкультуры различна, может отсутствовать в принципе, может артикулировать принадлежность к одной из сразу нескольких субкультур, поэтому не играет ключевого значения для идентификации.

Данные характерные черты суперсубкультур не были выделены нами логически - они основаны на серии наблюдений, участии в некоторых культурных процессах, а также проведенном экспертном опросе. Это значимое замечание, поскольку логика изложения материала предполагала движение от общего (трендов развития глобальной культуры) к частному (вопросу о положении субкультур в пространстве глобальной культуры).

Итак, в настоящий момент авторы убеждены в существовании как минимум двух (потенциально - трех) суперсубкультур: глэм-культуры, гик-культуры и, возможно, нуль-культуры. Значимым критерием их различения является отношение носителей субкультурных идентичностей, соотносимых с этими суперсубкультурами к важности социальных связей, поэтому он лег в основу озвученного выше ранжирования. Глэм-культура требует от своих участников максимальной социальной вовлеченности и самопрезентации. Ты не существуешь, если не существуешь в медиа-пространстве. Гик-культура отрицает значимость социальных связей вне пределов фокуса конкретных интересов своих участников. Ты общаешься с теми, кто разделяет твои интересы, поскольку в остальных случаях коммуникации затруднена в силу их специфичности и глубокого (почти академического) уровня знаний о предмете своих интересов. Нуль-культура (если она есть как суперсубкультура) в принципе отрицает значимость любых социальных маркеров успеха: это дауншифтеры (апологеты low life - низкого темпа жизни), которые отказываются от престижной, но напряженной работы, это хиккимори (которые добровольно самоизолируются от социума), это нёрды (которые замыкаются в своих научных исследованиях или практических разработках).

В рамках настоящей статьи мы имеем возможность подробно разобрать только одну суперсубкультуру. Поскольку базовые гипотезы исследования родились в ходе наблюдений именно за гик-культурой мы выбрали ее в качестве непосредственной темы (с некоторыми необходимыми сравнениями ее с глэм-культурой).

Изначально термин geek имел негативное значение. Гиками называли опустившихся (чаще всего - спившихся) цирковых артистов, которые изображали на потеху публики диких зверей. В силу определенных обстоятельств - неопрятного внешнего вида, затрудненности в коммуникации с другими людьми в массовой культуре середины XX века этот термин закрепляется за специалистами компьютерной сферы (хотя современная культура гиков того периода определила бы уже как нердов!). К середине 2000-х гг. смысловое содержание и эмоциональные коннотации, связанные с этим термином изменяются. Во-первых, быть гиком становится модным, в первую очередь благодаря медийному успеху современных IT-компаний (Apple, PayPal, Microsoft, SpaceX и др.) и различным чемпионатам по ки-

берспорту. Термин теряет свою негативную эмоциональную окраску. Во-вторых, уже в 2013 г. в онлайн-словарь Коллинза расширяет смысловое поле термина до «некоторой специфической области», тем самым снимая привязку исключительно к IT-сфере. При этом спецификация областей деятельности гика нередко приводит к нарушению коммуникативной составляющей культуры.

В результате анализа дефиниций, а также данных интервью с представителями гик-коммью-нити, мы можем обозначить ряд принципиально важных характеристик данного сообщества: максимальная степень концентрации на предмете своего интереса и владение практическими (или академическими) навыками работы; высокий уровень технических компетенций и, как следствие, особое внимание к техническим инновациям; коллекционирование материальных артефактов, связанных с предметов увлечения; стремление к обладанию оригинальной версией продукта и рядом других.

Можно легко заметить, что под данный набор черт попадают весьма различные субкультуры: собственно, техногики, любители НФ-сериалов и, так называемых, интеллектуальных драм, ролевики и исторические реконструкторы, косплееры, поклонники комиксов и научной фантастики, поклонники настольных игр. Они «замкнуты» на своем круге общения, что связано в первую очередь с пунктом, касающимся высочайшего уровня академических или практических знаний о предмете увлечений и высокого уровня энтузиазма. Человек, не разделяющий этот предмет, окажется в затруднительной ситуации в общении, например, с бордгеймгиком (человеком, увлеченным настольными играми). После фразы «О, я люблю настольные игры! У меня дома есть "Монополия"!» настольный гик, скорее всего, прервет общение, поскольку эта игра основывается на устаревших игровых механиках и ныне имеет чрезвычайно низкий рейтинг на специализированных настольных интернет-ресурсах и в настольном коммьюнити. В тоже время, если настольный гик начнет общение с рассказа о том, как он занимался все выходные покраской миниатюр (креативная деятельность!) или сделал PnP-версию (от англ. Print-and-Play - Распечатай-и-Играй) еще не вышедшей настольной игры и написал на нее обзор (другая версия креативной деятельности в настольном коммьюнити!), то интерес к беседе потеряет человек, не разделяющий этих увлечений.

Представители глэм-культуры в таких случаях используют речевой серфинг - переключаются с темы на тему, пока общая точка не будет найдена, поскольку для них сам факт общения более значим, чем его содержание, поскольку социальная конформность и инкорпорированность для него более значимы, чем любой предмет увлечений.

При этом, представители глэм-культуры также могут быть технически грамотными людьми, но мотивация их выбора, например, носимых мобильных гаджетов абсолютно иная, нежели у гиков.

«Это устройство новое и у него множество новых возможностей, которые необходимо исследовать и изучить» / «Это флагман в своем сегменте, который обладает наилучшим соотношением цены и качества, широким спектром возможностей» - таковы основные мотивы выбора носимых гаджетов гиками.

«Это - новый продукт компании Apple, которая создает устройства для высшего класса. Я должен купить его, чтобы "оставаться в тренде"!» - таковы основные мотивы выбора носимых гаджетов представителями глэм-культуры.

На первый взгляд и представители гик-культуры и представители глэм-культуры заняты креативной деятельностью для автомаркировки. В первую очередь, это касается создания цифрового контента. Однако мотивации и формы аналогично абсолютно разные.

Гик-культура предпочитает пролонгированный процесс создания продукта, глубокую проработку его связей с фокус-феноменом, текстовые или мультимедийные продукты, подчас требующие приобретение специальных знаний. Это рисование фан-арта, написание фан-фикшена, создание мо-дов для компьютерных игр, написание обзоров или длительную разработку сценария для настольно-ролевой игры (в которой, судя по специализированным ресурсам «ролевиков» используются сценарные технологии телевидения и Голливуда). Одно из основных требований - оригинальность. Вторичный сюжет фан-фикшена, использование клишированных речевых оборотов в обзоре, копирование чужого визуального стиля - все это приводит к резкой, даже агрессивной критике других представителей гик-комьюнити.

Глэм-культура сориентирована на копирование (авторы рискнут использовать экспрессивный оборот «имитацию творческой деятельности»). Модельер Ким Кардашьян выложила новый «лук» (вид селфи-фотографии) - я должен/должна сделать такую же фотографию!». Мода и стремление «быть в тренде» здесь играют ту же роль, что в отношении к носимому гаджету. Глэм-культура сориентирована на моментальность процесса «творчества», визуальную составляющую, поэтому ее основными артефактами стали фотографии и короткие видеоролики, лаконичные пафосные «статусы»

в социальных сетях. Долгий процесс создания творческого продукта фактически недоступен, поскольку участник глэм-культуры должен для максимизации социальных связей постоянно выкладывать новые «творческие» продукты, демонстрировать свою успешность, яркую и привлекательную жизнь. Степень критической автореференции низка, успешность фотографии оценивается по числу «лайков», а отправлять эти социальные сигналы принято массовым образом для исполнения принципа «ты мне - я тебе». Таким образом, возникает замкнутый круг с положительной обратной связью. «Дружба» со множеством пользователей побуждает выкладывать больше однотипного контента и «лайкать» их фотографии, ответные лайки создают иллюзию востребованности собственного контента и побуждают опять-таки к установлению новых социальных связей и производству еще большего количества однотипного контента. При этом, нельзя сказать, что глэм-культура ничего в действительности не производит - у нее есть свои медийные и креативные лидеры, которые «задают тренды». В отношении гик-культуры мотив первенства фиксируется уже в такой расхожей фразе, как например, «Я смотрел сериал Star Trek до того как это стало мейнстримом [массово популярным]».

Таким образом, наблюдение за конкретными субкультурными комьюнити позволяет сделать вывод о формировании суперсубкультур в современной глобальной культуре. Это - интегрированное объединение нескольких субкультур (реально речь идет о десятках субкультур!), которые поддаются визуальной маркировке, однако первостепенное значение имеют мировоззренческие установки. В отличие от аморфной глобальной культуры (мы можем условно называть его культурным мейнстримом, помня о практической невозможности выделить смысловое ядро пресловутого мейн-стрима) суперсубкультуры предлагают своим участникам достаточно четкие критерии рефлексии и автореференции, выявления себя из общего поля глобальной культуры.

Гик-культура, обладая рядом позитивных черт, связанных с интеллектуализмом, стремлением к творческой деятельности в настоящий момент находится в процессе рекуперации глобальной культурой. Возможно, в тот момент, когда она привлекла внимание научного сообщества, она уже завершает цикл собственного существования. Однако анализ механизмов ее развития, вероятно, мо-жет многое сказать об общей модели формирования новых культурных феноменов в пространстве глобальной культуры XXI века и их жизненном цикле, что является не только теоретически интересным, но и практически значимым, например, для выстраивания моделей культурной политики.

Литература

1. Дебор, Г.Э. Общество спектакля [Электронный ресурс]. / Г.Э.Дебор - URL:https://avtonom.org/old/ lib/theory/debord/sodety_of_spectade.html?q=Hb/theory/debord/sodety_of_spectade.html, режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.05.2017)

2. Маклюэн, М. Война и мир в глобальной деревне [Текст] / Маршалл Маклюэн, Квентин Фиоре; пер. с англ. И. Летберга. - Москва: АСТ: Астрель, 2012. - 219, [5] с. - (Philosophy)

3. Металлопокалипсис [Электронный ресурс] - URL: http://www.imdb.com/title/tt0839188/, режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.05.2017)

4. Тойнби, А. Дж. Исследование истории: Возникновение, рост и распад цивилизаций [Текст] / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. К.Я.Кожурина. - Москва: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 670, [2] с.

5. Эко, У. Вечный фашизм // Пять эссе на темы этики [Текст] / У. Эко. Пер. с итал. Е.А.Костюкович. -Санкт-Петербург: «Симпозиум», 2007. - 158 с.

References

1. Debord, G.E. Society of the spectacle [Electronic resource]. / G.E.Debord - URL: https://avtonom.org/old/lib/ theory/debord/society_of_spectacle.html?q=lib/theory/debord/society_of_spectacle.html mode of access: free. The title. screen. (Date of application: 23.05.2017)

2. McLuhan, M. War and peace in the global village [Text] / Marshall McLuhan, Quentin Fiore; per. from English. I. Lamberga. - Moscow: AST: Astrel, 2012. - 219, [5] p. - (Philosophy)

3. Metalopocalypses [Electronic resource] - URL: http://www.imdb.com/title/tt0839188/ a mode of access: free. The title. screen. (Date of application: 23.05.2017)

4. Toynbee, A. J. The study of history: the Emergence, growth and collapse of civilizations [Text] / A. J. Toynbee, translated from English. К J. Kozhurina. - Moscow: AST: AST MOSKVA, 2009. - 670, [2] p.

5. Eco, U. Eternal fascism // Five essays on the topics of ethics [Text] / U. Eco. Per. from the Italian. E. A. Costyuk-ovitch. - Saint Petersburg: "Symposium", 2007. - 158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.