Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.В. Леонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Дальнейшее сужение ВЧД за счет более высоких частот хотя и приводит к некоторому улучшению связи X с У, но при этом модели связи атмосфера — обращаемость значительно теряют свою ценность с точки зрения их применения для предсказания обращаемости по прогнозу метеорологических показателей. В этом случае практически нельзя использовать сравнительно неплохие прогнозы погоды, выдаваемые гидрометеослужбой заблаговременно (до 3 сут).

При использовании ежедневных данных без частотного разделения, как это сделано, например, в работе В. Д. Суржикова [4], результат в основном отражает сезонную связь атмосфера — обращаемость. Анализ связи А' с У по сезонам также не позволяет в достаточной мере избавиться от низкочастотных составляющих временных рядов [5, 8]. В ряде работ по оценке влияния погоды на здоровье человека сезонная и годовая компоненты («красный» шум) рядов исключаются [3, 6, 7]. Однако невыделение в структуре сигнала высокочастотного («белого») шума и периодических компонент существенно обедняет возможности исследователей. Так, в нашей задаче связь X с У прослеживается лишь после исключения из обращаемости низкочастотных и 7-дневных периодических компонент, высокочастотных помех.

Связь между составляющими векторов X и У, а также связь вектора X с вектором У в обоих частотных диапазонах оценивалась качественно (по графикам изменений переменных во времени, которые для удобства анализа лагов переносились на кальку), корреляционным и пошаговым регрессионным анализом. Значимость коэффициентов корреляции и коэффициентов в уравнениях регрессии определялась с помощью /-критерия (значимость а=0,05). Число наблюдений рассчитывалось с учетом связности членов временного ряда. Полученные таким образом уравнения регрессии проверялись на независимом материале (при этом была показана необходимость применения адаптивных алгоритмов идентификации). Устранение влияния коллинеарности осуществлялось методом удаления одного из двух очень сильно связанных между собой (|г|>0,9) факторов [1].

В ВЧД регрессионный анализ использовался для различных периодов времени, которые в одном случае выбирались на основе графического анализа соответствия изменений во времени характеристик состояния атмосферы и обращаемости, в другом — имели длительность 120 сут и перемещались по исходным временным рядам с шагом в 60 сут.

Качественная оценка связи широко применялась как на предварительном этапе работы, когда проверялась рабо-

тоспособность большей части выдвинутых гипотез, так и на основном.

При рассмотрении графиков особое внимание уделялось периодам с экстремальными или близкими к ним значениями характеристик атмосферы и (или) обращаемости. В частности, было показано, что в ВЧД связь обращаемости населения по поводу заболеваний органов дыхания с состоянием атмосферы улучшается в периоды, охватывающие низкочастотные ярко выраженные локальные максимумы обращаемости. В НЧД в отдельных случаях с помощью качественного анализа связи удается выделить те вредные примеси, разовое накопление которых в атмосфере до определенных уровней не вызывает увеличения обращаемости.

Использование описанных методических особенностей работы (формулировка основополагающих гипотез и выбор на их основе структуры временных рядов; широкое использование качественного анализа, предваряющего формальный анализ связи; выделение информативных участков данных, соответствующих экстремальным величинам характеристик обращаемости и (или) состояния атмосферы; проверка надежности полученных уравнений регрессии на независимом материале) позволило существенно уточнить некоторые имеющиеся в литературе результаты по оценке связи атмосфера — обращаемость.

Литература

1. В айну Я. Я.-Ф. Корреляция рядов динамики. — М., 1970.

2. Вербицкий В. И., Нарушина Т. В. // Бюл. Сибир. отд. АМН СССР. — 1982. — № 5. — С. 39—45.

3. Гаспарян С. А., Гузеев В. В., Гуев А. А. и др. // Комплексные гигиенические исследования в районах интенсивного промышленного освоения. — Новокузнецк, 1982. —Ч. 2. —С. 55—57.

4. Суржиков В. Д. // Теоретические и методические вопросы изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. — М., 1983. — С. 95—101.

5. Табакова С. // Хиг. и здравеоп. — 1976. — Т. 19, № 5.— С. 446—454.

6. Cech /., Youngs К., Smolensky М. Н., Sargent F. // Int. J. Biometeorol. — 1979. — Vol. 23, N 2. — P. 77—87.

7. Cech /., Smolensky M. H., Lane R. et аГ // Ibid.— P. 89—105.

8. States S. J. // Environm. Res. — 1976. — Vol. 12, N 3.— P. 340—354.

Поступила 18.12.86

УДК 371.71:616.89-008.434-053.4-085.851.4

А. В. Леонов

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт

Одним из основных факторов среды, воздействующих на развитие и состояние здоровья детей организованных коллективов, является режим воспитания и обучения, значение которого особенно велико в дошкольном возрасте. Гигиенистами разработаны требования к организации режима дня [4], показана необходимость его оптимизации при обучении в детском дошкольном учреждении детей 6-летнего возраста [2].

Однако большинство исследований выполнено в условиях яслей-садов обычного типа. Между тем реформой общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено расширение существующей в пашей стране сети учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта и др.). Актуальной гигиенической задачей является нормирование

факторов среды, в том числе режимных, для этой категории детей. При гигиеническом нормировании обязательным является учет особенностей коллектива, воспринимающего нормируемый фактор [3].

Среди всех дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии 2/3 приходится на учреждения для детей с речевой патологией. Самой массовой формой коррекции речи являются занятия в логопедических группах при массовых яслях-садах. Данные Р. Я. Алексикойвой и Н. Б. Бушанской [I], а также результаты наших исследований показывают, что дети, занимающиеся в логопедических группах, имеют худшие показатели состояния здоровья по сравнению с таковыми у сверстников, посещающих массовые учреждения. У них чаще определялось дисгармоничное физическое развитие, больше детей но

комплексной оценке относилось к 3-й и 4-й группам здоровья, прежде всего за счет заболеваний нервно-психической сферы. Эти особенности состояния здоровья воспитанников логопедических групп необходимо учитывать при регламентации режима занятий, который прежде всего должен быть направлен на укрепление здоровья детей.

Изучался режим занятий и дня в целом в подготовительных логопедических группах детского сада, в основу которого, как показал анализ, положен примерный режим для детей подготовительных групп детского сада, рекомендованный программой воспитания в детском саду (1979 г.) для массовых учреждений. Между тем проведение коррекции речи обусловливает дополнительные нагрузки: в сетке учебных занятий имеются фронтальные занятия логопеда, которые вводятся вместо других предметов программы (рисования, лепки); ежедневно логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми продолжительностью 20—30 мин, на которые дети поочередно отзываются с прогулки; во второй половине дня воспитатель по заданию логопеда проводит индивидуальные занятия с детьми.

Наличие этих особенностей обусловливает ряд неблагоприятных изменений в режиме дня в целом: а) увеличивается общая нагрузка за счет индивидуальных занятий;

б) усложняется программа вследствие замены более легких предметов (рисования, лепки) занятиями логопеда,

в) затрудняется чередование занятий с умственной нагрузкой и с динамическим компонентом ввиду уменьшения последних; г) сокращается время прогулки в связи с наличием индивидуальных и подгрупповых занятий; д) за счет увеличения общей нагрузки и сокращения времени пребывания на свежем воздухе уменьшается двигательная активность детей.

Экспериментальный режим, разработанный нами, отличался от традиционного: 1) обязательные в течение дня занятия разделены — 2 проводятся утром, 1 — после сна; 2) более раннее начало занятий и перенос одного из них на вечер позволили увеличить продолжительность утренней прогулки; 3) 2—3 занятия в неделю проводится на участке; 4) в программу утренней гимнастики включены упражнения на развитие мелких мышц рук и координации движений, в середине каждого занятия проводится физкультпауза (2 мин); 5) минимальная продолжительность перерывов между занятиями 10 мин, они используются для подвижных игр средней интенсивности; 6) полноценная организация дневного сна — в специально предназначенном помещении с использованием при возможности сна на неотапливаемой веранде в спальных мешках.

. Основным принципом экспериментального режима является максимальное использование естественных факторов среды для компенсации неблагоприятных воздействий, обусловленных спецификой учебно-воспита-тельного процесса в логопедических группах.

В ходе эксперимента предложенный режим был апробирован в 4 логопедических группах (64 человека). Контролем служили также 4 логопедические группы (57 человек), занимавшиеся по традиционному режиму. По методике, предложенной Институтом гигиены детей и подростков для изучения работоспособности 6-летних детей, изучалась динамика умственной работоспособности и утомляемости у детей обеих групп в течение дня, недели, года.

Изучение позволило выявить как общие закономерности, характеризующие умственную работоспособность детей, посещающих логопедические группы, так и характерные изменения показателей при разных режимах организации занятий.

Оценка эффективности проводилась по комплексу гигиенических критериев и данным острой заболеваемости детей. В качестве гигиенических критериев использовались суммарный показатель учебной активности и двигательного беспокойства по данным хронометража, интегральные показатели количества и качества выполненной работы — коэффициент преобладания П и типы кривых работоспособности, утомляемость детей по количеству неблагоприятных индивидуальных сдвигов по данным критической

Динамика показателей умственной работоспособности и утомляемости детей при разных режимах обучения

Режим занятий

Показатель Сезон года экспери-менталь-н ы й контрольный Р

Учебная активность, %

Двигательное беспокойство, % Коэффициент П

Благоприятный тип

работоспособности, %

Неблагоприятный тип

работоспособности, %

Увеличение времени зрительно-моторной реакции в течение дня, % Уменьшение величины КЧСМ в течение дня, %

Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна

Осень Весна

Осень Весна

Осень Весна

86,0=Ы,4 94,0+0,8 39,6±1,8 27,0±1,1 ■ 1,3 2,0

36.6

52.4

32.5

17.4

62.5

38.7

62,4 32,8

91,0±0,9

85,8±1,2

32,8±1,4

44,44=1,4

1,7 0,9

47.8

33.9

24,4 32,9

56.1

88.2

66.7

80.8

<0,05 <0,01

<0,01 <0,001

<0,05 <0,01

<0,01

<0,01

частоты световых мельканий (КЧСМ) и хроиорефлексо-метрии. Динамика этих показателей в течение года представлена в таблице.

Суммарный показатель учебной активности осенью был несколько выше в группе контроля, однако за год он снизился на 5,8 %, в то время как в группе детей, занимающихся по экспериментальному режиму, он возрос на 8 %. Средний показатель двигательного беспокойства в экспериментальной группе снизился на 12,6 %, а в контрольной — возрос на 11,6%, весной он был достоверно выше у детей, занимающихся по традиционному режиму.

Коэффициент преобладания П является интегральной характеристикой работоспособности коллектива и определяется отношением хорошо и отлично выполненных работ по корректурным таблицам к числу работ, выполненных неудовлетворительно и плохо. Осенью он был выше у обследованных контрольной группы, однако за год у детей, занимающихся по экспериментальному режиму, он вырос с 1,3 до 2,0, в то время как у детей, занимающихся по традиционному режиму, снизился с 1,7 до 0,9. Снижение коэффициентов П до значений менее единицы является неблагоприятным признаком, свидетельствующим о развитии утомления.

Если коэффициент П является показателем работоспособности коллектива, то для суждения об индивидуальной динамике наиболее достоверную информацию дает определение типов кривых работоспособности. У детей, занимающихся по экспериментальному режиму, количество благоприятных типов кривых работоспособности увеличивается к весне с одновременным сокращением неблагоприятных типов. Обратная динамика наблюдалась в контрольной группе. Изменение показателей утомляемости по данным КЧСМ и хронорефлексометрии совпадает с динамикой умственной работоспособности.

Целью экспериментального режима является не только профилактика переутомления, но и укрепление здоровья детей вследствие широкого использования закаливающих факторов (увеличение длительности прогулки на свежем воздухе, сон на неотапливаемой веранде, повышенная двигательная активность).

Результаты анализа показали, что острая заболеваемость в группе детей, занимающихся по экспериментальному режиму, составила 133 случая на 100 обследованных, а в контрольной группе — 166,7 случая на 100 детей. Таким образом, при экспериментальном режиме обучения за счет использования закаливающего действия естествен-

ных факторов среды достигнуто снижение заболеваемости на 21,9 % по сравнению с контролем.

Выводы. 1. Традиционный режим занятий не обеспечивает профилактики переутомления, так как в нем не учитываются особенности состояния здоровья детей, посещающих логопедические группы, и специфика воспитательного процесса в учреждениях для детей с нарушениями речи.

2. Предложенный экспериментальный режим позволяет компенсировать дополнительную нагрузку на счет максимального использования естественных факторов среды. Эффективность экспериментального режима подтверждается положительной динамикой ■ умственной работоспособности и снижением заболеваемости детей.

Литература

1. Алексикова Р. #., Б у шанская Н. Б. // Гиг. и сан.— 1980. — № 5. — С. 74—75.

2. Барсукова Н. К. // Там же. — 1982. — № 3. — С. 31—35.

3. Громбах С. М. // Вестн. АМН СССР. — 1979. -С. 49—53.

4. Нерсесян А. М. Режим дня детского сада и его влияние на функциональное состояние организма детей 5— 7 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1968.

Поступила 06.01.87

№> 10,

УДК 612.7 + 612.13/.17]-053.2:612.65

Н. И. Шлык, И. В. Гуштурова

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Удмуртский университет им. 50-летия СССР, Ижевск

Задачей данной работы явилось изучение функционального состояния и особенностей взаимодействия скелетной мускулатуры и сердечно-сосудистой системы у детей при различных двигательных режимах. В течение 2 лет было обследовано 240 детей в возрасте от 3 до б лет. В режим дня детей экспериментальных групп были включены ежедневные физкультурные занятия, направленные на воспитание общей выносливости. В контрольных группах физкультурные занятия проводились 2 раза в неделю в соответствии с программой. В процессе исследований функциональное состояние двигательного аппарата изучали с помощью регистрации электромиограммы (ЭМГ) с мышц левой руки и спины па 4-канальиом электромиографе фирмы «Медикор». Синхронно на магнитную ленту записывались электрокардиограмма (ЭКГ) и тетраполяриая реограмма но Кубичеку па 6-капалыюм электрокардиографе 6-НЕК-4С с использованием реоплетизмографиче-ской приставки РПГ2-02. По ЭКГ определялись статистические характеристики ритма сердца (РС): среднее значение (М), мода (МО), амплитуда моды (AMO), вариационный размах (ДА), индекс напряжения (ИН). По рео-грамме рассчитывался ударный объем сердца (УО), минутный объем кровообращения (МОК) и сердечный индекс (СИ). Из количественных показателей ЭМГ рассчитывалась суммарная биоэлектрическая активность (Б А) мышц. В каждом исследовании элёктрофизиологические показатели регистрировались в состоянии покоя, максимального сжатия кисти левой руки (сжатие груши водяного динамометра в течение 5 с) и произвольного расслабления этих мышц.

Исследования показали, что у детей в начале 1-го года наблюдения вариационные кривые распределения интервалов R—R имели симпатоадреиергический характер. У детей 3 лет частота сердечных сокращений (ЧСС) в минуту составила 109,0=Ь4,6, у детей 4 лет —102,0+5,4,

5 лет — 98,0±5,7, 6 лет — 92,0=1=4,1. У 12% обследованных детей 5 лет и у 18 % детей б лет регистрировалась дыхательная аритмия с колебаниями интервала R—R более 0,10 с. У детей 3 и 4 лет учащенный пульс сочетался с низкой МО, высокими AMO и ИН. С возрастом у детей увеличивались МО и ДА", снижались AMO и ИН, изменялась гемодинамическая производительность сердца. Так, у детей 3 лет УО сердца составлял 18 мл, у детей

6 лет — 31 мл (р<.0,001), МОК и СИ изменялись менее значимо.

На ЭМГ в покое у детей 3 лет в отличие от обследуемых других возрастных групп регистрировалась суммарная БА мышц (от 4 до 8 мкВ).

При проведении пробы с максимальным изометрическим напряжением у обследуемых всех возрастных групп наряду с увеличением БА мышц руки изменялась ЧСС. Эти сдвиги имели возрастные количественные и качественные особенности. Установлено, что у 80 % детей в момент изометрического усилия включались в работу мышцы не только руки, но и спины. С возрастом суммарная БА двигательного аппарата нарастает. У детей 3—5 лет не наблюдалось половых различий в БА мышц в момент усилия и только в 6 лет у мальчиков амплитуда биопотенциалов па мышечное усилие становится более выраженной rio сравнению с таковой у девочек. Статистические характеристики сердечного ритма в момент выполнения пробы показали смещение вариационных кривых влево и уменьшение их размаха, увеличение AMO, уменьшение ДА, увеличение ИН, что свидетельствует об усилении влияния симпатического отдела нервной системы. С возрастом эти влияния усиливаются и имеют возрастно-иоловые и индивидуальные различия. Например, хронотропная реакция сердца па пробу у мальчиков была более выражена, чем у девочек. Прирост ЧСС в момент напряжения у мальчиков 3 лет в среднем составила 10,9 в минуту, а у девочек — 8,3, у детей 4 лет — соответственно 12,2 и 10,2, 5 лет—16,0 и 13,3 и 6 лет — 20,9 и 18,2 в минуту. Различия изменений хронотропной реакции сердца связаны с неустойчивостью исходных значений PC: при высокой исходной ЧСС реакция сердца на мышечное усилие значительно меньше и наоборот. Нами выявлено 4 типа хронотропной реакции сердца на кратковременное статическое усилие у детей [1]. I тип реакции характеризуется увеличением ЧСС на нагрузку от 20 до 40 в минуту, II — от 10 до 20, III — от 1 до 10 в минуту и IV —ЧСС не изменяется или становится отрицательной. Механизм изменения рефлекторной деятельности при IV типе реакции у детей можно объяснить нарушением координации регулирующих влияний на сердце симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. III и IV типы реакции отмечены у детей 3 лет в 79,6 %, у детей 4 лет в 50 %, 5 лет в 33 % и 6 лет в 26 % случаев. На ЭКГ при этих типах реакции уменьшалась средняя амплитуда зубцов R (от 5 до 22 %) и Т (от 12 до 30 %). УО сердца при I и II типах реакции уменьшался в среднем на 6%, при этом МОК и СИ увеличивались в зависимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от ЧСС. При III и IV типах гемодинамическая производительность сердца понижалась. У детей с I и II типами реакции выявлена корреляционная зависимость между суммарной БА мышц и ЧСС (соответственно V=0,83 и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.