Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СИДЕНЬЯ МЕХАНИЗАТОРА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СИДЕНЬЯ МЕХАНИЗАТОРА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Л.П. Гусев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СИДЕНЬЯ МЕХАНИЗАТОРА»

длительное действие исследованных уровней шума может вызвать переход адаптационной реакции активации в стрессовую, которая уже не является вариантом нормы. Следовательно, нормирование шума на уровне 85 дБ А, на наш взгляд, требует более осторожного подхода, особенно для условий селитебной территории населенных мест.

Литература

1. Бабаскин П. М. //Лаб. дело.— 1976,— № 8. — С. 497.

2. Большакова Т. Д. Некоторые показатели обмена кате-холаминов при физиологических и патологических состояниях у людей: Автореф. дне. .„ д-ра мед. наук. — М., 1973.

3. Гаркави Л. X., Квскина Е. Б., Уколова М. А. // Нервные и эндокринные механизмы стресса. — Кишинев, 1980. —С. 61—78.

4. ГОСТ 12.1.003—83. Шум: Общие требования безопасности. — Введен с 06.06.1983. — М„ 1983.

© Л. П. ГУСЕВ, 1989 УДК 613.644:613.65]:63].171

I

Важным функциональным элементом рабочего места механизатора является сиденье, включающее в себя подвеску и посадочное место с механизмом регулировки. Подвеска сиденья предназначена для защиты механизатора от неблагоприятного воздействия низкочастотной вибрации. Посадочное место (комплекс мягких элементов подушки сиденья, спинки и подлокотников с механизмами регулировки) обеспечивает удобство размещения, выполнение операторской деятельности в рабочей позе «сидя», смену рабочей позы и защиту механизатора от воздействия высокочастотной вибрации, передающейся от двигателя и < трансмиссии.

ф Следует отметить, что до 1982 г. в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения выпускалось несколько типов конструкций сидений (МТЗ, ХТЗ, ЧТЗ, ВТЗ и др.), различающихся подвесками, формой и размерами подушки сиденья, спинки и подлокотников.

Малочисленность исследований по гигиенической оценке этих сидений, а также отсутствие четких эргономических критериев проектирования посадочного места сиденья обусловили то, что указанные конструкции сидений не в полной мере отвечали требованиям защиты механизатора от неблагоприятного воздействия низкочастотных колебаний, обеспечения физиологически рациональных рабочих поз с учетом специфики операторской деятельности и ана-томо-физиологических особенностей человека [1]. В свою очередь это приводило к повышенной утомляемости и снижению производительности труда механизаторов, а сочетание излишнего статического напряжения с низкочастотной вибрацией вызывало различные патологические изменения в пояснично-крестцовой части позвоночника [3]. V Сказанное выше обусловило необходимость проведения исследований, целью которых явилось гигиеническое обоснование рациональной конструкции сиденья для механизаторов с учетом специфики операторской деятельности.

Изучение виброзащитных свойств серийной пружинной (производства ХТЗ) и экспериментальной (пневмогндрав-лическои) [2] подвесок сидений проводили путем гигиенической оценки в лабораторных и полевых условиях.

Лабораторные исследования осуществляли на вибро-стенде в режиме воздействия на испытуемых вертикальных синусоидальных колебаний, соответствующих макси-

5. ГОСТ 22283—76. Шум авиационный: Допустимые уровни шума на территории жилой застройки к методы его измерения. — Введен 01.01.1978. — М., 1978.

6. Меньшиков В. В. Методы клинической биохимии гормонов и медиаторов.— М., 1974.

7. Ничков С., Кривицкая Г. Н. Акустический стресс и це-ребро-висцеральные нарушения. — М„ 1969.

8. Олешкевич Л. А.. Эппель С. И., Гордыня Н. Я.// Врач, дело, — 1986. — № 10.—С. 119—122.

9. Развейкин С. В., Столбун Б. М., Карагодина И. Л. // Гиг. и сан. — 1980. — № 5. — С. 12—14.

10. Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки № 3077—84/МЗ СССР. — М., 1984.

11. Okada А., Ariizumi М„ Inaba R. // Combined effects of environmental factors.—Tampere, 1984. — P. 233—244.

Поступила 04.10.8S

мальной энергии колебаний остова колесного трактора (амплитуда колебаний ±13 мм, частота колебаний 3 Гц).

У 22 практически здоровых мужчин в возрасте 25— 40 лет изучали стабилографические показатели, энергозатраты, критическую частоту слияния световых мельканий (КЧССМ), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Все показатели регистрировали по общепринятым методикам до начала воздействия колебаний и после него. Время воздействия 1 ч.

Полевые исследования проводили на испытательном полигоне Харьковского тракторного завода на тракторе Т-150К. Почвенно-дорожным фоном служила грунтовая дорога. Скорость движения трактора составляла 15—20 км/ч. Для оценки функционального состояния были взяты те же показатели, что и в лабораторном эксперименте (кроме энергозатрат). Указанные показатели определяли до и после окончания движения трактора по грунтовой дороге. Время движения 1 ч. В группу испытуемых включены 3 водителя-испытателя, которые 7 раз повторяли это движение по одной трассе.

Влияние конструктивных параметров посадочного места на состояние основных физиологических систем человека изучали путем сравнительной оценки в лабораторных условиях серийных (МТЗ и ХТЗ) и экспериментальных посадочных мест сидений. В качестве экспериментальных были взяты два варианта специально изготовленных посадочных места (базовые параметры их были обоснованы по результатам анализа нормативных документов, данных литературы и результатов собственных измерений параметров сидений отечественного и зарубежного производства): первый вариант — подушка н спннка, состоящие из двух различных элементов, второй вариант — цельные подушка и спинка.

Исследования проводили на эргономическом стенде, имитирующем рабочее место механизатора колесного трактора. Сиденье и органы управления расположены в соответствии с ГОСТом 12.2.019—86. В качестве оценочных были взяты показатели электромнографнческие, реовазогра-фнчсские и время мноэлектрнческого компонента двигательной реакции (для ноги). Кроме того, оценивали мягкость элементов посадочного места по эпюрам профиля опорной поверхности в продольном и поперечном направ-

Л. П. Гусев

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СИДЕНЬЯ МЕХАНИЗАТОРА

Белорусский филиал ВНИИ технической эстетики, Минск

лениях, величине деформации и распределения давлений от массы тела человека. Методика исследовании подробно изложена в работ« [3].

Кай показали проведенные исследования, в процессе лабораторного эксперимента воздействие низкочастотных колебаний на испытуемых вызывает разнонаправленные изменения оценочных показателей. При этом более выраженными виброзащнтными свойствами обладала экспериментальная подвеска сиденья. К концу полевого эксперимента у испытуемых увеличились значения показателей ЧСС и стабилографии. Практически не изменились значения КЧССМ и минимального АД. Изменения значений максимального АД носили разнонаправленный характер.

Таким образом, анализ оценочных показателей у испытуемых в процессе эксперимента не позволил отдать предпочтение (по виброзащит.1ым свойствам) какой-либо из сравниваемых подвесок. Кроме того, результаты измерений внброускоренин на полу трактора и сиденье показали, что обе оцениваемые подвески не обеспечивают снижение этого показателя до установленных норм.

Из 5 оцененных вариантов посадочных мест предложенная конструкция подушки сиденья с опущенной на 5е вниз от горизонтали передней частью и наклоненной назад на 5° от вертикали верхней частью спинки предопределяет наименьшие изменения состояния физиологических систем организма по электромиографическнм и реовазографиче-скнм показателям.

Результаты исследований мягкости элементов подушки

сиденья и спинки позволили уточнить глубину нерегулируемого элемента подушки сиденья (не более 225 мм) и высоту нерегулируемого элемента спинки (не более 225 мм). С учетом реовазографических показателей определено рациональное значение статического прогиба подушки сиденья (25—32 мм), а также установлено, что максимальное давление от массы тела человека должно приходиться на поверхность сиденья в пределах 75—150 мм по глубине и 50—100 мм по ширине (область седалищных бугров).

Проведенные исследования позволили разработать требования к рациональным параметрам конструкции сиденья, которые учтены в двух государственных и одном отраслевом стандартах. С учетом этих требований в стране начат серийный выпуск сидений для тракторов, самоходных сельхозмашин и машин напольного безрельсового электротранспорта.

Литература

1. Глузман И. А., Заяц Я. И., Илинич И. М. и др. Улучшение услозий труда тракториста. — М., 1980. — С. 43—

48.

2. Гончаров В. А. Тракторы и сельхозмашины. — 1874. — №3, —С. 8—10.

3. Г у сев JI. П., Розовский Э. М., Полоневич С. Ф. и др. Эргономические проблемы создания тракторов и сельхозмашин. — М., 1985. — С. 57—67.

Поступила 04.10.58

ПОПРАВКА

("трав ица

'трока

Напечатано

следу от ч M'f y'i ь-

49

»

В статье Г. А. Петровой (чГигиена и санитария». ¡989, № 5)

14-я сверху (справа) 20-я » »

36-я » »

в 1 мл в 0,5 мл АК акг/мл

в 1 л в 0,5 Л А К мкг/мл

В стать° JI. И. Виноградовой и др. («Гигиена и санитария». 1989, Л? 9)

66

7-я сверху

ВНИИ дезинфекции и стерилизации, Москва

ГОСНИИХЛОРПРО-ЕКТ, Москва

Редактор Громова Л. Ф. Художественный редактор Корунова Н. И.

Технический редактор Нечаева Т. В. Корректор Воронина Л. Г.

Сдано в набор 05.10.89. Подписано в печать 22.11.89. Т-16831. Формат 84Х1081Лв- Печать высокая. Усл. печ. л. 10.08. Усл. кр.-отт. 10.71. Уч.-нзд. л. 12.02. Тираж 11813. Заказ 2389. Цена 70 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Медицина» Москва 101000. Петроверигский пер., 6/8 Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Государственного комитета СССР по печати 142300, г. Чехов Московской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.