Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора'

Повышение эффективности системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРАЦИЯ / КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР / ВОДИТЕЛЬ / РАБОЧЕЕ МЕСТО / ОПЫТНЫЙ АМОРТИЗАТОР / ПОДВЕСКА КАБИНЫ / ПОЛ КАБИНЫ / ПОДУШКА СИДЕНЬЯ / СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКТИРОВАННОГО ВИБРОУСКОРЕНИЯ / VIBRATION / WHEELED TRACTOR / DRIVER / WORKPLACE / EXPERIMENTAL SHOCK ABSORBER / CAB SUSPENSION / CAB FLOOR / SEAT CUSHION / RMS VALUE OF CORRECTED VIBRATION ACCELERATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Линник Дмитрий Александрович

Приведен аналитический обзор литературы по вопросам влияния вибрации на организм человека (водителя колесного трактора). Рассматривается конструкция опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1». Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающие эффективность разработанной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1».An analytical review of the literature on the effects of vibration on the human body (a wheeled tractor driver) is presented. The design of the experimental cabin suspension for a Belarus-3022DC.1 wheeled tractor is considered. The results of the experimental studies are presented, confirming the effectiveness of the developed cabin suspension for the Belarus-3022DC.1 wheeled tractor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора»

УДК 629.3.015.5 Д. А. Линник

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВИБРОЗАЩИТЫ РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА

UDC 629.3.015.5 D. A. Linnik

IMPROVEMENT OF EFFICIENCY OF THE SYSTEM FOR VIBRATION PROTECTION OF A WHEELED TRACTOR DRIVER'S WORKPLACE

Аннотация

Приведен аналитический обзор литературы по вопросам влияния вибрации на организм человека (водителя колесного трактора). Рассматривается конструкция опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ. 1». Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающие эффективность разработанной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1».

Ключевые слова:

вибрация, колесный трактор, водитель, рабочее место, опытный амортизатор, подвеска кабины, пол кабины, подушка сиденья, среднеквадратическое значение корректированного виброускорения.

Abstract

An analytical review of the literature on the effects of vibration on the human body (a wheeled tractor driver) is presented. The design of the experimental cabin suspension for a Belarus-3022DC.1 wheeled tractor is considered. The results of the experimental studies are presented, confirming the effectiveness of the developed cabin suspension for the Belarus-3022DC.1 wheeled tractor

Keywords:

vibration, wheeled tractor, driver, workplace, experimental shock absorber, cab suspension, cab floor, seat cushion, rms value of corrected vibration acceleration.

В настоящее время вибрация является одним из наиболее часто исследуемых эргономических факторов, влияющих на здоровье работников и эффективность их работы. Во всем мире миллионы людей подвергаются механическим вибрациям во время работы. Влияние вибрации имеет решающее значение с точки зрения здоровья человека, комфорта при работе, производительности труда, качества работы и безопасности труда. Длительное воздействие общей вибрации всего тела может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, включая проблемы с позвоночником и болью в пояснице, в зависимости

© Линник Д. А., 2020

от величины, частоты, направления, продолжительности и распределения вибрации по телу человека [1, 18].

Действию общей вибрации подвергается весь организм человека-оператора через пол, сиденье, при работе на транспорте, сельскохозяйственной и горнодобывающей технике, обслуживании технологического оборудования. Чаще всего действию вибрации рабочих мест подвергаются механизаторы сельского хозяйства, водители большегрузных машин, бульдозеристы, машинисты экскаваторов и буровых станков. Для современного производства характерны относительно низкие уровни вибрации с

преобладанием низкочастотного спектра в октавах 1.. .8 Гц [2, 3, 18].

По частотному составу вибрацию подразделяют на низкочастотную (с преобладанием максимальных уровней в октавных полосах 1.4 Гц - для общей вибрации, 8.16 Гц - для локальной), среднечастотную (8.16 Гц -для общей вибрации, 31,5.63 Гц -для локальной) и высокочастотную (31,5.63 Гц - для общей вибрации, 125.1000 Гц - для локальной) [4-6, 18].

Вибрация рабочих мест водителей транспортных средств и самоходной техники носит преимущественно низкочастотный характер с высокими уровнями интенсивности (до 132 дБ) и зависит от скорости передвижения, типа сидения и амортизирующей системы, степени изношенности подвижного состава и покрытия дорог, выполняемого технологического процесса [4, 18].

Низкочастотные вибрации, в отличие от высокочастотных, активно распространяются по всему телу человека, являясь резонансными для многих органов и систем [2-5, 7, 8].

Из аналитического обзора литературы по вопросам исследования физиологического состояния водителей колесных тракторов разных фирм установлено, что колебания с частотой до 3. 5 Гц вызывают реакции вестибулярного аппарата [9, 10].

При работе на сельскохозяйственных транспортных средствах водители сталкиваются с физическими (шум, вибрация (высоко- и низкочастотная)), химическими (химические вещества в воздухе, выхлопные газы), биологическими (споры, микроорганизмы) и другими видами воздействий [11, 18].

Мощность трактора и скорость движения постоянно увеличиваются, что приводит к возрастанию динамической нагрузки деталей шасси и трансмиссии и повышению уровня вибрации, создаваемой этими деталями. Вибрационные нагрузки негативно влияют на детали и узлы трактора, окружающую

среду и водителя. Это приводит к повышенной утомляемости водителя и увеличению количества ошибок управления, которые влияют на производительность трактора. При длительном воздействии вибраций профессиональные заболевания водителя развиваются довольно часто. Поэтому в современных тракторах большое внимание уделяется защите водителя от шумов и вибраций, создаваемых двигателем, шасси и рабочими машинами, с помощью различных рам, подвесок кабины и сидений [12].

Анализ зарубежных конструкций систем подрессоривания кабин колесных тракторов (John Deere, New Holland, Fendt, Challenger, Steyr, Renault, Diamond, Rubin и др.) позволил сделать вывод, что зарубежные производители колесных тракторов уделяют повышенное внимание улучшению условий труда водителя, обусловленное использованием в подвеске кабины колесного трактора конструктивных элементов, обладающих нелинейными характеристиками (гидравлические, пневматические и пневмогидравлические конструктивные элементы систем подрессоривания кабин), а также активных виброзащитных систем, что в свою очередь повышает конкурентоспособность производимых колесных тракторов на мировом рынке.

Классическая конструкция современных колесных тракторов, производимых в Республике Беларусь, не предусматривает подвеску заднего моста. Упругими элементами для задней оси являются крупногабаритные шины. Кабина колесного трактора крепится к остову через отечественные или импортные виброизоляторы, которые являются фильтрами высокочастотных вибраций, генерируемых двигателем и трансмиссией, и больше играют роль шумопоглащающих элементов и не выступают гасителями низкочастотных вибраций. В этом случае гашение низкочастотных вибраций будет осуществляться только за счет подвески сиденья

водителя колесного трактора. Поэтому конструкция системы подрессоривания кабины колесного трактора требует своего совершенствования.

Кабина колесного трактора «Бела-рус-3022ДЦ.1» устанавливается на остов через четыре виброизолятора: спереди на два виброизолятора, установленные на кронштейне крепления кабины к корпусу муфты сцепления; сзади на два виброизолятора, установленные на кронштейне крепления кабины к корпусу полуоси заднего моста [13].

Жесткость виброизолятора кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» определялась в ходе лабораторных испытаний, которые проводились на базе аккредитованной испытательной лаборатории производства автомобильных агрегатов ОАО «Белкард». Для испытаний виброизолятора была использована испытательная установка с компьютерным управлением VDA-1001K фирмы Wahl. По результатам испытаний была получена зависимость статической деформации виброизолятора (А) от приложенного усилия. Средняя жесткость виброизолятора кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» составила 8,45 105 Н/м, а А = 8 мм.

Для определения твердости резинового слоя виброизолятора кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» был использован переносной твердомер 2033 ТИР, предназначенный для измерения твердости резины по Шору А. Определение твердости по Шору А осуществлялось в соответствии с ГОСТ 263-75 [14]. По результатам испытаний была определена твердость резинового слоя виброизолятора по Шору А - HSh 45.

Следовательно, можно сделать вывод, что виброизолятор кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1», при его жесткости 8,45 105 Н/м, статической деформации, равной 8 мм, и твердости HSh 45, не обладает необходимыми демпфирующими свойствами для гашения низкочастотной вибрации, переда-

ваемой от остова кабине колесного трактора в диапазоне частот 1.. .4 Гц [4-6].

С целью повышения эффективности системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора, обеспечения взаимозаменяемости с существующей конструкцией на ОАО «Белкард» была изготовлена конструкция опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1», которая состоит из четырех стоек, каждая из которых включает опытный демпфер и кронштейн. Внешний вид одной из четырех стоек подвески кабины представлен на рис. 1.

Конструкция кронштейна стойки обеспечивает взаимозаменяемость с виброизолятором кабины.

Конструкция опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» обеспечивает вертикальное перемещение кабины до 50 мм. Такой ход кабины не будет оказывать никакого влияния на:

- рулевое управление, т. к. на тракторе «Беларус-3022ДЦ.1» предусмотрена установка гидрообъемного рулевого управления, которое состоит из: реверс-ного насоса-дозатора (установленного на кабине); насоса-дозатора переднего хода (установленного на двигателе); гибкой гидравлической магистрали к реверсному насосу-дозатору; маслобака; крана реверса; всасывающей магистрали; цилиндровых магистралей; насоса; нагнетающей магистрали [13];

- педаль управления подачей топлива, т. к. подача топлива осуществляется электронно [13];

- педаль управления сцеплением, т. к. она имеет гидравлическую систему управления [13];

- педали управления левым и правым тормозами, т. к. они имеют гидравлическую систему управления [13];

- управление переключением передач, т. к. оно осуществляется посредством электронно-гидравлической системы управления [13];

- стояночную тормозную систему,

т. к. она имеет механический привод (тягой) [13].

Конструкция опытного демпфера

кабины колесного трактора представлена на рис. 2.

Рис. 1. Внешний вид одной стойки опытной подвески кабины колесного трактора: а - опытный

демпфер в сборе и кронштейн; б - стойка в сборе

Рис. 2. Конструкция опытного демпфера кабины колесного трактора: 1 - цилиндрическая пружина;

2 - резервуар амортизатора в сборе; 3 - гайка пружины; 4 - проушина; 5 - резиновая втулка; 6 - втулка шарнира; 7 - клапан сжатия в сборе; 8 - цилиндр; 9 - буфер хода отбоя; 10 - детали поршневого узла; 11 - шток в сборе; 12 - гайка резервуара; 13 - сальник штока; 14 - поршень; 15 - направляющая втулка

Амортизатор опытного демпфера имеет оригинальную конструкцию поршневого узла, которая обусловлена включением в конструкцию двух конических пружин 1 и 2 (рис. 3). Конические пружины 1 и 2 обеспечивают перемещение поршня по поршневой шейке на ходах сжатия и отбоя с целью управления силой вязкого сопротивления амортизатора. Управление силой

вязкого сопротивления амортизатора осуществляется за счет создания сопротивления пружинами поршня в момент перекрытия ими дополнительных дросселирующих отверстий в опытном поршневом узле (см. рис. 3), что обеспечивает резкое нарастание силы вязкого сопротивления при низкочастотной вибрации (1.4 Гц) и повышение демпфирования колебаний.

Рис. 3. Поршневой узел опытного амортизатора: а - ход сжатия; б - ход отбоя; 1 - верхняя пружина поршня; 2 - нижняя пружина поршня

Для определения силы вязкого сопротивления опытного амортизатора за основу были приняты экспериментальные данные, которые были получены в ходе проведения лабораторных испытаний опытного амортизатора на установке с компьютерным управлением VDA-1001K фирмы Wahl на базе аккредитованной испытательной лаборатории производства автомобильных агрегатов ОАО «Белкард». В результате математических вычислений было составлено уравнение, описывающее силу вязкого сопротивления опытного амортизатора:

R = 8245,10 • z + 9354,53 • z2-

ам 5 5

- 28581,63 • Z 3+ 168156,10• z -- 29872312,54• z 2+1024041517,61 z 3,(1)

где z - скорость поршня опытного амортизатора, м/с; z - деформация пружин поршневого узла опытного

амортизатора, м.

С целью проверки работоспособности и эффективности предложенной конструкции опытной подвески кабины колесного трактора были проведены экспериментальные исследования. Опытная подвеска кабины была установлена на колесный трактор «Беларус-3022ДЦ.1». На рис. 4 представлен пример заднего крепления кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» с помощью опытной стойки подвески на кронштейне корпуса полуоси заднего моста.

Общая длительность воздействия вибрации на водителя колесного трактора в течение рабочего дня была получена для каждого рабочего цикла с учетом соответствующих рабочих условий; оценка длительности основана на фактическом измерении длительности вибрационного воздействия во время выполнения конкретных рабочих циклов с учетом их повторяемости в течение рабочего дня. Полученные результаты измерений

усредняли. Усредненное среднеквадрати- определяли по ГОСТ 31319-2006

ческое значение корректированного виб- (ЕН 14253:2003) [15]. роускорения для серии из N выборок

Рис. 4. Заднее крепление кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» с помощью опытной стойки подвески на кронштейне корпуса полуоси заднего моста: 1 - опора кабины; 2 - цилиндрическая пружина; 3 - шток амортизатора; 4 - кронштейн крепления кабины к корпусу полуоси заднего моста; 5 - кронштейн стойки подвески

Рабочие условия и испытательные участки были определены с точки зрения реальных условий работы колесного трактора. Варьируемыми параметрами, определяющими рабочие условия, являлись скорость передвижения колесного трактора в заданном режиме работы и тип поверхности передвижения.

Режим работы определялся видом выполняемых работ. В данном случае -это работа по перевозке и внесению органических удобрений колесным трактором «Беларус-3022ДЦ.1» с прицепом ПСС-20. Продолжительность рабочего дня составляла 8 ч (480 мин).

Испытательные участки выбирались таким образом, чтобы длина пути на этом участке, где оценивалась общая вибрация, была достаточной для передвижения колесного трактора с постоянной скоростью в течение не менее 3 мин (180 с) в разных рабо-

чих условиях [15, 16].

В качестве испытательных участков были определены естественные участки пути с разными типами поверхности передвижения: асфальтобетонная дорога (рис. 5, а), грунтовая (полевая) дорога (рис. 5, б), поле под посев (рис. 5, в) [18].

Для измерения среднеквадратиче-ских значений корректированного виброускорения на рабочем месте водителя использовался поверенный шумо-мер-виброметр, анализатор спектра ЭК0ФИЗИКА-110А (Я^-Белая) с трех-компонентным датчиком АР2038Р-10.

С целью измерения среднеквадра-тических значений корректированного виброускорения на рабочем месте водителя были выбраны места (точки) установки датчика АР2038Р-10: подушка сиденья и опорная поверхность для ног (пол кабины) (рис. 6) [15-18].

Рис. 5. Испытательные участки с разными типами поверхности передвижения: а - асфальтобетонная

дорога; б - грунтовая (полевая) дорога; в - поле под посев

Рис. 6. Места установки датчика АР2038Р-10: а - подушка сиденья; б - опорная поверхность для ног (пол кабины)

При измерении вибрации, передающейся через сиденье водителю, датчик АР2038Р-10 устанавливался в центре полужесткого диска, который размещался на поверхности сиденья таким образом, чтобы датчик находился посередине между седалищными буграми сидящего человека (см. рис. 6, а). Сиденье было отрегулировано с учетом массы водителя так, чтобы водителю было удобно работать с органами управления и исключить риск ударов о верхний и нижний ограничители хода подвески [16-18].

При измерении вибрации, воздей-

ствующей на ноги водителя, датчик АР2038Р-10 размещался на опорной поверхности для ног (пол кабины) посередине между сводами его ступней (см. рис. 6, б).

На рис. 7 отражены результаты измерений среднеквадратических значений корректированного виброускорения в вертикальном направлении (ось 7) в третьоктавных полосах частот на полу кабины и подушке сиденья водителя для серии из N выборок в течение 8-часового рабочего дня при перевозке органических удобрений колесным трактором «Беларус-3022ДЦ.1» с прице-

пом ПСС-20 по асфальтобетонной дороге (см. рис. 5, а) со скоростью 20 км/ч. Позиции 1 и 2 на рис. 7-9 соответствуют полученным результатам экспериментальных исследований для суще-

ствующей системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора, а позиции 4 и 5 - для модернизированной системы виброзащиты.

Рис. 7. Среднеквадратические значения корректированного виброускорения при перевозке органических удобрений колесным трактором «Беларус-3022ДЦ.1» с прицепом ПСС-20 по асфальтобетонной дороге со скоростью 20 км/ч: 1 - пол кабины; 2 - подушка сиденья; 3 - СНиП от 26.12.2013 г. № 132 [6]; 4 - подушка сиденья; 5 - пол кабины

Рис. 8. Среднеквадратические значения корректированного виброускорения при перевозке органических удобрений колесным трактором «Беларус-3022ДЦ. 1» с прицепом ПСС-20 по грунтовой (полевой) дороге со скоростью 10 км/ч: 1 - пол кабины; 2 - подушка сиденья; 3 - СНиП от 26.12.2013 г. № 132 [6]; 4 - подушка сиденья; 5 - пол кабины

14,0 м/с2 10,0 А 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

1

Т

, 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 ■ 1

- 1- - \А к - 1. 2 345 Г И п 2 й к! 5 * Й 2345 1." к 1 1 ы 2 £ 1 1 45 1 V (5

а,

0,8 1 1,25 1,6 2 2,5 3,15 4 5 6,3

10 12,5 16 20 25 31,5 40 50 Гц 80

Рис. 9. Среднеквадратические значения корректированного виброускорения при возвращении на загрузку органических удобрений колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» с прицепом ПСС-20 по полю со скоростью 7 км/ч: 1 - пол кабины; 2 - подушка сиденья; 3 - СНиП от 26.12.2013 г. № 132 [6]; 4 - подушка сиденья; 5 - пол кабины

На рис. 8 представлены результаты измерений среднеквадратических значений корректированного виброускорения в вертикальном направлении в третьоктавных полосах частот на полу кабины и подушке сиденья водителя для серии из N выборок в течение 8-часового рабочего дня при перевозке органических удобрений колесным трактором «Беларус-3022ДЦ.1» с прицепом ПСС-20 по грунтовой (полевой) дороге (см. рис. 5, б) со скоростью 10 км/ч.

На рис. 9 проиллюстрированы результаты измерений среднеквадра-тических значений корректированного виброускорения в вертикальном направлении в третьоктавных полосах частот на полу кабины и подушке сиденья водителя для серии из N выборок в течение 8-часового рабочего дня при возвращении на загрузку органических удобрений колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1» с прице-

пом ПСС-20 (см. рис. 5, в) по полю со скоростью 7 км/ч.

Выводы

1. Разработан и изготовлен опытный демпфер кабины колесного трактора, состоящий из цилиндрической пружины и опытного гидравлического двухтрубного амортизатора, отличающегося от существующих включением в конструкцию поршневого узла двух конических пружин, обеспечивающих перемещение поршня по поршневой шейке на ходах сжатия и отбоя с целью изменения силы вязкого сопротивления, что позволяет повысить эффективность гашения низкочастотной вибрации, передаваемой на кабину колесного трактора.

2. Получена функциональная зависимость, описывающая силу вязкого сопротивления опытного амортизатора с оригинальной конструкцией поршневого узла.

3. Опытная подвеска кабины колесного трактора позволяет обеспечивать взаимозаменяемость с существующей конструкцией.

4. Разработано и предложено конструктивное решение опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1», отличающейся тем, что вместо виброизолятора кабины применены упругий элемент, опытный амортизатор и кронштейн, позволяющие снижать среднеквадратические значения коррек-

тированного виброускорения в третьок-тавных полосах частот (1.4 Гц) в вертикальном направлении на рабочем месте водителя колесного трактора на 70.75 %, что дает возможность повысить эффективность гашения низкочастотной вибрации на рабочем месте водителя колесного трактора. Экономия от внедрения авторского демпфера снижает производственный травматизм и профзаболевания и в год составляет 456 тыс. р.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Melemez, K. The role of scat suspension in whole-body vibration affecting skidding tractor operators / K. Melemez, M. Tunay, T. Emir // Journal of Food, Agriculture & Environment. - 2013. - Vol. 11 (1). -P. 1211-1215.

2. Артамонова, В. Г. Профессиональные болезни : учебник / В. Г. Артамонова, Н. А. Мухин. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2004. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Профессиональные заболевания: в 2 т. / Н. Ф. Измеров [и др.] ; под ред. Н. Ф. Измерова. -Москва: Медицина, 1996. - Т. 2. - 480 с.

4. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 592 с.

5. Профессиональные болезни: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / Н. Ф. Измеров [и др.]; под ред. Н. Ф. Измерова. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 464 с.

6. Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к производственной вибрации, вибрации в жилых помещениях, помещениях административных и общественных зданий», Гигиенического норматива «Предельно допустимые и допустимые уровни нормируемых параметров при работах с источниками производственной вибрации, вибрации в жилых помещениях, помещениях административных и общественных зданий» [Электронный ресурс]: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 26 дек. 2013 г., № 132: внес. доп. 15 апр. 2016 г. № 57 // М-во здравоохранения Республики Беларусь: нормативно-правовая база. - Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/ normativno-pravovaya-baza/tekhnicheskie-normativnye-pravovye-akty/teksty-tekhnicheskikh-normativny kh-aktov/ sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy-reglamentiruyushc hie-osnovnye-trebovaniya-pri-vo.php. - Дата доступа: 12.03.2019.

7. Косарев, В. В. Профессиональные болезни : учебное пособие / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. -Москва: Вузовский учебник; ИНФА-М, 2013. - 252 с.

8. Профессиональная патология : национальное руководство / Под ред. Н. Ф. Измерова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 784 с.

9. Микулик, Т. Н. Исследование влияния параметров сиденья на вибронагруженность оператора / Т. Н. Микулик, Г. Н. Рейзина // Грузовик. - 2014. - № 4. - С. 30-32.

10. Микулик, Т. Н. К методике повышения активной виброзащиты с использованием функциональной диагностики / Т. Н. Микулик, Г. Н. Рейзина // Наука и техника. - 2014. - № 6. - С. 26-30.

11. Cutini, M. Whole-Body Vibration in Farming: Background Document for Creating a Simplified Procedure to Determine Agricultural Tractor Vibration Comfort / M. Cutini, M. Brambilla, C. Bisaglia // Agriculture. - 2017. - Vol. 7, iss. 84. - 20 p.

12. Pobedin, A. V. Decrease of the Vibration Load Level on the Tractor Operator Working Place by Means of Using of Vibrations Dynamic Dampers in the Cabin Suspens / A. V. Pobedin, A. A. Dolotov, V. V. Shekhovtsov // Procedia Engineering. - 2016. - Vol. 150. - P. 1252-1257.

13. Рунов, А. В. Трактор «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» : руководство по эксплуатации / А. В. Рунов. -Минск : Минский тракторный завод, 2015. - 400 с.

14. ГОСТ 263-75 (СТ СЭВ 1198-78). Резина. Метод определения твердости по Шору А. - Введ. 01.01.1977. - Москва : Государственный комитет СССР по стандартам, 1977. - 6 с.

15. ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253:2003). Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах. - Введ. 30.06.2008. -Москва : Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем, 2008. - 23 с.

16. ГОСТ 31193-2004 (ЕН 1032:2003). Вибрация. Определение параметров вибрационной характеристики самоходных машин. Общие требования. - Введ. 30.06.2008. - Москва: Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем, 2008. - 30 с.

17. ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997). Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Ч. 1. Общие требования. - Введ. 30.06.2008. - Москва: Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем, 2008. - 29 с.

18. Линник, Д. А. Влияние системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора на развитие профессиональных заболеваний / Д. А. Линник, А. С. Воронцов // Изобретатель. - 2019. -№ 7 (235). - С. 32-39.

Статья сдана в редакцию 20 марта 2020 года

Дмитрий Александрович Линник, ст. преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. E-mail: d.linnik@grsu.by.

Dmitry Alexandrovich Linnik, senior lecturer, Yanka Kupala State University of Grodno. E-mail: d.linnik@grsu.by.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.