композицией на основе эпоксикаучука, не приводит к отрицательным сдвигам в организме животных.
Настои указанных клеевых композиций не оказывают значительного дестабилизирующего влияния на организм, которое могло бы способствовать поломке генетического аппарата.
Таким образом, клеевая композиция на основе эпоксикаучука не ухудшает качества контактирующей с ней воды, а употребление этой воды подопытными животными не оказывает отрицательного влияния на организм. Указанная композиция может быть рекомендована для использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Однако, учитывая, что клеевая композиция на основе эпоксикаучука может активизировать развитие сапрофитной микрофлоры в воде, надлежит
при застойных явлениях обеспечить хорошую промывку системы и при необходимости прибегать к контактному хлорированию.
Все остальные изученные клеевые композиции («Спрут-4У», «Спрут-9М» и на основе жидкого натриевого стекла) не рекомендованы для использования в питьевом водоснабжении как не отвечающие гигиеническим требованиям.
Литература
1. Катаева С. Е. // Гиг. и сан,— 1987 —№ 5.—С. 12—14.
2. Мономерные клеи / Притыкин Л. М., Кардашов Д. А., Вакула В. А. и др.— М.. 1988.
3. Тимофеевская Л. А., Мельникова Н. Н. // Гиг. и сан.— 1980,—№ 8,— С. 50—51.
4. Шефтель В. О. // Там же.— 1976,— № 10 — С. 88—90.
5. Шефтель В. О., Рахманин Ю. А. // Водоснабжение и сан. техника.— 1982,—№ 10,— С. 8—9.
Поступила 05.12.89
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 614.777:574.64|-074
Н. Н. Сахновская, А. К. Маненко, О. П. Иванова, Л. А. Комиссарова, А. М. Ященко
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ТРИЭТИЛФОСФАТА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Львовский медицинский институт
Триэтилфосфат (триэтиловый эфир ортофос-форной кислоты — ТЭФ) — бесцветная жидкость с приятным фруктовым запахом. Молекулярная масса 182,16, температура кипения 216 °С, упругость пара при 20 °С 0,27 мм рт. ст. Содержание действующего начала 99,5 %. Смешивается с водой, этанолом, ацетоном в любых соотношениях.
ТЭФ используется в народном хозяйстве в качестве пластификатора, а также исходного сырья для получения фосфорорганических пестицидов. Наличие ТЭФ в производственных сточных водах и обусловленная этим возможность попадания его в водоемы хозяйственно-бытового назначения послужили основанием для осуществления экспериментальных исследований с целью гигиенического регламентирования препарата в воде водных объектов. Токсиколого-гигиеническая характеристика ТЭФ изучена в объеме, предусмотренном методическими документами [1—4].
При органолептической оценке воды, содержащей вещество, выявлено, что препарат придает ей специфический приятный фруктовый запах и вяжущий слегка сладковатый привкус. Бригадный метод и проведенные закрытые опыты позволили определить величины средних эффективных концентраций, соответствующих 1 баллу, по влиянию ТЭФ на запах и привкус воды при 20 °С. Их уровень составляет по запаху 1600 (1340— 1860) мг/л, по привкусу 750 (330—1770) мг/л. Порог ощущения запаха при повышении температуры водных растворов до 60 °С равен 330 мг/л.
Хлорирование воды общепринятыми дозами хлора не изменяет интенсивности и характера запаха и привкуса. ТЭФ в диапазоне концентраций 3750—15 000 мг/л образует крупно- и мелкопузырчатую пену, исчезающую в течение 1 мин. Препарат не оказывает влияния на прозрачность, цвет воды, не образует пленки на ее поверхности.
ТЭФ при содержании 0,03 мг/л не влияет на биохимическую потребность в кислороде (БПК), в концентрации 0,3 мг/л повышает ее на 10—12 % по сравнению с контролем. Препарат в концентрациях 30 и 300 мг/л оказывает влияние на содержание растворенного в воде кислорода. Выявлена тенденция к торможению процессов нитрификации по сравнению с контролем в присутствии ТЭФ в концентрациях 3 мг/л и выше. С помощью указанных методов изучения влияния препарата на общий санитарный режим водоемов по отдельным показателям и в совокупности установлена ПК на уровне 0,3 мг/л (повышение БПК).
По данным косвенного метода ТЭФ относится к умеренно-стабильным веществам в водных растворах, приготовленных на водопроводной и кондиционированной воде, по данным прямого метода—к опасным веществам (ГОСТ 17.1.3.04—82).
Согласно ГОСТу 12.1.077—76, ТЭФ относится к 3-му классу опасности — ЬОзо его при перораль-ном введении белым крысам составила 834,25 (624,31 —1044,19) мг/кг [6]. Различия видовой и половой чувствительности к препарату не выраже-
2 Гигнена и санитария № 5
17
яы (КВЧ=1.,1 и 0,9). Клиническая картина острого отравления проявлялась симптомами, характерными для поражения центральной нервной системы, и была практически одинаковой у белых крыс, белых мышей и морских свинок. Животные погибали в течение первых суток. Анализ данных, полученных в остром опыте, свидетельствует, что ТЭФ относится к малокумулятивным соединениям (1К=0, ЕТ50(|)=5,8 Ч),,
По каждому из критериев, установленных на I этапе исследований, получены ориентировочные максимальные недействующие дозы (МНД) и определен класс опасности ТЭФ с помощью уравнений регрессии [2]: МНД=-1,302-1ё ЕД50+ + ЬОбо—2,2200 и МНД=—0.901-^гЭбо— 3,60. МНД равны соответственно 0,11 и 0,51 мг/кг. МНК=МНД-20=0,И-20=2,2 мг/л (3-й класс опасности). МНК/ПКорг=2,2/330,0=0,1 (2-й класс опасности). МНК/ПКсан=2,2/0,3=7,3 (3-й класс опасности). Ь050/МНД=834,25/0,11 =7,5Х ХЮ3 (4-й класс опасности).
Исходя из изложенного и в соответствии с основными принципами этапного нормирования мы провели исследования по II этапу методической схемы.
Результаты подострого эксперимента показали, что введение ТЭФ в дозах 83,4, 16,7 и 3,4 мг/кг С/\0, 'До И '/250 ЬО50) приводит к общетокси-ческому эффекту. В частности, отмечены снижение эффективности холинэстеразы в крови и СПИ, уменьшение продолжительности гексеналового сна.
Изучение влияния ТЭФ на активность холинэстеразы в крови позволило на 10-е сутки наблюдения рассчитать ОЕ£о [5], которая оказалась равной 0,66 (0,26—1,58) мг/кг.
В результате проведенных морфологических исследований внутренних органов наиболее значительные сдвиги обнаружены при воздействии ТЭФ в дозе '/ю Ь05о: в почках и печени зернистая дистрофия, в надпочечниках изменение клеток пучковой зоны, в желудке участки многослойного плоского эпителия, в сердце активация клеток фибробластического ядра в строме. Аналогичные изменения наблюдались также при испытании ТЭФ в дозе '/5о ЬО50, однако они были выражены в меньшей степени. Доза препарата /250 Ь05о оказалась недействующей.
Данные острого и подострого экспериментов, а также расчетного метода прогнозирования МНД позволили выбрать в хронический 6-месячный эксперимент для изучения на белых крысах три дозы вещества — 0,2, 0,7 и 3,4 мг/кг ('Доо, '/1250 и '/250 ЬЭзо)■ Результаты исследований представлены в таблице; из которой видно, что МНД находится на уровне 0,2 мг/кг.
Изучение влияния ТЭФ на функцию половых желез белых крыс-самцов в дозах 3,4 0,7 и 0,2 мг/кг на протяжении 72 дней не выявило достоверных изменений подвижности, кислотной и осмотической резистентности сперматозоидов и их
Влияние ТЭФ на функциональное состояние организма белых крыс при пероральном воздействии в условиях хронического эксперимента
Показатель 3,4 Доза, мг/кг 1 1 0,2
Число лейкоцитов +
Число эритроцитов + — —'
Уровень гемоглобина + — —
Лейкоцитарная формула + + —
СПП + + _
Норковый рефлекс + + —
Вертикальная активность + — —
Двигательная активность + + _
Активность фермента холинэстеразы:
в ткани мозга + + —
в ткани печени + —
в цельной крови + + —
в сыворотке крови + — —
Содержание белка:
в сыворотке крови — — —
в моче — — —
Суточный диурез + + _
Содержание мочевины:
в сыворотке крови + + —;
в моче + + —
Содержание хлоридов:
в сыворотке крови + + —
в моче + + —
Содержание сахара в крови
Примечание. + оказывает влияние; — влияние от-
сутствует.
количества. Индекс сперматогенеза, число канальцев со слущенным эпителием, количество нормальных сперматогоний находились в пределах контрольных величин. Следовательно, пороговая доза гонадотоксического действия ТЭФ превышает 3,4 мг/кг. По классификации потенциальной опасности влияния химических веществ на репродуктивную функцию животных ТЭФ следует отнести к классу малоопасных соединений.
Изучение эмбриотоксического действия при пероральном введении ТЭФ в дозах 3,4, 0,7 и 0,2 мг/кг на протяжении 20 сут дало следующие результаты: доза препарата 0,7 мг/кг — пороговая, 0,2 мг/кг — недействующая по показателям общетоксического действия. При анализе эмбрионального материала, полученного от беременных самок, отмечена некоторая тенденция к увеличению предымплантационной смертности при испытаниях ТЭФ в дозах 3,4 и 0,7 мг/кг, что, по-видимому, объясняется общетоксическим действием. В этих же дозах препарат достоверно уменьшал массу и толщину плаценты, среднюю массу и краниокаудальный размер плодов. Применение ТЭФ в дозе 0,2 мг/кг не вызывало отклонений от контроля. Таким образом, пороговые дозы общетоксического и эмбриотоксического действия совпали и равны 0,7 мг/кг. ТЭФ не вызывал видимых нарушений в развитии плодов. Микроанатомическое сечение плодов, проведенное с целью выявления внутренних аномалий развития, не об-
4
V
наружило тератогенного эффекта при испытании ТЭФ в дозах 0,2 и 0,7 мг/кг. Введение самкам препарата в дозе 3,4 мг/кг сопровождалось как функциональными (полнокровие сосудов печени в 24,4 % случаев), так и структурными (расширение желудочков мозга в 15,2 % случаев, недоразвитие желудочков сердца и семенников в 2,4 % случаев) нарушениями эмбрионального развития потомства.
Следовательно, отдаленные эффекты при действии ТЭФ выявлены лишь при введении доз, которые оказывали выраженное общетоксическое действие, что не позволяет говорить о специфическом действии препаратов.
ТЭФ генетически неактивен при испытании доз на уровне 'Д и '/во ЬО50, о чем свидетельствуют результаты цитогенетического анализа костного мозга на стадии мегафазы.
Первичная оценка аллергенных свойств ТЭФ, проведенная по результатам немедленных, замедленно-немедленных и замедленных типов реакций, а также реакций на скрытый аллергоз после комплексной сенсибилизации морских свинок ТЭФ в дозе 1 мг/кг, не выявила аллергенных свойств у данного препарата. Не отмечено также местно-раздражающего и кожно-резорбтивного действия. Однократная инокуляция одной капли нативного вещества в кокъюнктивальный мешок глаза кролика с последующей балльной оценкой повреждающего действия позволила зарегистрировать следующие результаты: сосуды конъюнктивы и роговицы слабо инъецированы (1 балл), незначительный отек век (1 балл), увлажнение выделениями век и окружающей кожи (3 балла), т. е. повреждения выражены слабо. Суммарное количество баллов 5 (<10). Через 48 ч наступало восстановление роговицы и конъюнктивы.
Комплексная оценка полученных результатов, сравнение пороговых и недействующих концентраций по всем показателям вредности (ПКорг 330,0 мг/л, ПКса„ 0,3 мг/л, МНД 0,2 мг/кг или 4,0 мг/л), отсутствие специфических отдаленных последствий, кожно-резорбтивного и местно-разд-ражающего действия, аллергенных свойств позволяют рекомендовать в качестве ПДК концентрацию ТЭФ 0,3 мг/л с лимитирующим общесанитарным признаком вредности (стимуляция ВПК).
Предложенный норматив утвержден Минздравом СССР.
Литература
1. Методические указания по разработке и научному обоснованию ПДК вредных веществ в воде водоемов,— М., 1976.
2. Методические рекомендации по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов,—М., 1979.
3. Методические указания к постановке исследований по изучению раздражающих свойств и обоснованию ПДК избирательно действующих веществ в воздухе рабочей зоны. -М„ 1980.
4. Методические указания по гигиенической оценке новых пестицидов,— Киев, 1988.
5. Штабский Б. М., Красовский Г. Н.. Кудрина В. И. и др. // Гиг. и сан,— 1979,—№ 9,—С. 41 — 45.
6. Штабский Б. М., Гжегоцкий М. И., Гжегоцкий М. Р и др // Там же,— 1980,—№ 10,—С. 49—51.
Поступила 11.01.90
Summary. Data is presented on hygienic regulation of triethylphosphate (ТЕР) in the water of reservoirs. ТЕР is used in agriculture as plasticizer, as well as feedstock for organophosphides. Complex assessment of the results obtained made it possible to recommend 0.3 mg/l as MAC for ТЕР; the limiting index of harmfulness is general sanitary (BOD stimulation).
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991
УДК 618.3-06:1614.72:546.484-547.532+546.815/.819]-07:616.36-008.6-076
Н. Н. Литвинов, Т. Г. Ламентова, В. И. Казачков
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕЧЕНИ БЕРЕМЕННЫХ КРЫС И ИХ ПЛОДОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ КАДМИЯ, БЕНЗОЛА И НИТРАТА СВИНЦА
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Высказанное ранее теоретическое предположение о роли химических факторов окружающей среды малой интенсивности как условий развития различных биологических эффектов путем снижения неспецифической резистентности организма [2, 4] нашло свое экспериментальное подтверждение не только в отношении канцерогенного и мутагенного [3, 7], но и эмбриотокси-ческого действия указанных факторов [1]. Вместе с тем установление одного лишь наличия данного феномена без изучения интимных механизмов развития эффекта модификации не дает возможности прогнозировать это явление, распространить най-
денные закономерности на другие группы факторов окружающей среды и в конечном счете не позволяет разработать полноценные профилактические мероприятия по снижению или предотвращению нарушений репродуктивной функции человека.
Конкретной целью настоящего исследования явился анализ структурно-функциональных нарушений в печени крыс и их плодов в условиях эмбриотоксического действия кадмия, бензола и нитрата свинца.
Неинбредные крысы-самки, полученные из питомника «Крюково» АМН СССР, с начальной
2*
19