Выводы
ч
1. Начальные классы школ слепых необходимо оборудовать индивидуальными однотумбовыми столами с площадью крышки не менее 0,57 м2. . - : . ■
2. В связи со спецификой учебного процесса в этих школах площадь 1 ученического места должна составлять 2 м2.
3. С учетом установленного Министерством просвещения РСФСР числа учеников (12—13) в классах вспомогательных школ, рекомендуемого набора и размеров оборудования общая площадь классной комнаты должна составлять не менее 45,5 м2.
4. Вопрос о приведении размеров и веса учебных пособий (книг) для учащихся начальных классов школ слепых в соответствии с ана-томо-физиологическими особенностями детей подлежит дальнейшему изучению.
Поступила 18/IV 1965 г.
HYGIENIC STANDARDS OF A CLASSROOM AND ITS EQUIPMENT
IN BOARDING SCHOOLS FOR BLIND CHILDREN
%
T. A. Makova
The hygienic conditions of teaching were studied in primary schools for blind children. The size of the deks and that of the classroom are recommended with due regard for the specific features of the teaching procedure.
• V /Д
УДК 613.16« : 372.363-624+613.5 : 628.85] : 372.363-624
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В МУЗЫКАЛЬНО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ
ЗАЛАХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Л
* Г. А. Севрюкова
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
Как известно, закаленность и устойчивость нервно-сосудистой системы у детей до 12 лет выражены меньше, а тормозные вегетативные реакции развиты слабее, чем у взрослых. Температура кожи детей в большей степени зависит от температуры окружающей среды. Поэтому при разработке нормативов температуры помещений, в которых занимаются дети, необходимо учитывать их возраст. Но так как выполнение физических упражнений повышает обмен веществ и увеличивает теплопродукцию, то оптимальная температура воздуха в спортивных залах
должна быть ниже, чем в жилых и учебных помещениях. В зависимости от возраста ребенка и тренированности его организма рекомендуют различные уровни ее в этих залах.
По данным Ц. Л. Усищевой в помещениях для занлтий физкультурой школьников младших классов должна быть температура 16°. При такой же температуре проводятся уроки физкультуры с группой дошкольников в Институте педиатрии РСФСР.
Однако научное обоснование температурных параметров для музыкально-гимнастических залов детских дошкольных учреждений отсут-
1 Воздушно-тепловой режим гимнастического зала средней школы. Канд дисс.,
1953.
ствует. Поэтому мы поставили своей задачей определить оптимальную температуру воздуха в этих залах во время уроков физкультуры. Исследования проводились в детском саду № 788 Москвы с сентября 1963 г. по март 1964 г. и в те же месяцы 1964—1965 гг. Это один из лучших детских садов города по постановке физического воспитания. Уроки физкультуры проводятся здесь по программе Министерства просвещения РСФСР 1 раз в неделю в утренние часы. Под наблюдением находились дети трех групп (70 человек) в возрасте —7 лет.
Температура воздуха в зале колебалась в пределах 14—23°, влажность — 35—60%, скорость движения воздуха не превышала 0,1 м/сек. Ввиду того что влажность и скорость движения воздуха не выходили
за границы рекомендуемых оптимальных величин для жилых и учебных помещений, мы обрабатывали полученные данные лишь относительно температурного фактора. В качестве показателей теплового состояния детей использовали температуру тела и кожи, электросопротивление кожи и теплоощущения. Температуру тела (в левой подмышечной впадине) измеряли обычным медицинским
термометром. Как показали исследования, она у детей не изменялась в зависимости от нагрузки и при повышении температуры воздуха с 14 до 23°; следовательно, она не может быть использована в качестве критерия оценки теплового состояния организма. Температуру кожи измеряли термисторным электротермометром (Ленинградского завода «Красногвардеец») в 4 точках (лоб, грудь, тыльная сторона кисти и стопы), что давало возможность сравнивать степень нагретости закрытых и открытых (грудь — лоб, кисть), дистальных и проксимальных (грудь — стопа) участков тела.
Все измерения проводили до урока и в первые 2 мин. после него. Использованы наблюдения лишь тех дней, когда уроки физкультуры мало отличались друг от друга по плотности и физической нагрузке. Это позволяет выяснить влияние температуры воздуха на организм детей дошкольного возраста при одинаковой (относительно небольшой) физической нагрузке.
В качестве критерия гигиенической оценки реакции организма на изменения температуры воздуха были приняты температура кожи отдельных участков тела после занятий, разница температуры кожи дистальных и проксимальных участков тела, колебания индивидуальных
показателей температуры кожи отдельных участков тела. По данным М. С. Горомосова, резкое изменение температуры кожи при повышении или понижении температуры воздуха служит показателем границы и ее «нормы», наличия напряжения процессов теплорегуляции.
Средние данные температуры кожи у исследованных нами дошкольников после урока физкультуры при повышении температуры воздуха с 14 до 22° представлены на рис. 1. С изменением последней в пределах 17—19° при увеличении ее на 1° температура кожи груди изменяется незначительно (на 0,1—0,3°). При температуре же воздуха ниже 17°и выше 19° изменение ее на 1° вызывает более заметные изменения температуры кожи груди (на 0,4—0,7°). Аналогична и динамика
35*
Л.
33-
32 31 ■ 30-
29-28-
21 \ 26
15 16 17 18 19 3 4 6 25 31 29
г—1 воздуха
20 21 22 число случаев
31 29 29
Рис. I. Температура кожи у детей после физической нагрузки при различной температуре
воздуха.
а — лоб; б — грудь; в — стопа; г — кисть: ^ — малое
• количество случаев.
температуры кожи лба; правда, более резкий подъем ее отмечен при температуре воздуха выше 21°.
Температура кожи кисти и стопы при изменении температуры воздуха на 1° изменяется довольно резко на всем исследованном диапазоне последней (от 14 до 22°). Это лишает нас возможности выделить оптимальную зону по изменениям температуры кожи конечностей, что, по-видимому, связано с особенностями терморегуляции периферических участков тела при физической нагрузке.
Физическая нагрузка оказывает значительное влияние на температуру кожи отдельных частей тела. По М. Е. Маршаку, температура кожи повышается только над группами работающих мышц и снижается
над неработающими. К такому же выводу пришли Lundsga-ard и Möller. Напротив, Benedict и Parmenter считают, что температура кожи снижается на всем теле за счет понижения кровоснабжения ее. И. М. Глаголева и Г. А. Золотайко, обследуя бегунов, нашли двухфазное изменение температуры кожи при кратковременной интенсивной нагрузке (бег на короткие дистанции). В 1-й фазе, которая длится не более 2 мин., температура кожи снижается на 1°, а во 2-й повышается. При длительном мышечном напряжении наблюдается только 2-я фаза.
Наши измерения показали, что у дошкольников температура кожи
поднимается к концу занятий физкультурой только на лбу и груди. Повышение же температуры кожи кисти в это время отмечено только в 16,9% случаев, что, по-видимому, связано с высокой температурой окружающего воздуха (она нередко превышала 21°). Аналогичные изменения мы наблюдали и на стопе. При температуре воздуха выше 21° в 3 случаях резко возрастала температура кожи и стопы: она была выше, чем температура кожи груди. Эти случаи можно рассматривать как перегрев.
Наблюдаемое нами снижение температуры кожи конечнЪстей, по-видимому, можно объяснить недостаточной нагрузкой дошкольников на занятиях физкультурой. Это подтверждается данными хронометража. При продолжительности урока 30 мин., по данным массового хронометража (71 урок), плотность его составляет 75—80%). По данным же индивидуального хронометража, плотность урока снижается на
14,6—29,7%. Особенно велико снижение ее при использовании гимнастических снарядов (лесенка, стенка).
Для оценки теплового состояния организма ряд авторов предлагает использовать разность температур различных участков тела. С. М. Тромбах показал, что индивидуальные особенности реакций у детей выражаются наиболее ярко при оптимальных условиях микроклимата. По нашим данным, наибольшая вариабильность индивидуальных показателей отмечается при температуре воздуха 16—19° (рис. 2). При температуре воздуха ниже 16° и выше 19° разница между максимальными и минимальными показателями уменьшается. Это можно объяснить аналогичной для всех реакцией: всем детям холодно или тепло. При температуре воздуха выше 21° кривая температуры кожи лба изменяет свой характер, что связано с более выраженной в этих условиях реакцией
t тих i/nüi
5 -
4 -
3-
2-
1 *
0
9
Н 15 16 17 18 19 20 21
б воздуха ^
22
Рис. 2. Разница между максимальными и минимальными показателями температур кожи у детей при различной температуре воздуха.
Обозначения те же, что и на рис. 1.
3S
потоотделения, и разница между максимальными и минимальными величинами опять возрастает. Из этого следует, что по амплитуде индивидуальных показателей температуры кожи отдельных участков тела оптимальная зона определяется в пределах 16—19°.
Оценивать тепловое состояние детей по их теплоощущению очень сложно. Но если исследование ведется одним и тем же экспериментатором при участии одной и той же группы детей, то можно получить от них в какой-то мере правильный ответ. Мы оценивали теплоощущения воспитанников детского сада по пятибалльной системе: «холодно», «прохладно», «хорошо», «тепло» и «жарко». При температуре воздуха 14—16° дети в 70% случаев оценивали свое теплоощущение как «холодно» и «прохладно» и в 30% случаев как «хорошо». При температуре воздуха 17—19° в 5,8% случаев была оценка «прохладно», в 44,8% — «хорошо», в 30,6% — «тепло» и в 18,8% — «жарко». При температуре воздуха выше 20° только 10% детей ответили, что им «хорошо», а остальным было «тепло» и «жарко».
Таким образом, можно считать температуру воздуха 19° верхней допустимой зоной комфорта. При 20° начинается более резкое повышение температуры кожи груди, увеличивается отдача тепла испарением (при температуре воздуха до 20° реакция по электрокожному сопротивлению слабая, выше 20° — средняя). При 19° уменьшается вариабиль-ность индивидуальных показателей кожных температур, а при более высокой температуре воздуха встречаются случаи перегрева. При существующей у воспитанников детского сада физической нагрузке нижней границей зоны комфорта следует считать 17°. Однако при этой температуре 49,4% детей отмечают свои теплоощущения как «тепло» и «жарко». Это дает основание для снижения температуры воздуха в зале при увеличении нагрузки на занятиях физкультурой. В этих условиях тепловое состояние детей оказалось таким же, как и на обычном уроке при температуре воздуха 19°.
Выводы
1. При существующей физической нагрузке детей на уроках физкультуры в музыкально-гимнастических залах дошкольных учреждений оптимальной температурой воздуха следует считать 17—19°.
2. При увеличении физической нагрузки детей температура воздуха
в зале может быть снижена.
ЛИТЕРАТУРА
Крылов О. А. Рефлекторные влияния на сосудистые и потоотделительные реакции кожи детей младшего школьного возраста. М., 1952.—Г ромбах С. М. Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. М., 1956.—Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963.—М а р ш а к М. Е. Физиологические основы закаливания организма. Свердловск, 1952.—Глаголева И. М., Золотайко Г. А. Изв. АПН • РСФСР, 1958, в. 93, стр. 117.—В е n е d i с t F. G., Parmenter H. S., Am. J. Physiol., 1929, v. 87, p. 633.—Lundsgaard С., Möller E., J. biol. Chem., 1923, v. 55, p. 599.
Поступила 15/11 1965 r.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF OPTIMAL AIR TEMPERATURE
IN GYMNASIUMS AND MUSIC HALLS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS
G. A. Sevryukova
The optimal air temperature levels were determined for gymnasiums and music halls of preschool institutions. As criteria for their assessment the author chose the body and skin temperature (forehead, chest, back of hand and foot), the differences in the temperature levels of the skin on the chest and the foot, the fluctuation of individual indices of the skin temperature of separate parts of the body. The optimal air temperature levels for physical exercises of children in gymnasiums were set at 17—19°.