Научная статья на тему 'Гигиеническое оборудование специализированных палат госпиталей'

Гигиеническое оборудование специализированных палат госпиталей Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое оборудование специализированных палат госпиталей»

Военврач I ранга проф. А. Я. ГУТКИН

Гигиеническое оборудование специализированных палат госпиталей

В период Великой отечественной войны советская медицина в делом и ее важнейшая отрасль — хирургия развернулись во всем их блеске. Научные достижения советской медицины и советской хирургии еще никогда не стояли на такой высоте, как теперь, и не проявлялись в своем практическом оформлении столь эффективно, как в настоящее время.

Из многочисленных 'достижений современной медицинской науки в ее организационной части достаточно назвать впервые в истории русских армий осуществленные два принципа: во-первых, оказание специализированной медицинской помощи не только в тыловых госпиталях, но и в ППГ второй и даже первой линии, не говоря уже об ЭГ и АПГ, и, во-вторых, комплексность, т. е. совместную работу всех специалистов в дополнение к работе хирургов. «Комплексность,— говорит акад. Н. Н. Бурденко,— становится общим и чрезвычайно ценным явлением».

Принцип специальной помощи не ограничиваете» организацией специальных учреждений или нейрохирургических, челюстных, глазных, ото-рино-ларингологических и других отделений при госпиталях. Этот принцип должен быть заложен еще глубже, внутри общехирургических госпиталей, путем' выделения в них специализированных палат, не только обслуживающих диференцированные специальности, но и отдельные разделы из области так называемой общей хирургии, в их своеобразной по характеру и тяжести ранения специфике. Это, конечно, ничего общего не имеет с вопросом лечения человека в целом, что остается незыблемым* законом.

Война — хорошая медицинская школа. Она многому научила хирургов и нехирургов и направила их М'Ысль в сторону изыскания способов совместной работы для достижения одной цели — скорейшего восстановления боеспособности раненых бойцов.

Не схема и форма, а «тщательно и систематически изучаемая конкретная обстановка» (Е. И. Смирнов) и инициатива приводят к необходимости и дают возможность развернуть специализированные палаты в госпиталях самого разнообразного типа. В этом убедил нас опыт.

Специализированные палаты должны выделяться не формальной концентрацией в них определенной группы раненых, а специфическим' оборудованием!, обслуживанием и самой организацией системы работы. Здесь мы коснемся только первой части общей задачи — оборудования этих палат.

Многочисленные группы раненых проводят в палате многие дни, нередко подолгу находясь в одном положении, иногда и в состоянии неподвижности, подвергаясь ряду медицинских процедур, загрязняющих постель, тело больного, предметы обихода и воздух палаты.' Не яейо ли, что в комплексных заботах о раненых проблема гигиены в^этноше-нии создания соответствующей обстановки в палатах, в особенности специализированных, для тяжелых раненых представляется очень важной. Какие специализированные палаты целесообразно (повторяем', с учетом конкретной обстановки) организовать в первую' очередь?

Это палаты для раненных: а) в брюшную полость, б) в нижние конечности, в частности, в бедро, в) в грудь, г) В череп и позвоночник.

Гигиена и санитарии, Л"» 8—Э

Общие установки для всех специализированных палат. Все эти палаты целесообразно располагать вблизи перевязочной, предпочтительно в первом этаже .(из соображений эвакуационного порядка), но можно и на втором, и на третьем* (много госпиталей размещено в двух-четырехэтажных школьных зданиях) с ориентацией на южную, юго-восточную или восточную сторону. Архитектура зданий школ нового строительства {после 1935 г.) позволяет для этой цели занять любой класс.

Для регулирования в случае необходимости прямого солнечного света окна должны быть снабжены шторами, пригодными и для светомаскировки. Объем воздуха на одного раненого должен составлять от 25 до 30 м3, площадь — 4—6 м2 с тем*, чтобы кровать можно было обойти со всех сторон, переложить и перенести раненого на носилки. При наличии в здании центрального отопления обычно имеется вентиляционная система (в новых школах — преимущественно вытяжного типа), обеспечивающая по крайней мере полуторакратный обмен. Восстановлению системы вентиляции госпиталь обязан уделить серьезное внимание. При отсутствии центрального отопления нетрудно встроить вентиляционный тихоходный (не более 1 м/сек) эксгаустер в одну из наружных стен и, если есть возможность, приобщить к нему небольшой мощности {0,75—1,5 л. с.) мотор или же встроить его в печь без электропробудителя из расчета на тягу-вытяжку. Ежедневная топка печи зимой и регулирование открывания трубы весной и осенью могут обеспечить вытяжку в небольшой степени. Необходимо проверить наличие вытяжных каналов в печах, исправить и использовать их. Вентиляция через канал, расположенный рядом с дымоходом, будет эффективна при наличии дефлектора. Во всех случаях необходимы форточки, а еще лучше — фрамуги. Мы- исключаем* из рекомендации приточно-вытяжную вентиляцию, функционирование которой везде затруднено.

Температура воздуха в палате должна составлять 17—19°, причем комнатный термометр надо вешать на внутренней стене на высоте верхнего края спинки кровати. В палатах тяжелых полостных раненых, раненных в челюсть и в нижние конечности, где все отправления совершаются на месте, желательно иметь для контроля колебаний температуры с целью правильного регулирования максимальный и минимальный термометры, позволяющие определять самую высокую и самую низкую температуру в течение суток. Достаточно одного-двух комплектов термометров с тем, чтобы использовать их в палатах разновременно.

Палаты для полостных раненых (брюшная полость, грудь) должны быть рассчитаны по возможности не больше чем на 8—10 коек, быть расположены вдали от источников шума, от уборных и умывальных, от клубных комнат и т. д. Окраска их стен, если обстановка позволяет заняться ею, предпочтительна теплых, светлых тонов — голубая, светло-желтая »(«солнечный цвет») или оветлозеленая. Белая окраска нежелательна, так как и без того палата должна быть ярко освещена и белый цвет может раздражать раненых, долго - находящихся на излечении. Лампы (как электрические, так и керосиновые) должны иметь легко снимаемые для стирки абажуры. Их могут изготовить сестры из ветоши и проволоки. Кровати желательно иметь сетчатые, с несбиваемым в комки ровным плотным матрацем. Примерно треть общего числа кроватей необходимо обеспечить столбиками — подставкам« для передних ножек — и подголовниками (изготовляются в виде квадратной рамки с сеткой-решеткой, сплетенной из бывших в употреблении дважды простиранных бинтов). Подголовники должны быть складные, чтобы им можно было придать любой острый угол. Индивидуальные плеватель-

ницы можно изготовлять хотя бы из консервных банок с тщательно загнутыми или начисто обрезанными краями и ставить их на деревянные столбики для облегчения пользования им«. Плевательницы следует прикрывать кружкам« из плотного картона, ¡фанеры или дерева с выступающей от края небольшой выпуклостью — рукояткой. В палате должен иметься шприц (в тройном растворе формалина), несколько ампул камфоры и кофеина, немного перевязочного материала, две-три грелки и ежедневно сменяемая свежая вода для питья (желательней подкисленная клюквенным экстрактом, соком* клюквы, витамином' из хвои, соляной кислотой, лимонной солью и т. п.).

Сестры и палатные санитарки должны входить в палату только в мягких туфлях (тапочки). Для врача необходимы матерчатые туфли, надеваемые поверх сапог; туфли мы изготовляем из негодных обрезков, списанных в расход шинелей и других предметов обмундирования. Наличие двух пар туфель обеспечивает и их стирку.

Никакой мебели, кроме стула и стола для записей, никаких портьер и занавесёй не должно быть. У входа в палату желательна легко стираемая дорожка или обшитая по краям ветошь.

Вся документация, согласно приказу, должна храниться под замком, лучше всего вне палаты. В каждой палате надо выделить старшину, который следит за режимом курения; одновременное курение нескольких человек, а также рядом лежащих раненых не допускается. Мытье полов производится обычным путем, однако после него желательно обрызгивание пола скипидаром.

При оборудовании палат для раненных в нижние конечности необходимо руководствоваться следующими соображениями. Кровати с сетками в палатах для раненных в нижние конечности (в особенности в бедро) нежелательны. На обычные железные кровати следует под матрацы подкладывать деревянные щиты, так как ноги раненьих должны лежать прямо, неподвижно, в вытянутом положении во избежание деформации гипсовой повязки. С этой точки зрения можно рекомендовать топчаны. Для дезодорации этих палат, обычно концентрирующих много гнойных, необходимо применять соответствующие средства, например, посыпать повязки ксероформом! или орошать их (в щелях и открытых частях гипса) 5% раствором марганцовокислого калия. Помимо обрыз,-гивания пола скипидаром, желательно 2—3 раза в день аэрировать им палату при помощи гидропульта с тонкоструйным наконечником. В палате необходимо иметь аппаратуру для вытяжения, приспособив для нее 40—50% кроватей палаты. Большинство кроватей нужно обеспечить подставками под ножки.' Для всех этих мелких предметов, как и для костылей (из расчета на 20—25% кроватей), желательно использовать внутристенную нишу, если она имеется (такие ниши строились во всех кирпичных школьных зданиях), либо отвести под них один из углов палаты, встроив в него щит<-дверь. Ниша может одновременно служить для хранения халатов врача, сестры и санитара палаты; для халатов надо иметь плечики. Здесь же на специальной полочке можно хранись некоторые предметы уборки и санитарного ухода, в частности, мочеприемники и подкладные судна (разумеется, тщательно вымытые, сухие).

Хранение суден в уборных нецелесообразно: их обычно ставят там_ на пол, нередко влажный.

Палаты для раненных в нижние конечности следует располагать в первом этаже с ориентацией на юг, юго-восток или восток. Кровати надо размещать таким образом, чтобы основной свет падал сзади. При боковом освещении и хорошем декоративном окружении здания жела-

|

.тельно так расставить кровати, чтобы перед лежачими ранеными открывалась через, окна пространственная перспектива. Цветы как'фактоо аэрации, влажностный, декоративный и пылесвязывающий, должны составлять необходимую принадлежность палаты. Их надо не только поливать, но регулярно и систематически мыть, иначе они теряют весь свой полезный смысл.

Во избежание появления мух нельзя хранить в палате остатки пищи. Мух следует уничтожать всеми средствами, вплоть до устройства хлопушек из резины (для этого можно использовать обрезки резиновых подкладных кругов, грелок, автокамер), обеспечив ими весь персонал, ухаживающий за ранеными. •

В специализированных палатах, объединяющих наиболее тяжелых больных, в большинстве гнойных, проблема оборудования имеет так>Ке большое эпидемиологическое значение. Поэтому тряпки для полов, стен, мебели, подоконников, дверей должны быть диференцированы и обозначены условными знаками (апликацией, вышивкой, несмываемой краской). Каждая специализированная палата должна иметь свою группу уборочного инвентаря. Все предметы ухода, в частности, подкладные судна и мочеприемники, ^адо закреплять за палатами, не выносить их в другие палаты и по возможности не пользоваться оборудованием других палат.

Грязное белье надо собирать в закрытые бачки, корзинки, ящики и немедленно выносить для стирки. Мусор необходимо выносить и уничтожать. Иэ эпидемиологических соображений и иэ соображений личной ответственности персонала за имущество желательно иметь также закрепленные за палатами подкладные судна и утки. Для суден (во многих госпиталях взамен их употребляются подкладные эмалированные горшки) желательно иметь деревянные, крашенные масляной краской или тщательно отполированные гладкие накладки по числу кроватей, занумерованные теми же номерами, что и кровати; дезинфицировать иг надо не только после выписки больного.

Все эти указания могут быть отнесены и ко всем) госпитальным* палатам*, если обстановка это позволяет.

Палаты для раненных в череп и позвоночник желательно располагать в* наиболее спокойной части здания, ближе к перевязочной. Площадь и объем их должны находиться в указанных выше пределах. Ориентация их на южную половину горизонта нежелательна. Кровати надо в них ставить пружинные, если возможно, с подголовниками и подставками. Для раненных в череп желательно отводить небольшие палаты (на 2—5 человек). Часть кроватей надо обеспечивать боковыми ограждениями. Подушки лучше всего класть ватные, пуховые или набитые перьями. В палате также необходимо иметь всегда наготове стерильный шприц, сердечные средства для инъекций и перевязочный материал для подбинтовки. Искусственное освещение должно быть неярким и бестеневым.

Абажуры типа «люцет» дают возможность обеспечить отраженный, полуотраженный, почти бестеневой свет (этими абажурами до войны было обеспечено большинство школ нового строительства в городах и районных центрах). Для доставки раненых в перевязочную или операционную» можно пользоваться возкам*-каталкой, представляющим собой деревянную раму с углублением для носилок на двух велосипедных колесах.

Все сказанное выше о необходимости обеспечения раненым покоя должно быть в максимальной мере отнесено и к палатам* Для раненных в череп и позвоночник.

26 к__

Целесообразное и оправданное с гигиенической точки зрения оборудование палат вообще и специализированных в частности имеет не только прямое значение, непосредственно облегчая состояние больного и способствуя его быстрейшему выздоровлению, но и косвенное, организуя и экономя труд обслуживающего персонала.

Проф. Д. С. БУЯНОВСКИЙ

Невежинская рябина как источник витамина С

Из кафедры общей гигиены Ивановского медицинского института

Дикорастущая лесная рябина считается сильным! источником витамина С .{Ярусова, Тильманс и др.), но она имеет крупный недостаток — ее плоды имеют горьковатый вкус. Мы исследовали 14 проб лесной рябины Ивановской области, в которых содержание аскорбиновой кислоты оказалось в пределах от 54,3 до 74,7 мг°/о {в среднем 63,8 мг°/о).

На приусадебных участках по опушкам садов во многих районах Ивановской области встречается рябина с более крупными плодами, чем лесная. Плеяды у нее круглые, красные. Крупная рябина, так же как и лесная, имеет горьковатый вкус, но обычно содержит больше аскорбиновой кислоты. В 14 пробах такой рябины содержалось от 70,9 до 85,7 мг% (в среднем 76,1 мг°/о) аскорбиновой кислоты.

Несомненно больший интерес представляет распространенная в Ивановской области невежинская сладкая рябина, получившая свое название от села Невежино (Небыловского района), которое считается ее родинойВ настоящее врем<я невежинская рябина встречается в Небы-ловском, Гавриловопосадском, Юрьев-Польском, Собинском, Владимирском и Суздальском районах Ивановской области. В этих районах многие колхозники имеют на своих приусадебных участках по 15—20 и больше таких деревьев. Рябина является здесь ведущей плодовой породой, приносящей колхозникам значительный дополнительный доход. Невежинская рябина встречается также и в других районах Ивановской области, а также в некоторых районах Московской, Ярославской и

Горьковской областей. *

Рябина (род БогЬиз) относится к подсемейству плодовых (Рото1с1еае). Невежинская рябина является разновидностью обыкновенной рябины (Б. аисираг!а) (Петров) Плоды ее крупные, удлиненные, мякоть сочная, приятного кисло-сладкого вкуса, без горечи и терпкости. Плоды рябины охотно употребляются как' в свежем, так и в переработанном виде. Из них готовят варенье, пастилу, мармелад, наливки, настойки, маринуют, употребляют в сушеном виде. Сушеный ироду напоминает изюм; из него варят компоты, кисели, квас и т. кт

Исследования показали, что невежинская рябина содержит от 72,7 до 100 мг°/о аскорбиновой кислоты. Всего было произведено 47 анализов. 20 проб, поступивших в лабораторию во второй половине сентября и первой половине октября, содержали от 81 до 100 мг°/о (в среднем 90,9 мг°/о), 27 проб, взятых во второй половине октября и первой половине ноября,—от 71,8 до 91,2 мг°/о (в среднем 79,8 мго/о), как видно из помещаемой таблицы.

1 Невежинскую рябину часто неправильно называют нежинской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.