В результате анализа данных изучения эффективности работы водопроводных сооружении в зависимости от исходного качества речной воды по гидрологическим периодам выявлена необходимость интенсификации кондиционирования питьевой воды из поверхностных источников в наименее благоприятных условиях путем использования комплекса глубоких методов очистки, включающих окисли-тельно-сорбционный с применением озона и активированного угля. Ведутся исследования по внедрению дзета-метрического контроля, позволяющего измерить необходимую дозу коагулянта в зависимости от величины заряда взвешенных частиц.
Таким образом, многолетние исследования позволили впервые дать комплексную санитарно-химическую, сани-тарно-микробиологическую и вирусологическую характеристику качества воды основных поверхностных водоемов республики — источников централизованного водоснабжения населения, а также малых рек, в том числе с непостоянным стоком. Подтверждена важность определения прямых показателей санитарного благополучия водоемов, установления основных закономерностей их изменения во
времени и пространстве, а также корреляционной и количественной зависимости между ними, измерения силы указанной связи. Предложен и апробирован комплекс мероприятий по интенсификации очистки сточных вод животноводческих комплексов и поверхностных вод на водопроводных сооружениях.
Литература. Висковатов Ю. И.. Бевза Г. Г. Гигиеническая оценка водных ресурсов аграрно-промыш-ленного района. Кишинев, 1978. Николаева Т. А., Красовский Н. Г.— В кн.: Сидоренко Г. И., Кореневская Е. И. Научные основы гигиены населенных мест. М., 1976, с. 89—120. Сидоренко Г. И., Багдасарьян Г. А., КоршЛ. Е. и др.—
Там же, с. 138—167. ТалаеваЮ.Г., Артемова Т. 3., Багдасарьян Г. А. и др.— В кн.: Всесоюзное совещание по гигиене окружающей среды и гигиене труда. 1-е. Материалы. М., 1977, ч. 1, с. 102—112.
Поступила 13.09.82
УДК в 14.777:(б28.191:668.44:1-074
А. С. Саратиков,
Е. М. Трофимович, А. Б. Бурова, Ф. И. Меломед, Т. П. Новожеева
Т. А. Замощина,
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ СМОЛЫ ДРЕВЕСНО-ЛИСТВЕННЫХ ПОРОД
Томский медицинский институт, Новосибирский институт гигиены
Смола древесная лиственных пород (СДЛП), получаемая при термическом разложении органических составных частей древесины, широко используется в качестве сырья для получения многих лесохимических продуктов (креозота, древесносмоляного пека, мягчителей для резинореге-нераторной промышленности и др.). Объем производства СДЛП в СССР составляет около 30 000 т в год. Продукт может поступать в сточные воды на различных стадиях переработки жижки (отстаивание от смолы и дальнейшая переработка в производстве уксусной кислоты) и промывке оборудования. Промышленные стоки существующих лесохимических заводов (Сявского, Ашинского и Молом-ского), достигающие 500—600 м3/сут, поступают в небольшие реки — притоки Волги и Урала. На СДЛП утвержден отраслевой стандарт ОСТ 81-55—78. Установлена ПДК для СДЛП в рыбохозяйственных водоемах ниже 2 мг/л, лимитирующий признак вредности — токсикологический.
СДЛП представляет собой вязкую темно-коричневую жидкость со следующими физико-химическими показателями: плотность при 240 °С (без воды) не более 25%, массовая доля масел, выкипающих до конца разгонки, не менее 38%; конечная температура разгонки 260—300 °С, массовая доля всплывающих масел не более 6%. Она содержит древесносмоляные масла (38—45%), пек (47—50%), воду (8—12%). При химическом анализе СДЛП, выполненном в Центральном научно-исследовательском и проектном институте лесохимической промышленности (г. Горький), * в древесносмоляных маслах обнаружены фенолы (45—55%), нейтральные вещества (25—30%), кислоты (10—15%), а в пеке — фенолокислоты (60—70%) и нейтральные вещества (30—40%).
При добавлении к водопроводной дехлорированной воде] СДЛП сообщает ей специфический ароматический запах, не придавая постороннего привкуса и не изменяя окраски. Интенсивность запаха возрастает с увеличением концентрации смолы в воде; пороговая концентрация при 20 "С—0,01 мг/л. При нагревании воды до 60 °С запах СДЛП уменьшается, по-видимому, вследствие перехода летучих углеводородов в воздух. При хлорировании воды, содержащей СДЛП, хлорфенольный запах интенсивностью 1 балл появляется при концентрации смолы 0,1 мг/л. Учи-
тывая, что хлорфенольный запах удается обнаружить в воде при концентрации фенола выше 0,005 мг/л (М. Н. Светлакова), количество одноатомных фенолов в СДЛП находится в пределах 5%.
СДЛП является веществом, стабильным в воде; в течение 3 сут содержание ее в воде, определяемое по концентрации фенола, остается неизменным. СДЛП в концентрациях 0,5 (пороговая) — 5 мг/л повышает БПКго "а 30—100%.
В опытах на белых мышах и крысах изучена острая токсичность СДЛП при оральном введении в организм животных в растворе подсолнечного масла. СДЛП обладает малой токсичностью: LD60 для белых мышей 6200 мг/кг, для белых крыс 10 150 мг/кг. Интоксикация характеризовалась снижением двигательной активности и возбудимости, мышечной релаксацией, саливацией, диареей. Сходная картина отравления наблюдалась при введении животным фенола (Н. И. Шарапов; П. Г. Костюк). Гибель наступала преимущественно в первые 3 сут. При вскрытии погибших животных обнаружено полнокровие внутренних органов, легкие алого цвета. Токсичность СДЛП обусловлена главным образом фенольной фракцией (LD50 для белых крыс 3300 мг/кг), основным токсичным компонентом которой является фенол. Целесообразно в местах сброса промышленных стоков наряду с определением содержания СДЛП оценивать уровень фенола как косвенный показатель загрязнения водоема смолой.
Подострый эксперимент был поставлен на белых крысах с целью изучения кумулятивных свойств СДЛП и выявления органов и систем, наиболее чувствительных к ее токсическому действию. Кумулятивность определяли по методу Lim и соавт. СДЛП обладает слабо выраженными кумулятивными свойствами: коэффициенты кумуляции (LD'VLD1) на уровнях LDln, LD60 и LDg« составляют 5,3, 6 и 6,6 соответственно. Токсикодинамику СДЛП в подостром эксперименте оценивали по изменению следующих показателей: массы тела, количества эритроцитов, лейкоцитов, ретикулоцитов, тромбоцитов, гемоглобина, лейкоцитарной формулы, пробы с БСФ, активности щелочной фосфатазы, содержания аланин- и аспарагин-трансаминазы в сыворотке крови, суточного диуреза,
концентрации в моче уробилина, белка, сахара и креати-нина, пробы с феноловым красным, ЭКГ, суммационно-порогового показателя (СПП) и теста «открытого поля». СДЛП вводили внутрь в масляном растворе в дозах 330 и 1000 мг/кг (соответственно 1/30 и г/10 1-Ь6и) в объеме 1 мл/100 г в течение 45 дней. В конце эксперимента животных забивали и определяли коэффициенты массы внутренних органов. Выбранные тесты, по данным литературы, во многом адекватны токсикодинамике фенолов.
♦ СДЛП поражает преимущественно паренхиматозные органы и ЦНС. Наиболее значительные изменения выявлены со стороны функционального состояния печени (проба с БСФ), почек (проба с феноловым красным), ЦНС
Йсличение СПП). Учитывая многокомпонентный состав ЛП и возможность потенцирования составляющих смолу веществ, провели хронический 6-месячный эксперимент на беспородных крысах-самцах. Испытаны дозы 0,03," 0,3, 3 и 30 мг/кг внутрь с использованием тестов,
которые оказались наиболее чувствительными в подост-ром опыте.
Анализ экспериментальных данных показал, что СДЛП в условиях длительного поступления в организм животных в дозах 3 и 30 мг/кг вызывает статистически достоверные (Я<0,05) изменения экскреторной функции печени и СПП, эпизодическое снижение активности аланинтран-саминазы. Доза 0,3 мг/кг обусловливает сдвиги такого же характера, но менее выраженные по силе и длительности, в связи с чем се можно считать пороговой. В дозе 0,03 мг/кг СДЛП не вызывает изменения изучаемых показателей, вследствие чего эту дозу следует признать недействующей.
Комплексная оценка полученных результатов и сравнение пороговых концентраций по всем изученным признакам вредности позволили предложить в качестве ПДК для СДЛП 0,01 мг/л с органолептическим лимитирующим признаком вредности.
Поступила 30.03.82
УДК «13.288:664.316.6
К. С. Петровский МАРГАРИН, ЕГО ПИЩЕВЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
I ММИ им. И. М. Сеченова
Продовольственная программа СССР на период до 1990 г., одобренная майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, предусматривает интенсификацию производства высококачественных продуктов питания и бесперебойное снабжение ими населения. В докладе товарища Л. И. Брежнева на Пленуме говорится: «Уже в одиннадцатой пятилетке наряду с удовлетворением спроса населения на хлеб и широкий ассортимент хлебобулочных изделий, картофель и сахар планируется обеспечить потребности в крупах, кондитерских изделиях, маргарине, яйцах и рыбе, а также улучшить снабжение мясом, молоком, растительным маслом и плодоовощной продукцией». Из сказанного видно, что в число продуктов, спрос на которые должен быть удовлетворен уже в ближайшее время, входит и маргарин.
Между тем к этому ценнейшему продукту питания не всегда имеется правильное отношение. Еще бытует представление, что он не только не полезен, но даже вреден, и поэтому лучше все готовить на сливочном масле и избегать использования маргарина в кулинарии. К сожалению, эти ошибочные представления содержатся и в некоторых учебниках, по которым готовят врачей в медицинских институтах. Такие неправильные сведения, порочащие маргарин как продукт питания, есть в учебнике по биологической химии Б. И. Збарского, И. И. Иванова и С. Р. Мордашева (изд. 5-е, 1972). Весьма огорчительно, что в хорошем учебнике, составленном виднейшими учеными страны, так неправильно оценен маргарин.
Основными компонентами всех пищевых жиров, определяющими их пищевые и биологические свойства, являются жирные кислоты, фосфолипиды, стерины и жирорастворимые витамины.
Жирные кислоты — главная составная часть пищевых жиров — подразделяются на насыщенные (предельные) и ненасыщенные (непредельные), оказывающие неодинаковое физиологическое действие. Насыщенные жирные кислоты (стеариновая, пальмитиновая, миристиновая и др.) в большом количестве (более 50%) содержатся в животных жирах — говяжьем, бараньем, свином. Много их и в коровьем масле. Ненасыщенные жирные кислоты в большом количестве представлены в растительных маслах — подсолнечном, кукурузном, соевой, хлопковом и др. По своим биологическим свойствам наиболее ценны ненасыщенные жирные кислоты, которые в организме оказывают противоатеросклеротическое действие, нормализуя жировой и холестериновый обмен. Что касается насы-
щенных жирных кислот, то они в организме проявляют атерогенные свойства, т. е. способствуют развитию атеросклероза. Имеются сведения о том, что формированию и развитию атеросклероза способствует высококалорийное питание, включающее животные жиры, богатые насыщенными жирными кислотами. В табл. 1 приводятся данные о содержании жирных кислот в основных жирах, потребляемых человеком.
Из табл. 1 видно, что наибольшее количество насыщенных жирных кислот в бараньем, говяжьем жире и сливочном масле, в связи с чем они не рекомендуются при атеросклерозе, а также пожилым людям и имеющим избыточную массу тела, ведущим образ жизни с малой физической нагрузкой. Мы уже отмечали, что животные жиры в связи с высоким включением насыщенных жирных кислот являются атерогенными продуктами, т. е. способствуют формированию и развитию атеросклероза. И еще хотелось бы отметить, что сливочное масло, этот выдающийся по вкусовым, пищевым и биологическим свойствам продукт питания, все же имеет недостаток: высокое содержание насыщенных жирных кислот и крайне малое содержание ненасыщенных жирных кислот, особенно полиненасыщенных, оказывающих противоатеросклеротическое действие.
В состав подсолнечного масла, наоборот, входит чрезмерно большое количество ненасыщенных (83,60%) и крайне малое количество насыщенных (11,30%) жирных кислот. Общепризнано то, что полноценность жирового рациона не может обеспечить ни одно сливочное, ни одно подсолнечное масло. Только при сочетании животных
Таблица I Содержание жирных кислот в пищевых жирах
Содержание на I 00 г продукта, г
Жир насыщенных ненасыщен-
жира жирных ных жирных
кислот кислот
Масло сливочное не-
соленое 82,5 50,25 27,70
Масло подсолнечное 99,9 11,30 83,60
Говяжий 99,7 50,90 43,80
Бараний 99,7 51,20 43,00
Свиной 99,7 39,64 56,16