Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТРИАЗИНА В ПОЧВЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТРИАЗИНА В ПОЧВЕ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТРИАЗИНА В ПОЧВЕ»

УДК 614.771:632.954]-07

4

Н. Ф. Мотузинский, Н. И. Потемкина, Г. В. Мерешок> В. А. Кодрян

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ПОЛИТРИАЗИНА В ПОЧВЕ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев;

АН Молдавской ССР, Кишинев

В связи с возрастающей потребностью сельского и лесного хозяйств в гербицидах [3, 7] все большее значение приобретает проблема их безопасного применения [2, 4].

Политриазин — эффективный комбинированный гербицид системного типа действия, представляет собой смесь атразина, симазина и пропазина. Физико-химические свойства препарата определяются входящими в его состав компонентами. Гербицид представляет собой желтоватый порошок, слаборастворимый в воде и образующий в ней суспензию. По гигиенической классификации политриазин относится к группе малотоксических веществ (LDso> >1000 мг/кг).

Политриазин применяется как гербицид для борьбы с однолетними двудольными- злаковыми сорняками на посевах кукурузы, подсолнечника, сорго, а также в питомниках на посадках лесных культур и при уходе за хвой-но-лиственным молодняком.

Имеющиеся в литературе данные об особенностях поведения компонентов смеси в объектах окружающей среды выдвигают необходимость нормирования политриазина в почве, что и явилось целью данной работы.

Исследования проводили в лабораторных и натурных условиях [4, 5]. Остаточные количества политриазина . в объектах окружающей среды определяли утвержденными Минздравом СССР методами [6].

Изучение стабильности политриазина проводили в натурном и лабораторном экспериментах в динамике на 1, 5, 15, 30, 45 и 60-е сутки на черноземно-луговой, песчано-среднесуглинистой почве с pH 4,75. На основании данных, полученных в лабораторном эксперименте установлено, что период полного разрушения этого гербицида (Т99) составляет 131 сут (по атразину и симазину). В натурном эксперименте стабильность ингредиентов при дозах внесения политриазина, принятых в южных регионах страны, колебалась от 104 до 209 сут. В северных регионах стабильность ингредиентов политриазина была в 3,3 раза выше и составляла 18—24 мес. Таким образом, политриазин и его ингредиенты относятся к стойким химическим веществам, применение которых в значительных количествах может приводить к длительному загрязнению почвы и, соответственно, сопредельных сред.

Исследования по определению влияния политриазина на почвенный микробиоценоз проводились культурально-морфологическим методом. В основу его положен интегральный показатель жизнеспособности 16 тест-микроорганизмов, наиболее часто встречающихся в почве и участвующих в основных микробиологических процессах. В результате проведенных исследований выявлено, что антимикробные свойства политриазина по отношению к ряду микроорганизмов, таких, как Pseudomonas stuttzeri, Aspergillus niger, Rhodatorula gracilis, Streptomyces raffinosus, в десятки и сотни раз выше по сравнению с таковыми отдельных его компонентов. Вместе с тем по отношению к другим представителям почвенного микробиоценоза (Streptomyces bacillaris, Str. fulvoviridis, Pseudomonas fluorescens и др.) регистрируется антагонистический эффект, в данном случае политриазин менее токсичен, чем составляющие компоненты.

Опыты, проведенные в натурных условиях с применением доз 0,05, 0,2, 1, 25, 6, 25 мг/кг на черноземе карбонатном суглинистом, показали, что препарат не влияет на процессы самоочищения почвы от Е. coli и Streptococcus faecalis. При анализе полученных данных установлено, что доза политриазина 0,2 мг на 1 кг почвы вызывает угнетение развития сапрофитных бактерий и микроскопи-

ческих грибов, повышение гидрогеназной активности почвы. Данная доза принята нами в качестве пороговой.

При обосновании безопасной концентрации политриазина по миграционному воздушному показателю вредности была рассчитана максимально возможная концентрация пестицида, которая может быть создана в атмосферном воздухе за счет его испарения [4]. Расчет проводился для атразина как наиболее летучего компонента смеси. Полученная расчетная концентрация (3,2-103 мг/м3) оказалась в 6,2 раза ниже ПДК атразина в атмосферном воздухе (0,02 мг/м3). Таким образом, установлено, что препарат обладает малой опасностью в плане загрязнения атмосферного воздуха. Для уточнения этого вывода был проведен второй этап исследований — экспериментальное изучение миграции политриазина из почвы в атмосферный воздур* при различных температурах и дозах пестицида в почве. В. эксперименте были использованы концентрации политриазина 1,25 и 25 мг/кг при температурном режиме 20. 40, 60 °С. Анализ полученных данных свидетельствует о существовании связи между концентрациями пестицида в почве и атмосферном воздухе. Увеличение концентрации препарата в почве и повышение температуры способствует усилению процесса миграции пестицида в системе почва — воздух. Однако даже при максимальной концентрации (25 мг/кг) при температуре 60 °С содержание ингредиентов пестицида в атмосферном воздухе было на порядок величин ниже их ПДК в этой среде. В качестве пороговой по миграционному воздушному показателю вредности предлагается концентрация 25 мг на 1 кг абсолютно сухой почвы.

Для выявления возможности миграции и накопления политриазина в растительных пищевых продуктах были проведены мелкоделяночные опыты на модельных культурах: укропе, петрушке, моркови, редисе и кукурузе. В опыте были использованы дозы 0,15, 0,5, 0,75 и 7,5 мг/кг. Почва на участках черноземно-луговая, песчано-сугли-нистая.

Результаты исследований показали, что все использо* ванные модельные культуры, кроме кукурузы, оказались чувствительными к концентрациям препарата 0,75 и 7,5 мг/кг, В кукурузе к 60-м суткам опыта атразин, си мазин и пропазин накапливались в количествах, соответ ственно равных 0,012, 0,007 и 0,004 мг/кг. При концент. рации политриазина до 0,5 мг на 1 кг почвы содержание препарата в продуктах питания не превышает установленных максимально допустимых уравнений. Эта величина предложена в качестве пороговой по транслокационному показателю вредности.

Изучение миграционной способности препарата в системе почва — вода проводилось на модельных установках с глубиной фильтрующего слоя 1 м [1]. Для устранения пристеночной фильтрации, внутренняя поверхность коло« нок была покрыта слоем эпоксидной смолы с песком. В эксперименте изучены дозы, рекомендованные к применению в сельском хозяйстве и в 5—10 раз их превышающие: 0,75, 3,75 и 7,5 мг/кг. Наблюдения проводились до полного исчезновения ингредиентов смеси в фильтрате, т. е. в течение 45 сут.

Как следует из анализа полученных данных, атразин и симазин обнаруживаются в фильтрате дольше (до 39 сут), чем пропазин (30 сут), доля которого в составе смеси 17 %. Независимо от внесенной дозы максимальное количество политриазина прошло через фильтрующий слой в период с 3-х по 12-е сутки. Количественное соотношение ингредиентов смеси в фильтрате было таким же, как

самой смеси. Установлено, что уровни содержания ком-онентов смеси в фильтрате зависят от исходной концентрации его в почве. Так, при увеличении вносимой дозы в 10 раз количество препарата обнаруженное в фильтрате увеличивалось в 2,6 раза. Однако даже при концентрации политриазина 7,5 мг/кг наиболее высокий уровень содержания атразина и пропазина в фильтрате составлял 0,35 и 0,09 мг/л, что в 1,4 и 11 раз ниже ПДК этих гербицидов в воде (0,5 и 1 мг/л соответственно). Учитывая, что в воде водоемов присутствие симазина не допускается, за пороговую концентрацию по миграционному водному показателю вредности принята концентрация политриазина 0,25 мг на 1 кг почвы, исключающая попадание этого ингредиента в грунтовые воды.

Таким образом, политриазин относится к стойким химическим веществам. ПДК препарата в почве установлена по влиянию на почвенный микробиоценоз и составляет 0,20 мг/кг. Эта концентрация утверждена Минздравом СССР в качестве предельно допустимой.

Контроль за наличием остаточных количеств политриазина в почве сельскохозяйственных угодий следует прово-

дить перед очередным применением препарата или при

изменении севооборота, в лесном хозяйстве — перед открытием сезона отдыха населения и Заготовки грибов и ягод.

Литература

1. Гончару/с Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения химическими веществами. — Киев, 1977.

2. Гончарук Е. И., Сидоренко Г. И. Гигиеническое нормирование химических веществ в почве. — М., 1986.

3. Мельников И. Н., Волков А. И., Короткова О. А. Пестициды и окружающая среда. — М., 1977.

4. Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию Г1ДК химических веществ в почве. — М., 1982.

5. Методические, указания по санитарно-микробиологиче-скому исследованию почвы. — М., 1981. — С. 5—8.

6. Методы определения микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде. — М., 1983.

7. Унанянц Т. П. Химизация сельского хозяйства в СССР и за рубежом. — М., 1981.

Поступила 04.06.87

УДК 614.771:546.77]-074

/ ~ . * в< I ^

4, Л. И. Иоскова

%

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

МОЛИБДЕНА В ПОЧВЕ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент

В ранее проведенных работах молибден, как правило, изучался как микроэлемент, входящий в состав микроудобрений. Однако молибден может являться массивным загрязнителем почвы, особенно в местах его техногенных выбросов.

Валовое содержание молибдена в сероземах в 3 раза выше, чем в эталонном курском черноземе. В типичном сероземе Ташкентской области валовое содержание молибдена составляет 3,1 мг/кг, подвижного — 0,14 мг/кг [1].

В натурных условиях в районе расположения крупного объекта цветной металлургии установлено, что наибольшее накопление молибдена в почве происходит непосредственно на территории комбината. В направлении господствующих ветров (юго-западное) содержание валовых и подвижных форм молибдена в почве также оказалось повышенным по сравнению с фоновым. Дальность загрязнения достигала 500 м от промышленной зоны (см. таблицу).

В эксперименте на типичном сероземе изучена стабиль-

focть различных концентраций молибдена в почве (от 5 .^о 500 мг/кг). Было подтверждено, что молибден обладает высокой стабильностью — в течение всего эксперимента (60 дней) количество молибдена в почве практически не изменялось.

Лабораторный эксперимент по изучению миграционной способности молибдена в грунтовый поток позволил установить наличие прямой зависимости между дозой вещества, внесенной в почву, и его содержанием в воде. При внесении в фильтрационные колонки окиси молибдена в дозах 5, 50, 100, 500 мг/кг (по молибдену) установлена весьма малая водно-миграционная способность нормируемого вещества. Максимальная концентрация молибдена в фильтрате составила 0,15 мг/л, т. е. была ниже его ПДК для воды водоемов (0,25 мг/л).

Для выявления степени транслокации молибдена из почвы в растения (хлопчатник, кукуруза, свекла, морковь, фасоль, пшеница) были поставлены специальные опыты в сосудах, в которые вносились разные дозы молибдена (от 5 до 500 мг/кг). Оказалось, что молибден в дозах от 5 до 100 мг/кг стимулировал рост растений, при дозе 500 мг/кг растения развивались нормально и по внешнему виду не отличались от контрольных. Можно считать, что испытанные дозы молибдена не ингибировали развития тест-растений. Анализ данных о накоплении молибдена

в фитотесте позволил установить его пороговую концентрацию по фитоаккумуляционному показателю вредности на уровне 500 мг/кг.

Ориентировочный расчет возможного суточного поступления молибдена в организм человека с продуктами питания показал, что употребление продуктов, выращенных на почве с содержанием молибдена 500 мг/кг, не приводит к поступлению его в дозах, вредных для организма.

Исследования показали, что почва, содержащая молибден в дозе 500 мг/кг, оказывала выраженное токсическое действие на кишечную палочку, при меньших концентрациях (5—50—100 мг/кг) ингибирующего действия не выявлено.

При изучении динамики численности аммонификаторов, олигонирофилов, грибов, актиномицетов в почве при воздействии на них различных доз молибдена удалось выявить общую закономерность: в первые 14 дней после внесения молибдена в почву численность всех исследуемых групп почвенного микробиоценоза увеличивалась. В дальнейшем количество их постепенно снижалось и приблизилось к контрольному. При этом оказалось, что молибден, внесенный в почву в дозе 50 мг/кг, стимулировал развитие всех изученных представителей микробиоценоза, а в дозе 100 мг/кг — снижал жизнедеятельность только аммонификаторов и олигонитрофилов. Жизнедеятельность почвенных грибов при концентрации 100 мг/кг, напротив, уси-

Содержание молибдена (в мг/кг) в почве на различном расстоянии от объекта цветной металлургии

Расстояние, м Направление ветра

юго- западное сев ер о - восточ ное

А Б А Б

Территория про- 140,5 12,20 86,2 7,32

мышленной зоны

500 34,7 6,30 20,7 1,81

1000 21,2 2,43 14,5 0,65

3000 10,5 1,91 8,6 0,46

5000 4,9 0,65 2,1 0,19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.