Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АГЕЛОНА В ПОЧВЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АГЕЛОНА В ПОЧВЕ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Н.Ф. Мотузинский, Н.И. Потемкина, Г.В. Меренюк, Э.А. Катрук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АГЕЛОНА В ПОЧВЕ»

бндий в этой дозе способствует снижению процессов осси-фикации костей подопытных животных: затылочной, височной, нижней челюсти, плеча, лучевой, подвздошной, большеберцовой, бедренной.

Рубидий в дозе 0,04 мг/кг оказывает менее зыражен-ное действие, а в дозе 0,004 мг/кг эмбриотокеического действия не обнаруживает.

Мутагенный эффект металла в дозе 0,4 мг/кг проявляется в увеличении общей и доимплактационной смертности эмбрионов и частоты хромосомных аберраций в клетках костного мозга по типу гиперплоидий. Уменьшены индекс внутриутробной выживаемости и число живых плодов на самку. Рубидий в дозе 0,04 мг/кг дает менее выраженный мутагенный эффект, а в дозе 0,004 мг/кг мутагенное действие не оказывает.

Таким образом, сопоставление недействующих концентраций по влиянию на органолептические свойства воды,

санитарный режим водоемов и организм экспериментальных животных позволило установить ГШ К рубидия в воде водоемов на уровне 0,1 мг/л по санитарно-токснкологиче-скому признаку вредности (2-й класс опасности}.

Литература

1. Вредные вещества в промышленности. — М., 1987.— Т. 3.

2. Израэльсон Э. И., Могилевская О. Я-, Суворов С. В. // Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии при работе с редкими металлами. — М., 1973. — С. 72— 78.

3. Флейшман Д. Г. Щелочные элементы и их радиоактивные изотопы в водных экосистемах. — Л., 1982.

Поступила 29.06.87

УДК 614.77:615.285.7.0991-074

Н. Ф. Мотузинский, Н. И. Потемкина, Г. В. Меренюк, Э. А. Катрук

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АГЕЛОНА

В ПОЧВЕ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев; Академия наук Молдавской ССР, Кишинев

В настоящее время в сельском и лесном хозяйствах широко применяются сим-трназиновые гербициды. Наибольшей производственной и экономической эффективностью характеризуются их смеси [1, 2]. Накоплены данные о высокой стабильности химических веществ этой группы, их способности мигрировать в сопредельные среды (в том числе и в растительные пищевые продукты), их фитоток-снчиости по отношению к чувствительным культурам. Кроме того, на содержание компонентов смеси в сопредельных с почвой средах влияет ряд факторов: физико-химические свойства составляющих веществ, микроклиматические условия среды и др. Эти факторы могут создавать условия для физического и химического взаимодействия веществ [4]. Не исключена также возможность образования более токсичных по сравнению с исходными веществ. Сказанное подчеркивает необходимость нормирования предельно допустимого содержания агелона в почве.

Агелон — двухкэмпонентный комбинированный препарат, состоящий из смеси 33,3% ат|5азлна и—16,7~%_ проме-трина. Химически чистый агелон представляет собой белый кристаллический порошок, плохо растворимый в воде и большинстве органических растворителей. Гербщлид применяется для уничтожения одно- и двудольных сорняков на протяжении всего вегетационного периода. Согласно гигиенической классификации, он является малотоксичным химическим веществом (ЛД50 для крыс — 3105 мг/кг, для мышей — 1186 мг/кг) [9].

Поведение агелона в объектах окружающей среды изучали в лабораторных и натурных экспериментах согласно «Методическим рекомендациям по гигиеническому обоснованию ПДК химических веществ в почве» [6]. Микробиологические исследования выполнены в соответствии с «Методическими указаниями по санитарно-микробиологиче-скому исследованию почвы» [7]. Остаточные количества агелона в объектах окружающей среды определяли официально утвержденными методами [8].

Изучение стабильности агелона проводили в лабораторном эксперименте на 1, 5, 15, 30, 45 и 60-е сутки с использованием концентраций 1, 5 и 50 мг препарата на 1 кг почвы. Натурные исследования выполнены на песчано-среднесуглинистой рыхлой почве на 1, 60 и 120-е сутки. Резкое (в 1,5—10,4 раза) снижение количества препарата происходило в период с 5-х по 15-е сутки. На основании данных, полученных в лабораторном эксперименте, установлено, что период полного разрушения препарата увеличивается с повышением его исходной концентрации и

составляет от 95 до 150 сут. В натурном эксперименте остаточные количества ингредиентов агелона в почве к 120-м суткам были иа уровне тысячных и десятитысячных долей миллиграмма на 1 кг. Известно, что персистентность химических веществ в почве зависит от ряда факторов (физико-химические свойства, климатогеографическая зона, концентрация и т. д.), в том числе и от их адсорбционной способности. Так, нами установлено, что адсорбционная способность агелона зависит от типа почвы, его концентрации и времени контакта с ней. Как показали результаты лабораторного эксперимента, адсорбция гербицида увеличивается при переходе от песчаной к серой лесной почве (соответственно 11 и 52%). Вероятно, менее короткий срок обнаружения прометрина в почве и объясняется его более высокой адсорбционной способностью по сравнению с атразином и меньшим количественным содержанием в составе смеси. С увеличением концентрации агелона с 5 до 20 мг на ! кг почвы адсорбция препарата возрастала в 1,8 раза. При этом в течение 24 ч количество адсорбированного препарата увеличилось на 12%.

Таким образом, проведенными исследованиями показано, что адсорбционная способность агелона играет значительную роль в персистентности препарата в почве. По гигиенической классификации агелон относится к умеренно стойким химическим веществам и обладает значительной адсорбционной способностью по отношению к некоторым типам почв [9].

Изучение влияния агелона па почвенный мнкробиоце-ноз проводили поэтапно. Первоначально было установлено, что из 16 наиболее часто встречающихся в почве тест-микроорганизмов агелон проявляет выраженное антимикробное действие лишь по отношению к актнномицетам Streptomyces raffinosus, Str. fulvovirjdis, Str. bacillaris [5]. Затем при сравнении реакции микрофлоры чернозема обыкновенного супесчаного и карбонатного суглинистого на повышение дозы препарата (5 и 50 мг на 1 кг почвы по действующему веществу) в остром лабораторном опыте было установлено, что наиболее выраженные и длительные изменения происходят во втором подтипе почвы.

При нормировании содержания вещества в почве был использован чернозем карбонатный суглинистый с 0,7 % гумуса, pH 8,2. В натурных условиях влияние агелона на почвенную микрофлору исследовали в концентрациях 0,05, 0,25, 1,25 и 6,25 мг на 1 кг почвы по действующему веществу. Анализ полученных данных показал, что наиболее чувствительными группами почвенного микробноцеиоза яв-

ляются актиномицсты, пнтрифнкаторы, аммонификаторы, бациллы, одновременно под действием препарата изменяется и дегидрогеназная активность почвы. В то же время испытанные концентрации агелона не оказывали влияния на процессы самоочищения почвы от кишечной палочки и фекального стрептококка. Установлено также, что агелен отличается более выраженным синергическим эффектом, чем его ингредиенты. Наименее выраженное угнетающее действие на изученные показатели оказывает концентрация 0,25 мг/'кг, рекомендованная в качестве подпороговой по микробиологическому показателю вредности.

Изучение транслокации агелона в системе почва — растение проводилось в натурных условиях. Почва опытных участков была черноземно-луговая, песчано-среднесуглини-стая с гумусным горизонтом глубиной 65 см. В опыте испытывали концентрации препарата 0,5, 2,5 и 25 кг/га. В качестве модельных культур были выбраны: укроп, петрушка, морковь и кукуруза.

При исследовании транслокации агелона в растения показано, что в концентрации 2,5 и 25 кг/га пестицид оказывает фитотоксическое действие на тест-растения. К действию агелона устойчива кукуруза. При испытании доз 0,5—2,5 кг/га на 70-е сутки опыта в корнях петрушки содержание атразина составляло 0,2—0,3 мг/кг, прометрина 0,1—0,2 мг/кг. К 120-м суткам опыта остаточные количества препарата были на уровне сотых и тысячных долей миллиграмма на 1 кг растений, что значительно ниже допустимых уровней содержания атразина и прометрина в сельскохозяйственной продукции (0.1 мг/кг) [3|. Учитывая, что в некоторых сельскохозяйственных продуктах (морковь) даже остаточные количества прометрина не допускаются, а также с учетом фитотокснчсского его действия на большинство тест-растений в качестве подпороговой по транслокационному показателю вредности рекомендована доза 0,015 мг/кг, что соответствует норме расхода 0,5 кг/га.

При исследовании возможности перехода агелона в атмосферный воздух была рассчитана максимально возможная концентрация пестицида в атмосферном воздухе за счет его испарения. Полученная величина (0,01 мг/м3), рассчитанная для прометрина как наиболее летучего компонента смеси, в 4 раза ниже его ПДК — 0,04 мг/м3. Для количественной оценки степени (опасности) перехода агелона в атмосферный воздух проведен лабораторный эксперимент при различных температурах и дозах пестицида. В результате установлено, что даже при дозе 20 мг/кг, которая в 20 раз превышает применяемую в сельском, хозяйстве, и температуре 60 °С содержание атразина и прометрина в воздухе было па уровне 0,009 и 0,005 мг/м3 соответственно. Эти величины на порядок ниже ПДК атразина и прометрина в атмосферном воздухе (0,02 и 0,04 мг/м3 соответственно). Таким образом, в качестве подпороговой по миграционно-воздушному показателю вредности предложена концентрация 20 мг/кг почвы.

Учитывая, что сим-триазиновые гербициды обладают низкой миграционной способностью по профилю почвы, поведение агелона в системе почва — вода изучали в экспериментальных условиях [4] на почвенных колонках с глубиной фильтрующего слоя 1 м. Применены дозы 0,8, 4,0 и 8,0 мг/кг. Полное исчезновение ингредиентов агелона в фильтрате происходило в течение 20 сут. Нами не установлено прямой зависимости между дозой внесенного препарата и его концентрацией в фильтрате. Это, вероятно, объясняется тем, что адсорбция триазинов в значи-

тельной мере определяется их концентрацией в почвенном растворе. При повышении дозы вносимого вещества в почву возрастает и его количество, находящееся в адсорбированном состоянии [10].

Максимальное количество ингредиентов смеси мигрирует в воду в течение первых 9 сут. Однако, как показали экспериментальные данные, даже при максимальной (8,0 мг/кг) концентрации агелона наиболее высокое содержание атразина и прометрина в фильтрате составляло соответственно 0,06 и 0,02 мг/л, что в 8,3—150 раз ниже их ПДК (соответственно 0,5 и 3,0 мг/л). Эта концентрация — 8,0 мг/кг — и предложена в качестве подпороговой по миграционно-водному показателю вредности.

Выводы. 1. По гигиенической классификации стойкости агслон относится к умеренно стойким химическим веществам. Персистентпость пестицида в почве зависит от физико-химических свойств препарата, норм расхода и кли-матогеографических условий.

2. Высокая адсорбционная способность препарата позволяет предположить, что при применении в больших количествах гербицид может накапливаться в почве и мигрировать в сопредельные среды. Контроль за наличием остаточных количеств агелона следует проводить перед очередным его применением или при изменении севооборота; в лесном хозяйстве — при допуске людей для работ на обработанных участках, при сборе грибов и ягод.

3. Изучение силы, характера и продолжительности влияния агелона на почвенный микробиоценоз позволяет по отношению к микроорганизмам отнести его к группе срсд-нетоксичных химических веществ.

4. Установлено, что наиболее опасным путем миграции агелона является цепь почва — растение. Предельно допустимая концентрация препарата обоснована на уровне 0,15 мг на 1 кг почвы с лимитирующим показателем по транслокации. Эта величина утверждена в качестве официальной Минздравом СССР.

Литература

1. Березовский М. Я., Хачатрян А. Я. //Химия в сельск. хоз-ве. — 1980. — № 4. — С. 35—38.

2. Бобылев Н. П., Семенихина В. А. //Там же.— 1981.— № 1, —С. 46—48.

3. Гигиенические нормативы содержания пестицидов в окружающей среде и пищевых продуктах. — Киев, 1980.

4. Гончарук Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения химическими веществами. — Киев, 1977.

5. Меренюк Г. В., Емнова Е. Е., Карлина Н. И., Код-рян В. А. //Изв. АН МССР. Сер. биол. и хим. наук.— 1983.— Л1» 3. — С. 48—51.

6. Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию ПДК химических веществ в почве. — М., 1982.

7. Методические указания по определению микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде, —М„ 1977. — Ч. 8, —С. 80—93.

8. Методические указания по санитарно-микробиологиче-скому исследованию ночвы. — М., 1981. — С. 5—8.

9. Справочник по пестицидам. — Киев,'1986.

10. Day В. Е„ Jordan L. S., Jolliffe V. A. //Weed Science.— 1968. —Vol. 16, № 2.— P. 209—213.

Поступила 07.07.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.