Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ»

так и особенностями вибрации и микроклимата кабин с (перепадами температурных режимов в кабинах и при выходе из кабин).

Выраженную гастроэнтерологическую патологию (язвенную болезнь, хронические гастриты) можно связать с такими факторами, как нарушение режима питания, злоупотребление алкогольными напитками, курение и др. В возникновении гастроптоза у механизаторов немаловажную роль могут играть вибрация, поднятие тяжестей при ремонте машин и др.

Как показали результаты анкетирования, в формировании работоспособности и здоровья механизаторов большое значение наряду с факторами труда имеют возраст и стаж работы, ана-томо-физиологические особенности работающих, что должно быть учтено при оценке труда более точными объективными методами исследований и разработке системы профилактических мероприятий по оздоровлению условий труда. Под особым медицинским наблюдением должны находиться лица со стажем работы до 5 лет и свыше 10 лет, в возрасте до 20 лет и старше 30 лет и лица с низкими антропометрическими признаками, среди которых выявлены относительно повышенные утомляемость и число жалоб на состояние здоровья и работоспособность.

Выводы. 1. Анкетный опрос может быть использован в качестве одного из важных методов оценки условий труда и их влияния на организм механизаторов.

2. Субъективно для большинства механизаторов наиболее неблагоприятными факторами производственной среды на тракторах являются высокая температура воздуха и пыль, затем вибрация, шум, выхлопные газы. Как нерациональные оценены размерные соотношения на рабочем месте и усилия на органах управления.

3. Субъективная оценка условий труда и их влияния на организм обусловлена наряду с факторами труда возрастом, стажем работы и антропометрическими признаками механизаторов. Отрицательные оценки более характерны для механизаторов в возрасте до 25 лет и старше 30 лет и со стажем работы до 5 лет и свыше 10 лет, а также с низкими антропометрическими данными.

4. Среди многочисленных жалоб на состояние здоровья преобладающими являются жалобы, отражающие ухудшение состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата и желудочно-кишечного тракта.

5. Оздоровление условий труда механизаторов необходимо проводить по следующим направлениям: повышение организации труда; нормализация условий производственной среды, особенно параметров микроклимата; снижение усилий на органах управления, главным образом на рулевом колесе, и нормализация размерных соотношений на рабочем месте; рационализация режима труда и отдыха, в основном за счет сокращения продолжительности рабочего дня и рабочей недели; улучшение бытовых условий на работе.

Литература

1. Бите А. Н. //Вопросы гнгиены села.— Киев, 1962.— С. 172—173.

2. Вермель А. Е., Гасанян Г. А., Ананьев Б. В. // Гиг. труда, — 1984. — № 7.— С. 41—43.

3. Джумаев Ф. Т. //Здравоохр. Таджикистана. — 1968.— № 4. — С. 57—59.

4. Захаренко М. И., Чуй Т. С. // Продовольственная программа СССР и комплексные проблемы гигиены села,—Киев, 1984.— С. 45—46.

5. Каракашьян А. Н.// Гиг. и сан,— 1985,— № 4.— С. 45—46.

6. Осовецкая Ц. М. Условия труда механизаторов хлопководства и пути их улучшения.— Ташкент, 1973.

7. Рубцев Б. И., Нчколов С. X., Лаптев М. И., Демиден-ко Н. М. // Гигиена труда в сельскохозяйственном производстве.— М„ 1981, —С. 280—345.

8. Смеляков П. В. Анализ факторов текучести рабочей силы в сельском хозяйстве.— Л„ 1977.

9. Чарыев О.// Гиг. труда. — 1984. — № 3. — С. 44—45.

10. Чернюк В. И. //Там же. — № 9.— С. 35—37.

11. Шлейфман Ф. М.. Захаренко М. И. // Продовольственная программа СССР и комплексные проблемы гигиены села.— Киев, 1984. — С. 45—46.

Поступила 11.04.88

Summary. A questionnaire survey was undertaken among machine operators in order to determine unfavourable occupational factors, fatigue degree, burden and intensity of labour, capacity for work and their health state. It was established that working conditions had certain influence on operators' organism. The relationship of their body effect on anthropometric data, age and length of service was demonstrated.

УДК 613.692:656.223.11-07

Е. П. Сергеев, Ю. Н. Недомерков, Т. А. Филиппова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС СССР, Москва

В решении проблемы совершенствования санитарно-эпидемиологического обеспечения пассажирских перевозок по железным дорогам СССР йервостепенное значение приобретает разработка гигиенических нормативов и требований к созда-

нию комфортных условий для пассажиров в купе вагонов.

Для физиолого-гигиенического обоснования зоны теплового комфорта пассажирских вагонов с учетом ранее не нормированного фактора тепло-

Таблица 1

Таблица для определения величины А по разнице показаний шарового и сухого термометров с учетом подвижности ^

воздуха Щ

м/с 1,0 2,0 3,0 4.0 5.0 6.0 7.0 8,0 9.0 0.1

0,1 0,82 1,64 2,46 3,28 4,10 4,92 5,74 6,57 7,39 0,082

0,2 1,16 2,32 3,48 4,64 5,81 6,97 8,13 9,29 10,45 0,116

0,3 1,42 2,84 4,27 5,69 7,11 8,53 9,95 11,38 12,80 0,142

0,4 1,64 3,28 4,92 6,57 8,21 9,85 11,49 13,13 14,77 0,164

0,5 1,84 3,67 5,51 7,34 9,18 11,02 12,85 14,69 16,52 0,184

0,6 2,01 4,02 6,03 8,04 10,05 12,06 14,07 16,08 18,09 0,201

0,7 2,17 4,34 6,51 8,68 10,85 13,02 15,19 17,37 19,54 0,217

0,8 2,32 4,64 6,97 9,29 11,61 13,93 16,25 18,58 20,90 0,232

0,9 2,46 4,92 7,39 9,85 12,31 14,77 17,24 19,70 22,16 0,246

0,1 2,59 5,19 7,79 10,38 12,98 15,57 18,17 20,76 23,36 0,259

вой радиации в умеренной климатической зоне и жарком регионе страны были проведены экспериментальные исследования по изучению теплового состояния человека при различных сочетаниях температуры, влажности, скорости движения воздуха и тепловой радиации от ограждений. Исследования проводили в эксплуатируемых серийных пассажирских вагонах закрытого типа (купейные) в теплый и холодный периоды года.

Для суммарной оценки метеофакторов в купе был использован комплексный метод гигиенической оценки микроклиматических условий — метод результирующих температур, позволивший учитывать совместное влияние на организм человека температуры, влажности, скорости движения воздуха и радиационной температуры (Ж).

Параметры микроклимата измеряли по общепринятым методикам: температуру и влажность воздуха аспирационным психрометром Ассмана,

скорость движения воздуха электротермоанемо-метром ЭА-2М, суммарную величину тепловой радиации от ограждений шаровым термометром Вернона — Йокла.

По показаниям шарового термометра и измеренными рядом с ним (на расстоянии 10 см) , конвекционной температуре и скорости движения Т воздуха определяли среднюю радиационную температуру (/?/), характеризующую интенсивность теплового излучения от ограждений. Расчет проводили с помощью таблиц радиационных температур В. В. Шиба [4], адаптированных к условиям вагона (табл. 1,2).

./?/ рассчитывают следующим способом. 1. Определяют алгебраическую разность между показаниями шарового термометра Вернона и сухого термометра психрометра Ассмана:

= —¿с-

Таблица 2

Таблица для вычисления величины В и радиационных температур (1?/)

°С 0,0 0,1 0,2 0.3 0,4 0.5 0,6 0.7 0,8 0,9

15,0 72,22 72,32 72,42 72,52 72,62 72,72 72,83 72,93 73,03 73,13

16,0 73,23 73,33 73,43 73,54 73,64 73,74 73,84 73,94 74,05 74,15

17,0 74,25 74,35 74,45 74,56 74,66 74,46 74,86 74,96 76,07 75,17

18,0 75,27 75,37 75,48 75,58 75,69 75,79 75,89 76,0 76,10 76,21

19,0 76,31 76,42 76,52 76.63 76,73 76,84 76,95 77,05 77,16 77,26

20,0 77,37 77,48 77,58 77,69 77,79 77,90 78,01 78,11 78,22 78,32

21,0 78,43 78,54 78,64 78,75 78,86 78,96 79,07 79,18 79,28 79,39

22,0 79,50 79,61 79,72 79,82 79,93 80,04 80,15 80,26 80,36 80,47

23,0 80,58 80,69 80,80 80,91 81,02 81,13 81,24 81,35 81,46 81,57

24,0 81,58 81,79 81,90 82,01 82,12 82,23 82,35 82,46 82,57 82,68

25,0 82,79 82,90 83,01 83.12 83,23 83,34 83,46 83,57 83,68 83,79

26,0 83,90 84,01 84,13 84,24 84,35 84,46 84,58 84,69 84,80 84,92

27,0 85,03 85,14 85,26 85,37 85,49 85,60 85,71 85,83 85,94 86,06

28,0 86,15 86,28 86,40 86,51 86,63 86,74 86,86 86,97 87,09 87,20

29,0 87,32 87,44 87,55 87,67 87,79 87,90 88,02 88,14 88,26 88,37

30,0 88,49 88,61 88,72 88,84 88,96 89,07 89,19 89,31 89,43 89,54

31,0 89,66 89,78 89,90 90,01 90,13 90,25 90,37 90,49 90,60 90,72

32,0 90,84 90,96 91,08 91,20 91,32 91,44 91,56 91,68 91,80 91,92

33,0 92,04 92,16 92,28 92,40 92,52 92,64 92,77 92,89 93,01 93,13

34,0 93,25 93,37 93,40 93,62 93,74 93,86 93,98 94,10 94,23 94,35

35,00 94,47 94,59 94,72 94,84 94,96 95,08 95,21 . 95,33 95,45 95,58

Номограмма результирующих температур.

Шкала I — скорость движения воздуха (V). м/с; шкала И — температура воздуха по сухому термометру психрометра Лссмана (*с), °С; величины N и at; шкала III —кривые результирующих температур, "РТ; шкала IV — температура по влажному термометру психрометра Ассмана (iB), °С; Л/ — разность между средней радиационной температурой (Rt) и температурой воздуха по сухому термометру (/с); шкала V — кривые относительной влажности (ф), %.

Дt может быть положительной или отрицательной » в зависимости от интенсивности прогрева или ох-Т" лаждения ограждений.

По полученному результату и измеренной скорости движения воздуха в табл. 1 находят величину А.

2. В табл. 2 по температуре шарового термометра (/„,) определяется число В. В табл. 2 целые величины градусов указаны в вертикальном столбце, а десятые доли градуса — в верхней строке.

3. Сложением величин А и В определяют число С.

4. По числу С находят Rt. Для этого в табл. 2 находят число, наиболее близкое по значению к С, и по вертикальному столбцу определяют целые градусы, а по горизонтальной строке — десятые доли градуса, т. е. соблюдают порядок, обратный определению величины В.

Затем по представленной номограмме результирующих температур (см. рисунок) определяют интегральные величины результирующих темпе-ратур [3].

Основная часть номограммы представляет из себя пучок кривых (шкала III), построенных по значениям результирующих температур (РТ). На номограмме даны шкалы II и IV температур сухого (ta) и влажного (/в) термометров. На шкале IV температуры влажного термометра в том же масштабе дана также разность (Дt) между средней радиационной температурой (Rt) и температурой воздуха по сухому термометру (tc). На шкале II температуры сухого термометра нанесена в том же масштабе промежуточная величина N и так называемая «сухая результирующая температура» (СРТ). Последняя равна алгебраической сумме промежуточной величины N и температуры по сухому термометру /с, т. е. СРТ= =N+tc.

Сначала необходимо определить алгебраическую разницу между средней радиационной тем-

пературой и расчетной средней температурой зоз-духа в купе:

At=Rt—tc.

Затем на горизонтальной шкале 1 номограммы находят точку, соответствующую подвижности воздуха, а на вертикальной шкале IV — точку, соответствующую Дг. Соединяют эти две точки прямой и в месте пересечения этой прямой со шкалой II определяют поправку на тепловую радиацию (at), имеющую тот же знак, что и At.

Величину определяют алгебраическим сложением по формуле:

N=tc+(±ot).

В заключение находят РТ. На шкале II номограммы берут точку, соответствующую величине температуры по сухому термометру (¿с)> а на шкале IV — величину температуры по влажному термометру (tB). Соединяют эти точки и продолжают прямую до ее пересечения со шкалой V, при этом величина искомой относительной влажности воздуха соответствует значению одной из горизонтальных линий, проходящих через точку пересечения прямой, соединяющей точки /с и tB с вертикальной линией, соответствующей температуре по сухому термометру (/с). Затем точку, соответствующую найденному значению относительной влажности (по шкале V), соединяют с точкой, соответствующей значению промежуточной величины N на шкале II. В месте пересечения линии, соединяющей эти две точки со шкалой III, находят значение искомой величины РТ на линии, соответствующей подвижности воздуха. Рассмотрим пример.

В результате измерений и обработки измеренных величин получено: tc 26,0 °С; ф=60 %; V= ==0,15 м/с; Rt = 31,9 °С.

1. Определяем показатель At: 31,9—20,0= = 5,9 °С.

25

20

40% 30 V.

Ю--

Шнала Л 40-т-

35--

зо-1-

ШналаШ

ШналаШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала I =£&—J_ _L

Таблица 3

СБТО пассажиров в зависимости от микроклимата в куче пассажирских вагонов в зимних условиях (число наблюдений 188)

Микроклиматические условия, о рТ СБТО Микрокл имати-ческнс условия, о рТ СБТО

14,8 1,0 19,9 3,5

15,0 2,7 20,0 3,2

15,2 2,0 20,2 4,5

15,2 2,5 20,3 3,0

15,8 2,0 20,3 3,5

16,0 2,2 20,3 3,25

16,1 2,0 20,5 3,0

16,2 1,7 20,5 3,7

16,9 2,5 20,6 2,7

16,9 3,25 20,8 3,0

17,0 3,0 20,8 4,2

17,0 3,5 20,9 3,0

17,8 3,25 20,9 3,0

18,0 3,0 20,9 5,0

18,0 3,25 21,0 3,5

18,0 4,0 21,0 4,7

19,0 3,0 21,3 2,6

19,0 3,0 21,3 3,0

19,0 3,2 21,9 3,2

19,2 4,0 21,9 4,2

19,2 3,0 22,5 3,7

19,3 2,5 22,6 4,0

19,4 4,0 22,7 с ,0

19,8 3,0 22,8 3,7

19,8 3,5 23,0 4,2

23,5 5,0

для стабилизации теплового баланса организма [11. А

В последующем рассчитывали средний балл?' теплоощущений (СБТО) для группы пассажиров купе при полученных микроклиматических параметрах в комплексных величинах РТ.

Из объективных физиологических показателей измеряли температуру кожи в 3 точках (лоб, грудь, кисть) с последующим расчетом градиента температур грудь — кисть; определяли уровень интенсивности теплоотделения по 5-балль-пой шкале визуально и на ощупь. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по показателю частоты пульса и уровню артериального давления.

По данным значений микроклимата в °РТ и СБТО была построена вариационная таблица (табл. 3), по которой ориентировочно можно определить положение элементов зоны комфорта, поскольку с увеличением значений РТ происходит повышение СБТО.

Для определения точных средненных границ зоны комфорта был использован метод вырав- ж пивания эмпирических рядов регресснк по спо- ^ собу наименьших квадратов путем решения системы уравнений [2]:

п-а + ЬУ, Xi = 2 Уь i=i ¡=1

2. Соединяем прямой линией отметку 5,9 на шкале IV с отметкой 0,15 на шкале I и получаем на шкале II: ot=2,9.

3. Определяем N: 26,0+2,9=28,9.

4. Находим на шкале II точку, соответствующую величине N, а на шкале V точку на пересечении /с = 26,0 °С и ф=60 %•

5. Соединив прямой полученные точки, находим на шкале III на пересечении с У=0,15 м/с величину результирующей температуры. Она равна 25° РТ.

При отсутствии на номограмме требуемых точек и линий прибегают к интерполированию.

Известно, что основой гигиенического нормирования микроклимата в помещениях и санитарно-гигиенической оценкой его является тепловое состояние человека и изменение этого состояния под влиянием микроклиматических воздействий.

Для определения теплового состояния пассажиров использовали различные объективные и субъективные методы.

Оценку теплоощущений у пассажиров осуществляли по 5-балльной шкале Г. X. Шахбазяна.

Учитывая, что качественная окраска теплоощущений всегда зависит от предыдущего состояния, физиологические исследования проводили по истечении времени влияния адаптации к установившемуся в купе микроклимату, которое составляет не менее 40 мин и которого достаточно

i=i i=i (=1

Элементы зоны комфорта определяли решением уравнений регрессии

у=а+Ьх,

где у — принятый балл теплоощущений (ТО): 3,5 балла соответствуют верхней границе зоны комфорта, 3 балла — линии комфорта (ЛК), 2,5 балла — нижней границе зоны комфорта; х — искомая величина РТ (в °РТ), соответствующая значению элементов зоны комфорта; величины а и Ь определяли при решении системы уравнений:

5,1

= 20,3° РТ;

3,5 = — 1,6 + 0.251*. х =

3,0 == — 1,6 + 0.251*, * =

2,5

1.6 +0,251*, х =

0,251

4,6 0,251

4,1 0,251

= 18,3° РТ;

= 16,3° РТ.

Установлено, что для пассажиров в купе пассажирских вагонов, оборудованных системами кондиционирования воздуха и эксплуатирующихся в умеренной климатической зоне, зона комфортного микроклимата лежит в диапазоне РТ: летом от 18,9 до 22,8 °РТ (линия комфорта 20,8 °РТ), зимой от 16,3 до 20,3°РТ (линия комфорта 18,3 °РТ), а для эксплуатирующихся в жарком регионе — летом от 19,5 до 24,5°РТ (ли-

4

>*г

ния комфорта 22 °РТ), зимой от 18,2 до 22,5 °Р'Г (линия комфорта 20,3 °РТ). * Верхняя и нижняя границы зоны комфорта определяют диапазон колебаний микроклиматических параметров, за пределами которого наступает прогрессирующее переохлаждение или перегревание организма.

Границы зоны комфорта подтверждены также объективными физиологическими показателями, из которых изменения температуры кожи и интенсивность потоотделения подтверждают отдельные границы зоны комфорта, а незначительные изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений подтверждают в целом то, что полученные в исследованиях микроклиматические параметры в основном были в пределах зон комфорта или близки к ним.

Таким образом, получены летние и зимние зоны комфортного микроклимата, учитывающие сезонную акклиматизацию (сезонную адаптацию) и характер сезонной одежды пассажиров различного возраста. Найденные зоны удовлетворяют пассажиров умеренного климатического ^района и жаркого региона страны. По линии комфорта 100 % пассажиров оценивают свои тепло-ощущения как комфортные («хорошо», «нормально») .

Зоны комфорта являются гигиенической осно-

вой для нормирования параметров микроклимата в пассажирских вагонах, необходимых для расчетов при проектировании систем отопления и кондиционирования воздуха с учетом интенсивности тепловой радиации от ограждений.

Отдельные компоненты микроклимата, составляющие РТ, должны находиться в следующих пределах: относительная влажность воздуха (ф) 50±20 %; скорость движения воздуха (К) в местах нахождения пассажиров не должна превышать 0,20 м/с в зимнее время, а при работе холодильной установки в летнее время —0,25 м/с; алгебраическая разность между средневзвешенной температурой ограждений и температурой воздуха помещения не должна выходить за пределы ±4°С (Ы=Ш—1С).

Литература

1. Виноградов С. А. Нормирование гигиенических параметров для систем кондиционирования воздуха на скоростных судах: Автореф. дис.... канд. мед. наук.—М„ 1977.

2. Плохинский Н. А. Биометрия. — Новосибирск, 1961.

3. Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха: Брошюра. Утв. зам. Гл. сан. врача СССР А. И. Занченко № 1186—74.— М„ 1974.

4. Яковенко В. А. // Гиг. и сан, — 1945. — № 9, —С. 1-12.

Поступила 07.12.87

УДК 617.7-053.5-07:681.31

В. А. Доскин, П. И. Храмцов, А. Н. Якименко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ ПРИ ПОМОЩИ ЭЛЕКТРООКУЛОГРАФИИ

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Компьютеризация общеобразовательной школы выдвинула перед гигиенистами новые важные проблемы по охране здоровья и сохранению устойчивой работоспособности школьников, по-^ скольку работа с ЭВМ может сопровождаться воздействием на организм целого ряда неблагоприятных факторов (интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности, различные виды излучения дисплея, шум, ухудшение качества воздушной среды и др.).

Нагрузка на зрение и напряженный характер труда вызывают у операторов ЭВМ нарушения функционального состояния зрительного анализатора и центральной нервной системы, поэтому среди различных жалоб, предъявляемых операторами ЭВМ, ведущее место занимают жалобы на те или иные расстройства зрения. По данным разных авторов, частота их составляет от 62 до 94 %.

Учитывая все это и большой удельный вес информационных нагрузок в современной школе, мы поставили задачу разработать критерии оценки состояния глазодвигательных функций

при работе школьников на компьютере. При этом мы отдавали себе отчет в том, что «глазные» причины утомления крайне многочисленны. Было бы ошибкой считать, что они зависят только от испытуемого и что среди них доминируют причины оптического характера. В действительности большую роль играют неблагоприятные факторы внешней среды, которые особенно важны, поскольку они могут быть устранены, например факторы, связанные с освещением [6].

Существующую методику оценки зрения по параметрам движения глаз использовали в гигиене детей и подростков при изучении условий чтения, экспертизе учебников, анализе объемно-планировочных решений классных помещений [3]. Однако исследования движений глаз при работе школьников с компьютерами не проводили.

Для оценки влияния условий работы на школьном компьютере проведены специальные лабораторные исследования, в которых приняли участие 60 мальчиков в возрасте 13—14 лет, изучающих в школе «Основы информатики и вычислительной техники». Все учащиеся были практн-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.