Научная статья на тему 'Факторы риска, влияющие на здоровье работающих авиатехнического терминала'

Факторы риска, влияющие на здоровье работающих авиатехнического терминала Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиатехнический терминал / бензин / керосин / толуол / ксилол / микроклимат / авиатехникалық терминал / бензин / керосин / толуол / ксилол / микроклимат
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Н. Ж. Жакашов, Э. М. Мусин, А. М. Мухаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Авиатехникалық терминал жҧмысшылары денсаулығына әсер ететін қауіп факторлары

Мақалада жаңа авиатехникалық терминал цехтарындағы микроклимат кӛрсеткіштерінің талдауы берілген. Жұмыс орнының негізгі ластаушы түрлері анықталған. Шаң, бензин, толуол, ацетон, ксилол концентрацияларының шекті рұқсат етілген молшерден асып кеткені анықталған.

Текст научной работы на тему «Факторы риска, влияющие на здоровье работающих авиатехнического терминала»

Демографиялык кврсетшштердщ e3repyi Жамбыл облысыньщ теракты даму индикаторы

Н.Ж. Жакашов, Р.А. Баялиева Макалада демографиялык кврсеткiштердiн терен талдауы: 200-2008 жылдар аралыгында туу кврсетшш^ влiм-жiтiм, нэресте жэне ана влiм-жiтiм, орташа eMipiHiH кYтiлген узактыгы берiлген. Зерттеу нэтижесi Жамбыл облысы теракты даму индикатор кврсеткiштерi катарына косылуы дэлелденген.

ТYЙiндi свздер: туу кврсеткiшi, влiм-жiтiм, табиги всiм, теракты даму, орташа вмiрiнiн кYтiлген ^зактыгы.

Tendencies of change of demographic indicators, as the indicator of the sustainable development of Zhambulsky

area

N.Z. Zhakashov, R.A. Bayalieva In article the deep analysis of demographic indicators is given: birth rate, a mortality, a maternal and infantile mortality, average life expectancy during 2000-2008 results of research have given the chance to prove necessity of their including for target display of Zhambylsky area.

Key words: birth rate, a mortality, a natural increase, a sustainable development, average life expectancy indicators of a sustainable development.

ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ АВИАТЕХНИЧЕСКОГО

ТЕРМИНАЛА

Н.Ж.Жакашов, Э.М.Мусин, А.М.Мухаева

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Ключевые слова: авиатехнический терминал, бензин, керосин, толуол, ксилол, микроклимат.

Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека (работоспособность, здоровье, отношение к труду) и на эффективность производства.

Производственные факторы - это наиболее обширная группа факторов, порождаемых особенностями данного производства и формирующих специфические условия труда. Среди них выделяется несколько подгрупп: психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и некоторые другие (хозяйственно -бытовые, организационные, материальные и пр.). Так же можно рассмотреть классификацию тяжести труда и способы ее оценки [1].

Многочисленными исследованиями гигиенистов и физиологов труда установлено, что на организм человека оказывают значительное воздействие санитарно-гигиенические факторы производственной среды. Некоторые из них оказывают неблагоприятное влияние на работника, что снижает работоспособность, ухудшает состояние здоровья и иногда приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому необходимо знать не только причину возникновения этих факторов, но и иметь представление о способах уменьшения их отрицательного влияния на организм работающих. Особое внимание целесообразно уделять влиянию адаптируемых факторов внешней среды (метеорологическим условиям, шуму, вибрации, освещенности), отрицательное воздействие которых можно в значительной степени уменьшить за счет применения активных средств совершенствования трудового процесса[2,3].

Рассматривая механизмы воздействия метеорологических факторов производственной среды (температуры, влажности, скорости движения воздуха, действия лучистой энергии нагретых деталей и агрегатов) на человека, необходимо отметить, что человеческий организм стремится поддержать относительное динамическое постоянство своих функций при различных метеорологических условиях.

Известно, что избыточная влажность воздуха отрицательно влияет на механизм терморегуляции организма. Особенно вредное воздействие оказывает влажность воздуха, превышающая 70 - 75% при температуре 30 градусов и более. Верхней границей теплового равновесия человека, находящегося в состоянии покоя, является температура воздуха 30 - 31 градус при относительной влажности 85% или 40 градусов при относительной влажности 30%. Эти границы меняются при выполнении физической работы.

В производственных условиях все метеорологические факторы влияют на человека одновременно. Поэтому важно выявить их суммарное влияние на работающего.

Одним из методов приближенной оценки суммарного влияния метеорологических факторов является метод учета эффективных и эквивалентно-эффективных температур. Показатель эффективной температуры включает влияние температуры, и влажности воздуха на человека на рабочем месте при которых у обследуемого появляется ощущение комфорта. За исходный уровень эффективной температуры при различной влажности принимается ощущение человека, соответствующее показаниям сухого термометра или 100-процентной относительной влажности.

Для оценки действия на организм человека не только температуры и влажности воздуха, но и скорости его движения используют номограмму определения эквивалентно-эффективной температуры. Она позволяет определить эффективную и эквивалентно-эффективную температуру при показаниях сухого термометра психрометра от 0 до 38 градусов и скорости движения воздуха от 0 до 3,5 м/сек (для работников, выполняющих легкую работу).

К метеорологическим условиям относят скорость движения воздуха его температуру, влажность, барометрическое давление, т. е. все факторы внешней среды, которые оказывают влияние на теплоощущение человека. Колебания барометрического давления в производственных условиях незначительны (за исключением кабины экипажа и пассажирского салона летательных аппаратов), и их можно не учитывать.

Воздух всегда содержит в большем или меньшем количестве водяные пары: различные ванны, баки и большие открытые поверхности жидкостей, растворов являются источником влаговыделений. Особенно много влаги испаряется в травильных гальванических отделениях, в цехах промывки деталей самолётов и авиадвигателей, в цехах лакокрасочных покрытий др.

Абсолютная влажность весовое количество водяных паров в единице объема воздуха (г/м ).

При одинаковом значении абсолютной влажности, но различных температурах воздуха теплоощущения будут разными, поэтому обычно учитывают отношение массового количества водяных ларов в данном объеме воздуха к массе паров, насыщающих воздух при данной температуре, выраженное в процентах, т. е. относительную влажность. Таким образом, важно знать, близок или далек ли пар от состояния насыщения. Чтобы охарактеризовать теплоощущения человека, нужно учитывать суммарное воздействие на него одновременно всех параметров метеоусловий.

В литературе широко выдвигается метод учета суммарного действия метеорологических факторов на организм человека. Разработана шкала эффективно-эквивалентных температур (номограмма). В специально устроенных камерах создавали различные комбинации температуры и относительной влажности воздуха.

В первой камере создавали определенные сочетания температуры и относительной влажности, куда помещали испытуемое лицо. После некоторого пребывания в первой камере его переводили во вторую. В ней создавали другие сочетания температуры и относительной влажности. Эти величины изменяли до тех пор, пока испытуемый не получал те же ощущения, что и в первой камере. Определяли множество таких сочетаний. Их наносили на психометрические карты, как линии одинакового теплоощущения, или линии эффективной температуры.

За исходный критерий сопоставления теплоощущений принималось теплоощущение, соответствующее показаниям термометра при 100% относительной влажности в первой камере.

Например, такое же теплоощущение как при 100% относительной влажности и 18°С дают и другие сочетания: 80%отн. вл. и 18,8° С; 90%) отн. вл. и 18,3° С; 70% отн. вл. и 19,5° С и определяются как 18° С эффективной температуры.

Опытами установлено, что приятное самочувствие - ощущение комфорта — наблюдается при эффективных температурах 17,2 — 21,7 С. Это область эффективных температур называется зоной комфорта (18,9* С — линия комфорта внутри зоны комфорта). Более 90% испытуемых в этих условиях ощущают комфорт. Градусы эффективной температуры не определяют физического состояния, они выражают лишь действие, которое данные метеорологические условия оказывают на организм.

Если кроме влажности воздуха учитывалась еще и скорость движения воздуха (в исходной камере 100% относительная влажность, скорость воздуха равна нулю, изменялась только температура), то пользуются эффективно-эквивалентной температурой.

С помощью номограммы можно определить предельные значения факторов метеорологических условий, соответствующих наиболее благоприятным условиям воздушной среды (зоне хорошего самочувствия). При пользовании номограммой откладывают на ее соответствующих шкалах показания сухого и влажного термометров психрометра и соединяют полученные точки прямой линией.

Точка пересечения этой линии с кривой, указывающей данную скорость движения воздуха, определяет субъективную, т. е. эффективно-эквивалентную температуру и ее положение относительно зоны хорошего самочувствия. Нами проведены исследования метеорологических условий цехов авиаремонтного терминала международного аэропорта г.Алматы.

Как видно из данных таблицы 1 в соответствии с СанПиН 3797 от 16.08.2005 из 12 цехов авиаремонтного терминала низкая температура не соответствующие данному СанПиНу, наблюдается в воздухе 9 цехов. При этом наиболее низкие температуры регистрируются на участке ремонта винтов, комплекса общих технологии ремонта электрожгутов и ремонта баков. В данных цехах около 15-20% измерений не соответствуют санитарным нормам. Более комфортной и соответствующая санитарным нормам температура считается в пределах 17-23°С.

При этом во всех цехах имеет место наиболее сухой воздух, когда влажность уменьшается до 25,0-28,0%, что вызывает дискомфорт работающих. Наиболее низкие уровни влажности наблюдается в цехе ремонта баков (до 24,8%), ремонта шасси (25,0%), ремонта АиРЭО (24,0%), ремонта трубопроводов при санитарной норме (СанПиН 3798 от 16.08.2005). Максимальные уровни влажности наблюдаются в испытательном цехе агрегатов (62,0%), в цех общих технологии (62,1%) и ремонта электрожгутов (64,0%).

Во всех измерениях скорость ветра на рабочих местах не превышало санитарно—гигиенические нормы в соответствии с СанПиН 3798. 2005 года, которыми допускается до 0,3м/сек. Наиболее высокие уровни скорости ветров зафиксированы в цехе испытания агрегатов, где она составило до 1,5 м/сек в 15% замеров.

Таблица 1. Основные метеорологические показатели авиаремонтного терминала

№ Наименование цехов Температура Min-max Влажность Min-max Скорость ветра Min-max

1 Испытательный цех агрегатов 17-26,0 28-62,0 0-1,5

2 цех ремонта агрегатов 16,8-26,4 26,4-59,0 0,01-0,8

3 цех ремонта винтов 15,4-27,0 25,0-60,0 0-0,4

4 цех общих технологии 15,1-26,0 24,8-62,1 0-0,25

5 цех ремонта баков 16,0-27,0 23,4-61,8 0,1-0,5

6 цех ремонта трубопроводов 15,9-27,4 24,0-58,2 0,1-0,75

7 цех ремонта вертолетов 16,0-27,0 26,0-57,0 0,25-0,7

8 цех ремонта управлении шасси 17,0-28,0 25,0-54,0 0,15-1,0

9 Цех комплектовки 16,4-26,8 24,0-52,0 0-0,8

10 цех ремонта электрожгутов 15,8-25,0 25,0-64,0 0-0,65

11 цех ремонта специзделий 16,0-24,0 27,0-59,0 0,1-0,7

Анализ проб воздуха цехов авиационного терминала показал, что концентрация толуола в рабочей зоне составила от 45мг/м3 до 50мг/м3.(ПДК 50,0мг/м3). Пары ацетона обнаружена в концентрациях скорости аспирации в л/сек от 1,0л, во время работы от 180,0мг/м3 до 200,0мг/м3,(ПДК 200,0мг/м3 ). Пары ксилола обнаружена концентрации во время работы от 100,0мг/м3 до 120,0мг/м3,ПДК 50,0мг/м3 .

Пары бензола обнаруженная концентрация составило при скорости аспирации в л/сек от 0,6 л, во время работы не обнаружены, ПДК 15,0мг/м3 . Концентрация эпихолгидрина обнаружена во время работы не обнаружены, (ПДК 1,0мг/м3 ). Пары ацетона обнаружены в концентрации от 180,0мг/м3 до 200,0мг/м3,(ПДК 200,0мг/м3) . Аэрозоль пыли (стекловолокно) обнаружена в концентрации составило от 7,32мг/м3 до 14,65мг/м3,(ПДК 4,0мг/м3) .

На рабочем месте слесаря на участке промывки фильтров пары бензина обнаружены в концентрации во время работы от 145,0мг/м3 до 150,0мг/м3, (ПДК 100,0мг/м3 ). Пары керосина обнаружены в концентрации во время работы от 450,0мг/м3 до 500,0мг/м3, ПДК 300,0мг/м3 . Пары ацетона обнаружены в концентрациях во

■а -а -а -а -а

время работы от 170,0мг/м до 200,0мг/м , (ПДК 200,0мг/м ). Масло минеральное от 0,698мг/м до 0,832мг/м , (ПДК 5,0мг/м3 ), пары эпихолгидрина от 0,079мг/м3 до 0,091мг/м3, (ПДК 0,2 мг/м3 ).

Нашими иследованиями установлено, что наиболее худшие условия труда выявлены у швей в обойном участке, где в воздухе рабочей зоны выявлены аэрозоли и пыль стекловаты, которых составили от 1,83 ПДК до 3,66 ПДК и у слесарей ремонтников фильтров, где концентрации в воздухе рабочей зоны составляют ксилола до 2,4 ПДК, бензина 1,45-1,5 ПДК и керосина 1,5-1,66 ПДК. Литература

1.Л.С. Дубейковская, Л.И.Салангина и др., Гигиеническая оценка условий труда, состояния здоровья и определение профессионального риска инженерно-технического персонала в гражданской авиации.//Медицина труда и промышленная экология, №12,2003. С-33-36.

2.В.Р. Рембовский, Л.А. Могиленкова. Классификация состояния здоровья работающих при воздействии химического фактора.// Медицина труда и промышленная экология, №11,2006. С-25-31.

3.Т.М.Гуськова, М.П.Дьякович, С.Ф.Шаяхметов. Оценка состояния здоровья и профессиональной адаптации работающей и учащейся молодежи на авиастроительном предприятии.// Медицина труда и промышленная экология, №6,2007. С-6-12.

Авиатехникалык терминал жумысшылары денсаульнына эсер ететш кауш факторлары

Н.Ж.Жакашов, Э.М.Мусин, А.М.Мухаева Макалада жана авиатехникалык терминал цехтарындагы микроклимат кврсетшштершщ талдауы берiлген. Ж^мыс орнынын непзп ластаушы тYрлерi аньщталган. Шан, бензин, толуол, ацетон, ксилол концентрацияларыньщ шекл р^ксат етiлген молшерден асып кеткеш аныкталган.

ТYЙiндi свздер: авиатехникалык терминал, бензин, керосин, толуол, ксилол, микроклимат

The risk factors influencing health working aero technical terminal

N.Z. Zhakashov, E.M. Musin, A.M. Muchaeva In article the analysis of parameters of indicators of a microclimate of working shops of the modern aero technical terminal is given. The basic pollutants of a working zone of the working are taped. It is established that concentration of a dust, gasoline, toluene, acetone, a xylol exceed maximum-permissible concentration.

Key words: the aero technical terminal, gasoline, kerosene, toluene, a xylol, a microclimate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.