дицинским персоналом донорских пунктов позволяют значительно улучшить гигиенические показатели этого молока как при сцеживании его в донорских пунктах, так и в домашних условиях. (
2. Прямой зависимости между объемом лактации и содержанием жиров и белков в молоке нами не установлено. Концентрация жиров в молоке не зависит от содержания в нем белков.
3. Неоднородное содержание белков и жиров в молоке отдельных женщин, как и изменение концентрации жиров в молоке каждой матери в зависимости от последовательности получения порции, вызывает необходимость рекомендовать выдачу из донорских пунктов молока только после его смешивания.
ЛИТЕРАТУРА
Болотов М. П. Лабор. дело, 1962, № 5, стр. 38. — H е б ы т о в а-Л у к ь я н-ч и к о в a M. H., Та р а с о в а А. И. Вопр. педиат., 1936, т. 8, № 2, стр. 79. Hoffmann К., Sauerbrei H. U., Z. Kinderheilk., 1958, Bd. 81, S. 567. Karte H.. Mschr. Kinderheilk., 1957, Bd. 105, S. 451.
Поступила 8/11 1964 г.
PROPERTIES AND CHEMICAL COMPOSITION OF THE HUMAN DONORS MILK
N. M. Luginina-Kovalevskaya
Hygienic characteristics and chemical composition of milk of women-donors who were maintained on highly nutritious dietary was studied. The microorganisms content was found to be lower when the donor's hands and mammary glands were disinfected with 0,2 per cent solution of chloramine. A hygienic knowledge systematically instilled, to donors and the personnel of the donor's station enabled an appreciable reduction in the bacterial density of milk and ensured complete absence of coliforms in it. The protein content of milk in most mothers amounted to 1.3—1.6 g per cent, and it is only •n a few women that it was within 0.933—2.205 g per cent. No marked deviations occurred in the concentration of proteins and fats in milk of women lactating for longer periods of time and maintained on proper diet. Neither were considerable shifts noted inthe composition of milk from donors with abundant lactation (2,5—3 1 a day).
УДК 370.179.1 : 371.711] : 621.396
9
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-го КЛАССА ПРОФЕССИЯМ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г. Г. Латышева
Учащиеся некоторых средних общеобразовательных школ с производственным обучением проходят подготовку по специальности радиотехнического производства (монтажник радиоаппаратуры, слесарь-сборщик радиоаппаратуры и др.). Гигиенические условия, режим труда и их влияние на физиологические функции организма учащихся в радиотехнической промышленности изучены недостаточно, а между тем в ней имеются участки с неблагоприятными условиями труда.
Мы поставили перед собой задачу изучить воздействие на организм школьников условий обучения профессиям монтажника и слесаря сборщика радиоаппаратуры. Наблюдения велись за 30 учащимися 9-го класса школы-интерната в возрасте 15—16 лет. Из них 15 юношей обучались профессий слесаря-сборщика и 15 девушек — профессии монтажника радиоаппаратуры.
По расписанию производственное обучение проводилось два раза в неделю — в понедельник и четверг. С 9 до 12 часов школьники работали в цехе, затем после часового перерыва до 15 часов изучали теорию производства в специально выделенном помещении на территории завода. Обучение осуществлялось индивидуальным методом. Рабочее место учащегося находилось рядом с рабочим-инструктором. Рабочий-инструктор не имел фиксированного времени для учащихся и поэтому обучал их в ходе выполнения своей плановой работы.
В период наблюдения за учащимися мы изучали метеорологические условия, освещение, определяли загрязнение воздушной среды и т. п.
Температура воздуха на участках, где работали учащиеся, колебалась от 16 до 26,5°, относительная влажность — от 30 до 70%; скорость движения воздуха не превышала 0,04 м!сек\ освещенность рабочих мест была достаточная (150 лк).
Влияние производственного обучения на организм учащихся мы определяли на протяжении 4 месяцев (февраль—май 1962 г.). Исследования проводили в дни учебных занятий в школе (до уроков, после 3 уроков и в конце уроков) и в дни производственного обучения (до работы, после 3 часов работы и после 2 часов занятий по теории производства). Определяли так называемую умственную работоспособность (при помощи корректурных проб и пробы Платонова), состояние сердечно-сосудистой системы (частота пульса и артериальное давление, характер их изменения и длительность восстановления после стандартной физической нагрузки). Кроме того, осуществляли индивидуальный фотохронометраж работы учащихся.
В практике нередко отмечается изменение режима производственного обучения, например увеличение времени работы в цехе. В связи с этим мы наблюдали одну и ту же группу школьников, обучающихся профессии слесаря-сборщика, в условиях естественного эксперимента при 2 вариантах режима производственного обучения: I вариант — 5 часов работы в цехе без занятий по теории производства в этот день, 2 раза в неделю; II вариант — 3 часа работы в цехе и 2 часа занятий по теории производства, 2 раза в неделю.
Данные фотохронометража показали значительную загрузку учащихся в цехе: при 3-часовой работе — от 70 до 80%, при 5-часовой — от 60 до 75%. Самопроизвольные перерывы при I варианте составляли от 3 до 11%, при II — от 9 до 22% рабочего времени. Длительные и частые самопроизвольные перерывы можно рассматривать как проявление утомления. По нашим данным, при 5-часовой работе частота и длительность таких перерывов были большими, чем при 3-часовой. На инструктаж в том и другом случае уходит от 2 до 7% всего учебно-производственного времени, что, конечно, явно недостаточно.
При работе в течение 5 часов трудоспособность учащихся к концу пребывания в цехе снижается значительно чаще, чем при 3-часовои работе и 2 часах теоретических занятий.
Особенно наглядно это отмечается по пробе Платонова при обратном счете (табл. 1).
Функциональные сдвиги после дозированной физической—н^г-рузки ПлЪ\ распределили на три типа реакций: благоприятная, допустимая и /неблагоприятная (М. А. Минкевич, 1957). При 5-часовой работе про-тхент благоприятных реакций к концу пребывания школьников в цехе несколько ниже, чем при 3-часовой (табл. 2).
Таким образом, при I варианте производственного обучения работоспособность снижается чаще, чем при втором. Более длительная реституция, более высокая лабильность реакции со стороны сердечнососудистой системы и жалобы учащихся на усталость также отмечаются чаще при I варианте. /
Таблица 1
Изменение показателей трудоспособности к концу работы при двух режимах
производственного обучения (в % к числу обследованных)
Показатели работоспособности «г о х £ £ £ о 5-часовая работа 3-часовая работа и 2 часа теоретических занятий
= 5 ег ь II повышение без изменений снижение повышение без изменений снижение
По времени прямого счета ..... По времени обратного счета ..... 114 114 41,0 47,0 18,0 41,0 53,0 68,0 69,0 5,0 32,0 26,0
Что касается девятиклассниц девушек, обучавшихся монтажу радиоаппаратуры, то они при освоении профессии сразу приступили к выполнению основных производственных операций. Это противоречит типовому положению о производственном обучении учащихся средних школ специальностям, связанным с неблагоприятными условиями труда. Дело в том, что мон-
Таблица 2
Функциональные сдвиги со стороны сердечнососудистой системы при двух режимах производственного обучения (в %)
Типы реакций 5-часовая работа 3-часовая работа и 2 часа теоретических занятий
до работы после работы до работы 1 после "работы
Благоприятная ..... Допустимая...... Неблагоприятная .... 76,5 23,5 0 59,0 41,0 0 75,0 25,0 0 63,0 37,0 0
таж радиоаппаратуры сопряжен с процессами пайки мелких изделий сплавами, в состав которых входит 40—60% свинца. Правда, концентрация свинца в воздухе большинства рабочих мест была ниже предельно допустимой, но в одном случае (из-за дефектов местного вытяжного устройства) равнялась предельно допустимой
(0,000013 мг/л). '
Хотя загрязнение воздушной среды аэрозолем свинца не выходило за пределы допустимой концентрации и среди рабочих не отмечались случаи свинцовой интоксикации, все же мы решили изучить реакцию организма подростков на воздействие малых концентраций свинца. В конце первого года производственного обучения группу учащихся девушек обследовали в поликлинике Украинского научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний. У 4 школьниц из 15 выявлено легкое свинцовое отравление.
Те же учащиеся после каникул были обследованы повторно. Изменения, выявленные при первичном обследовании, исчезли полностью. По-видимому, прекращение контакта со свинцом способствовало восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, наши данные, как и материалы Ленинградского института гигиены труда и профзаболеваний (О. Б. Барский, 1963), указывают на то, что концентрации свинца в воздухе, предусмотренные нормативами для взрослых, приводят к функциональным изменениям у подростков.
Непосредственное влияние производственного обучения на организм учащихся, овладевающих профессией монтажника радиоаппаратуры, мы определяли на протяжении 2 месяцев (апрель—май 1962 г.). Методики исследования были такими же, как и при исследовании юношей, обучающихся специальности слесаря-сборщика.
Данные фотохронометража свидетельствуют о том, что нагрузка учащихся работой составляла 70—80%, производственные паузы — .2—5%, самопроизвольные перерывы — 1—6%. Время, уделяемое ин-
структажу, было еще меньше, чем в группе учащихся слесарей-сборщиков (1—2%).
Исследования указывают на некоторое снижение работоспособности подростков в дни производственного обучения (21%' случаев) и более частое снижение ее в учебные дни (36% случаев). Затяжной характер восстановления нормальных функций сердечно-сосудистой системы после дозированной физической нагрузки в конце работы установлен в 67% случаев, в учебные дни после уроков — в 92% случаев.
Повышенная чувствительность к допустимой для взрослых концентрации свинца, наблюдаемая нами у подростков, обучающихся профессии монтажника радиоаппаратуры, по-видимому, повлияла на изменение некоторых физиологических функций организма во время работы, а также во время учебного процесса.
По литературным данным (Р. Г. Сапожникова и соавторы, 1961; Н. Н. Преображенская, 1962), при проведении производственного обучения в благоприятных гигиенических условиях отмечается повышение работоспособности не только в дни производственного обучения,но и в учебные дни.
Выводы
1. Сравнение двух вариантов режима производственного обучения школьников в возрасте 15—16 лет показало, что работа в течение 5 часов 2 раза в неделю приводит к снижению трудоспособности чаще, чем при 3-часовой работе в цехе и 2 часах занятий теорией производства.
2. Контакт подростков в возрасте 15—16 лет с концентрациями свинца, не превышающими предельно допустимую, вызывает в отдельных случаях легкое свинцовое отравление и приводит, по-видимому, к снижению работоспособности.
3. Производственное обучение учащихся 9-х классов профессии монтажника радиоаппаратуры должно проводиться по программе общепрофессиональной производственной подготовки, вне контакта со
СЕИНЦОМ.
ЛИТЕРАТУРА
Минкевич М. А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе., М., 1957. — Преображенская Н. Н. В кн.: Материалы научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, стр. 63. — Сапожникова Р. Г., Попова Н. М., Корневская Е. И. Гиг. и сан., 1961, № 5, стр. 28.
Поступила 21/XII 1963 г.
%
HYGIENIC CONDITIONS IN INDUSTRIAL TRAINING OF THE 9th GRADE PUPILS TO BE EMPLOYED IN RADIO EQUIPMENT INDUSTRY
G. G. Latysheva
Investigations were carried out over the 9th-grade boarding school undegradua-tes, who were taking the course of industrial training to become radio apparatus assemblers and fitters at a Kharkov plant. Two varieties of teaching schedule were studied: schedule 1—5 hr work in a shop twice a week; schedule II—3 hr work in a shop and 2 hr studies in general industrial theory twice a week. A drop in the working capacity was more frequent in case 1 than in case II. It was found during examination of school undergraduates trained as fitters that they soldered small articles with alloys containing 40 to 60 per cent lead. The lead concentration in the air was, however, below the maximum permissible level. The contact of 15-16 year-old adolescents with lead concentration whithin the maximum permissible level caused in certain cases a mild lead poso-ning that could apparently result in a drop of the working capacity.
The industrial training of school undergraduates for a profession of the radio apparatus fitter should be carried out in accerdance with the program for general industrial training which provides for elimination of contacts with lead.