Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
санитарно-эпидемиологические правила и нормы / транспортировка отходов производства и потребления / sanitary-and-epidemiological standards and regulations / transportation of industrial waste and consumption residues

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.В. Метельский, Н.В. Синькова

В настоящее время вывозом отходов занимаются все желающие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза деятельности по транспортировке отходов осложняется тем, что ни в одних действующих санитарных правилах нет требований к хранению, ремонту, мойке и санитарной обработке транспорта, перевозящего отходы, особенно эпидемиологически опасные (бытовые, пищевые, биологические, экскременты животных, остриженные волосы и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR TRANSPORTATION OF INDUSTRIAL WASTE AND CONSUMPTION RESIDUES

All wishing legal persons and individual entrepreneurs are presently engaged in garbage disposal. Sanitary-and-epidemiological examination of activities in transportation of waste is complicated by that the existing sanitary regulations lack no requirements for storage, repair, washing, sanitization of waste-carrying transport, particularly epidemiologically dangerous (domestic, food, and biological waste, animal excreta, cut hair, etc.).

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

дигиена и санитария 6/2009

некоторые недостатки, работа над которыми должна проводиться и далее.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 25.03.96 № 350 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". — М., 1996.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.04 № 107 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения". — М., 2004.

3. Приказ Роспотребнадзора от 14.05.05 № 398 "О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)". — М., 2005.

4. Приказ Роспотребнадзора от 05.06.06 № 147 "Об оформлении лицензий". — М., 2006.

5. Результаты радиационно-гигиенической паспортизации в субъектах Российский Федерации за 2007 год (радиационно-гигиенический паспорт Российской Федерации). — М., 2008.

6. СП 2.6.1. 758—99. Нормы радиационной безопасности (НРБ—99). - М., 1999.

7. СП 1.1.1058—01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. — М., 2001.

8. СП 2.6.1.799—99. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОС-ПОРБ-99). - М., 1999.

9. Федеральный закон от 08.08.01 № 134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". — М., 2001.

10. Федеральный закон от 21.11.95 № 170 "Об использовании атомной энергии". — М., 1995.

Поступила 26.06.09

С С. В. МЕТЕЛЬСКИЙ, H. В. СИНЬКОВА, 2009 УДК 614.78(470*25)

С. В. Метельский', Н. В. Синькова2

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

'Зав. отд. гигиены окружающей среды ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве, (fguz@mossanepid.ru); 'врач по коммунальной гигиене отд. гигиены окружающей среды ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве (sinkovan@rabmler.ru)

В настоящее время вывозом отходов занимаются все желающие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза деятельности по транспортировке отходов осложняется тем, что ни в одних действующих санитарных правилах нет требований к хранению, ремонту, мойке и санитарной обработке транспорта, перевозящего отходы, особенно эпидемиологически опасные (бытовые, пищевые, биологические, экскременты животных, остриженные волосы и др.).

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологические правила и нормы, транспортировка отходов производства и потребления

S. V. Metelsky, N. V. Sinkova. - HYGIENIC REQUIREMENTS FOR TRANSPORTATION OF INDUSTRIAL WASTE AND CONSUMPTION RESIDUES

All wishing legal persons and individual entrepreneurs are presently engaged in garbage disposal. Sanitary-and-epi-demiological examination of activities in transportation of waste is complicated by that the existing sanitary regulations lack no requirements for storage, repair, washing, sanitation of waste-carrying transport, particularly epidemiologi-cally dangerous (domestic, food, and biological waste, animal excreta, cut hair, etc.).

Key words: sanitary-and-epidemiological standards and regulations, transportation of industrial waste and consumption residues

Деятельность по транспортировке отходов производства и потребления является важной составной частью по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, особенно в условиях такого крупного мегаполиса, каким является Москва. Это особенно актуально и с тех позиций, что на фоне постоянно увеличивающейся плотности населения растут объемы и виды образующихся опасных отходов.

Действующие государственные санитарно-эпидемиологические нормы и правила, которыми пользуются специалисты органов и учреждений Роспотребнадзора при проведении как надзорных мероприятий, так и различного вида гигиенических оценок, содержат основные требования к различным процессам обращения с химически и эпидемиологически опасными отходами. Вопросы же процесса транспортировки отходов производства и потребления в этих документах определены не в полной мере: в частности, в них нет конкретных

указаний по условиям использования, хранения, обслуживания, мойки и дезинфекции автотранспорта [1—3].

В настоящее время в связи со свободой предпринимательской деятельности перевозкой отходов занимаются любые юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от их возможности организовать необходимые, но не регламентированные имеющимися санитарными правилами мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом ограничить деятельность таких организаций, которые могут быть потенциальными источниками неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не представляется возможным, так как, согласно современному законодательству, специалисты Роспотребнадзора при осуществлении своих функций могут предъявлять требования, только четко указанные в санитарных правилах.

По нашему мнению, в государственных санитарно-эпидемиологических нормах и правилах имеется ряд недостатков.

1. Отсутствуют требования к конструкции автомобиля для перевозки эпидемиологически опасных отходов (в том числе твердых бытовых отходов (ТБО), пищевых, биологических отходов, экскрементов животных). Только для медицинских отходов классов Б и В в СанПиН 2.1.7.728-99 [2] и для жидких бытовых отходов в СанПиН 4690—88 [3] четко указан тип кузова машины. Для перевозки ТБО в СанПиН 4690—88 [3] необходимый тип кузова мусоровоза не конкретизирован, вместо этого использовано широкое понятие "мусоровозный транспорт", которое можно интерпретировать по-разному. В связи с этим вывоз от предприятий и организаций ТБО (кроме жилого сектора), пищевых отходов, медицинских отходов класса А зачастую осуществляется не специальным автомобилем типа мусоровоз, а накрытыми брезентом самосвалами и бункеровозами с открытыми бункерами, контейнерами-"мультилифтами" объемом до 27 м3. При этом предъявляемое к предприятиям и организациям требование обеспечить вывоз этих отходов мусоровозами может оспариваться на основании разрешительных актов других министерств и ведомств.

2. Не регламентировано выделение отдельного транспорта для перевозки эпидемиологически значимых отходов. Только СанПиН 2.1.7.728—99 [2] не допускает использование автомашин для транспортирования отходов классов Б и В для других целей. Поэтому одна автомашина может использоваться для перевозки ТБО, пищевых, промышленных отходов разных классов, строительного мусора, вторичного сырья.

3. Отсутствуют требования к хранению и мойке автотранспорта для перевозки отходов (в том числе эпидемиологически значимых) отдельно от других видов транспорта. Поэтому фактически зачастую оказывается, что автомашины для перевозки отходов находятся рядом на одной стоянке, моются на одном моечном посту с транспортом для перевозки пассажиров, пищевых продуктов и товаров народного потребления. А сточные воды этих моечных постов, очищаемые, согласно действующим нормативным документам, только от взвешенных веществ и нефтепродуктов, используются в их оборотном водоснабжении или выпускаются в ливне-сток. Особенно это важно в условиях отсутствия в Москве специализированных предприятий по транспортировке медицинских отходов ЛПУ.

4. Не предусмотрено мытье автотранспорта для перевозки отходов (в том числе эпидемиологически значимых). Только в СанПиН 2.1.7.728—99 [2] имеются требования к санитарной обработке автомашин для отходов классов Б и В. В связи с этим в ходе надзора и санитарно-эпидемиологической экспертизы органы и учреждения Роспотребнадзо-ра не могут предъявить к мусоровывозящему предприятию требования по организации мойки автомашин, а также дезинфекции мусоровозов для ТБО и приравненных к ним отходов. Только, согласно СП 2.1.7.1038—01 [4], на полигоне ТБО может быть (не должна, а именно может) оборудована контрольно-дезинфицирующая установка для ходовой части мусоровозов. При этом ТБО могут вывозиться и на мусоросжигательные заводы, мусоропе-регрузочные станции.

Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что действующие государственные санитарно-эпидемиологические нормы и правила по обращению с химически и особенно эпидемиологически опасными отходами необходимо дополнить требованиями к их транспортировке: в зависимости от видов отходов, для которых предназначен автотранспорт, должны быть указаны необходимые типы кузова, условия по раздельному использованию автомобилей, ограничения при их хранении, обслуживании и мойке, а также предусмотрена санитарная обработка транспорта для перевозки эпидемиологически опасных отходов, что будет способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Особенно актуален данный вопрос с учетом принятых в 2008—2009 гг. Технических регламентов для различных видов продукции, в которых отсутствуют какие-либо требования к обращению с отходами производства, в том числе к их транспортировке.

Литература

1. СанПиН 2.1.7.1322—03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. — М., 2003.

2. СанПиН 2.1.7.728—99. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. - М., 1999.

3. СанПиН 4690—88. Содержание территории населенных мест. — М., 1988.

4. СП 2.1.7.1038—01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. — М., 2001.

Поступил! 26.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.