Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ЗДАНИЯМ И ВНУТРЕННЕМУ ИХ ОБОРУДОВАНИЮ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ЗДАНИЯМ И ВНУТРЕННЕМУ ИХ ОБОРУДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ЗДАНИЯМ И ВНУТРЕННЕМУ ИХ ОБОРУДОВАНИЮ»

ЗА РУБЕЖОМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ЗДАНИЯМ И ВНУТРЕННЕМУ ИХ ОБОРУДОВАНИЮ

Архитекторы У. Банш, Ф. Шауер (ГДР)

Политехническое воспитание и образование требуют активного участия учащегося. Только таким путем он может приобрести необходимые знания и навыки. В школах ГДР преподавание не замыкается в школьном здании, а проходит в тесном содружестве с промышленными предприятиями, МТС и сельскохозяйственными кооперативами; в них ученики выполняют работу, связанную с обучением в школе.

На умственное, психическое и физическое развитие учеников влияет сам вид школьного здания, его окружение, устройство классов. Мрачная школа с маленьким двором для перемен не может влиять столь благотворно, как светлое приветливое здание с яркой живой окраской и зелеными насаждениями. Поэтому в строящихся школах необходимо создавать наилучшие гигиенические условия. Но можно исправить и улучшить гигиеническую обстановку в старых школьных зданиях во время их капитального ремонта или перестройки.

Нужно чтобы класс привлекал учеников, чтобы они охотно ходили в школу и брались за работу. Первое, необходимое для этого условие— достаточная площадь класса. Воспитание в детях чувства порядка невозможно в тесном помещении. В маленьких классах при обычном комплекте учеников воздух быстро ухудшается, дети скорее утомляются, становятся невнимательными, что отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости.

Для свободного передвижения учеников и учителя необходима площадь в 1,35 м2 на ученика, для класса на 40 учеников требуется 40X1.35 = 54 м2. Высота потолка 3,1—3,2 м. Для меньшего числа учеников достаточна меньшая площадь, но все же не следует допускать менее 40 м2. Расстояние от глаз ученика, сидящего на последней скамейке, до классной доски не должно превышать 9 м, так как иначе ученику трудно видеть написанное на доске.

Можно предполагать, что причина большого распространения нарушений зрения среди немецких школьников вызвана не только недостатками освещения классных помещений, но и неправильным устройством школьного здания. Число учеников, которые носят очки, за время обучения возрастает приблизительно в 5 раз.

На партах считается минимально допустимой освещенность от 100 до 120 лк. Такая освещенность должна быть даже на самом неудачном месте. Достаточно дневного света дают только большие окна. Опытом установлено, что сумма площадей всех оконных проемов для создания хорошего освещения должна составлять 25% площади классного помещения. Большие оконные переплеты и широкие оконные рамы нецелесообразны, так как они значительно уменьшают площадь остекления: кроме того велика и стоимость таких массивных оконных рам. Приведем два примера.

Для хорошего освещения глубины классного помещения важно иметь большую высоту окон. Высоко расположенная надоконная перемычка значительно повышает освещенность в глубине помещения. Следует рекомендовать размещать ее по возможности ближе к потолку и не ниже 30 см от него. Нет необходимости устанавливать высоту подоконника больше 70—80 см. Простенки между окнами, если они слишком широки, дают полосы тени и поэтому рекомендуется делать их между окнами не шире 50 см.

Освещенность классного помещения дневным светом зависит не только от архитектуры здания, Яо и от окружения школьного здания и ориентации окон. Поэтому нецелесообразно затенять классные помещения деревьями и кустами, посаженными близко к окнам, строительством, затеняющим окна школы. Достаточно, чтобы расстояние от затеняющего дерева или здания до окна классного помещения было вдвое большим, чем их высота- Обычно этому соответствует угол затенения в 20°. Угол освещения не должен быть меньше 23°.

Строительный устав в ГДР для школьных зданий требует, чтобы ни одно место ученика в классе не было удалено от окон больше чем на 5,4 м. Если все же необходимо, чтобы место учащегося было на расстоянии большем 5,4 м от окон, требуется устройство второго ряда окон на противоположной стороне помещения. Устройство двустороннего освещения существенно улучшает не только естественную освещенность, но и вентиляцию. В этом случае ширину класса можно увеличить до 7,3 м и расположить в нем 4 ряда парт. Основным должно быть левостороннее освещение. Окна справа должны иметь подоконники на высоте около 2 м от поверхности пола.

Ориентация окон на север лишает классные помещения солнечных лучей. Классы с окнами, ориентированными на запад, в предобеденное время темны. В послеобеденное время косо падающие лучи солнца создают блики на классной доске. Классы, расположенные на восток, нагреваются, особенно в летнее время. Ориентация помещений на север и запад не может быть допущена для классных помещений. В Строительном уставе ГДР от 24 мая 1951 г. указано: «В дни, когда уже в 10 часов утра температура в тени доходит до 25°, продолжительность уроков следует сокращать до 4 часов, если за это время не стало прохладнее. Ориентация классных помещений на восток может приводить к перегреву помещений уже до начала уроков, что вызывает частые пропуски уроков. Такая ориентация нецелесообразна также и потому, что лучи солнца, невысоко поднявшегося над горизонтом в предобеденное время, слепят учеников».

Такая ориентация не рекомендуется для классных помещений. Комиссия специалистов разработала следующие требования:

1. Для защиты классного помещения от солнечных лучей в жаркое время года лучше всего применять маркизы.

2. В зимнее время необходимо максимальное проникновение солнечных лучей в помещение, что обеспечивает минимальный расход тепла на отопление.

3. Прямые лучи солнца не должны слепить учеников во время уроков до полудня.

4- В течение дня поступление солнечного естественного света в помещение должно быть по возможности равномерным. Этим требованиям лучше всего отвечает расположение классных помещений на юг (отклонение не должно превышать 15° к востоку). Отклонения от южной ориентации на юго-восток или юго-запад допускаются только в особых случаях, например в городах. При ориентации окон на юг зимой, когда холодно, солнечные лучи в изобилии проникают в помещение, летом же—не перегревают помещения и не слепят учеников (рис. 1). При этом широкие края крыши и козырьки над окнами особенно выгодны для

защиты от жарких летних солнечных лучей (рис. 2). Рекомендуется все же снабжать окна классов маркизами для защиты от солнечных лучей. Маркизы.следует устанавливать снаружи окон для того, чтобы не только лучи солнца, но и поглощаемое тепло не входило в помещение.

Для искусственного освещения классных помещений все большее и большее распространение получают люминесцентные лампы. В каждом классе должно быть не меньше 6 светильников с электрическими лампами по 200 вт. Для классной доски должен быть отдельный светильник. Выключатели целесообразно расположить непосредственно около двери класса, а выключатель для освещения классной доски — вблизи нее.

На противоположной от классной доски стене должна быть установлена штепсельная розетка для киноаппарата. В классе требуется приспособление для затемнения окон при демонстрации кинофильмов или диапозитивов. Освещенность в классе зависит от коэффициента отражения стен. Для повышения освещенности следует применять светлые краски. Черная доска отражает лишь около 4% света и резко контрастирует с белой стеной, которая отражает приблизительно 80% света. Следует избегать таких резких контрастов особенно тогда, когда они постоянно находятся в поле зрения учеников, так как это утомляет зрение. Рекомендуется поэтому стену, на фоне которой висит классная доска, окрашивать в тон средней яркости, в тон окраски всей остальной части помещения. Не обязательно все 4 стены класса красить в одинаковый цвет. Рекомендуется заднюю стену класса и потолок окрашивать красками с возможно высоким коэффициентом отражения, для того чтобы увеличить освещенность на рабочих местах учеников. Нижняя часть гладких стен на высоту 1,2 м должна быть окрашена легко моющейся краской, верхняя часть стены — одноцветной краской до потолка и не должна быть отделена окантовкой (филенкой).

Каждый класс школы должен быть так расположен, чтобы его вентиляция способствовала чистоте воздуха, максимально проближенной по качеству к чистому наружному. При расположении и устройстве классных помещений следует обращать особое внимание на частое наличие в закрытых помещениях добавочного давления воздуха, преимущественно в верхней части помещения. Систематическое проветривание

\

\ \

Рис. 1. Проникновение солнечных лучей в классное помещение с окнами на юг (в полдень в Берлине).

способствует уравновешиванию добавочного давления воздуха с наружной атмосферой; облегчает и ускоряет этот процесс установка створчатых окон. Для классов такие окна неособенно выгодны, так как поставленные на подоконник цветы мешают открывать окна и школьники, кроме того, находятся на сквозняке; фактически окна не открываются. Объем воздуха на одного ученика должен составлять 20 м3, чего можно достигнуть при наличии 4 м3 на ученика в час при пятикратном обмене.

Рис. 2. Края крыши и козырьки уменьшают проникновение солнечных лучей в помещение.

а — край крыши; б — край козырька.

Для усиления и улучшения вентиляции в противоположной стене класса организуется вытяжной канал с механическим побудителем или без него (дефлектор), как показано на рис. 3, через коридор или вертикально расположенный воздуховодх. В вертикальных, в особенности в горизонтальных вентиляционных каналах накапливается пыль, поэтому необходима их очистка минимум раз в квартал. Прочистка горизонтальных шахт является особенно трудной в тех случаях, когда при проектировании эта важная деталь не была предусмотрена; в этих случаях прочистка шахт не производится. Горизонтальные шахты следует ограничивать снаружи решетками для того, чтобы птицы не гнездились в них. Самая простая и лучшая вентиляция классного помещения получается при расположении окон с двух сторон классного помещения; окна, расположенные в верхней части противоположной стены, не только усиливают освещенность, но и дают возможность хорошо и быстро проветривать весь класс, не опасаясь сквозняков. Такое расположение окон можно применять не только для одноэтажных, но и для многоэтажных школьных зданий2.

1 Этот тип вытяжной вентиляции описан Э. М. Краснопольским (Гигиена и санитария, 1941, № 9—10). Ред.

2 При разных высотах классных комнат и примыкающих коридоров-рекреаций.

Ред.

Одним из вредных факторов, влияющих на здоровье школьников, является шумовой раздражитель.

Для предотвращения уличного шума (и несчастных случаев) следует соблюдать красные линии по крайней мере в 30 м. Звук передается через щели окон и дверей, через пористость стен, распространяется через различные материалы.

Поэтому особенно важна конструкция междуэтажных перекрытий. Конструкция обыкновенного междуэтажного перекрытия передает любую степень вибрации беспрепятственно. В таких школах рекомендуется подкладка волокнистых тканей под линолеум, но она дорога; гораздо дешевле применять так называемые двойные межэтажные перекрытия, при которых вибрация взаимно уничтожается. Тот же принцип

применяется и для простенков. Чтобы в классном помещении хорошо слышались слова учеников и учителя и не было реверберации, потолки и стены по возможности делают из звукопоглощающего материала. Понятно, что эти требования относятся и к помещениям для профессионального обучения.

В лабораториях, как и в школьных мастерских, необходимо обращать внимание на оборудование, которое требует большей площади по сравнению с классом. Помещения для лабораторий биологии, физики, химии и рисования должны иметь площадь минимум 67,5 м2 при расстоянии от классной доски до ученика не больше 9 м; класс рукоделия можно расположить в цокольном этаже при наличии достаточного есте-ственого освещения и вентиляции. Соблюдая эти основные требования, можно допустить высоту помещения до 2,75 м минимум. Для «рисозаль-ного» зала требуется хорошее равномерное освещение, чтобы ученик мог лучше различать рисунки, тени, краски. Классы естествознания следует располагать таким образом, чтобы большую часть дня их освещали лучи солнца.

Согласно Строительному уставу, в ГДР нормой для туалетных помещений принято: на 40 мальчиков — уборная с унитазом и 2 писсуарами или лотком для мочи длиной 0,75 м на 20 человек; на 20 девочек— уборная с унитазом, на 8 учителей — уборная с унитазом и писсуарами, на 4 учительницы — уборная с унитазом. Кабина должна быть из расчета 80 см на 1,20 м. Следует облицовывать стены фаянсовыми плитками.

Рис. 3. Вентиляционная шахта через коридор. а — поступление свежего воздуха через окно; б — удаление испорченного воздуха через вытяжной канал.

Поступила 21/11 1959 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.