Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСТ НА ДЕТСКУЮ МЕБЕЛЬ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСТ НА ДЕТСКУЮ МЕБЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CONSIDERATIONS ON ELABORATION OF STANDARDS FOR CHILDREN FURNITURE

The paper presents hygienic considerations to be taken into account in elaboration of standards for children furniture. These considerations deal with the types of furniture that should be standardized for various age and height groups, numeration of children furniture, etc. On the basis of published and personal data the authors suggest for the furniture intended for sitting height groups starting from the height of 70 cm and point to the necessity of creating a single numeration system both for school and children furniture.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСТ НА ДЕТСКУЮ МЕБЕЛЬ»

подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей детей, а также рациональное сочетание различных видов деятельности на уроке и в течение учебного дня.

Поступила 3I/III 1972 г.

HYGIENIC PRINCIPLES IN ORGANIZING TEACHING REGIME OF THE FIRST

GRADE

V. M. Zubkova

The teaching regime of the first grade should be organized on the following principles: gradual increase of the teaching load, rational combination of various types of activities in the course of the lesson, the lessons should correspond to the seven-year old children age-specific peculiarities of seven-year old children.

УДК 613.5:684.4-053.2(083.74)

JI. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСТ НА ДЕТСКУЮ МЕБЕЛЬ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Необходимость разработки государственных стандартов на детскую мебель не вызывает сомнения. Отсутствие ГОСТ и существующий разнобой в рекомендациях (особенно по величине дифференции, высоте столов и размеров кроватей) затрудняют контроль за производством и использованием детской мебели, за подбором ее в соответствии с ростом и пропорциями тела детей. А такой пробел в дошкольном возрасте имеет особое значение из-за податливости и незаконченного развития костной системы ребенка. Как известно, нарушения осанки формируются именно в дошкольном возрасте.

При разработке стандартов на детскую мебель перед исследователями встает ряд вопросов, касающихся номенклатуры изделий, которые подлежат стандартизации для разных возрастных групп, ростовой группировки и нумерации мебели по функциональным размерам.

Для уточнения основных требований ГОСТ 1 на детскую мебель Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР ведет специальное исследование, включающее ознакомление с практикой использования ее в детских садах и яслях, беседы с практическими работниками и руководителями этих учреждений, конструкторами и проектировщиками детской мебели, проводит антропометрические измерения детей, изучение их позы при разных видах деятельности, гигиеническую оценку образцов детской мебели, демонстрируемой на специальных выставках.

Как показали исследования и наблюдения, проводившиеся в детских учреждениях, дети больше всего используют для своих надобностей стул, стол и кровать. В то же время именно эти предметы при несоблюдении гигиенических требований к их конструкции и размерам могут способствовать развитию тех или иных отклонений в осанке детей. По этим соображениям детские стулья, столы и кровати подлежат стандартизации в первую очередь.

Принятая в настоящее время нумерация мебели для ясельного и дошкольного возраста включает 6 основных и 1 дополнительный, 7-й, номер. Первые номера (1—3-й) и последние (5—7-й) охватывают группы детей с интервалом роста 10 см. Номер мебели рассчитан на детей группы роста с интервалом 5 см (95—99 см). Неравномерное распределение ростовых групп связано с тем, что ясельная и дошкольная мебель разрабатывалась

1 ГОСТ 11015—71 «Столы ученические»; ГОСТ 11016—71 «Стулья ученические».

в разное время и ростовые группы формировались по-разному: ясельные — 65—74 , 75—84 и 85—94 см, дошкольные — 90—99, 100—109 и 110—119 см; 4-я ростовая группа оказалась на стыке ясельного и дошкольного возраста, и при объединении нумерации в единую систему ростовой интервал был уменьшен до 5 см. При разработке ГОСТ на детскую мебель этот недостаток следует устранить.

При формировании ростовых групп для разработки основных размеров детской мебели необходимо учитывать наблюдающуюся акселерацию физического развития детей. В 1930—1933 гг., когда впервые в СССР составлялись рекомендации по ростовой группировке детей ясельного возраста, для разработки размеров детской мебели группировка была начата с роста 65—74 см. В эту группу, по данным М. И. Корсунский, входило 37% детей в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, 48% — от 1 года 3 месяцев до 1 года 9 месяцев и 12% — от 1 года 9 месяцев до 2 лет 3 месяцев. Если рост 65—70 см имели 40% детей в возрасте, близком к 1 году, и часть детей Р/г лет и даже 2 лет, то вполне оправдано было первый размер мебели для детей рассчитывать на рост 65—74 см.

В наше время, по данным, опубликованным в «Материалах физического развития детей и подростков» (1962, в. 1 и 2), рост от 65 до 74 см имеют дети от 4—5 месяцев до 1 года 2 месяцев—И^лет. Объединение в одной группе грудных детей, лишь начинающих сидеть, и годовалых неправомерно. В раннем детстве требуется иная, более дробная возрастная группировка и разная по функциональному назначению мебель. В наши дни разбивку на ростовые группы с целью разработки мебели для сидения рекомендуется начинать с роста 70 см, а не с роста 65 см, как это делалось в 30-е годы. Среди обследованных нами в 1971 г. детей в возрасте от 9 месяцев до 1 го-года 2 месяцев лишь 5% имели рост менее 70 см. Все дети старше 1 года 2 месяцев (возраст, когда, по существу, дети начинают сидеть на стульях) имели рост более 70 см.

В ростовую группу 70—79 см, по нашим данным (см. таблицу), входят дети'отЭ—11 месяцев до Р/гЛет, относительно близкие по своим функциональным возможностям. В этом возрасте дети начинают ходить, но координация движений у них еще не совершенна. Для этого возраста целесообразнее проектировать не стул, а креслице, отличающееся от стула наличием подлокотников и небольшой подножки. Кресло устойчивее стула, подлокотники организуют позу, предохраняют ребенка от падения; подножка, увеличивающая высоту сиденья от пола на 8—10 см, позволяет использовать его в комплекте с более высоким столом № 3. Такое сочетание уменьшит количество номеров столов в группе и облегчит работу персонала при обслуживании маленьких детей.

Во вторую ростовую группу (80—89 см) войдут дети в возрасте от 11г года до 2—21/2 лет; для них, как и для детей с ростом 90—99 см, может быть рекомендована обычная детская мебель, используемая в ясельных и младших группах детского сада — стулья и четырехместные столы.

Распределение детей дошкольного возраста по ростовым группам (в %)

Возраст

Рост (в см) к и V а 1 ¿1 » 2 О Г а * V й год 7 ме-щев — 1 год 1 месяцев 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

| г ... с ® --

а> а — о —

70—79 80—89 90—99 100—114 115—130 14,6 70,7 20,5 14,7 33,4 1,1 44,1 39,4 0,6 2,0 17,4 6,0 35,9 22,0 2,7 6,2 54,3 8,2 14,7 52,6 2,4 36,5

Рост свыше 100 см характерен для детей 5—6 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада, где с ними проводятся занятия различного рода. Мебель, используемая в таких группах, по своему функциональному назначению имеет много общего со школьной мебелью.

Очевидно, при ее разработке следует использовать опыт проектирования школьной мебели, на которую уже действуют много лет государственные стандарты. Введенный в действие с 1/1 1971 г. новый ГОСТ на школьную мебель (11015—71, 11016—71) рассчитан на 5 номеров мебели.

По ряду соображений, подтвержденных анатомическими и физиологическими исследованиями, ростовой интервал для группировки номеров мебели увеличен до 15 см. При этом 1-й школьный номер мебели (группа А) рассчитан на детей ростом от 115 до 130 см. Этот рост одинаково часто встречается в школе и в старших группах детского сада. Не исключена вероятность того, что в будущем часть детей в той или иной форме будет начинать обучение с 6 лет (экспериментальное исследование в этом направлении сейчас ведется в ряде республик). Внося поправки в нумерацию детской мебели, следует это иметь в виду. Должна быть создана единая система нумерации детской и школьной мебели, с тем чтобы при необходимости смежные номера могли быть использованы как в школе, так и в детском саду.

С учетом этих соображений, ростовая группировка для разработки детской мебели, очевидно, должна вплотную подойти к школьной, причем 2 последние ростовые группы будут иметь интервал по 15 см (100—114 и 115—130 см). Сопоставление изменчивости пропорций тела и анатомических величин, определяющих основные функциональные размеры мебели внутри укрупненных ростовых групп, свидетельствует о допустимости подобной группировки. Изменчивость высоты голени, в частности, для ростовой группы 115—130 см не превышает для подавляющего большинства детей ±1,5—2 см и не влияет на удобство их позы, когда они сидят на стульях, рассчитанных по средним параметрам для данной ростовой группы.

Таким образом, для разработки детской мебели могут быть рекомендованы 5 ростовых групп и соответственно 5 номеров мебели. В таблице дана разбивка на предлагаемые ростовые группы и представлен возрастной состав детей в каждой из ростовых групп по материалам измерения московских детей, посещающих детские учреждения (1971). Не исключена вероятность того, что для ряда республик, например Прибалтийских, где среди детей 6 лет довольно многие имеют рост свыше 130 см, понадобится дополнительный, 6-й, номер мебели, соответствующий 2-му школьному размеру (группа Б) и рассчитанный на рост 130—145 см.

Предлагаемая ростовая группировка детей относится к разработке ГОСТ на детские стулья и столы. Разбивка на ростовые и возрастные группы для определения функциональных размеров детских кроватей должна проводиться иначе. Для яслей и детских садов может быть рекомендовано не более 3 размеров кроватей — 1 для детей до 11/2 лет и 2 размера для детей старше 11/2—2 лет. Для маленьких детей необходима стационарная кровать с относительно высоким ложем и высокими бортиками, препятствующими падению. Для детей старше 1*/4 лет высота ложа кровати должна быть меньшей, с тем чтобы они могли ложиться и вставать без помощи взрослых; для них могут быть рекомендованы как стационарные кровати, так и различные варианты встроенных.

Функциональные размеры детской мебели для каждого вида изделий нужно определять в соответствии с ее ростовой и возрастной принадлежностью, с учетом пропорций тела детей и средних показателей важнейших анатомических параметров в каждой из ростовых групп. При определении размеров столов и стульев следует учитывать, кроме того, позу во время различных видов деятельности, с тем чтобы обеспечить удобство детей при разных занятиях, играх и еде.

ЛИТЕРАТУРА. Корсунская М. И. Социальная гиг., 1928, № 1(11), с. 17. — К о р с у н с к а я М. И. Охр. мат., 1932, № 12, с. 1.

Поступила 12/V 1972 г.

HYGIENIC CONSIDERATIONS ON ELABORATION OF STANDARDS FOR CHILDREN

FURNITURE

L. V. Mikhailova, G. A. Sharshatkina

The paper presents hygienic considerations to be taken into account in elaboration of standards for children furniture. These considerations deal with the types of furniture that should be standardized for various age and height groups, numeration of children furniture, etc. On the basis of published and personal data the authors suggest for the furniture intended for sitting height groups starting from the height of 70 cm and point to the necessity of creating a single numeration system both for school and children furniture.

УДК 576.851.551.01:631.46(470.11)

В. В. Ястребов, Т. И. Сергеева, Е. К- Зарубина

ОБСЕМЕНЕННОСТЬ ВОЗБУДИТЕЛЕМ СТОЛБНЯКА ПОЧВЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи АМН СССР, Москва и Санэпидстанция Архангельской области

В эпидемиологии столбняка существенную роль играет почва как возможный источник и фактор передачи инфекции. Поэтому выяснение степени обсемененности почвы столбнячным микробом в той или иной местности помогает судить об уровне потенциальной опасности заражения столбняком.

На основании анализа более 9000 образцов почв из 14 республик СССР Т. И. Сергеевой и К. И. Матвеевым установлено, что между степенью обсемененности почвы и уровнем заболеваемости столбняком существует прямая линейная зависимость (коэффициент корреляции этих величин составляет 0,55); если обсемененность не превышает 7—8%, то она никак не отражается на уровне заболеваемости. Выявлена определенная корреляция между плотностью населения в той или иной местности и уровнем обсемененности почвы (коэффициент корреляции — 0,59), а также плотностью скота и процентом обсемененности почвы (коэффициент корреляции — 0,72). Следовательно, изучение распространенности возбудителя столбняка в окружающей среде, в частности в почве, очень важно для выяснения эпидемической ситуации в отношении столбняка с целью обоснования и разработки рациональных мер профилактики применительно к местным условиям.

В этом смысле северные области РСФСР представляют особый интерес, так как, согласно Приказу министра здравоохранения СССР № 459 от 10/У1 1968 г., в них должно быть проведено наблюдение, направленное на обоснование возможности отмены противостолбнячной сыворотки при экстренной профилактике столбняка по поводу травм. Такое обоснование предусматривает, помимо выяснения иммунологического статуса населения по отношению к столбняку, характеристику уровня обсемененности почвы столбнячным микробом. В связи с этим мы изучали обсемененность почвы С1. 1е1аш в Архангельской области.

Архангельская область относится к зоне, где регистрируются единичные случаи заболеваемости стобняком за ряд лет. Средний показатель заболеваемости за 20 лет составил здесь 0,18 на 100 000 населения, причем в течение 3 лет (1965, 1966, 1968) столбняк совсем не отмечался. За последние 7 лет показатель заболеваемости не превышал 0,06 на 100 000 населения.

При исследовании почвы мы применяли бактериологический метод обнаружения столбнячного микроба; к прямому биологическому методу прибегали лишь для контроля при анализе ряда проб почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.