Научная статья на тему 'Анализ пространства и мебельной эргономики в детском дошкольном учреждении'

Анализ пространства и мебельной эргономики в детском дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1665
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬ / ЭРГОНОМИКА / ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко О.Н., Волкодаева И.Б.

Данная статья посвящена анализу пространства и эргономике мебели для детей в дошкольном учреждении. При выборе оборудования для детского дошкольного учреждения всегда обязательно учитывать комфорт и безопасность ребенка. Дизайн дошкольного учреждения должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимальное использование пространства. Мебель, которая используется при создании детской среды, должна быть подходящего размера, требует больше внимания, чем выбор мебели для взрослых. Существуют очень специфические требования, которые нужны детям для всестороннего когнитивного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко О.Н., Волкодаева И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SPACE AND FURNITURE ERGONOMICS IN A CHILDREN'S PRESCHOOL INSTITUTION

This article is devoted to the analysis of space and ergonomics of furniture for children in a preschool institution. It is always necessary to take into consideration the comfort and safety of the child, choosing equipment for a kindergarten. The design of the whole environment should be planned in such a way as to ensure maximum space to use. The furniture used to create the children's environment should be with a suitable size and it needs more attention choosing it than furniture for adults. There are very specific requirements that children need for comprehensive cognitive development.

Текст научной работы на тему «Анализ пространства и мебельной эргономики в детском дошкольном учреждении»

ARTS

ANALYSIS OF SPACE AND FURNITURE ERGONOMICS IN A CHILDREN'S PRESCHOOL

INSTITUTION

Kurilenko O.

Applicant for the degree, Russian State University. A. N. Kosygin (Technology. Dеsign. Art)

Volkodaeva I.

Candidate of technical sciences, professor, head of the department «Design of environment » of the Russian

State University A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВА И МЕБЕЛЬНОЙ ЭРГОНОМИКИ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Куриленко О.Н.

Соискатель ученой степени, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Волкодаева И.Б.

Канд. тех. наук, профессор, заведующая кафедры дизайна среды, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Abstract

This article is devoted to the analysis of space and ergonomics of furniture for children in a preschool institution. It is always necessary to take into consideration the comfort and safety of the child, choosing equipment for a kindergarten. The design of the whole environment should be planned in such a way as to ensure maximum space to use. The furniture used to create the children's environment should be with a suitable size and it needs more attention choosing it than furniture for adults. There are very specific requirements that children need for comprehensive cognitive development.

Аннотация

Данная статья посвящена анализу пространства и эргономике мебели для детей в дошкольном учреждении. При выборе оборудования для детского дошкольного учреждения всегда обязательно учитывать комфорт и безопасность ребенка. Дизайн дошкольного учреждения должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимальное использование пространства. Мебель, которая используется при создании детской среды, должна быть подходящего размера, требует больше внимания, чем выбор мебели для взрослых. Существуют очень специфические требования, которые нужны детям для всестороннего когнитивного развития.

Keywords: furniture, ergonomics day care centers, children's space

Ключевые слова: мебель, эргономика, детские дошкольные учреждения, детское пространство

Дети активно участвуют в изучении окружающего мира. Они начинают понимать размер по тому, могут ли они что-то держать в руках или обхватывать руками. Они узнают, что вещи могут быть мягкими или твердыми, гладкими или неровными, касаясь их. Для приспособления к этому активному процессу обучения полезно, чтобы окружающая среда отражала размеры детей и способствовала их способности видеть и достигать предметов и чувствовать себя комфортно в их окружении. Пространство, отражающее физические размеры и способности детей, повышает их уверенность в способности выполнять простые задачи более независимо. Соответствующие размеры и элементы, такие как окна, столы, стулья и игровая площадка, продлят интерес детей к участию в конструктивных мероприятиях.

В детском саду часто расставляют мебель, где парты, стулья, компьютерные мониторы остаются на одной и той же стационарной высоте, в то время как дети бывают разных размеров. У детей разная

скорость роста в зависимости от генетики и окружающей их среды. Некоторым удобны стандартные измерения для них. У других могут возникнуть трудности, так как они имеют разную высоту по сравнению со средним стандартом. некоторые из существующих детских садов не подходят для детей с точки зрения дизайна, безопасности и здоровья [5, с. 22-104].

Дизайнер Анита Руил считала, что, «дети используют окружающую среду, чтобы улучшить себя; взрослые используют себя для улучшения окружающей среды. Дети работают ради процесса, взрослые работают ради достижения и конечного результата» [6]. Это показывает, что дети учатся на своем окружении и своей деятельности через движение, развивают воображение, социальное взаимодействие и учатся через игру.

Эргономист Дэвид Кэпл заявил, что, эргономика или человеческий фактор - это научная дисциплина, связанная с пониманием взаимодействия людей и других элементов системы, а также про-

фессия, которая применяет теорию, принципы, данные и методы для проектирования в целях оптимизации благосостояния человека и общей производительности системы [6].

С точки зрения детской эргономики, исследователи эргономики подчеркнули, что детская эргономика отличается от взрослой. Таким образом, надлежащий дизайн мебели и оборудования должны быть адаптированы, чтобы избежать опасности или травм для детей. Эргономика будет сосредоточена на подходящей высоте детской мебели, ширине, длине, материалах и самом дизайне. Линда Рут (Linda Cain Ruth) установила стандарт дизайна для детской среды, который включает в себя все детали антропометрического и эргономического дизайна для детей [15].

Профессор Памела Мосс (Pamela Moss) и ее коллега архитектор Марк Дудек (Mark Dudek) подчеркивают, что существует недостаточное соответствие между процессом проектирования и образными пространственными потребностями маленького ребенка. Принцип таков: потребности детей в возрасте до семи лет, это - их право (как личности) на высококачественную образовательную среду, которая заботится о них и строго поддерживает их социальное развитие [11; 12, с.11].

Процесс проектирования начинается с создания концепции, которая ориентирована на потребителя и включает безопасность и здоровье для снижения эргономических рисков на ранней стадии разработки дизайна. Это связано с тем, что ориентированный на потребителя дизайн является основным методом проектирования продукта или мебели, который будет интегрирован с антропометрическими измерениями и рекомендациями маленького клиента [6].

Мебель для детского сада должна обеспечить ребенку уверенность и безопасность. Столы и стулья, используемые для приема пищи, должны быть хорошо спроектированы, учитывая склонность детей перелезать через мебель. Мебель должна соответствовать росту ребенка и быть достаточно крепкой для него. Кроме того, чтобы не загромождать детскую среду, нужно рассмотреть варианты хранения стульев и учитывать это при выборе мебели. Что касается книжных шкафов, они должны быть достаточно прочными и надежно закрепленными, чтобы они не опрокинулись, и дети не пострадали. Это же касается места для хранения, включая индивидуальные запирающиеся шкафчики, перегородок для комнат, плоских рабочих поверхностей, мольбертов, игрового магазина, гардеробной, кукольного театра, библиотеки, ниш с книжными полками, инструментов, зоопарка и т. д. [1, с. 17-97]

Мебель в спальнях детского дошкольного учреждения, можно разделить на две части; первая - готовая мебель, а вторая - мебель на заказ. Готовая мебель может быть проанализирована в трех частях: автономная, модульная и мебельная коллекция. С другой стороны, мебель на заказ часто встречается в концепции встроенной мебели.

1. Автономная мебель является подвижной. Ее можно переставить, перенести в другую комнату. Однако, если изделие не выполнено на заказ, оно поставляется в стандартных размерах.

2. Модульная мебель обеспечивает большую гибкость, позволяя комбинировать такие компоненты, как кровать, изголовье кровати, полки, ящики, тумбы и рабочие поверхности, чтобы соответствовать точным потребностям ребенка (рис. 1).

Рис. 1. Модульная мебель

3. Многие производители предлагают коллекции мебели, состоящие из предметов, которые согласованы по стилю и отделке. Коллекция, предназначенная для детской комнаты, может включать

несколько различных вариантов: стилистически согласованные кровати, изголовья, тумбочки, комоды, книжные шкафы, столы, стулья и зеркала в рамах (рис. 2).

Рис. 2. Коллекция мебели

4. Встроенная мебель - это тип мебели, который точно подходит по площади (рис. 3). Они разработаны в соответствии с требованиями конкретного пространства. Этот вид мебели может быть

встроен в укромные уголки или под окнами, создавая цельный внешний вид и используя пространство, которое в противном случае могло бы быть потрачено впустую [1, с. 17-97; 2, с. 19-75].

Рис. 3. Встроенная мебель

Кровати делятся по возрасту ребенка: • кровати для детей от 9 месяцев до 2 лет -

состоят из колыбели, люльки и кроватки. Стороны колыбели должны как можно выше надежно удерживать ребенка, когда кровать качается. В целях безопасности рокеры должны изгибаться лишь слегка, двигаясь легкими движениями. На подвес-

ной подставке необходимы прочная основа и конструкция, позволяющая заблокировать подставку в не качающемся положении. Не должно быть отсутствующих вертикальных полос, и они не должны быть на расстоянии более 6 см друг от друга, то есть шириной около четырех пальцев, чтобы голова ребенка не могла застрять между ними (рис. 4).

Рис. 4. Детская кровать от 9 месяцев до 2 лет

• кровати для детей от 2 лет до 4 лет: эти кровати также называют кроватями для малышей или младенцев. В дополнение к кроватям, которые превращаются из детских кроваток, многие типы спроектированы исключительно как промежуточные

кровати, поэтому они не имеют какого-либо стандартного размера в отличие от детских кроваток и кроватей для взрослых (рис.5).

Рис. 5. Детская кровать от 2 лет до 4 лет

• кровати для детей от 4 лет до 6 лет: стандартная кровать для взрослых состоит из каркаса, матраса и пружинного блока или другой опоры. Каркас может быть просто металлической опорой на роликах или может включать в себя изголовье и / или подножку. Двухъярусные кровати обеспечивают дополнительное игровое пространство. Двухъярусные кровати требуют защитной планки

вдоль внешней стороны. Стандарты гласят, что зазор между матрасом и штангой не должен превышать 75 мм, чтобы тело ребенка не могло проскользнуть под штангой. Даже для нижней койки может потребоваться охрана кровати, чтобы не дать ребенку, который только что вырос из детской кроватки, упасть (рис. 6).

Рис. 6. Двухъярусные кровати для детей от 4 лет до 6 лет

Рабочие поверхности являются основными предметами мебели в дошкольном учреждении и состоят из письменных и рабочих столов. Рабочие поверхности должны иметь определенные характеристики, служащие для динамизма многофункционального пространства. Согласно Стэнтон Леггетт (Stanton F. Leggett) и его коллегам, рабочие поверхности должны быть легко подвижными и модульными. Если у них есть колеса внизу, колеса должны быть заблокированы. Поверхность должна подходить для работы с глиной, красками и инструментами [10].

Различные типы и высота столов необходимы для разных типов игры. Поскольку детская среда -это многоцелевое пространство, как заявила Анита Олдс, могут быть изобретены поверхности двойного назначения, такие как прилавки, столы, которые складываются или переворачиваются вверх, или вниз, или платформы и стойки, которые удваиваются в качестве поверхностей для работы, сидения и приема пищи.

Для сидения можно использовать не только стандартные стульчики, а и кресла - погремушки, подушки, шезлонги или диваны, складные стулья,

ступени, скамейки и многофункциональные кубы

[7].

Как правило, тема игровых и сидячих мест вызывает в воображении образы столов и стульев, которые находятся на уровне глаз ребенка. Однако, может быть, нет необходимости использовать обычные схемы расположения стульев, как ожидается, в каждой части развития ребенка. Обстановка должна быть творческой, чтобы побудить детей мыслить и выражать себя [10].

Анита Олдс подчеркивает важность представления всего оборудования в комнате как потенциальных игровых и сидячих единиц и рабочих поверхностей. Важно думать о движениях, которые должны делать дети, чтобы развить сенсорно-моторные навыки. Для детей это может включать в себя вертикальные и боковые движения руками и ногами из различных положений: лежа, сидя и ползая по поверхностям с разной текстурой и степенью чувствительности. Поэтому сидячие блоки и рабочие поверхности являются наиболее часто перемещаемыми и переставляемыми элементами обстановки спальни. Поскольку они очень мобильны,

они должны быть легкими и удобными для переноски [13].

При проектировании обстановки детской среды должно быть выделено достаточное место для хранения вещей. Хорошее хранилище позволяют среде максимально использовать свои ресурсы при их накоплении[7]. Организованное хранилище расширяет и детализирует игровые занятия детей, делая их более сложными и продолжительными. Кроме того, хорошее хранилище поддерживает гармонию между детьми и взрослыми.

Стэнтон Леггетт (Stanton F. Leggett) делит устройства хранения на две группы. Первая группа состоит из статических блоков для стационарных вещей и одежды. Вторая группа включает компоненты с низким уровнем хранения, такие как шкафы на колесах, шкафы с открытыми и наклонными полками и тележки, особенно для игрушек и книг, которые могут перемещаться в соответствии с целями[10].

С другой стороны, Джойс Гринман (Joyce Greenman) классифицирует блоки хранения и отображения по двум измерениям, которые можно назвать закрытыми и открытыми [7].

Закрытые устройства могут быть в виде настенных шкафов, стеллажей. Настенные шкафы полезны, потому что они позволяют пространство под ним использоваться для хранения или игры. Стеллажи обеспечивают большую гибкость, чем шкафы, а высоту можно использовать для ограничения доступа детей. Кроме того, стеллажи в основном используются для демонстрации.

Очевидно, открытые блоки для хранения позволяют детям визуализировать отношения между объектами и планировать будущие действия [2, c 19-75]. Кроме того, Анита Олдс (Olds Anita) предполагает, что визуальное присутствие игровых материалов является средством коммуникации и приглашает ребенка играть [13].

Существует связь между развитием ребенка и организационной схемой. Поскольку дошкольное учреждение является многоцелевым пространством, следует использовать различные варианты организации, чтобы создать гибкую детскую среду [3, с. 4-8]. Мебель и элементы для хранения должны художественно гармонировать с другой мебелью в данном пространстве, и быть конвертируемыми в соответствии с изменяющимися потребностями и выполнять функцию двойной нагрузки.

Материалы для мебели можно разделить на пять частей в зависимости от места, где планируется их использование. Их можно расположить по порядку:

> конструкционные материалы (бамбук, плетеные изделия, ДСП и фанера, металлы и сплавы, пластик, резина и дерево);

> листовые материалы (мех, кожа, бумага и картон, пластик, резина, текстиль);

> покрытия (эмаль, металлическое покрытие, лакокрасочные материалы, пластмассы, резина);

> наполнители и набивочные материалы (перья, пенопласт, волосы, солома, натуральная вата, искусственная вата);

> и другие дополнительные материалы (щетина, шнур, нить и веревка).

Древесина является наиболее предпочтительным материалом для изготовления мебели. Древесина может быть:

• твердая (лиственные породы, используемые для мебели, включают в себя дуб, ясень, бук, березу, клен, вишню и орех).

• мягкая (обычными хвойными породами являются сосна, пихта, кедр).

Металлические конструкции избегают по соображениям безопасности в детской мебели. Использование металла ограничено некоторыми минимальными конструктивными элементами или деталями отделки в зонах низкого риска, такими как ножки кровати и петли дверей блоков хранения.

Пластмасса - один из синтетических материалов, используемых в детской мебели. Они крепкие, долговечные, легкие по весу, интересные по фактуре и могут быть разных цветов.

Текстиль используется в производстве детской мебели для спальни. Основные требования к различным выбранным тканям различаются, поскольку каждая из них будет использоваться в разных условиях. Текстиль можно различить по четырем областям: волокна (например, хлопок, шелк), конструктивный метод (например, ткачество и вязание), нанесение цветов и рисунков (например, окрашивание и печать) и отделка (гидроизоляция и огнестойкость) [14].

Вся мебель, используемая в дошкольных учреждениях, должна быть не только безопасной, но и функциональной.

Цветовая гамма чрезвычайно важен для маленьких детей, поскольку они реагируют на визуальное обучение. Поэтому красочная мебель всегда веселая и увлекательная для детей.

Немедленная эмоциональная реакция ребенка на внешние раздражители быстрее, чем у многих взрослых. Сознательное использование цветов в мебели для детей стимулирует физические и эмоциональные чувства детей [9].

Цветовые схемы могут использоваться для усиления активного или пассивного использования помещений; теплые тона способствуют высокой активности, а холодные - успокаивают [3, с. 17-24]. Кроме того, использование контрастных цветов помогает глазам развиваться, различать предметы и получать доступ к понятию глубины. Выбор цветовой гаммы может меняться в зависимости от возраста ребенка. Дети в возрасте от двух до шести лет в дошкольном периоде выбирают стимулирующие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, так как они стимулируют их к активности [13].

Более того, поскольку обстановка детской среды носит многоцелевой характер, она должна быть привлекательной и практичной. Согласно Питеру Хезелтину (Peter Heseltine) и Джону Холборну (John Holborn), цвета должны включаться в дизайн мебели, чтобы стимулировать или усиливать чувства детей. В бесшумных местах, где дети должны сидеть и говорить тихо или спать, рекомендуется

использовать кривые и плавные линии с преобладанием синего, коричневого и естественного цветов. С другой стороны, в активных частях детского пространства с высокой физической подвижностью и шумом должны преобладать острые нерегулярные линии в сочетании с яркими, красными и желтыми цветами [8].

ВЫВОДЫ

В этом исследовании были рассмотрены требования к дизайну детской мебели для спальни дошкольного периода. Детские комнаты - это места, где дети являются основными активными пользователями. Следовательно, решения о дизайне детской среды должны приниматься с учетом того, что дети младшего возраста являются основными пользователями, в то же время принимая во внимание существование более взрослых детей. Детская среда должна обеспечивать необходимые условия, с помощью которых оцениваются полезные и долгосрочные эффекты для развития детей. Среда является средством обучения, и она должна предоставлять материалы, необходимые ребенку для изучения и познания. Предметы мебели такие как кровати, рабочие поверхности и сидячие единицы и мебель для хранения определяются в соответствии с деятельностью окружающей среды. Области стандартов, антропометрических размеров, материалов и отделки, безопасности и цвета были проанализированы в соответствии с требованиями детей дошкольного возраста. По данному исследованию можно констатировать, что удобная, безопасная и стабильная среда может обеспечить как психологические, так и физические потребности детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ван Дикен К., Ван Дикен Ю. Дизайн интерьеров детских садов для детей от 0 до 3 лет. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. - М.: Национальное образование, 2015. - 17 - 97 с.

2. Дыбина О.В, Пенькова Л.А., Рахманова Н.В. Моделирование развивающей предметно -пространственной среды в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 19 - 75 с.

3. Куриленко О.Н., Волкодаева И.Б. Организация дизайн структуры детского дошкольного учреждения. // XV Международная научно-практи-

ческая конференция: Академическая наука - проблемы и достижения. Г. North Charleston, USA, 2018г. - том.- 3, с. 4 - 8.

4. Куриленко О.Н., Волкодаева И.Б. Особенности колористики дизайн среды в детских дошкольных учреждениях. // IX-X Международная научно-практическая конференция: Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки. Новосибирск, 2018г. С. 17 - 24.

5. Фон дер Беек А., Бук М., Руфэнах А. Дизайн интерьеров детских садов для детей от 3 до 6 лет. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного. - М.: Национальное образование, 2015. - 22 - 104 с.

6. Buyukpamukgu H. Design considerations in children bedroom furniture of preschool period with an analysis of today's Turkish children furniture market: Degree of master - Turkey, 2004.

7. Greenman, J. Caring spaces, Learning Places: Children's Environment That Work. Redmond, U.S.A.: Exchange Press Inc., 1988.

8. Heseltine,P. and J. Holborn. Playgrounds: The Planning and Construction of Play Environments. London: The Mitchell Pub. Co. Ltd., 1987.

9. Hye-R, J., Mi, Y., Dong-W,K., Nam-G,K.,&Sung-W, C. (2009). Study on Physiological Responses to Colour Stimulation: Focused on user Centred Design Sensibility Engineering Design of Colour in the Proceeding of International Association of Societies of Design Research (IASDR 2009).

10. Legget, S., et al. Planning Flexible Learning Spaces. New York: Mc. Graw -Hill Company, 1977.

11. Mark Dudek (1996), Kindergarten Architecture, United Kingdom,UK; E&FN Spoon, an imprint of Chapman & Hall.

12. Moss P. (1993), „Environment", Quality in Services for Young children- A discussion Paper, European commission Child Care Network, Thomas Co-ram Research Unit,27-28 Woburn Square, London, p.11

13. Olds, A. R. "Designing Settings for Infants and Toddlers." Spaces for Children: The Built Environment and Child Development. Ed. C. S. Weinstein and T. G. David. New York: Plenum Press, 1987.

14. Robertson,J. Interior Design with Children in Mind. Great Britain: Dragon's World, 1990.

15. Ruth L. (2000),Design standards for children environment, New York,Ny;Mc Graw-Hill

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.