Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И И. Пономаренко, В И. Белявская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASPECTS OF THE TEACHING OF STUDENTS IN TECHNICAL INSTITUTES

The paper presents investigation data on various hygienic aspects of the studies of students in the technical institutes of Moscow. The authors determined the hygienic conditions of studying and living of students, assessed the existing regimen of studies, accomplished a social-hygienic inquest, performed psycho-physiologic examinations of students from different faculties and years in the course of a day and a week. Definite conclusions were drawn and hygienic recommendation were made.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

he experimental conditions to be fulfilled, the use of various methodic means of investigation and ways of assessing the data obtained depending on the problem and aim of the research performed. 1 _

УДК 613.96:378.662

И. И. Пономаренко, В. И. Белявская

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Проблеме охраны здоровья студентов высших учебных заведений уделяется большое внимание гигиенистами, педагогами, социологами (А. 3. Белоусов и соавт.; В. К- Водяга, и др.).

Нашей задачей было динамическое исследование различных аспектов обучения студентов технических вузов. Исследования осуществлены на базе 2 московских институтов. Под наблюдением находились около 3000 студентов I—IV курсов 3 факультетов различного профиля (1 биологический и 2 технических). Мы проводили социально-гигиеническое изучение режима учебных занятий, отдыха и питания студентов на протяжении всех лет обучения (анкетным методом), определяли гигиенические условия обучения и проживания студентов, оценивали режим учебных занятий (по расписанию занятий), вели психо-физиологические исследования (определение подвижности нервных процессов, умственной работоспособности, устойчивости и переключения внимания).

Установлено, что на факультетах технического профиля учатся в основном юноши (87%), а на факультетах биологического профиля несколько больше девушек (56%). По социальному происхождению студенты распределяются следующим образом: из семей служащих — 55%, из семей рабочих — 38% и из семей колхозников — 7%. Большинство студентов состоят членами ВЛКСМ (88%); членов КПСС — 5% и беспартийных —7%. Среди опрошенных немногим более половины (56%) проживали в общежитии, 44% — дома.

В организации учебного процесса выявлен ряд положительных моментов. К ним относятся четкая разработка учебно-метОдических планов для начальных курсов, составление 2-недельного расписания, наличие свободного от занятий дня раз в 2 недели, освобождение от занятий в период зачетной сессии, автоматическое получение зачетов студентами в случае успешной сдачи контрольных работ и коллоквиумов в течение семестра, организация занятий физической культурой раз в неделю на всех курсах и 2 раза в неделю на младших курсах, удовлетворительная организация перерывов между занятиями (20 мин. через каждые 2 часа занятий) и др. Условия обучения слушателей дневного отделения в основном отвечали гигиеническим требованиям (на 1 студента приходилось по 0,9 м2 учебной площади), однако количество учебных комнат удовлетворяло необходимую потребность только на 95%. В связи с этим нарушался режим учебного процесса старшекурсников: спецкурсы и спецсеминары проводились во 2-ю смену.

Не удовлетворяли гигиеническим требованиям условия проживания в общежитии (на 1 студента приходилась площадь 3—4 м2 при норме 6 м2)\ недостаточным было количество столовых и буфетов; не соблюдались требования учебно-методических планов (отмечалось увеличение объема изучаемого материала в отдельные периоды семестра, а также не соблюдались графики сдачи контрольных работ и коллоквиумов); неравномерно распределялась учебная нагрузка по курсам и специальностям в течение дня и недели (8—10 часов учебных занятий в день, неравномерное чередование в течение дня и недели лекционных и практических занятий, относительно лег-

2* • 35

ких и трудных предметов); недостаточно использовались технические средства обучения; велика общая учебная нагрузка (до 70 часов в неделю) — с ней справлялись не все студенты.

Следствием этого явилось то, что 65% студентов технических факультетов учились на удовлетворительно и 35% — на хорошо и отлично; лишь на факультете биологического профиля процент успевающих на хорошо и отлично составлял 60. Наблюдался заметный отсев из институтов (в среднем 5,3% с каждого технического факультета).

Учебная нагрузка несколько уменьшалась от I к IV курсу, главным образом за счет снижения длительности приготовления домашних заданий. Одновременно с этим улучшалась успеваемость студентов. Большая суммарная учебная нагрузка вызывала нарушения режима их дня. Почти четвертая часть (24%) из них систематически недосыпали в течение семестра. Ограничивалось использование свободного времени: половина всех студентов бывала на воздухе менее 1 часа в день, 73% недостаточное внимание уделяли физической культуре и спорту в свободное от занятий время. Существенными были нарушения в режиме и качестве питания: 10—16% питались только 2 раза в день. У опрошенных выявлены вредные привычки: 26% курили, 7% злоупотребляли алкоголем (пили спиртные раз в неделю и чаще). Для выяснения связи между социально-гигиеническими признаками были произведены расчеты коэффициентов взаимной сопряженности между 190 признаками у студентов каждого курсами факультета. Материалы, обработанные с помощью ЭВМ, показали, что факторы, причинно обусловливающие тот или иной показатель, находились в единстве и взаимосвязи. Так, хорошая и отличная успеваемость студентов, с одной стороны, была вызвана более высоким уровнем подготовки молодежи, окончившей городские школы, а с другой — интересом к выбранной профессии. Вместе с тем хорошая и отличная успеваемость оказывала влияние на нарушения в режиме дня: сокращались часы отдыха и сна, отсутствовало время для занятий физической культурой и спортом; кроме того, обнаружилась высокая степень корреляции с нерегулярным питанием. Следовательно, хорошая и отличная успеваемость достигалась в основном за счет перегрузки студентов.

Таблица 1

Изменения показателей умственной работоспособности у студентов II курса биологического и технического факультетов в динамике учебного дня (средние данные)

Биологический факультет Технический факультет

Показатель число до занятий после занятий число до занятий после занятий

исследований М ,±т, Мг±т, исследований М,±т, МА±тА

Работоспособ-

ность (количест-

во сложений

за 30 сек.) 376 12,1^0,23 11,0±0,24 280 11,64^0,3 9,72—0,3

Мг—М1 =—1,1 М а—М 3= — 1,92

/= 3,6 /= 4,8

Количество

ошибок (при

решении при-

мера за

30 сек.) 376 0,27—0,02 0,31^0,02 280 0,23^:0,03 0,44^0,03

=+0,04 м,- м. = +0,21

/= 1,3 <= 5,0

Переключение

внимания 376 0,18—0,02 0,21^0,02 280 0,14^0,03 0,28:^0.03

Мг—М! = 4-0,03 М«-Л13 = +0,14

/= 1,0 /= 3,5

Устойчивость

внимания 376 0,09—0,02 0,10—0,02 280 0,09—0,03 0,17—0,03

М2—М, =+0,01 А*«-Л1а =+0,08

0,3 <= 2,9

Таблица 2

Изменения показателей умственной работоспособности у студентов I—IV курсов технического факультета в динамике учебного дня (средние данные)

Показатель

I курс

до заиятиП М±т

после занятий

м±т

II курс

до занятий м±м

после занятий М±т

III курс

до занятий М±т

после занятий М±т

IV курс

до занятий М±т

после занятий М±т

Работоспособность (количество сложений за 30 сек.)

Количество ошибок (при решении примера за 30 сек.)

Показатель переключения внимания (количество ошибок за 30 сек.)

Показатель устойчивости внимания (количество ошибок «б» при решении примера за 30 сек.)

N=304

13,5—0,3 Сдвиг= = -4,10

9,05—0,3 /=10,2

0,30=2=0,03 Сдвиг = =+0,20

N=304

0,50=2=0,03 <=5,0

N=304

0,20—0,03 Сдвиг = =+0,10

0,30^:0,03 /=2,5

N=304

0,10—0,03 Сдвиг = =+0,10

0,20^=0,03 <=2,5

N=280

11,64—0,3 Сдвиг=—1,92

N=280

9,72—0,3 /=4,8

0,23—0,03 Сдвиг=+0,21

N=280

0,44=1=0,03 1=5,0

0,14—0,03 Сдвиг=+0,14

0,28±0,03 /=3,5

N=280

0,09=2=0,03 Сдвиг =+0,08

0,17=2=0,03 /=2,0

N=208

11,60=2=0,4 Сдвиг=— 2,40

9,20=2=0,2 /=6,0

N=208

0,22=2=0,03 Сдвиг=+0,27

0,49=2=0,03 /=6,8

N=208

0,14=2=0,03 Сдвиг=+0,16

0,30=2=0,03 /=4,0

N=208

0,08=2=0,03 Сдвиг=+0,11

0,19=2=0,03 1=2,8

N=104

9,35=2=0,5 Сдвиг= =-2,70

6,65—0,5 /=4,5

0,20—0,02 Сдвиг = =+0,21

N=104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,41=2=0,02 /=7,0

N=104

0,10—0,02 Сдвиг= = +0,12

0,22=2=0,02 /=3,3

N=104

0,10=2=0,02 Сдвиг = =+0,09

0,19=2=0,03 /=3,0

Психофизиологические исследования с помощью модифицированного теста К. К- Платонова «Сложение чисел с переключением внимания» (И. И. Пономаренко и В. И. Белявская) позволили дифференцировать 6 степень изменения умственной работоспособности у студентов II курса обоих факультетов. Как видно из табл. 1, у обучавшихся на факультете с преобладанием биологических дисциплин к концу учебного дня снижалась умственная работоспособность только по 1 из 4 изучаемых показателей (количество сложений за 30 сек.). У студентов же факультета технического профиля достоверно ухудшились все показатели.

При изучении скрытого времени условнорефлекторной двигательной реакции на свет выявилось достоверное ухудшение подвижности нервных процессов после 6 часов умственной работы студентов как биологического факультета (сдвиг 10 мсек, / = 2,3), так и технического (сдвиг 13 мсек, / = 3,5).

Это доказывает наличие более выраженных изменений функционального состояния центральной нервной системы к концу дня у студентов факультета технического профиля. '

Динамику умственной работоспособности у студентов различных курсов мы изучали на примере одного технического факультета (табл. 2). Выявлено, что работоспособность первокурсников до занятий на 29% выше, чем у студентов IV курса. Параллельно этому (от I к IV курсу) отмечено снижение количества допущенных ошибок при выполнении теста К. К- Платонова (в среднем на 33%), что позволяет думать о несколько худшем функциональном состоянии центральной нервной системы студентов I курса.

После занятий у студентов всех курсов достоверно снижалась умственная работоспособность по сравнению с той, которая б£лла до занятий. Наибольший сдвиг обнаружен у студентов I курса: 4,1 сложения (при £ =10), тогда как на II — IV курсах 2—2,7 сложения (/>4). Иными словами, у слушателей II — IV курсов происходило приблизительно одинаковое снижение умственной работоспособности к концу учебного дня, а студенты I курса утомлялись значительно больше. Динамика такого показателя умствен- < ной работоспособности (к^к количество ошибок при решении примера за 30 сек.), а также качественных показателей (переключение и устойчивость внимания) свидетельствует о том, что после занятий студенты всех 4 курсов допускали в среднем в 2 раза больше ошибок, чем до занятий (¿>3).

Известно, что физическая культура и спорт являются лучшим средством профилактики умственного перенапряжения. Наши исследования подтвердили, что при наличии спортивных сооружений в непосредственной близости от учебного корпуса занятия физической культурой можно включать в расписание в середине учебного дня.

В день проведения занятий физической культурой (вторник) скорость реакции студентов была одинаковой и даже имела тенденцию к улучшению в конце учебы.

До занятий во вторник время реакции наблюдаемых составляло л 160 мсек, а в пятницу — 168 мсек, после занятий латентный период реакции был равен соответственно 157 мсек во вторник и 178 мсек в пятницу (/ = 5,9).

Содержание и характер распределения учебной нагрузки в течение учебного дня заметно отражались на состоянии центральной нервной системы студентов. При рационально составленном расписании (во вторник), когда умственная нагрузка чередовалась с занятиями физической культурой, обнаруживались благоприятные показатели скрытого времени условнорефлекторной реакции на протяжении учебного дня. Когда в расписании предусматривались 2 лекции подряд (на примере среды и пятницы), это вызывало у студентов увеличение времени реакции на 17—19 мсек (Ь = 2,5). Выполнение затем практической работы сопровождалось некоторым улучшением подвижности нервных процессов (на 9 мсек) по сравнению с показателями после 4 часов лекций, однако исходного уровня она не достигала.

Выводы

1. Материалы наблюдений свидетельствуют о большой суммарной нагрузке студентов учебной работой, неупорядоченности режима их труда, отдыха и питания.

2. Изучение влияния различных социально-гигиенических факторов на успеваемость студентов, основные элементы режима дня и т. д. показало, что они взаимообусловлены. Основными факторами являются перегрузка студентов учебной работой, а также социальные условия жизни.

3. Оптимизации режима обучения в вузе может способствовать составление 2-недельного расписания занятий. В частности, оно позволяет предусмотреть предоставление студентам в середине недели свободного от учебы дня (раз в полмесяца).

4. Целесообразно организовать обязательные (или факультативные) занятия физической культурой на всех курсах. На младших, курсах желательно иметь 2 таких занятия в неделю.

5. Следует систематически вести среди студентов разъяснительную работу о вреде нарушений режима дня и питания, о вреде курения и злоупотребления алкоголем.

ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3., Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Вестн. высш. школы, 1972, № 1, с. 21.— В о д я г а В. К- Динамика состояния здоровья студентов начальных курсов технического вуза. Автореф. дисс. канд. М., 1972.— Пономарева И. И., Белявская В. И. Гиг. труда, 1971, № 7, с. 33.

Поступила 9/VI 1972 г.

HYGIENIC ASPECTS OF THE TEACHING OF STUDENTS IN TECHNICAL

INSTITUTES

/. /. Ponomarenko, V. /. Belyavskaya

The paper presents investigation data on various hygienic aspects ol the studies of students in the technical institutes of Moscow. The authors determined the hygienic conditions of studying and living of students, assessed the existing regimen of studies, accomplished a social-hygienic inquest, performed psychophysiologic examinations of students from different faculties and years in the course of a day and a week. Definite conclusions were drawn and hygienic recommendation were made. •

УДК 615.28.015.4«

Канд. мед. наук Т. М. Арипджанов

ВЛИЯНИЕ ПЕСТИЦИДА АНТИО И МИЛЬБЕКСА НА ИММУНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ И НЕКОТОРЫЕ АУТОИММУННЫЕ

ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ

Ташкентский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и Узбекский научно-исследовательский институт животноводства

Нашей целью было изучение состояния иммунологической реактивности организма животных и некоторых аутоиммунных процессов при воздействии фосфорорганического ядохимиката антио и хлорорганического пестицида мильбекса. Влияние антио и мильбекса на иммунологическую реактивность исследовали в опытах на козах. Препараты им вводили перо-рально в виде водного раствора (антио) и водной суспензии (мильбекс) в дозах 1/мо> 1/аоо и 7юоо ЬО50 ядохимиката. Установлено, что ЬО50 антио для коз равна 175 мг]кг, мильбекса — 2100 мг/кгх.

Показателями иммунологической реактивности служили титр агглютининов после иммунизации брюшнотифозной вакциной и фагоцитарная

1 Определение ЬОьо антио и мильбекса на козах проводили совместно с сотрудником Узбекского научно-исследовательского института животноводства М. Мирхидоятовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.