Научная статья на тему 'Гигиенические аспекты образовательного туризма детей и подростков'

Гигиенические аспекты образовательного туризма детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный туризм / дети и подростки / гигиеническая безопасность / музей / educational tourism / children and adolescents / hygienic safety / Museum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Л. Попова

Образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, рассматривается как высокоэффективная технология обучения и форма организации учебного процесса. Реализация программ образовательного туризма в условиях музейной среды должна отвечать требованиям гигиенической безопасности. Проведена оценка условий внутримузейной среды и разработаны предложения по их оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASPECTS OF EDUCATIONAL TOURISM FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

Educational tourism is a significant factor in social and economic development of the state, is regarded as a highly effective technology teaching and form of organization of the educational process. Implementation of programs of educational tourism in a Museum environment must meet the requirements of hygienic safety. Assessed conditions museum environment and develop proposals for their optimization.

Текст научной работы на тему «Гигиенические аспекты образовательного туризма детей и подростков»

2015, том 17 [3]

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О.Л. Попова

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова РФ Кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды, Москва

Образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, рассматривается как высокоэффективная технология обучения и форма организации учебного процесса. Реализация программ образовательного туризма в условиях музейной среды должна отвечать требованиям гигиенической безопасности. Проведена оценка условий внутримузейной среды и разработаны предложения по их оптимизации.

Ключевые слова: образовательный туризм, дети и подростки, гигиеническая безопасность, музей.

Согласно Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р) образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, перспективным направлением международного культурного обмена [3—5]. Этот вид туризма рассматривается как высокоэффективная технология обучения и форма организации учебного процесса [1; 6]. Одной из форм образовательного туризма детей и подростков является организация и реализация программ в условиях музейной среды.

В связи с принятием закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» значимость и востребованность организаций дополнительного образования детей и подростков значительно возрастает, что обусловливает вариативность форм проведения занятий и условий, в которых они организуются. В соответствии с федеральным законом № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» государство гарантирует организацию воспитательной и образовательной деятельности детей и подростков, не приводящей к негативному влиянию на здоровье. Создание безопасной среды для реализации любых образовательных программ и музейных, в том числе является одним из элементов, направленных на выполнение этого положения.

Целью работы является оптимизация организации образовательной деятельности детей и под-

ростков в музейной среде. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи: классифицировать факторы музейной среды; изучить и оценить условия, в которых осуществляются образовательные технологии; изучить и оценить формы организации работы с детьми и подростками в музеях; изучить и оценить организацию питания для детей и подростков (по ассортименту реализуемой буфетной продукции); изучить и оценить печатную продукцию, используемую с образовательной целью на занятиях для детей и подростков; изучить и оценить организацию медицинского обслуживания работников, осуществляющих образовательную деятельность с детьми и подростками в музеях.

Объем и методы исследования. На основе разработанной анкеты, систематизированы факторы внутримузейной среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на детей и подростков, занимающихся по программам дополнительного образования или в рамках образовательного туризма.

Результаты и обсуждение. При организации образовательных занятий в музеях дети подвергаются воздействию разнообразных факторов таких как: физические (электромагнитные поля), химические (демонстрация химических опытов с веществами потенциально опасными), биологические (занятия с биологическими объектами), радиационные (некоторые экспонаты минералогических коллекций). Образовательные туры в основном

—-----------------------------—

~ 23 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

рассчитаны на школьников и учащуюся молодежь, а также дошкольников и семейные группы. Занятия могут проводиться как в экспозиционных залах; в кабинетах и лекционных аудиториях; в специализированных лабораториях (химические, физические). Внедрение информационно-коммуникационных технологий предъявляет особые требования к организации световой среды, которая в музейных залах нормируется с учетом представления и сохранения экспонатов [2]. Параметры световой среды в экспозиционных залах не соответствуют нормируемым значениям, установленным для проведения образовательных занятий, как с использованием печатных изданий, так и современных электронных носителей информации. Параметры шрифтового оформления в 66,0% печатных музейных изданий для образовательных программ не соответствовали установленным требованиям к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп. Организация питания и питьевого режима не соответствует требованиям рационального питания детей и подростков: в реализуемом ассортименте буфетной

продукции представлены газированные и сокосодержащие напитки, шоколадные батончики типа «Сникерс», чипсы. В некоторых музеях в связи с недостатком площади буфеты отсутствуют, что затрудняет организацию даже питьевого режима детей и подростков. В настоящее время в рамках образовательного туризма в музеях можно решать многие воспитательные, образовательные, просветительские, научные задачи, включая адаптационные и интегрирование в новый социум. Однако проблема безопасности организации образовательной деятельности детей и подростков в условиях музейной среды с гигиенических позиций недостаточно разработана, и требует дальнейшего изучения.

Предложения по оптимизации организации образовательного пространства в условиях музейной среды следующие: создание без барьерной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, т. е. устройство пандусов,

специальных лифтов; уровень освещенности в помещениях для занятий детей и подростков должен соответствовать характеру выполняемой зрительной работы; микроклиматические условия в учебных помещениях должны соответствовать требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям с учетом вида деятельности; включить в состав основных помещений кабинет для проведения аудиторных занятий и методический кабинет, оснастив их мебелью, соответствующей ростовым показателям детей и подростков; в санитарных комнатах установить детские унитазы; в комнатах матери и ребенка или санитарных установить пеленальные столики; проводить экспертизу программ по биологической и химической безопасности; создать условия для организации питания с преимущественным ассортиментом блюд, предназначенных для детского и подросткового питания; также допускается автоматическая продажа напитков, разрешенных в установленном порядке; продолжительность занятий должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка; осуществлять контроль за печатной издательской продукцией, используемой в музейных образовательных программах; при использовании новых информационных технологий обеспечить условия безопасные для пользователей; предварительные и периодические медицинские осмотры музейных работников, проводящих занятия с детьми, проводить в объеме, как и для педагогов дошкольно-школьного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова О.В. Образовательный туризм: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. С. 77—79.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Текшева Л.М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационнокоммуникационных технологий в образовательных учреждениях // Вестник РАМН. 2011. № 6. С. 18—21.

3. Кузнецова О.И., Фодоря А.Ю. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 32. С. 60—67.

—-----------------------------—

~ 24 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [3]

4. Левочкина Н.А. Ресурсы регионального туризма: структура, виды и особенности управления. Омск: Издатель ИП Е.В. Скорнякова, 2013. 188 с.

5. Труевцева О.Н. Международное сотрудничество в области сохранения культурного наследия // Материалы второй международной научно-практической кон-

ференции «Дети, молодежь, окружающая среда: здоровье, образование, экология» / Под ред. В.Р. Кучмы, И.Р. Лазаренко. Барнаул, 5—10 июля 2013. С. 40—41.

6. Бабаян А.Л. Туризм как образовательная среда: Монография. Челябинск, 2009.

HYGIENIC ASPECTS OF EDUCATIONAL TOURISM FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

0. L. Popova

1. M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Health Ministri of the Russian Federation

Faculty human ecology and environmental hygiene, Moscow

Educational tourism is a significant factor in social and economic development of the state, is regarded as a highly effective technology teaching and form of organization of the educational process. Implementation of programs of educational tourism in a Museum environment must meet the requirements of hygienic safety. Assessed conditions museum environment and develop proposals for their optimization.

Key words: educational tourism, children and adolescents, hygienic safety, Museum.

REFERENCES

1. Akimova O.V. Obrazovatel'nyi turizm: problemy i perspektivy. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estest-vennykh nauk, 2013, no. 2, pp. 77—79.

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I., Teksheva L.M. Mediko-profilakticheskie osnovy bezopasnosti ispol'zovaniya informatsionno-kom-munikatsionnykh tekhnologii v obrazovatel'nykh uchrezh-deniyakh. Vestnik RAMN, 2011, no. 6, pp. 18—21.

3. Kuznetsova O.I., Fodorya A.Yu. Mezhdunarod-nyi obrazovatel'nyi turizm kak napravlenie sotsiokul'turnoi deyatel'nosti. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 2013, no. 32, pp. 60—67.

4. Levochkina N.A. Resursy regional’nogo turizma: struktura, vidy i osobennosti upravleniya. Omsk: Izdatel' IP E.V. Skornyakova, 2013. 188 p.

5. Truevtseva O.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti sokhraneniya kul'turnogo naslediya. Materialy vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Deti, molodezh', okruzhayushchaya sreda: zdorov'e, obra-zovanie, ekologiya». Ed. V.R. Kuchmy, I.R. Lazarenko. Barnaul, 5—10 iyulya 2013. Pp. 40—41.

6. Babayan A.L. Turizm kak obrazovatel'naya sreda: Monografiya. Chelyabinsk, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.