Проблемные статьи
с Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2003 УДК 614.7:616-02:613.285.7
Г. Г. Онищенко
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ
Минздрав России. Москва
Вопросы безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов чрезвычайно важны. Являясь биологически высокоактивными соединениями, преднамеренно вносимыми в окружающую среду и циркулирующими в ней, пестициды могут представлять реальную опасность для здоровья населения и среды его обитания. Именно поэтому во всем мире с медицинских позиций пестициды оцениваются и регламентируются наиболее строго.
Способность пестицидов и агрохимикатов к циркуляции в объектах окружающей среды (вода, почва) и их наличие в сельскохозяйственной продукции обусловливают возможность их хронического неблагоприятного воздействия на живой организм (табл. 1, 2). К тому же немало действующих веществ пестицидов, прежде всего хлорорганиче-ских соединений, а также тяжелых металлов (ртуть, свинец), содержащихся в агрохимикатах, обладают способностью к материальной, биологической кумуляции — накоплению в биосредах человека: в крови, грудном материнском молоке, волосах.
Многолетние научные исследования подтвердили влияние пестицидов и агрохимикатов на заболеваемость работающих с временной утратой трудоспособности (ВУТ), в том числе за счет роста числа аллергозов, заболеваний токсического гене-за, болезней печени и желчного пузыря, эндокринной системы и органов пищеварения.
По выборочным данным о состоянии здоровья работающих с пестицидами и населения в местах интенсивного применения пестицидов и агрохимикатов, в Саратовской области у 60% тепличниц, обратившихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, выявлены синдромы комплекса воздействия пестицидов различ-
Таблица 1
Выявление остаточных количеств пестицидов выше максимально допустимых уровней в 2000 г. в целом но Россннйской Федерации
Группа пестицидов Число проб Удельный вес. %
Ртутьорганичсские протравители 149 32,7
Препараты на основе ДДТ 82 18,0
Препараты на основе технических фосфорор-
ганических инсектицидов 52 11,4
Гербициды хлор-феноксиуксусной кислоты
(группа 2,4-Д) 49 10,7
Пирстроиды—инсектициды 41 9,0
Препараты на основе гексахлорциклогексана 18 4.0
Хлорорганические инсектициды прочие 16 3,5
Фторсодсржащие гербициды 15 3,3
Триазины—гербициды 10 2,2
Производные тиофосфорной кислоты — ин-
сектициды 9 2,0
ных химических групп: нейроциркуляторная дис-тония, астеноневротический синдром или токсическая церебростения на фоне поражения желудочно-кишечного тракта. У 26% обследованных (из числа болеющих) выявлены аллергозы.
Практически у всех обследованных больных и здоровых лиц, контактирующих с пестицидами, найдены изменения клеточного и гуморального иммунитета.
В Брянской области в структуре заболеваемости с ВУТ среди тепличниц по сравнению с 1998 г. отмечен рост аллергических заболеваний и ОРЗ в 1,5 раза, болезней печени и желчного пузыря в 8,1 раза, вегетососудистых дистоний в 4,4 раза.
В Белгородской области среди детей, проживающих в районах интенсивного применения пестицидов и агрохимикатов, число врожденных аномалий превышало среднеобластные показатели в 1,7 раза, хронических заболеваний миндалин и аденоидов — в 3 раза, бронхиальной астмы — в 1,5 раза.
В территориях риска (загрязнение почвы солями тяжелых металлов, радионуклидами и пестицидами) отмечена повышенная частота болезней эндокринной системы, органов пищеварения, кровообращения, мочеполовой системы, врожденных аномалий.
В регионах интенсивного применения пестицидов и агрохимикатов наблюдаются повышенная за-
Табл и ца 2
Виды продуктов, содержащих глобальные контаминанты в количествах, превышающих максимально допустимые уровни (по материалам 2000 г.)
ОКП с превышением МДУ
Продукты группа ГХЦГ группа ДДТ группа 2,4-Д
Молоко + +
Колбасные изделия + +
Говядина + +
Яблоки + + +
Сахар + +
Масло крестьянское (72,5%) + +
Творог жирный + + +
Молоко сухое (25%) + +
Абрикос + + +
Зерно хранящееся + + +
Морковь товарная зрелая + +
Молоко и молочные продукты + +
Ячмень + +
Примечание. ОКП — остаточное количество пестицидов, МДУ — максимально допустимый уровень.
болеваемость детей и рост числа врожденных аномалий.
Практически у всех обследованных больных и здоровых лиц, контактирующих с пестицидами, отмечены изменения клеточного и гуморального иммунитета.
На фоне ухудшения основных медико-демогра-фических показателей, характеризующих здоровье нации (смертность, рождаемость, рост аллергической, инфекционной, репродуктивной, онкологической заболеваемости и др.), пестициды являются дополнительным существенным фактором риска.
Федеральным Законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (от 19.07.97 № 109-ФЗ) закреплены важнейшие положения — об ответственности производителей препаратов за их качество и безопасность, организацию системы производственного контроля, выпуск стандартов для осуществления аналитического контроля остаточных количеств пестицидов в объектах окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, о неукоснительном соблюдении регламентов использования пестицидов и агрохимикатов и т. д.
Однако до сих пор в полной мере не обеспечена реализация ряда важнейших положений и для их решения необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов:
— о государственном управлении в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
— о государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
— о стандартизации пестицидов и агрохимикатов;
— о порядке ввоза пестицидов и агрохимикатов на территорию Российской Федерации;
— о лицензировании деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
— о государственном надзоре и контроле за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
— о порядке обезвреживания, утилизации и уничтожения пришедших в негодность и/'или запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Оценивая значимость этой работы, Минздравом России утвержден ряд нормативных документов, направленных на охрану здоровья населения и предотвращение негативного влияния пестицидов и агрохимикатов на среду обитания человека: санитарные правила и нормы (СанПиН) 1.2.1077—01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов"; СанПиН 2.3.2.1078—01 "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"; Гигиеническая классификация пестицидов по степени опасности (МР № 2001/73 от 16.04.01); Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (ГН 1.1.546—96) с дополнениями № 1 (2001. г.) и № 2 (2002 г.); пособие для врачей "Мониторинг здоровья работающих при сочетанном воздействии пестицидов и физических факторов" (2000 г.) и др.
Важное значение в деятельности учреждений госсанэпидслужбы Российской Федерации уделяется совершенствованию лабораторного (аналитического) контроля за оборотом пестицидов и агро-
химикатов и проведению мониторинговых исследований (скрининг здоровья населения во взаимосвязи с оценкой загрязненности пестицидами и агрохимикатами объектов окружающей среды).
В субъектах Российской Федерации функционирует более тысячи специализированных лабораторий на базе центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих контроль за содержанием токсичных элементов (тяжелых металлов и др.), и 314 лабораторий по контролю за остаточными количествами пестицидов в продуктах питания и объектах окружающей среды (117 из них являются межрайонными и число их постоянно растет).
По данным за 2001 г., лабораторные исследования проводились по 59 группам, включающим в себя 216 видов пестицидов и агрохимикатов, причем произошли существенные изменения в структуре используемых методов анализа. Благодаря укреплению материально-технической базы испытательных лабораторий и их кадрового потенциала внедрены более сложные и высокоточные методы контроля: газовая хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, хромато-масс-спектрометрия. Если в 1996 г. менее половины исследований (42,7%) выполнено с помощью газовой хроматографии, то в 2000 г. — 57,4% (в 2001 г. около 60%).
Минздравом России, исходя из результатов ток-сиколого-гигиенической экспертизы пестицидов и оценки их реальной опасности для здоровья людей (на основе данных Госсанэпиднадзора, мониторинга и результатов лабораторных исследований), принимались решения, направленные на предотвращение негативного влияния пестицидов и агрохимикатов на здоровье населения и среду его обитания:
— о гигиенической регламентации применения препаратов (включая установление сроков выхода людей на обработанные пестицидами площади, сроков "ожидания" — периода после обработки растений и сбором урожая, и т. д.);
— о возможности производства препаратов на основе лишь усовершенствованной (модернизированной) технологии, как это было с гербицидами на основе очищенной 2,4-Д кислоты Уфимского ПО "Химпром", хлорофосом Волгоградского ОАО "Химпром" и НИЦ "Химпром" с опытным заводом (Волгоград);
— об ограничении сферы применения отдельных препаратов (исходя из их токсиколого-гигие-нических характеристик) — в условиях защищенного фунта (теплицы), личных подсобных хозяйств (ЛПХ), а также для авиационно-химических работ (АХР);
— о проведении мониторинга; например, за содержанием атразина и ацетохлора в водных объектах, этилентиомочевины в сельскохозяйственной продукции и др.
При принятии решений, как правило, учитывались данные экологических исследований и заключения НИУ Минприроды России о наличии или отсутствии реального риска для пользователя с позиций загрязнения пестицидами почвы и водных объектов.
Практика работы подтверждает важность коллегиальных решений и всестороннего межведомственного обсуждения вопросов государственной регистрации, регламентации производства и приме-
нения пестицидов и агрохимикатов, разработки и осуществления мер их безопасного обращения.
За последние годы работа Госхимкомиссии утратила свой межведомственный характер. Мин-сельхозом России в одностороннем порядке отменено межведомственное "Положение о регистрационных испытаниях и регистрации пестицидов на территории Российской Федерации", а новый документ до настоящего времени не разработан.
Среди мер, направленных на безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами, важнейшими являются:
— совершенствование законодательства в данной области, включая внесение изменений и дополнений в Федеральный Закон от 19.07.97 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестициадми и агрохимикатами" — с учетом принятых позднее законодательных актов (прежде всего в области охраны здоровья населения и окружающей природной среды) и исходя из важности и необходимости коллегиального решения ряда важнейших положений Закона;
— разработка и принятие вышеупомянутых подзаконных актов на федеральном уровне и рас-поярдительных документов в субъектах Российской Федерации, включая мероприятия по медицинской, экологической и социальной защите, а также реабилитации населения в районах интенсивного применения средств химизации;
— коллегиальное рассмотрение вопросов регистрационных испытаний, государственной регистрации и безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов межведомственным органом из числа заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав России, МПР России, Госкомрыболовство России, Минсельхоз России, РАСХН);
— передача полномочий по организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов (учитывая особую важность этих вопросов в решении проблем безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов) от Минсельхоза России межведомственному органу, координирующему указанную деятельность в целях охраны здоровья населения и окружающей среды;
— совершенствование технологий производства и применения пестицидов и агрохимикатов, включая разработку и внедрение совершенного (современного) оборудования, машин и механизмов для применения средств химизации — с целью предотвращения или минимизации возможного негативного воздействия препаратов на здоровье людей и окружающую среду;
— расширение объемов применения пестицидов с низкими нормами расхода и нестойких в окружающей среде: пестицидов нового поколения, имеющих широкий спектр действия, высокую избирательность (токсичны только по отношению к целевым объектам и малоопасны для млекопитающих, флоры и фауны), высокую эффективность (например, производные сульфонилмочевины, стробилурины и др.);
— разработка и поставка наиболее оптимальных препаративных форм пестицидов (гранулиро-
ванные и микрокапсулированные формуляции, препараты в специальной водорастворимой упаковке, снижающей риск для пользователя при применении пестицида), выпуск пестицидов в упаковке малого объема, исключающей необходимость их развешивания и перезатаривания перед использованием;
— оптимизация условий труда (с аттестацией рабочих мест) и улучшение социально-бытового обслуживания работающих с пестицидами и агрохимикатов;
— соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции установленных регламентов применения пестицидов и агрохимикатов:
— повышение эффективности государственного надзора и производственного контроля за производством и применением пестиидов и агрохимикатов, включая совершенствование лабораторного контроля;
— осуществление в рамках социально-гигиенического мониторинга подпрограммы "Пестициды и здоровье населения";
— регулярная профессиональная подготовка работающих в области агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства, а также повышение информированности населения об основных мерах безопасности при использовании пестицидов и агрохимикатов в условиях личных подсобных хозяйств (здесь производится до 60— 70% всех овощей и картофеля);
— решение вопросов утилизации, обезвреживания и уничтожения непригодных к дальнейшему использованию пестицидов и агрохимикатов, причем при непосредственном и активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации — с разработкой соответствующих региональных программ, решением вопросов финансирования указанных работ, оборудованием установок (полигонов) для обезвреживания пестицидов и агрохимикатов и т. д.
Важнейшими задачами в области совершенствования системы лабораторного контроля являются:
— своевременная разработка, адаптация и внедрение в практику работ современных методов исследований, ежегодное издание справочных пособий с изложением методов контроля;
— обеспечение лабораторий стандартными образцами для проведения исследований на остаточные количества пестицидов;
— дальнейшее развитие сети межрайонных лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием;
— организация постоянной учебы специалистов лабораторий по повышению квалификации;
— взаимодействие специалистов лабораторий различных ведомств (Минздрава России, Минсельхоза России, Минприроды России, Росгидромета, Госстандарта России) в целях повышения качества исследований и взаимоинформации о их результатах.
Поступила IJ.05.2002