Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДА, БЫТА И ОТДЫХА В ПЕРИОД 3-ГО ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДА, БЫТА И ОТДЫХА В ПЕРИОД 3-ГО ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Н. Сердюковская, Г.К. Тен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДА, БЫТА И ОТДЫХА В ПЕРИОД 3-ГО ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА»

предприятий угольной промышленности и угольно-коксохимическо-металлургического комплекса возможно при уменьшении в этих районах индекса опасности загрязнения атмосферного воздуха Р на 42—77 %. Указанные характеристики значений индекса Р соответствуют таким концентрациям вредных химических веществ, которые, по-видимому, не оказывают выраженного влияния на организм матери.

Литература

1. Давыдовский Л. Я-, Сомкина А. И., Гордан Э. Ф. и др. // Казахский ин-т эпидемиологии и микробиологии: Науч.-практ. конф., 10-я: Материалы.— Алма-Ата, 1969.— С. 220—224.

2. Дубинин Н. П. // Биол. жури. Армении,— 1977,— Т. 23, № 4,— С. 3—13.

3. Новиков Г. В.. Дударев А. Я■ Санитарная охрана окружающей среды современного города.— Л., 1978.

4. Пинигин М. А., Скворцова H. Н., Корниенко 3. П. Временные инструктивно-методические указания по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха.— М., 1977.

5. Погорелое Я. Д. // Сов. здравоохр.—" 1975.— № 3.— С. 67—70.

6. Резник Б. Я., Минков И. П. // Там же,— 1990.— № t.— С. 41—44.

7. Antonovsky A., Bernstein 1. // Soc. Sei. Med.— 1977.— Vol. 11, N 8—9,— P. 453—470.

8. Wallace H. M. 11 Publ. Hlth. Rep. (Wash.).— 1978.— Vol. 93, N 4.— P. 386—393.

9. Montoua-Aquilar C. // Wld Hlth Statist. Rep.— 1974.— Vol. 27, N 12,— P. 750—781.

Поступила 03.01.91

© Г. H. СЕРДЮКОВСКЛЯ. Г. К. TEH. 1991 УДК 378.17

Г. Н. Сердюковская, Г. К. Тен

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДА, БЫТА И ОТДЫХА В ПЕРИОД 3-ГО ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Проблема адаптации организма студентов к условиям труда, быта и отдыха в период 3-го трудового семестра продолжает оставаться одной из центральных при изучении их состояния здоровья. Правильное ее понимание — необходимая предпосылка к решению принципиальных теоретических и практических вопросов профилактики, рациональной организации всех видов деятельности и медицинского обеспечения участников студенческих отрядов (СО). Данное обстоятельство не случайно, поскольку «методологические аспекты проблемы первичной профилактики вытекают из познания закономерностей адаптации человека и предполагают осуществление системы рекреационных мероприятий с целью предупреждения перехода в патологии на основании выявления адаптивного напряжения и донозологических состояний индивида (популяции)» [3].

В настоящее время в формировании состояния здоровья все большую роль играют особенности образа жизни. Этот факт свидетельствует о том, что стратегия адаптации различных групп населения к изменяющимся условиям окружающей среды должна быть оптимальна как по биологическим, так и по социальным критериям.

В НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков на протяжении 3 лет (1987—1990 гг.) проводились комплексные социологические, социально-гигиенические, физиологические и биохимические исследования участников СО Московского инженерно-физического института.

Формирование исследованной группы проводи-

лось комбинированным способом. Основная часть выборки, находившаяся под динамическим наблюдением и включавшая 238 студентов, была построена по методу квот (см. таблицу). Для проведения пассивного наблюдения, представлявшего собой социально-гигиеническое изучение репрезентативной совокупности без активного вмешательства в ходе исследования в изучаемую совокупность и внешнюю среду, проводился типологический отбор с учетом признаков основной части выборки. Этими исследованиями всего было охвачено 1025 студентов Московского инженерно-фи-зического института.

Изучение организации основных видов деятельности участников 3-го трудового семестра показало, что во многих отрядах отдельные элементы режима труда и отдыха, быта и питания не соответствовали существующим санитарно-гигиеническим нормам. Однако, по мнению большинства опрошенных студентов (87,8 %), такое положение оценивалось как нормальное. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что 80 % студентов, работавших в период летних каникул в СО, уверены, что участие в 3-м трудовом семестре не может отрицательно влиять на их состояние здоровья. Отметим, что самым важным стимулом для работы в СО 94 % студентов назвали материальную заинтересованность. Здоровье, по итогам изучения системы ценностных ориентаций у данной группы студентов, было поставлено лишь на 6-е место. В то же время материальная обеспеченность жизни в данном ряду ценностных ориентаций оказалась на 8-м месте.

)

Такое несоответствие стимулов и ценностей адекватно отражает общую для студентов высокую значимость межличностного общения и связанных с этой сферой личностных качеств человека при недооценке практических ценностей [1]. В этом контексте материальная заинтересованность проявляется скорее всего не как желание заработать, а как возможность испытать себя, при этом величина заработной платы, очевидно, является мерой ответственности за дело.

Направленность и ход адаптационных процессов организма студентов в период 3-го трудового семестра изучались с использованием прогностического подхода и количественной оценки уровня функционирования организма. В основу данного исследования была положена концепция о процессах управления в живых системах [2]. Согласно данной теории, адаптационно-приспособительную деятельность можно изучать через процессы управления, направленные на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой. Активность управляющих систем, необходимую для поддержания соответствующего уровня функционирования организма или для перехода на другой, более адекватный условиям уровень функционирования, можно определить степенью напряжения регуляторных механизмов. Следовательно, степень напряжения выступает в качестве «цены» адаптации, в то время как уровень функционирования — это результат адаптации.

В подготовительном периоде, до начала трудового семестра, были сформированы 2 группы. Отбор студентов производился по результатам медицинского осмотра методом кластерного анализа [4]. Принадлежность студентов к одной из групп определялась по степени соответствия совокупного, по 5 параметрам, уровня функционального состояния их организма гипотетическому уровню, вычислявшемуся при условии, что величины всех 5 параметров соответствуют существующим возрастным нормам. Учитываемыми показателями были: физическая работоспособность, уровень физического развития, коэффициент физиологической целесообразности структурно-функциональ-ных изменений сердца при адаптации к физическим нагрузкам, силовой индекс и отношение жизненной емкости легких к должной жизненной емкости легких.

В 1-ю группу вошло 70 студентов, совокупный уровень функционального состояния которых равнялся или был выше нормативного уровня. 68 студентов, совокупный уровень функционального состояния которых был ниже нормативного уровня, составили 2-ю группу.

В период работы в СО в обеих группах проводилось изучение степени напряжения адаптационных механизмов организма студентов по показателям циркадианного ритма колебания активности катехоламинов и обмена натрия и калия. Исследовалось по 15 студентов из каждой группы.

Результаты анализировали с учетом общепринятых в хронобиологии параметров: формы цирка-дианной кривой, мезора, акрофазы ритма колебаний изучаемых показателей, а также биорит-мальных типов.

Полученные данные показали, что в подготовительном периоде уровень всех учитываемых параметров в 1-й группе был значительно выше, чем во 2-й (/?<0,01). К концу 2-й недели работы уровень функционального состояния организма студентов достоверно повышался (р<0,05), разница между группами практически нивелировалась, но к концу трудового семестра вновь возрастала, причем у студентов 2-й группы уровень функционального состояния организма опускался до исходных величин.

Достоверных различий в динамике биоритмаль-ной активности симпатико-адреналовой системы (САС) и обмена натрия и калия между студентами 1-й и 2-й групп выявлено не было. Однако уже до начала трудовой деятельности эти показатели носили неблагоприятный характер. Об этом свидетельствовали: неадекватная активность САС относительно максимальной деятельности, т. е. внешний десинхроноз активности САС к социальным датчикам времени, и высокий уровень экскреции натрия со слюной, указывающий на преобладание активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. К концу второй декады работы происходило резкое снижение экскреции всех показателей САС в интервале 7—13 ч, что может трактоваться как инверсия циркадианных кривых и является показателем внутрисистемного десинхроноза. В это же время отмечалось снижение экскреции калия со слюной. Поскольку благоприятной реакцией на нагрузку считается увеличение содержания калия в слюне, то данный факт может рассматриваться как несоответствие физической подготовленности студентов тяжести выполняемой работы. Конец третьей декады можно характеризовать как период устойчивой адаптации гормонального звена САС, о чем свидетельствовало снижение экскреции адреналина до своего исходного уровня. В то же время выполнение физических нагрузок

обеспечивалось медиаторным звеном, поддерживаемым активизирующейся группой предшественников адреналина (ДОФА, дофамин). Подобная динамика активности САС указывает на развитие у студентов нервно-эмоционального напряжения.

Таким образом, адаптация организма студентов к непривычным для них физическим нагрузкам и изменяющимся условиям социальной среды протекала со значительным напряжением регуля-торных механизмов. При этом уровень функционального состояния организма студентов 1-й группы повышался к концу 2-й недели, компенсируя напряжение адаптационных механизмов и плавно снижался к окончанию трудового семестра по мере развития устойчивой адаптации САС. Совершенно иная картина наблюдалась во 2-й группе, в которой уровень функционального состояния организма студентов скачкообразно повышался, а затем очень резко снижался на фоне еще высокого напряжения регуляторных механизмов организма. Следовательно, функциональные резервы организма у студентов 2-й группы меньше, чем у студентов 1-й группы, а «цена» адаптации для студентов 2-й группы значительно выше, чем для студентов, вошедших в 1-ю группу.

Исходя из изложенного выше, можно заключить, что задачи в области гигиены труда участников СО нельзя ограничивать только разработкой рационального режима труда и отдыха. Для успешного использования 3-го трудового семестра как рекреационного мероприятия после интенсивного учебного процесса регламентацию условий труда, быта и отдыха необходимо сочетать с отбором студентов в СО различного профиля.

Литература

1. Агеев В. С., Теньков А. А. // Вести. Моск. ун-та.Сер. психол.— 1986.— № 1,— С. 8—15.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.— С. 97—107.

3. Казначеев В. П. // Адаптация человека к климатогеогра-фическим условиям и первичная профилактика,— Новосибирск, 1986,— С. 8—14.

4. Bailey К. // Behav. Sei.— 1985,- Vol. 30, N 2,- P. 98-102.

Поступила 21.09.90

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991

УДК 612.66:572.51 1-057.875+614.1:312.6-057.875

А. И. Бурханов, Л. И. Носова, В. И. Маловичко, Ж■ Б. Байгутанов, А. М. Филатов ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Педагогический институт, Караганда

При оценке состояния здоровья одними из важнейших показателей считаются заболеваемость и физическое развитие, позволяющие не только следить за изменением здоровья отдельных кон-

тингентов населения, но и оценивать индивидуальные особенности развития, планировать необходимые оздоровительные мероприятия. Анализ литературы свидетельствует, что эти показате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.