Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — В.H. Солдатченков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study was designed to analyze the hygienic characteristics of civil aircraft institutions (airports, facilities for air traffic safety control, meteorological service) as the main sources of electromagnetic energy and noise at the adjacent residential territory. The problems of hygienic standardization of electromagnetic emission in the radio frequency range of 4-9 produced by various radio engineering airport devices were studied together with other physical environmental factors (noise, temperature). Methodological approaches to the regulation of the above factors on the basis of hygienic standards were proposed.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Summary. Possible combined effect of toluene and iso-propyibenzene in concentrations of 0.5 of MAC was experimentally studied along with their combined effect with noise at the permissible for adolescents level IIC-65 on the reproductive function of white rats. The animals had been exposed to a complex of factors for 120 and 15 days prior

УДК 6M.7:|613.IM +

Авиатранспортные процессы создают специфические для гражданской авиации проблемы в области охраны окружающей среды, связанные прежде всего с воздействием комплексов физических и химических факторов на прилегающие к аэропортам селитебные территории. В настоящее время гигиеническая наука убедительно доказала, что наряду с мощным химическим загрязнением окружающей среды современное предприятие гражданской авиации служит источником значительных уровней шума и электромагнитных излучений [2, 6]. Для обеспечения безопасности воздушного движения используются мощные радиолокационные системы и разнообразные средства связи и навигации, которые излучают в окружающую среду электромагнитную энергию в диапазонах средних, высоких, очень высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот (СЧ, ВЧ, ОВЧ, УВЧ и СВЧ соответственно).

Сочетанное действие на организм шума и ■ электромагнитных излучений определяется рас-, пространением этих факторов в районе аэропорта. Близость селитебных территорий связана с существенной экономической выгодой интенсивного жилищного и промышленного строительства на освоенной равнинной местности. В то же время быстрое развитие воздушного транспорта приводит к усилению влияния аэропортов на населенный пункт. По данным зарубежной статистики, наибольшее влияние авиационный шум оказывает на население, проживающее в радиусе 5—10 км от аэропорта. Уровень шума определяется типом самолета и режимом работы двигателей. Типичные уровни шума при наборе высоты и снижении на посадку в контрольных точках аэропорта составляют у самолетов с 4 двигателями 110—118 дБ Л, с 3 двигателями 100—110 дБ Л, с 2 двигателями 90—110 дБ А.

Одновременно население подвергается воздействию электромагнитных излучений. Опыт проведения исследований в области гигиенической регламентации электромагнитных полей (ЭМП) позволяет выделить в качестве основных источников микроволнового загрязнения (УВЧ-н СВЧ-диапазоны) радиолокационные станции (РЛС). РЛС аэропортов служат не только для

to the appearance of pregnancy. The data thus obtained demonstrated the possibility of the appearance of the reproductive function impairments in young female workers after their short-term occupational exposure to the above factors and indicated the necessity of the development of effective preventive measures.

#

целей навигации (локация, опознавание, получение дополнительной информации с борта воздушного судна), управления движением на территории аэропортов, но и для получения метеоинформации. Таким образом, по своему функциональному назначению РЛС гражданской авиации подразделяются на трассовые обзо^ ные радиолокаторы (ТОРЛ) и комплекс* (ТРЛК), обзорные радиолокаторы аэродромные (ОРЛ-А), радиолокационные станции обзора летного поля (РЛС, ОЛП), посадочные радиолокаторы (ПРЛ), метеорологические радиолокаторы.

Указанное функциональное подразделение РЛС имеет принципиальное значение для гигиенической регламентации электромагнитной обстановки. Это связано с тем, что, во-первых, в зависимости от назначения РЛС в окружающую среду излучается электромагнитная энергия в определенном частотном диапазоне; во-вторых, уровень излучаемой мощности зависит от типа и назначения станции; в-третьих, данное обстоятельство определяет местоположение РЛС £ плане населенного пункта (аэропорта), и, наконец, в-четвертых, от типа РЛС зависят параметры пространственно-временной прерывистости действия электромагнитного фактора на население.

Как показали проведенные исследования, наиболее мощными источниками электромагнитного загрязнения территорий служат ТОРЛ и ТРЛК, антенные системы которых излучают электромагнитную энергию в диапазоне длин волн 10 и 23 см. При этом гигиенически значимые уровни фактора регистрируются на удалении 1000— 2000 м от источника в зависимости от рельефа местности и этажности застройки. Кроме тоге, указанные РЛС зачастую расположены вне территорий аэропортов и приближены к населенным пунктам. Подобная ситуация складывается и при эксплуатации метеорологических РЛС. Однако в отличие от обзорных эти источники не излучают электромагнитную энергию круглосуточно.

По уровню электромагнитного загрязнения населенных пунктов наиболее «чистыми» являются

613.1671:629.73

В. Н. Солдатченков

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева •

Предельно допустимые уровни ЭМП, создаваемых радиолохационмми средствами (импульсное излучение)

Назначение РЛС № диапазона Длина волны, см частота сканирования антенны. Гц Режим работы время облучения с однопорядковон интенсивностью Отношение продолжительности работы на излучение к общему времени работы в сутки ПДУ. мкВт.'см-'

Метеорологическ ие 11 0,8± 15 Не более 0,1 Не более 0,03 периода сканирования 0,5 140

РЛС и другие, по- 0 Не более 12 ч в сутки 1 10

добные им по ре- 10 3±20 Не более 1,0 Не более 0,04 периода сканирования 0,5 60

жиму работы* 0 Не более 12 ч в сутки I 10

9 10=Ы5 0 То же 0,5 20

9 17± 15 0 » » 0,5 1 24

0 » » 12

Обзорные РЛС граж- 9 10±20 Не более 0.25 Не более 0,05 периода сканирования 1 15

данской авиации 9 23±15 То же Не более 0,02 » » 1 20

и другие, подоб- 9 35±15 » » То же 1 25

ные им по режиму

работы

* При общей продолжительности работы радиолокатора, не превышающей 12 ч в сутки.

^РЛ-А, РЛС ОЛП и ПРЛ, работающие в диапазонах 35, 08 и 3 см соответственно и размещаемые на территории аэропорта вблизи взлетно-посадочных полос. Меньшая, чем у предыдущей группы, мощность излучения этих РЛС определяет и степень загрязнения прилегающих территорий.

Другая обширная группа средств навигации и связи излучает в окружающую среду ЭМП в СЧ-, ВЧ-, ОВЧ-диапазонах. Излучающие антенны, как правило, расположены на одном антенном поле и образуют единый передающий радиоцентр аэропорта. Управление воздушным движением в различных секторах и зонах пространства одновременно осуществляют диспетчеры службы движения (в больших аэропортах Несколько десятков). Поэтому электромагнитную энергию в указанных диапазонах излучают несколько радиостанций узла связи одновременно. По имеющимся в литературе данным [4], число одновременно излучающих радиостанций связи, работающих в сеансном режиме, может достигать нескольких десятков и зависит от интенсивности движения, класса аэропорта и категории нагрузки. Длительность излучения в одном сеансе связи при этом является случайной величиной, распределенной по закону Эрланга К-го порядка. Уровень электромагнитной энергии в окружающей среде не постоянен во времени, так как, кроме перечисленных особенностей, излу-ъчающие средства узла связи обладают различными эксплуатационными характеристиками (мощность излучения, направленность действия, коэффициент усиления антенны и т. д.). Таким образом, узел связи выступает как источник электромагнитных излучений, образуемых случайными потоками сеансов связи со случайным их наложением.

В настоящее время основой безопасной для населения эксплуатации и размещения аэропор-

тов в плане населенных мест являются гигиенические нормативы физических факторов. Это позволяет с учетом необходимости обеспечения здоровья человека как ведущего звена в системе человек — окружающая среда решать вопросы гигиенической регламентации электромагнитных излучений и шума в населенных пунктах.

В соответствии с требованиями ГОСТа 22285—76 нормируемыми параметрами авиационного шума на местности являются эквивалентный уровень звука Ьдэкв (в дБ Л) и максимальный уровень звука Ьл (в дБ Л). Оба параметра регламентируются соответственно для дневного (с 7 до 23 ч) и ночного времени (с 23 до 7 ч). Согласно этому документу, уровни шума не должны превышать следующие пределы: днем при пролетах самолетов — ЬАэкв 65 дБ Л, при опробовании двигателей — Ьд 85 дБ Л; ночью при пролетах самолетов — Ьаэкв 55 дБ Л, при опробовании двигателей — Ьл 75 дБ Л.

Более того, в развитие санитарного законодательства разработан целый ряд документов, определяющих порядок размещения застройки вблизи аэропортов с учетом шумового фактора, т. е. организацию санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки [5].

В отношении электромагнитных излучений действуют гигиенические нормативы, изложенные во «Временных санитарных нормах и правилах защиты населения от воздействия ЭМП, создаваемых радиотехническими объектами» (№ 2963—84). Этот документ разработан на основе проведенных в Киевском НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева совместно с Министерством гражданской авиации СССР и другими заинтересованными ведомствами комплексных научно-исследовательских забот. При этом были изучены параметры электромагнитного загрязнения территорий, прилегающих к аэропортам. На основе полученных

данных проведены биолого-гигиенические эксперименты по определению безопасных для организма уровней электромагнитных излучений радиолокационных систем. Эти уровни в качестве предельно допустимых вошли в указанный документ и представлены в таблице, из которой следует, что в основу разработанных гигиенических нормативов положен принцип дифференцированного нормирования, обоснованный и подробно изложенный в ряде публикаций [1, 3].

Как было показано ранее, наряду с мощными радиолокационными системами современный аэропорт обладает набором средств радиосвязи. Установленные во «Временных санитарных нормах» предельно допустимые уровни напряженности ЭМП в СЧ-, ВЧ- и ОВЧ-диапазонах не в полной мере отражают реальную картину электромагнитного загрязнения, создаваемого средствами радиосвязи аэропортов, поскольку не учитывают сеансность работы источников и то обстоятельство, что они дислоцированы на едином передающем центре аэропорта.

В связи с этим были проведены биолого-гигиенические эксперименты по определению функционального состояния организма в зависимости от уровня и времени воздействия электромагнитных излучений средств радиосвязи гражданской авиации. В экспериментах моделировали наиболее характерный режим воздействия фактора как в сеансном режиме, так и при непрерывном облучении. В результате было установлено, что предельно допустимые уровни напряженности ЭМП в СЧ-, ВЧ- и ОВЧ-диапазонах составляют соответственно 14, 12 и 4 В/м для условий населенных мест, прилегающих к аэропортам.

Осуществляемый в настоящее время санитарно-эпидемиологической службой предупредительный и текущий надзор за источниками шумового и электромагнитного загрязнений населенных пунктов базируются на применении указанных регламентов. Однако такой подход, очевидно, правомерен при изолированном действии факторов, что в условиях населенных пунктов явление крайне редкое. Поэтому возник вопрос о разработке гигиенических нормативов, учитывающих

комбинированное действие на организм электромагнитных полей и шума. Кроме того, расположение аэропортов в различных климатогеогра-фических зонах привносит в это сочетание еще и температурные условия окружающей среды. В связи с этим предприняты биолого-гигиениче-ские эксперименты по определению модифицирующего действия шума и температуры при реагировании организма на воздействие электромагнитных излучений. Результаты таких экспериментов позволят научно обосновать гигиенические регламенты ЭМП, излучаемых радиотехническими средствами аэропортов, с учетом их действия в сочетании с шумом и температурой, что повысит надежность существующих гигиенических нормативов и даст возможность разработать конкретные мероприятия по ограничению неблагоприятного действия на окружающую среду предприятий гражданской авиации.

Литература

1. Думанский Ю. Д., Иванов Д. С., Никитина Н. Г^ и др.//Гиг. и сан. — 1984. — № 7. — С. 38—42.

2. Думанский Ю. Д., Иванов Д. С., Никитина Н. Г., То-машевская Л. А. //Там же. — № 9,—С. 37—40.

3. Думанский Ю. Д., Иванов Д. С. // Гигиена населенных мест.— Киев, 1985, —Вып. 24. — С. 23—27.

4. Игнатов В. А.. Паук С. М., Шлагрит М. С. Повышение эффективности УКВ радиосвязи. — М., 1977.

5. Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума. — М., 1987.

6. Шандала М. Г. // Советско-американское совещание по проблеме «Изучение биологического действия физических факторов окружающей среды», 5-е: Материалы. — Киев, 1987, —С. 3—17.

Поступила 04.10.88

Summary. The study was designed to analyze the hygienic characteristics of civil aircraft institutions (airports,« facilities for air traffic safety control, meteorological service) as the main sources of electromagnetic energy and noise at the adjacent residential territory. The problems of hygienic standardization of electromagnetic emission in the radio frequency range of 4-9 produced by various radio engineering airport devices were studied together with other physical environmental factors (noise, temperature). Methodological approaches to the regulation of the above factors on the basis of hygienic standards were proposed.

УДК 613.647+613.167/. 168] :621.397.13

И. И. Карачев

ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЮЩИМИ ОБЪЕКТАМИ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. И. Марзсева

Развитие средств телевидения и радиовещания приобретает все большие масштабы, с каждым годом расширяется сеть телевизионных, ретрансляционных радиовещательных станций.

Работа указанных средств связана с излучением в пространство электромагнитной энергии. Поэтому развитие их неизбежно ведет к возра-

станию уровней напряженности электромагнитных полей (ЭМП) на территории населенных мест.

Результаты проведенных в конце 60-х годов экспериментальных исследований [2, 8], положенные в основу гигиенических нормативов для ЭМП диапазона частот телевизионного вещания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.