Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ / СРЕДСТВА РАДИОСВЯЗИ И НАВИГАЦИИ АЭРОПОРТОВ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИЗМЕРЕНИЯ / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ELECTROMAGNETIC FIELDS / AIRPORT RADIO COMMUNICATION AND NAVIGATION FACILITIES / ELECTROMAGNETIC SAFETY / MEASUREMENTS / HYGIENIC ASSESSM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ляшко Г.Г., Никитина В.Н., Дубровская Е.Н., Калинина Н.И., Плеханов В.П.

Проведены исследования электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых связным и навигационным радиооборудованием аэропортов гражданской авиации на рабочих местах персонала и в окружающей среде. Цель работы - гигиеническая оценка электромагнитных полей, создаваемых современными средствами радиосвязи и навигации аэропортов гражданской авиации. Изучен состав, назначение, технические характеристики радиооборудования аэропортов гражданской авиации. Проведен анализ нормативно-методических документов по защите персонала и населения от неблагоприятного воздействия ЭМП радиочастотного диапазона. Представлены результаты инструментальных исследований и гигиеническая оценка уровней ЭМП на рабочих местах персонала, обслуживающего источники ЭМП, и в окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLEKHANOV HYGIENIC ASSESSMENT OF ELECTROMAGNETIC FIELDS OF RADIO COMMUNICATION FACILITIES AT CIVIL AVIATION AIRPORTS

Studies of electromagnetic fields (EMF) created by communication and navigation radio equipment of civil aviation airports at the workplaces of personnel and in the environment were carried out. The purpose of this work is to perform a hygienic assessment of electromagnetic fields generated by modern radio communication and navigation systems at civil aviation airports. The composition, purpose, and technical characteristics of radio equipment of civil aviation airports were studied. The analysis of normative and methodological documents on the protection of personnel and the public from the adverse effects of radio frequency EMF is carried out. The results of instrumental studies and hygienic assessment of EMF levels in the workplace of personnel serving EMF sources and in the environment are presented.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

УДК 613.1; 614.7

Г.Г. Ляшко, В.Н. Никитина, Е.Н. Дубровская, Н.И. Калинина, В.П. Плеханов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, Санкт-Петербург, lyashko@s-znc.ru

Резюме.

Проведены исследования электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых

связным и навигационным радиооборудованием аэропортов гражданской

авиации на рабочих местах персонала и в окружающей среде.

Цель работы - гигиеническая оценка электромагнитных полей, создаваемых

современными средствами радиосвязи и навигации аэропортов гражданской

авиации.

Изучен состав, назначение, технические характеристики радиооборудования аэропортов гражданской авиации. Проведен анализ нормативно-методических документов по защите персонала и населения от неблагоприятного воздействия ЭМП радиочастотного диапазона. Представлены результаты инструментальных исследований и гигиеническая оценка уровней ЭМП на рабочих местах персонала, обслуживающего источники ЭМП, и в окружающей среде. Ключевые слова: электромагнитные поля, средства радиосвязи и навигации аэропортов, электромагнитная безопасность, измерения, гигиеническая оценка.

Summary.

G.G. Lyashko, V.N. Nikitina, E.N. Dubrovskaya, N.I. Kalinina, V.P. Plekhanov Hygienic assessment of electromagnetic fields of radio communication facilities at civil aviation airports.

Studies of electromagnetic fields (EMF) created by communication and navigation radio equipment of civil aviation airports at the workplaces of personnel and in the environment were carried out.

The purpose of this work is to perform a hygienic assessment of electromagnetic fields generated by modern radio communication and navigation systems at civil aviation airports.

The composition, purpose, and technical characteristics of radio equipment of civil aviation airports were studied. The analysis of normative and methodological documents on the protection of personnel and the public from the adverse effects of radio frequency EMF is carried out. The results of instrumental studies and hygienic assessment of EMF levels in the workplace of personnel serving EMF sources and in the environment are presented.

Keywords: electromagnetic fields, airport radio communication and navigation facilities, electromagnetic safety, measurements, hygienic assessment.

Введение.

Воздушный транспорт один из интенсивно развивающихся видов транспорта. Распоряжением Правительства РФ утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который включен в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». В соответствии с планом для 48 объектов запланирована модернизация аэродромных комплексов. Безопасная эксплуатация воздушных судов невозможна без использования современных радиотехнических средств обеспечения полетов, создающих ЭМП на рабочих местах и в окружающей среде. Решение задач, повышающих эффективность и безопасность авиационной транспортной системы, осуществляется с использованием систем электросвязи, навигационного, посадочного оборудования, работающих в комплексе со средствами сверхвысокочастотной радиолокационной техники [1-4].

Цель работы: Исследование и гигиеническая оценка электромагнитных полей, создаваемых современным навигационным, посадочным и связным радиооборудованием, создающим электромагнитные поля радиочастотного диапазона на рабочих местах персонала и в окружающей среде.

В задачи исследования входило:

- изучение состава и технических характеристик современного навигационного, посадочного и связного радиооборудования аэропортов и аэродромов гражданской авиации;

- анализ нормативных актов и методических документов санитарного законодательства по защите населения и персонала от неблагоприятного воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона;

- обобщение и оценка результатов инструментальных исследований уровней ЭМП на рабочих местах и в окружающей среде.

383

Материалы и методы.

Изучение состава и технических характеристик радиооборудования аэропортов и аэродромов гражданской авиации проводилось на основании анализа технического оснащения 9 аэропортов, 5 аэродромов гражданской авиации, данных, представленных в технической научной литературе, Авиационных правилах, утвержденных Межгосударственным авиационным комитетом [5-10]. Навигационное, посадочное и связное оборудование аэропортов и аэродромов гражданской авиации относится к передающим радиотехническим объектам (ПРТО). Согласно ГОСТ Р 55815- 2013 «Безопасность объектов и средств связи. Методы исследования и расчета уровней электромагнитных излучений при проектировании объектов связи», ПРТО - это один или несколько радиопередатчиков, работающих на одну или несколько антенн, расположенных на общей площадке (территории). Проводился анализ санитарных правил и норм, методических указаний, направленных на защиту персонала и населения от электромагнитных полей средних частот (СЧ), высоких частот (ВЧ) и очень высоких частот (ОВЧ), создаваемых ПРТО гражданской авиации.

Инструментальные исследования электромагнитных полей были выполнены в 2-х аэропортах гражданской авиации. На основании анализа состава, технических характеристик средств связи и аэронавигации для проведения измерений ЭМП были определены следующие ПРТО: передающий радиоцентр, автоматизированный приемопередающий центр, локально-корректирующая станция, ближний и дальний приводные радиомаяки, дальномерный ^МЕ) и азимутальный (DVOR) маяки. Исследования и оценка уровней ЭМП проведены на рабочих местах персонала у передатчиков в аппаратных залах и на открытой территории от антенн навигационного, посадочного и связного радиооборудования. Измерения и оценка ЭМП проводились в соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» и Методическими указаниями 455088 «Методические указания по определению уровней электромагнитного поля средств управления воздушным движением гражданской авиации ВЧ-, ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-диапазонов». Для регистрации уровней ЭМП использованы приборы измерители уровней электромагнитных излучений П3-41, П3-42, метеометр МЭС-200А. Приборы внесены в Федеральный информационный

384

фонд по обеспечению единства измерений, имели действующие свидетельства о поверке. Условия проведения измерений соответствовали требованиям эксплуатации средств измерений. Оценка результатов измерений проведена с учетом неопределенности измерений.

В процессе исследования были также проанализированы протоколы измерений уровней ЭМП, представленные в проектной документации по установлению приаэродромных территорий 3-х аэропортов и 2-х аэродромов гражданской авиации. Согласно Воздушного кодекса Российской Федерации на приаэродромной территории выделяются семь подзон с ограничениями в части размещения объектов и осуществления деятельности. По литературным данным при рассмотрении проектных материалов основное внимание уделяется воздействию авиационного шума и загрязняющих веществ в окружающей среде и недостаточное внимание уделяется исследованиям воздействия электромагнитных полей [11-15]. Результаты.

Технические характеристики системы радиосвязи гражданской авиации. Системы радиосвязи являются составной частью автоматизированных систем управления воздушным движением. На территории РФ действуют следующие стандарты авиационной радиосвязи: TETRA, DMR (ETSI) и APCO-25. Авиационная электросвязь гражданской авиации делится на следующие виды: фиксированная (наземная); подвижная (воздушная); радиовещание. Связь в аэропортах гражданской авиации обеспечивается работой оборудования автоматизированных приемо-передающих центров (АППЦ) и радиопередающих центров (РПЦ). Анализ состава и технических характеристик оборудования центров показывает, что в диапазонах средних - высоких частот работают передатчики самой большой мощности - 1000,0 Вт типа ПП-1000, а также радиопередающие устройства (РПУ) наземных служб Кедр-С, Кедр-5. В диапазоне очень высоких частот мощность радиостанций существенно ниже и составляет 5,0 Вт и 50,0 Вт. Это разные модификации РПУ Фазан и Баклан, а также радиостанции типа RS 2500V, РПУ Р-863 и другие. Как показывают исследования, радиотехнические средства, работающие в диапазоне низких частот (НЧ), в настоящее время не используются. Оборудование связи АППЦ и РПЦ работает на антенны различных конструктивных модификаций: диполь, дискоконусная антенна, несимметричный вибратор АНК 100-150, зонтичная и другие. Высоты установки антенн от 8,0 до 26,0 м от поверхности земли.

Технические характеристики и состав наземного оборудования системы посадки воздушных судов. В данную систему входят приводные радиостанции и радиомаяки, работающие в ОВЧ диапазоне (30-300) МГц. Современные аэродромы оборудованы курсовыми радиомаяками (КРМ), глиссадными радиомаяками (ГРМ), наземными всенаправленными азимутальными радиомаяками, маркерными радиомаяками (МРМ), антенны которых создают в окружающей среде модулированные электромагнитные поля. Курсовые радиомаяки и глиссадные радиомаяки предназначены для излучения сигналов, содержащих информацию, необходимую для ориентировки воздушных судов (ВС) по курсу при выполнении захода на посадку. Антенные системы КРМ и ГРМ формируют двухлепестковую диаграмму направленности излучения сигнала несущей, модулированного по амплитуде. КРМ имеет горизонтально поляризованное излучение, диапазон частот 108,0 - 111,9 МГц. ГРМ работает в диапазоне частот 328,6 - 335,4 МГц. Всенаправленные азимутальные дальномерные радиомаяки (VOR и DVOR) работают в диапазоне частот 111,9 -117,9 МГц с разносом частотных каналов 50 кГц, излучение поляризовано в горизонтальной плоскости. Маркерные радиомаяки работают на частоте 75 МГц. На дальних приводных радиомаяках, ближних приводных радиомаяках используются приводные радиостанции типа АРМ-150 МА и РМП, работающие в диапазоне СЧ (0,3-3) МГц, предназначены для привода самолетов в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра.

Нормативно-методические документы санитарного законодательства. Гигиеническая оценка и требования к предельно допустимым уровням (ПДУ) воздействия электрических и магнитных полей в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц для лиц, профессионально связанных с воздействием ЭМП, представлены в СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (раздел VII) и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». Оценка и нормирование в этом диапазоне частот осуществляется по величине энергетической экспозиции, которая рассчитывается по формулам с учетом уровня и времени воздействия ЭМП. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 устанавливает также предельно допустимые уровни ЭМП для населения. Документ содержит гигиенические требования к ПРТО, работающим в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц. Контроль уровней ЭМП осуществляется в соответствии с методикой измерения электромагнитных полей, представленной в Методических указаниях 4550-88 «Методические

386

указания по определению уровней электромагнитного поля средств управления воздушным движением гражданской авиации ВЧ-, ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-диапазонов». Размещение и ввод в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, оформленных в соответствии с методическими указаниями МУ 4.3.2320-08 «Порядок подготовки и оформление санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты».

Инструментальные измерения уровней ЭМП. При обобщении результатов инструментальных исследований уровней ЭМП, создаваемых современным оборудованием наземной электросвязи и радиомаячных систем аэропортов гражданской авиации, нами использованы результаты собственных измерений, выполненных в двух аэропортах гражданской авиации, а также данные протоколов измерения уровней электромагнитных полей, представленных в проектных материалах по установлению приаэродромной территории. В таблицах 1 и 2 представлены результаты измерений уровней напряженности ЭМП на рабочих местах в помещениях аппаратных и в окружающей среде.

Анализ результатов показал, что в помещениях аппаратных на рабочих местах персонала, обслуживающего радиооборудование, значения уровней напряженности электрического поля не превышали ПДУ ЭМП диапазона частот 30 кГц- 300 МГц для персонала для 8-ми часового рабочего дня. Как следует из таблицы 2, на технической территории были зарегистрированы уровни ЭМП, превышающие предельно допустимые значения. Интенсивные ЭМП были измерены под открытыми антенными вводами и снижениями антенн. Так, при работе РПУ Парсек, Кедр-С, ПАР-10 уровни ЭМП у антенных вводов достигали 818,0 В/м, 140,0 В/м и 150,0 В/м соответственно. Уровни ЭМП под снижением антенн РПУ РМП-200, ПАР-10С, АРМ на территориях ближнего и дальнего приводных маяков составили от 300,0 В/м до 636,0 В/м, при эксплуатации азимутального маяка DVOR от 10,0 В/м до 28,5 В/м. Для радиотехнических средств диапазона ОВЧ (РПУ Фазан-Р5, Баклан-РН, Р-863, RS 2500^ ICOM F-110) зарегистрированные уровни напряженности ЭМП на расстояниях 10,0 - 35,0 м от антенн составляли от < 0,5 В/м до 1,5 В/м и не превышали ПДУ. На границе технических территорий ПРТО превышений предельно допустимых уровней ЭМП для населения в диапазонах частот (0,03 - 300,0) МГц не установлено.

Таблица 1 Результаты измерений уровней напряженности ЭМП, создаваемых средствами связи и аэронавигации на рабочих местах

в помещениях аппаратных.

№ Тип Частота Напряженность

п/п радиопередающего (МГц) электрической

устройства составляющей (Е)

ЭМП, (В/м)

Автоматизированный приемопередающий центр АШЩ

1 RS 2500V 118,5-127,4 0,85 - 1,85

Передающий радиоцентр

1 Фазан19-Р50 118,5-120,0 1,1 - 2,6

2 Фазан Р2 118,5-125,8 0,5 -1,7

3 Парсек 0,342-1,75 2,8 - 9,4

4 1Ш-1000 6,617 2,0 -11,0

5 Кедр-С 4,696 0,5 - 29,0

Локально-корректирующая станция

1 ЛККС А-200 114,35 0,5 - 2,1

Ближний приводной радиомаяк, дальний приводной радиомаяк

1 РМП-200 0,960 13,0 - 49,6

2 ПАР-10С 0,334-0,597 1,5 - 34,0

3 ПАР-10 0,597 1,0 - 26,0

4 АРМ 0,690 0,5 - 8,4

Азимутальный маяк

1 DVOR 113,4 0,5 - 3,5

Таблица 2 - Результаты измерений уровней напряженности ЭМП, создаваемых антеннами средств радиосвязи и аэронавигации аэропортов в окружающей среде

№ п/п Тип радиопередающего устройства Частота (МГц) Напряженность электрической составляющей (Е) ЭМП, (В/м) Примечание

Автоматизированный приемопередающий центр АШЩ

1 RS 2500V 118,5-127,4 0,5 -1,5

Передающий радиоцентр

1 Фазан19-Р50 118,5-120,0 < 0,5 - 0,5

2 Фазан Р5 118,5-125,8 < 0,5 - 0,5

3 Баклан-РН 129,0 < 0,5

4 Р-863 118,5 < 0,5

5 ICOM Р-110 163,0-164,0 < 0,5

6 Парсек 0,342-1,75 818,0 - 62,0 2,0 - 4,0 м от антенного ввода

7 1Ш-1000 6,617 0,5 - 5,6

8 Кедр-С 4,696 140,0 - 31,0 1,0 - 2,0 м от антенного ввода

Локально-корректирующая станция

1 ЛККС А-200 114,35 0,5 - 3,7

Ближний приводной радиомаяк, дальний приводной радиомаяк

1 РМП-200 0,960 300,0 - 52,6 1,0 - 5,0 м от снижения антенны

2 ПАР-10С 0,334-0,597 636,0 - 82,0 2,0 - 10,0 м от снижения антенны

3 ПАР-10 0,597 150,0 - 40,0 1,0-2,0 м от антенного ввода

4 АРМ 0,690 619,0 - 43,0 1,0 - 4,0 м от снижения антенны

Азимутальный маяк

1 DVOR 113,4 28,5 - 10,0 1,0 -2,0 м от антенны

В таблице 3 представлены ПДУ ЭМП диапазона частот 30 кГц- 300 МГц для персонала для 8-ми часового рабочего дня и максимальные ПДУ, а также для населения в соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

Таблица 3 - Предельно допустимые уровни ЭМП диапазона частот 30 кГц- 300 МГц для персонала и населения

Диапазон частот 30-300 кГц 0,3-3,0 МГц 3-30 МГц 30 -300 МГц

Нормируемый параметр Напряженность электрического поля, Е (В/м)

ПДУ для 8-ми часового

рабочего дня 50 30 10

Максимальный ПДУ

для персонала 500 296 80

ПДУ для населения 25,0 15,0 10,0 3,0

Обсуждение.

Анализ состава современных средств радиосвязи в гражданской авиации показал, что в настоящее время для связи применяется оборудование, работающее в диапазонах средних частот (0,3-3) МГц, высоких частот (3-30) МГц и очень высоких частот (30-300) МГц. Передатчики радиосвязи отличаются по мощности, диаграммам направленности, антенным системам. Оборудование низкочастотного диапазона (30-300) кГц в настоящее время не применяется. Радиомаяки и приводные радиостанции, относящиеся к радионавигационному наземному оборудованию системы посадки воздушных судов, работают в ОВЧ диапазоне (30-300) МГц.

Результаты измерений ЭМП, создаваемых на рабочих местах оборудованием наземной электросвязи и радиомаячных систем аэропортов показывают, что уровни, превышающие установленные гигиенические нормативы, регистрируются у антенных вводов и под снижением антенн РПУ в зонах кратковременного пребывания персонала. Максимальные значения зарегистрированы при работе РПУ АРМ, ПАР-10С, Парсек и составляют 619,0 В/м, 636,0 В/м и 819,0 В/м соответственно. Для защиты персонала от неблагоприятного воздействия ЭМП рекомендуется экранировать антенные вводы либо установить ограждения с предупреждающим знаком в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета

сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На границе технических территорий всех передающих радиотехнических объектов уровни ЭМП на высоте 2,0 м от поверхности земли были ниже ПДУ, установленных для населения. Выводы.

1. При эксплуатации современных средств наземной электросвязи, навигационного, посадочного радиооборудования на рабочих местах персонала, обслуживающего источники ЭМП, в помещениях аппаратных уровни электромагнитных излучений не превышают предельно допустимые значения.

2. Превышение предельно допустимых уровней ЭМП зарегистрировано на технической открытой территории под неэкранированными антенными вводами и снижениями антенн радиопередающих устройств. Для обеспечения электромагнитной безопасности персонала требуется проведение защитных мероприятий.

3. Рассмотрение результатов исследования свидетельствует, что при эксплуатации средств радиосвязи и навигации обследованных аэропортов гражданской авиации организация санитарно-защитной зоны не требуется. Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2019 г.) от 19.03.1997 № 60-ФЗ. 64 с.

2. Бабуров С.В., Буряков Д.А., Велькович М.А., Елисеев Б.П., Иванов А.В., Козлов А.И., Король В.М. Перспективы развития радиотехнических систем гражданского назначения// Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. №176. С. 7-17.

3. Николайкин Н. И. С.И. Новые приоритеты в сфере защиты окружающей среды от воздействия гражданской авиации//Безопасность в техносфере. 2013. №5. Том 2. С. 25-30.

4. Богомолов А.В., Зинкин В.Н., Драган С.П., Солдатов С.К. Антропоэкологические аспекты безопасной эксплуатации аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий//Национальная безопасность. 2016. №1. Том 42. С. 56-62.

5. Новиков Н. С. Состояние и перспективы развития радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в Северо-Западном регионе России. ФГУП Государственная корпорация организации воздушного движения

391

в Российской Федерации. Пресс-центр. Публикации 2014. URL: https://gkovd.ru/press-centre/publications/2014/nikolay-novikov-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-radiotekhnicheskogo-obespecheniya-poletov-i-aviats/ (Дата обращения 18.09.20 г.)

6. Атаев Д.И. Анализ безопасности Прикаспийского центра обслуживания воздушного движения//Новые направления и концепции в современной науке: сб. научных трудов III Международной научно-практической конфернции. Смоленск. 2019. С. 28-31.

7 Аскарова А.С., Болегенова С.А., Туякбаев А.А., Шортанбаева Ж.К., Киреев А.К. Системы посадки воздушных судов//Вестник КазАТК. 2017. №1. Том 100. С. 151-162.

8. Авиационные правила. Часть 170. Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс. (АП-170). Том II. Сертификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс. 2013. 217 с.

9. СМИС Эксперт. Радиосвязь аэропорта. URL: http://www.smis-expert.com/radio/radiosvyaz-aehroporta.html. (Дата обращения 18.09.20 г.)

10. Основные направления развития Российских стандартов и авионики воздушных судов ГА. ФГУП ГосНИИ Аэронавигация. URL: https://gosniias.ru/pages/19/conf1/gosniian-conf-CNSATM-vionics180811.pdf. (Дата обращения 03.09.20 г.)

11. Никитина В.Н., Калинина Н.И., Ляшко Г. Г., Панкина Е.Н., Плеханов В.П. Анализ проектных решений об установлении приаэродромной территории по электромагнитному фактору» // Гигиена и санитария. 2020. №2 6. (99). С. 557-562.

12. Лебедев К.Ю., Копытенкова О.И., Выучейская Д.С., Леванчук А.В., Афанасьева Т.А. Гигиенические аспекты градостроительной деятельности на приаэродромных территориях // Здоровье населения и среда обитания. 2019. №10. Том 319. С. 52-55.

13. Картышев О.А., Николайкин Н.И. Проекты санитарно-защитных зон аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок как основа оценки соответствия их деятельности экологическим требованиям // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. № 4. Том 20. С. 146-154.

14. Исаева А.М., Зибарев Е.В. Проблемные вопросы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов санитарно-защитных зон аэропортов // Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 2. С. 41-43.

15. Копытенкова О.И., Еремин Г.Б., Мозжухина Н.А., Никонов В.А., Афанасьева Т.А. О проблемах разработки и экспертизы проектов санитарных разрывов от

392

объектов транспортной инфраструктуры //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами», Москва. 2017. С. 179-182.

УДК 613.648.2.- 614.7

Маркова О.Л., Зарицкая Е.В., Еремин Г.Б.

К ВОПРОСУ ДЕЗОДОРАЦИИ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД 33

ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»,

Санкт-Петербург, olleonmar@mail. ru

Резюме. Вопросы утилизации накопленных отходов различных производств и жизнедеятельности человека не теряют своей актуальности, а в последние десятилетия приобрели значимость глобальной экологической проблемы. К таким отходам относятся осадки сточных вод. В рамках данного исследования проведена идентификация химических веществ, попадающих в воздушную среду в результате эмиссии из осадков сточных вод канализационных очистных сооружений и формирующих запахи.

На основе проведенной работы определен перечень приоритетных химических соединений, который в дальнейшем может быть использован для разработки технологий по удалению неприятного запаха отходов. Ключевые слова: запах, химические вещества, атмосферный воздух, осадки сточных вод, канализационные очистные сооружения.

Summary. Issues of accumulated waste disposal of various industries and human vital activities remain relevant, and in recent decades, they have acquired significance of global environmental problem. Sewage sludge belongs to such wastes.

Identification of chemicals penetrating the air because of sewage sludge emissions from sewage treatment plants and generating the odour was carried out in the framework of the study.

Based on our study a list of priority chemicals was determined, which can later be used to develop technologies for eliminating unpleasant waste odour. Key words: odour, chemicals, atmospheric air, sewage sludge, sewage treatment

33 Markova O.L., Zaritskaya E.V., Yeremin G.B. On the issue of waste water sediment deodoration.

393

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.