Научная статья на тему 'Гигиеническая подготовка рабочих и мастеров металлургических заводов'

Гигиеническая подготовка рабочих и мастеров металлургических заводов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая подготовка рабочих и мастеров металлургических заводов»

Во время педагогической практики на III и IV курсах студенты закрепляют знания по школьной гигиене.

Следует сказать, что число часов на преподавание школьной гигиены в педагогических институтах ограничено, количество их необходимо довести до 72. Важнейшей задачей в настоящее время является правильное использование имеющихся часов. Очень нужен также обмен опытом. Целесообразно на научных конференциях по школьной гигиене ставить и вопросы методики преподавания этой дисциплины в вузах.

-b Ъ Ъ

Н. И. Шангин, Н. И. Акимова

Гигиеническая подготовка рабочих и мастеров металлургических заводов

Из Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения

Уровень профессиональных заболеваний и производственного травматизма рабочих промышленного предприятия зависит не только от особенностей условий труда, но и от поведения самих рабочих в процессе труда, в частности, от выполнения правил техники безопасности и гигиены труда.

Поэтому санитарно-эпидемиологические станции совместно с медико-санитарными частями промышленных предприятий обязаны проводить гигиеническую подготовку рабочих в целях повышения санитарной культуры.

Гигиенические знания и особенно гигиенические навыки рабочие должны получать через систему санитарно-технического инструктажа, на курсах повышения производственно-технической квалификации, а также через массовую санитарную пропаганду, проводимую медико-санитарной частью. Закрепление этих знаний и навыков должно осуществляться систематическим гигиеническим воспитанием рабочих в процессе труда.

Мастер — воспитатель рабочих, он должен быть примером для них в выполнении правил техники безопасности и гигиены труда. Отсюда понятна важность гигиенической подготовки цеховых мастеров.

До последнего времени вопросы гигиенической подготовки рабочих и мастеров металлургических заводов не разрабатывались. Изучению этих вопросов была посвящена наша работа в 1953 г., проводившаяся на базе санитарно-эпидемиологической станции Первомайского района Москвы и медико-санитарной части московского металлургического завода «Серп и молот». Для изучения нами были взяты: группа рабочих (100 человек) и группа мастеров (35 человек) мартеновского и прокатного цехов. Мы ознакомились с санитарно-гигиеническими условиями этих цехов, структурой заболеваемости рабочих и обратили особенное внимание на промышленный травматизм и гнойничковые заболевания, в профилактике которых большое значение имеет гигиеническое поведение рабочих и мастеров.

Уровень санитарной культуры указанных групп рабочих и мастеров определялся путем опроса их, а также наблюдения за гигиеническим поведением их в процессе труда. Для этого специально были разработаны опросные листы и карты наблюдений.

Данные по заводу «Серп и молот» показали, что массовая санитарно-просветительная работа среди рабочих завода, проводимая врачами

медико-санитарной части, не обеспечивает прочных гигиенических знаний. Система технического инструктажа, производственнотехническое обучение новых рабочих, производственно-технические курсы, стахановские школы по обмену опытом не используются для гигиенического обучения рабочих. В программах курсового производственно-технического обучения рабочих на вопросы охраны здоровья выделяется, как правило, 2 часа в разделе «Техника безопасности» (первая помощь при несчастных случаях и искусственное дыхание); реже встречаются вопросы промышленной санитарии. В программе 2'/2-годичной школы мастеров вопросам охраны здоровья также не уделено достаточного внимания. В разделе техники безопасности отражены некоторые вопросы промышленной санитарии, преподавание которых поручено инженеру по технике безопасности.

Анализ листов опроса рабочих мартеновского и прокатного цехов показал недостаточные знания вопросов 'предупреждения промышленного травматизма и гнойничковых заболеваний. Несколько лучше рабочие ознакомлены с вопросами профилактики, перегреваний тела и предупреждения вредного действия лучистой энергии на глаза. Рабочие имеют общие понятия о правилах оказания помощи при травмах и несчастных случаях, но практически показать применение этих правил не могут.

В гигиеническом поведении рабочих применительно к вопросам профилактики промышленного травматизма нас интересовало: содержание рабочего места, выполнение правил техники безопасности, выполнение правил ношения спецодежды и индивидуальных средств защиты, имеющих, как известно^, большое значение в сохранении здоровья рабочих. Наблюдение показало, что около 25% рабочих содержат свои места в хорошем и 63% в удовлетворительном состоянии. Часть рабочих не выполняет правил по технике безопасности (неосторожность, небрежность в работе). Не все пользуются индивидуальными средствами защиты и часто работают без очков или без сетки. Некоторые из рабочих не выполняют правил ношения спецодежды, недооценивая значение ее в профилактике ожогов и травм.

В поведении рабочих применительно к вопросам профилактики гнойничковых заболеваний нас интересовало наличие и содержание индивидуальных шкафчиков хранения одежды, своевременность стирки и смены спецодежды, пользование душем. Наблюдения показали, что все рабочие ежедневно после работы принимают душ. Однако некоторые из них хранят свою спецодежду в общей раздевалке и несвоевременно стирают и меняют ее.

В поведении рабочих применительно к профилактике перегревов на горячих участках нас интересовало: отдыхают ли рабочие во время пауз в работе, соблюдают ли питьевой (солевой) режим и пользуются ли полудушем. Оказалось, что не все рабочие горячих участков регулярно отдыхают во время пауз в работе. Отдельные рабочие не выполняют питьевой режим, мотивируя это тем, что подсоленная газированная вода невкусна и надоела им. Полудуши, установленные для рабочих горячих цехов, регулярно ¡используются.

Анализ листов опроса и карт наблюдения мастеров показал, что большинство из них также недостаточно осведомлено по вопросам гигиены труда и промышленной санитарии и не является примером для рабочих по гигиеническому поведению в 'Процессе труда. Они недостаточно занимаются воспитанием у рабочих гигиенических навыков в труде. Причина этого кроется в недостаточной гигиенической подготовке мастеров в процессе их производственно-технического обучения.

Учитывая, что уровень санитарной культуры рабочих и мастеров промышленного предприятия является одним из существенных факторов профилактики заболеваний и промышленного травматизма, мы предлагаем следующую систему, методику и содержание гигиенической подго-

товки рабочих и мастеров, согласованную с Главным санитарно-противо-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Министерством черной металлургии СССР.

1. Вводный санитарный инструктаж, ежедневно проводимый промышленным санитарным врачом для всех поступающих на завод рабочих по общим вопросам гигиены труда и промышленной санитарии, имеющим значение для всего завода.

При проведении такого инструктажа рекомендуется осветить следующие вопросы: организация медико-санитарного обслуживания рабочих на заводе; краткая санитарно-гигиеническая характеристика металлургического завода; факторы, определяющие условия труда основных цехов завода; понятие о профессиональных заболеваниях и отравлениях, возможных на данном предприятии; профилактика острых и хронических профессиональных заболеваний и промышленного травматизма.

2. Вводный (цеховой) санитарный инструктаж, проводимый цеховыми врачами по мере поступления в цех новых рабочих с освещением вопросов предупреждения профессиональных заболеваний и промышленного травматизма, исходя из конкретной производственной обстановки, санитарно-гигиенического состояния цеха, уровня заболеваемости и промышленного травматизма.

Следует при этом предупредить вновь поступающих рабочих о необходимости выполнения правил не только по технике безопасности, но также и правил гигиенического поведения. Одновременно рекомендуется показать основные правила и приемы оказания первой помощи (самопомощь и взаимопомощь) при мелких травмах и несчастных случаях.

3. Гигиеническая подготовка рабочих основных цехов металлургического завода в системе курсового производственно-технического обучения, рассчитанная на 4 учебных часа и включающая следующие темы: промышленная санитария (профилактика профессиональных болезней и производственного травматизма); первая помощь при травмах и несчастных случаях. Эта программа принята управлением производственно-технического обучения комитета трудовых резервов при Совете Министров СССР как примерная для курсов технического обучения новых рабочих всех отраслей промышленности Советского Союза.

4. Гигиеническая подготовка мастеров металлургического завода в системе 21/2-годичного обучения в школе по 6-часовой программе, включающей следующие темы: введение, профилактика профессиональных отравлений, профессиональных болезней и снижение общей заболеваемости; борьба с перегреванием тела; профилактика производственного травматизма; санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию металлургического предприятия и его цехов; организация первой помощи.

Опытные занятия, проведенные нами с двумя группами мастеров завода, показали полноценность этой программы, и Министерство черной металлургии включило ее в учебный план 2'/2-годичныч школ по подготовке мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.