Научная статья на тему 'Методика санитарно-технического инструктажа рабочих в химической промышленности'

Методика санитарно-технического инструктажа рабочих в химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
41
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика санитарно-технического инструктажа рабочих в химической промышленности»

При количествах тетраэтилсвинца от 0,001 до 0,01 мг разница -в интенсивности окрасок хорошо заметна в интервале 0,002 мг, от 0,01 до 0,07 мг —в интервале 0,02 мг; при количествах выше 0*07 мг окраска настолько интенсивна, что не поддается количественной оценке.

Так как образующиеся окраски недостаточно устойчивы во времени, то для количественной оценки приходится пользоваться искусственно подготовленными шкалами.

Для этой цели нами составлена шкала из акварельных красок, нанесенных на бумагу 1.

Учитывая быстроту и несложность выполнения анализа, а также возможность, благодаря высокой чувствительности метода, ограничить отбор проб небольшим промежутком времени, указанный меюд можно рассматривать .как экспрессный.

Этот метод дает возможность при протягивании 100 л воздуха определять концентрации тетразтилсвинца, близкие к предельно допустимым — сотые доли миллиграмма в 1 м3, производя анализ непосредственно на производстве.

При концентрациях тетраэтилсвинца в воздухе порядка десятых и целых миллиграммов время, потребное для отбора пробы воздуха и анализа его, может составлять 5—15 минут.

Метод этот специфичен в присутствии хлористого этила и этилаце-

тата; в присутствии окиси углерода метод неприменим.

0

Выводы

1. Разработан .метод определения тетраэтилсвинца в воздухе без предварительного разрушения молекулы.

2. Метод основан на реакции взаимодействия тетраэтилсвинца с азотнокислым серебром и колориметрическом определении образовавшегося золя серебра. Чувствительность реакции составляет 0,01 мг в объеме 5 мл.

3. На основе этой реакции разработан экспрессный метод определения тетраэтилсвинца непосредственно на сухом сорбенте ,(силика*еле).

С. И. ЛАБОК

Методика санитарно-технического инструктажа рабочих в химической промышленности

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР

В области санитарно-технической пропаганды инструктаж является одним из существенных факторов успеха и в деле борьбы с производственными опасностями и вредностями.

Эффективность санитарно-технического инструктажа зависит от системы и организации этой работы. Опыт показал, что правильно организованная система санитарного инструктажа включает в себя инструктаж при поступлении на завод, производственный инструктаж в

1 Шкала не помещена по техническим условиям. Ред.

цехе, в школе ФЗО, в ремесленном училище и в курсовой сети тех-учебы.

Обучение 'безопасным методам работы должно проводиться в следующей 'последовательности.

Каждый рабочий, поступающий на предприятие или переводимый в другой цех, получает 2—3-часовой курс обучения по технике безопасности и промышленной гигиене, т. е. так называемый «вводный инструктаж». Последний проводится здравпунктом и отделом техники безопасности. Проведение вводного инструктажа регистрируется в специальной книге.

Оформление вновь поступающего на работу отделом найма и увольнения завода производится только после отметки отдела техники безопасности, здравпункта (медсанчасти) в специальном сопроводительном бланке .о проведенном санитарно-техническом инструктаже рабочего.

Через 10—15 дней эти рабочие вызываются на здравпункт или в отдел техники безопасности в специальный кабинет санитарно-техни-ческого инструктажа (там, где он оборудован) для проверочного, повторного инструктажа.

Санитарно-технический инструктаж на рабочем месте проводится непосредственно руководителем того участка, на который поступает рабочий. Проведение инструктажа на рабочем месте регистрируется в цеховой книге.

Кроме единовременного инструктажа, руководитель данного участка производства должен осуществлять повседневный инструктаж и наблюдение за выполнением рабочими правил техники безопасности и промышленной гигиены.

Усвоение и выполнение рабочими правил безопасности и гигиены проверяются отделом техники безопасности и промсанврачом при ежедневном посещении цехов; при этом они дают на месте инструктивные указания рабочим, нарушающим правила безопасности работы, или вызывают их для дополнительного инструктажа в кабинет.

Врачи здравпункта и отдел техники безопасности проводят также периодически инструктаж рабочих в цехе (в красном уголке) по сигналам заболеваемости и травматизма или в связи с введением в процесс, новых веществ.

Одновременно для консультации по вопросам сантехинструктажа рабочих из цехов, наименее благополучных по заболеваемости и травматизму, вызываются мастера.

Мастер, имеющий в цехе самое близкое общение с рабочими, непосредственно влияющий на их поведение во время работы, является решающим звеном в системе сантехинструктажа рабочих.

На заводе Д., например, рабочий облил обмотки «а ногах анилином; 'последний, 'как известно, может проникать через неповрежденную кожу; рабочий обратился за помощью к мастеру, последний предложил ему работать в тех же обмотках, но вывернуть их наизнанку; в результате у рабочего, выполнившего неправильное указание мастера, развилось острое отравление анилином.

Здравпункт, промсанврач и отдел техники безопасности должны уделять поэтому особое внимание сантехинструктажу ИТР.

Санитарно-технический инструктаж в курсовой сети организуется отделом техники безопасности, промсанврачом и отделом подготовки кадров в школе ФЗО, ремесленном училище, техникуме и системе техучебы.

Обучение в указанных учебных заведениях проводится отделом техники безопасности, 'Промсанврачом, врачом ремесленного училища, инструкторами ФЗО, РУ и .начальниками цехов.

Содержание санитарно-технического инструктажа имеет своей задачей дать рабочим понятие о влиянии производственной обстановки на •состояние здоровья и четкие представления о встречающихся в производстве опасностях и вредностях, .научить рабочих проводить в жизнь меры личной гигиены и защиты и уметь самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке в смысле обеспечения личной и коллективной безопасности на1 производстве.

Инструктаж проводится на конкретном 'материале данного предприятия и предполагает предварительное ознакомление руководителей занятий с обстановкой в данном производстве, с материалами расследований отравлений, травм и профзаболеваний, имевших место за .последние годы на предприятии.

Весь инструктивный материал располагается по ходу производства и ¡в каждом отдельном случае должен быть увязан с рабочим .местом, с -производственными операциями, оборудованием и технологическим процессом.

Вводный санитарно-технический инструктаж для вновь поступающих. Раздел I. Вводный инструктаж начинается с краткого опроса инструктируемого о стаже работы на производстве, в частности, химическом, о профессии и образовании. Знакомя рабочего с особенностями химического производства, с вредными веществами, встречающимися на данном заводе, в данном цехе, со свойствами обрабатываемых материалов и получаемых из них продуктов, следует разъяснить, что на химическом производстве работа может протекать в условиях, не менее благоприятных, чем на других производствах, или столь же безопасно и без вреда для здоровья; только неправильное ведение технологического процесса, неисправность аппаратуры, несоблюдение специальных правил гигиены и 'безопасности могут вести к выделению вредных газов и паров в воздух и создать опасность отравлений, взрывов и пр.

Новые рабочие, не знакомые с особенностями химического производства в отношении требований ¡гигиены и .мер личной санитарии и техники безопасности, часто проявляют беспечность, а при возникновении ¡несчастных случаев, ожогов, случайном прорыве газов впадают в панику. Молодежь относится зачастую пренебрежительно к мерам •безопасности на .производстве. Между тем поведение и производственная дисциплина каждого отдельного рабочего на химическом производстве имеют огромное значение для безопасности всего коллектива.

Отсюда следует, что вопросы трудовой дисциплины на химическом ■предприятии являются одним из существеннейших моментов при инструктаже поступающих рабочих. Все это имеет и серьезное общепроизводственное значение.

Вопросы профессиональной .гигиены и техники безопасности на химическом производстве неразрывно связаны с технологией процесса, с состоянием и освоением аппаратуры.

Нарушение нормального хода процесса .производства или .повреждение аппаратуры на химическом предприятии влечет за собой проникновение в атмосферу ядовитых газов, паров и пыли, опасность ожогов, взрывов, поэтому строжайшее выполнение технических инструкций по ведению процесса, по освоению обслуживаемой аппаратуры и технологии процессов, надзор за исправностью аппаратуры должны составлять неотъемлемую часть вводного инструктажа.

Раздел II. В этот раздел входят вопросы личной гигиены рабочего, уход за чистотой тела, особенно рук, за полостью рта и т. д.

Очень важно предупредить об опасности употребления алкоголя во время работы на химическом предприятии.

Раздел III отводится мерам индивидуальной защиты, применению личных защитных приспособлений, что является важнейшей мерой безопасности на химическом производстве:

а) Защитным функциям спецодежды, вопросам правильного ее использования, своевременного ремонта, смены и хранения, ухода за •ней должно быть уделено большое внимание. Наблюдения показали, что рабочие недостаточно уясняют себе значение спецодежды, ее защитных функций. Можно часто наблюдать .подвернутые до локтя рукава, расстегнутый ворот и т. д. на работах с ядовитой пылью, с едкими веществами, могущими вызвать кожное заболевание, а иногда и отравление через кожу. Надевание грязных изнутри перчаток на чистые руки и чистых перчаток на загрязненные вредными веществами руки может вызвать кожное 'заболевание, неисправные перчатки на работах с кислотой могут послужить причиной химического ожога. Удельный вес этих моментов в возникновении отравлений и ожогов в практике весьма значителен, им должно быть уделено, серьезное внимание.

б) Рабочему надо объяснить огромное значение для безопасности умения пользоваться противогазом, содержания его в исправном состоянии, выбора надлежащего типа противогаза и применения его в зависимости от условий работы.

Рабочего надо научить пользоваться противогазом так, чтобы он действительно защищал его. Только проверенный и тщательно подогнанный, противогаз предохраняет от отравления. На химическом производстве известны случаи отравления из-за неисправности противогаза, а потому систематическая про-верка исправности противогаза до начала работы должна стать правилом для рабочего. Рабочий должен-знать практические приемы для проверки исправности противогаза, правила пользования противогазом и пр. Неправильное использование противогаза во время работы, например, несвоевременное применение (слишком поздно), снятие противогаза во время работы в условиях загазованности, представляет большую опасность. Следовательно, на предупреждение такой возможности должно быть обращено особенное внимание при инструктаже. Отсутствие ухода за очками и респираторами приводит к тому, что рабочие неохотно ими пользуются. Следовательно, рабочего надо научить протирать очки карандашом против запотевания и систематической очистке респиратора после работы, своевременной смене фильтра, марлевых повязок и пр.

Раздел IV включает надзор за исправностью аппаратуры и оборудования.

Рабочие должны твердо усвоить, что трещинки, щели и другие неплотности в аппаратуре, жислотоп ров од а х и газоходах, неисправные фланцы, плохо пригнанные пробки, крышки, неплотно закрытые дверцы кабин, печей, аппаратуры и т. д. могут создать серьезную опасность выделения газов, паров, пыли и т. д.

На химическом предприятии существует тесная взаимосвязь между отдельными частями производства, и потому рабочему нужно объяснить его взаимоотношения с другими рабочими и другими цехами; например, рабочему надо объяснить значение обязательной сигнализации при передаче кислоты или других ядовитых веществ по трубам в другой цех.

Основной задачей в этом разделе является обучение рабочего безопасным методам ведения работы при данном оборудовании и данном технологическом процессе.

Для ориентировки в случаях отклонения технологического процесса от нормы рабочего необходимо ознакомить с могущими произойти отклонениями, с опасностями, .которые при этом могут возникнуть, с методами их предупреждения, мерами самозащиты.

Необходимо разъяснить рабочему значение вентиляционных установок, тщательного ухода за ними, а также научить его, как проверить исправность вентиляции. Особое внимание должно быть уделено правильному использованию естественного проветривания цеха как могущественного фактора оздоровления труда на химическом производстве, особенно при случайном прорыве газа и др.

Раздел V излагает транспортировку ядовитых газов.

Особо важным разделом сантех1инструктажа являются вопросы транспортировки ядовитых веществ: исправность тары (корзины, бочки, барабаны, бутыли), укупорка, правила перевозки и переноски, правила разгрузки и загрузки бутылей с ядовитыми жидкостями и пустых бутылей из-под кислоты, щелочи и других жидких ядовитых веществ.

Раздел VI. Ремонтные работы.

При ремонтных работах создаются особо неблагоприятные санитарные условия, а потому необходимо выработать и привить рабочим определенные правила ведения этих работ и поведения при этом.

1. Все крупные ремонты, а также работы, при которых можно ожидать выделения газа, следует производить вдвоем и в присутствии газоспасателя и начальника цеха.

2. Не спускаться внутрь химического аппарата (цистерны и т. д.) до нейтрализации и продувки его.

3. Не производить ремонта, когда аппаратура находится под давлением.

4. Аппаратуру ремонтировать только после тщательного освобождения от кислот и других ядовитых веществ.

5. В наряде на работу требовать указаний на тип противогаза и спецодежды для данной работы.

Раздел VII. Профилактика электротравматизма.

Скрытая по своему характеру опасность поражения электротоком делает этот вопрос весьма актуальным при вводном инструктаже.

Необходимо научить рабочего правильному использованию личных защитных приспособлений: перчаток, калош и коврика при работе с электротоком. Рабочий должен усвоить, что работа на сыром полу, земле, на металлических конструкциях, с мокрыми руками или покрытыми металлической или химической пылью делает работу с электротоком крайне опасной.

Раздел VIII. Признаки острого отравления и первая помощь при отравлениях, ожогах и поражениях электротоком.

Рабочего необходимо ознакомить с первыми признаками острого отравления. Каждый рабочий химического производства должен уметь оказать первую помощь товарищу, должен освоить приемы искусственного дыхания по Шеферу.

Быстрота и качество оказания первой помощи и самопомощь в цехе при химическом ожоге имеют решающее значение для его исхода.

Необходимо привлечь внимание рабочих к значению немедленного смыва попавшего на кожу химического вещества обильным количествам воды и продемонстрировать разницу в исходе ожога в зависимости от быстроты и правильности оказания первой помощи-самопомо-щи непосредственно у рабочего места.

Здесь же подчеркивается значение аварийных гидрантов для смыва кислот, а также душей и ванн. Даются указания о правильном устройстве их, о ежесменной проверке и систематическом уходе за этими установками (провертывание вентиля или крана, частый спуск воды, смена шланга и наконёчника).

Санитарно-технический инструктаж рабочего в цехе. Особенности химического производства заключаются в том, что процессы производства и аппаратура, расположенная даже в разных зданиях, тесно увязаны между собой и упущения или нарушения технологического

4 Гигиена и санитария, N¡ 9 «■—^^

25

режима, правил гигиены и безопасности на одном из участков могут вызвать возникновение вредности или опасности на другом участке работы, значительно удаленном от места нарушения. Соответственно с этим и содержание занятия в цехе должно быть построено на тесной связи с ходом технологического процесса.

Рабочему надо разъяснить его роль в цехе и его взаимоотношение с другими рабочими и другими цехами с точки зрения коллективной безопасности. Внимание рабочего должно быть привлечено к мерам предосторожности как в личном поведении, так и в обращении с аппаратурой. Особенно подробно должны разбираться вопросы ухода за оборудованием. Рабочего тщательно знакомят с аппаратурой и агрегатами, которые являются основными источниками выделения газов (реакторы, холодильники, кислотопроводы, сборники, насосы, меланжевые установки и др.), и анализируют причины и условия выделения газов в рабочее помещение и выбросов в атмосферу.

Таким образом, рабочего в цехе надо ознакомить:

а) с аппаратурой или агрегатом, которые будут им обслуживаться, а также с техническими инструкциями;

б) со свойствами сырья и готовой продукции;

в) с опасностью и вредностью отдельных моментов работы по ходу технологического процесса, зависящих от аппаратуры или способов ведения производственного процесса и от характера материалов;

г) с безопасными методами работы при данном оборудовании и способе ведения технологического процесса;

д) с могущими произойти отклонениями в технологическом процессе' от нормы, с опасностями, которые при этом могут возникнуть, методами их предупреждения, мерами самозащиты рабочего;

е) с правилами внутреннего распорядка и специальными правилами по технике безопасности, которые должны быть вывешены у рабочего места в цехе.

Существеннейшим моментом цехового инструктажа рабочих является усвоение правил, обязательных к выполнению до начала работы:

а) проверка до начала работы исправности аппаратуры, измерительных приборов, вентилей, сигнализации, вентиляции, инструмента, тары;

б) проверка исправности спецодежды, противогаза, очков, рукавиц.

Сантехинструктаж в системе технического обучения включает в себя псе вопросы вводного и цехового инструктажа, но освещает их. значительно полнее и имеет более расширенный курс, включая две вводные беседы, практические занятия в цехе с заключительной проверкой усвоения курса.

В первом вводном занятии рабочие знакомятся с принципами правильно организованного труда, с причинами профессиональных болезней, травм и отравлений, которые сводятся в основном к нарушениям технологического режима, к дефектам аппаратуры, неудовлетворительному уходу за ней, нарушению требований по охране труда и незнанию правил профессиональной гигиены и техники безопасности.

В этом занятии излагается также система охраны труда в СССР, обзор снижения заболеваемости в СССР и общие понятия о промышленных вредностях, встречающихся в химической промышленности газах, ядах, о путях их проникновения, их действии на организм. Дается общее представление о метеорологическом факторе, о связи между неблагоприятными метеорологическими условиями и простудными заболеваниями, о химических ожогах и механических травмах и освещается роль инфекций при травмах.

Второе вводное занятие посвящается вопросам борьбы с промышленными вредностями и опасностями на химическом производстве:

а) герметизации аппаратуры, поддержанию вакуума, соблюдению температурного режима;

б) естественной и искусственной вентиляции — условиям ее эффективной работы;

в) правилам устройства, оборудования и содержания рабочих и бытовых помещений;

г) механизации опасных работ;

д) рациональному освещению рабочего места, проходов, аппаратуры;

е) чистоте и порядку на рабочем месте.

Практические занятия в цехе проводятся в порядке обследования фактического санитарного состояния рабочих и бытовых помещений производства.

На следующем занятии обсуждаются результаты обследования и предложения рабочих для устранения отмеченных недостатков. На этом же занятии под руководством врача анализируются все случаи травматизма и заболеваемости в обследованном цехе по рабочим местам и профессиям.

В заключительном занятии проводится проверка знаний и навыков по профессиональной гигиене и технике безопасности, по пользованию индивидуальными защитными приспособлениями и умению оказать первую помощь при отравлениях и ожогах.

Курс рассчитан на 12—14 часов (6—7 занятий по 2 часа каждое).

Проф. Н. С. ЯРУСОВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзор работ, поступивших в редакцию, по вопросам практической витаминологии (1942-1944 гг.)

М. А. Скрипкаи Н. Н. Лазарев. Простейший способ приготовления концентратов витаминов из хвои корейского кедра. (Из витаминной лаборатории Приморского крайздравотдела.)

Рекомендуемый витаминной лабораторией Приморского крайздравотдела способ приготовления концентрата из хвои корейского кедра заключается в следующем.

Хвоя, измельченная путем пропускания через мясорубку, падает непосредственно в воду, подкисленную соком плодов лимонника, взятую в двойном по весу количестве по отношению к весу хвои. Настаивание продолжается 5—6 часов; вслед за этим профильтрованный через вату настой выпаривают до сиропообразного состояния (при температуре 80—Л00°) на столовых алюминиевых тарелках, поставленных на электроплитку или керосинку, а затем подсушивают в сушильном шкафу при температуре 100—110° до такой степени густоты, что он уже не выливается при наклонном положении тарелки.

Для выпаривания 1 л настоя с двух тарелок одновременно требуется 40—50 минут, на последующее подсушивание — 40 минут

Из 2 л настоя получается 80 г концентрата, т. е. настой сгущается в 25 раз. Авторы рекомендуют смешивать концентрат с сахаром (40—50®/с) и корицей и получать из смеси пилюли: выход 260 пилюль весом 0,5 г из 1 кг хвои.

1 Из текста неясно, относится ли это к 1 л. Ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.