Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study has established the parameters of lettering of text-books, which has a positive effect on the memory function of schoolchildren of different age. It is expedient to use color prints and their varying sizes in the text-books for junior pupils. Two types of page lettering may be used in secondary school text-books, moreover, the application of color prints is justifiable to a lesser extent than that of back-and-white one. Equitypes used in the text-books for senior schoolchildren are adequate to memory functions. The sanserif type is optimal for effective material learning in junior classes while the Times type is in middle and senior classes.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ»

©Л. М. ТЕКШЕВА, 2008 УДК 613.955:371.671

Л. М. Текшева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Современные образовательные технологии отличаются высокой интенсивностью. Переход к обучению с шестилетнего возраста, увеличение доли общеобразовательных школ со специальным уклоном, расширение сети частных учебных заведений с увеличенным объемом изучаемых предметов являются свидетельством значительной нагрузки процесса обучения на здоровье школьников [1, 3]. При этом необходимо отметить, что ухудшение экологической обстановки приводит к снижению резистентности организма детей как к физическим, так и к умственным нагрузкам.

В связи с этим одной из целей научно-исследо-вательской работы по обоснованию гигиенических требований к учебным изданиям явился поиск резервов для снижения реальной нагрузки от работы с учебником в целом.

Регламентация шрифтового оформления по критерию удобочитаемости не снимает проблем многократного чтения учебного материала для запоминания. Снижение частоты повторного чтения, приводящее к уменьшению зрительной нагрузки, может быть достигнуто шрифтовым оформлением, обеспечивающим быстрое запоминание и не требующим многократного прочтения.

Экспериментальные исследования по изучению связей между параметрами шрифтового оформления учебного материала и функциями памяти проводили в общеобразовательных школах Москвы и Московской области, ряд из которых относится к учреждениям со специальным уклоном. Всего проведено 850 экспериментов, в которых принимали участие школьники младших классов (2—4-й классы), средних классов (5—8-й классы) и старшеклассники (9—11-й классы). Распределение объема исследований по возрастным группам было практически равномерным.

Для решения поставленных задач была использована адаптированная методика психологических исследований памяти — процесс произвольного запоминания [2]. Адаптация классической психологической методики заключалась в том, что в качестве функциональной нагрузки учащимся предлагались тесты с различными параметрами шрифтового оформления набора тестовых слов.

Набор тестовых слов состоял из существительных, лексически обусловленных возрастной группой школьников. Объем каждого теста определялся 15 словами. Словесная выборка была представлена как предметными, так и абстрактными существительными. Количество знаков в словах выборки изменялось от 5 до 12. При оформлении тестов были использованы 7 гарнитур в различных начертаниях: светлом, полужирном, курсивном, прямом и наклонном. Размеры шрифта варьировали от 8 до 16 пунктов: от 12 до 16 пунктов в младшей возрастной группе, от 9 до 12 — в средней, от 8 до 12 в старшей группе.

При этом тесты были напечатаны черной, красной, зеленой и синей красками.

Всего в эксперименте использовали 90 различных тестов, шрифтовое оформление каждого из которых было паспортизовано на основе числовых кодов для удобства введения в банк данных.

Время предъявления тестов к запоминанию составило 90 с в младшей возрастной группе, 60 и 30 с в средней и старшей группах соответственно.

На воспроизведение тестовых слов с обязательной их письменной регистрацией в начальных классах отводилось 90 с. В средних и старших классах воспроизведение слов регистрировалось за 2 периода. 1-й период составил 30 с, 2-й период составил 60 с в средних классах и 30 с в старших.

' Выходными показателями эксперимента явились: количество безошибочно воспроизведенных слов (В) за 1-й период после предъявления тестов; суммарное количество безошибочно воспроизведенных слов (В,) за 1-й и 2-й периоды после предъявления.

В младшей школе в связи со скоростью письма регистрировали лишь показатель В,.

Для повышения точности экспериментальных данных исследования проводили в младших классах на 2-м и 3-м уроках, в средних и старших классах на 2-м и 4-м уроках. Это позволило избежать систематических ошибок за счет биоритмических показателей и нарастания общего утомления к концу школьных занятий.

Исследование воздействия степени многообразия шрифтового оформления на функции памяти проводили с помощью тестов, детализированных по трем уровням: однотипное шрифтовое оформление; изменение одного параметра (начертание, гарнитура, кегль шрифта, цвет); изменение двух параметров шрифтового оформления (начертание и гарнитура, гарнитура и кегль шрифта, цвет и начертание, начертание и кегль шрифта, цвет и кегль шрифта).

Кроме того, изучали влияние цветной печати, рисунка и кегля шрифта, шрифтовых начертаний на функции памяти.

Основные результаты исследований реакции памяти на шрифтовое оформление приведены в табл. 1.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что школьники младших классов небезразлич-

Таблица 1

Зависимость функций памяти от степени многообразия шрифтового оформления

Возрастная группа, классы

Уровень воспроизведения В, (количество слов) при степени многообразия

однотипное шрифтовое оформление

изменениедвух параметров шрифтового оформления

Динамика показателя В, при увеличении степени шрифтового многообразия, %

Достоверность различий

2-4-Й 5-8-й 9-11-Й

7.2 ± 0,2

9.3 ± 2,6 9,2 ± 2,6

8.0 ± 3,0 9,3 ± 2,0

8.1 ± 1,5

+ 11,1 0

-12,0

0,15 Не выявлено р< 0,10

65

^2008

Таблица 2

Воздействие цветной печати на функции памяти

Возрастная группа, классы Уровень воспроизведения В, (количество слов) при различных вариантах цветной печати Динамика показателей от I к III варианту цветной печати, % Достоверность различий

I II III

2-4-й 7,3 ± 2,6 8,0 ± 3,0 8,1 ± 3,0 + 11,0 I—II (р i 0,04)

I—III (р< 0,001)

5-8-й 5,6 ± 1,9 5,4 ± 2,1 5,9 ± 1,9 +5,4 I—II не выявлено

I—III (р< 0,1)

9-11-й 8,6 ± 2,5 7,5 ± 2,6 7,9 ± 2,9 -8,1 I—II <J)< 0,001)

I—III (p< 0,0001)

ны к шрифтовому многообразию. Это подтверждается увеличением на 11% количества воспроизводимых тестовых слов при увеличении степени многообразия по сравнению с однотипным шрифтовым оформлением. Очевидно пестрая страница создает для детей этого возраста устойчивый зрительный образ, поддающийся последующей детализации.

Реакция памяти учащихся средней школы на различную степень многообразия шрифтового оформления была идентичной. Можно предположить, что для этой возрастной группы различные параметры шрифтов оказывают альтернативное воздействие на функции памяти.

Для подростковой группы более устойчивое запоминание вызывает однотипное шрифтовое оформление — на 12% выше по сравнению с одновременным использованием различных шрифтов, что можно объяснить негативным воздействием на концентрацию внимания различного шрифтового оформления учебного материала, одномоментно предъявляемого ученикам старших классов.

При исследовании влияния цветной печати на функции памяти использовались тесты, дифференцированные по трем типам: I — ахроматическая печать (черный шрифт); II — одноцветная печать (красным, зеленым или синим цветом); III — печать черным и цветным шрифтом (имитация цветовых выделений).

Данные, полученные в экспериментальных исследованиях, представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что в младшей возрастной группе выраженное запоминание проявляется при использовании цветной печати (типы II и III) — на 11% выше по сравнению с ахроматической печатью. В средней группе прослеживается выраженное

преимущество одновременного использования цветного и черного шрифтов (тип III). В группе подростков достоверное преимущество на стороне ахроматической печати, в то время как реакция на использование цвета в различных вариантах практически одинаковая.

Анализ полученных данных свидетельствует о значительном влиянии рисунка шрифта на процессы запоминания (табл. 3).

В младшей возрастной группе лидирующими оказались гарнитура Ариал (из группы рубленых шрифтов) и гарнитура Петербург (из группы малоконтрастных шрифтов). Гарнитуры Тайме, Бодони и Балтика не способствуют запоминанию у младших школьников. Наихудшие показатели запоминания у младших школьников установлены при использовании гарнитуры Бодони. Динамика показателей между лучшим (Петербург) и худшим (Бодони) воспроизведением составила 23,5%. Комбинация шрифтового оформления из двух гарнитур занимает промежуточное положение между наилучшими и наихудшими с точки зрения свойств памяти, однако достоверных различий не выявлено.

В средней и старшей возрастных группах гарнитурой, способствующей наилучшему запоминанию, безусловно, является Тайме. Кроме того, для средней школы целесообразным является применение гарнитуры Петербург для шрифтовых выделений, а в старшей школе оправдано использование гарнитуры Балтика.

Изучение влияния начертания шрифта на функции памяти позволило установить, что использование различных начертаний возможно в учебниках младших классов и не рекомендуется для средних й старших школьников.

Таблица 3

Влияние гарнитуры (рисунка шрифта) на функции памяти

Возрастная группа, классы Уровень воспроизведения В, (количество слов) при различных типах гарнитур Динамика показателей между лучшим и худшим воспроизведением, %

Тайме Бодони Балтика Ариал Петербург Достоверность различий

1 2 3 4 5

2-4-й

5-8-й 9-11-й

7,3 ±2,9 6,8 ±2,3** 7.1 ±3,1

7,7 ± 2,5

8,4 ± 2,8*

9,7 ± 2,6* 8,8 ± 2,6* 8,9 ± 2,3 9,1 ± 2,4 9,5 ± 2,6

9,5 ± 2,5* 8,4 ± 2,3 8,8 ± 2,3 7,7 ± 2,5** 7,8 ± 2,5

Примечание. * — лучшее воспроизведение; ** — худшее воспроизведение. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

23,5

10,2 23,4

4-1 (р < 0,15) 4—2 О < 0,06)

5-1, 2, 3 (р < 0,03-0,07)

1-2, 3, 4 (р < 0,05-0,08) 1-2, 3, 4, 5 (р < 0,05) 3-4, 5 (р< 0,05)

В исследованиях по изучению связи размера шрифта с функциями памяти выявлено ее достоверное отсутствие при условии, что размер шрифта соответствует требованиям удобочитаемости издания.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что параметры шрифтового оформления учебных изданий оказывают значимое воздействие на функции памяти, при этом характер воздействия определяется возрастом учащихся.

На основании результатов исследовательской работы по изучению влияния шрифтового оформления на функции памяти для учебных изданий разработаны следующие рекомендации:

— в учебных изданиях для младшей школы применение многовариантного шрифтового оформления страницы способствует усвоению материала, целесообразным является применение цветных шрифтов и их различных начертаний;

— в учебных изданиях для средней школы допустимо использование 2-х вариантов шрифтового оформления страницы, причем оправдано применение цветного шрифта, но в значительно меньшем объеме, чем черно-белого;

— в учебниках для старшеклассников применение многовариантного шрифтового оформления не рационально, так как снижает концентрацию вни-

мания в отличие от однотипного шрифтового оформления;

— с учетом воздействия на функции памяти, а также с позиций удобочитаемости в младших классах оптимальным является применение рубленых гарнитур, в средних и старших классах — применение гарнитуры Тайме.

Литература

1. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды. — М., 2004.

2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 1996.

3. Текшева Л. М., Дадонова А. Я. // Современная учебная книга. Московский государственный университет печати. - М., 2004. - С. 181-188.

Поступила 07.07.06

Summary. The study has established the parameters of lettering of text-books, which has a positive effect on the memory function of schoolchildren of different age. It is expedient to use color prints and their varying sizes in the text-books for junior pupils. Two types of page lettering may be used in secondary school text-books, moreover, the application of color prints is justifiable to a lesser extent than that of back-and-white one. Equitypes used in the text-books for senior schoolchildren are adequate to memory functions. The sanserif type is optimal for effective material learning in junior classes while the Times type is in middle and senior classes.

® Е. М. АГ-ООЛ, 2008 УДК 613.956:612.6(571.52)

Е. М. Аг-оол

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии школьников. Это годы перехода ко взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Этот возраст значительно отличается от предшествующих и последующих этапов развития ребенка, имеющих более плавный и постепенный характер изменений в организме. В работах по возрастной физиологии, психологии и педагогике подростковый возраст определяется как "переломный", "кризисный", "критический" [7, 9]. В этот период процессы роста и формирования организма происходят на фоне существенных изменений эндокринных соотношений и сопровождаются значительным усилением функций половых желез [3]. Специфика подросткового возраста в значительной мере определяется биологическим фактором, т. е. процессом полового созревания. Половое созревание (пубертатный период) характеризуется ускоренным половым развитием, завершающимся половой зрелостью [3].

В период 14—16 лет у девушек и в 15—17 лет у юношей завершается половое созревание, в основном заканчиваются формирование и организация мышечной функции. До 18—20 лет многие функциональные характеристики и показатели физического развития продолжают расти. В этот сенситивный период наиболее быстро развиваются именно те свойства, которые в наибольшей степе-

ни определены биологически [10]. В связи с этим реализация индивидуального подхода в физическом воспитании должна базироваться на знании конституциональных особенностей человека. Здоровье должно достигаться через типологически адекватную физическую активность, нагрузку, учитывающую задатки индивида.

Согласно материалам НИИ антропологии МГУ, в период с 1972—1973 по 1980—1981 г. процесс акселерации в большинстве групп городского населения на территории СССР уже не проявлялся или проявлялся очень слабо [4, 5]. К такому же выводу на основании наблюдений за ростом и развитием детей в странах Европы и Америки пришли западные антропологи. В данной работе при анализе возрастных и типологических закономерностей рассматриваются в табличном и графическом виде данные, полученные в один и тот же календарный период.

Под физическим развитием понимается комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил [11], мера дееспособности [1, 2], а также сам процесс формирования основных морфофункциональных (прежде всего соматических) показателей, который можно пытаться контролировать в целях оптимизации состояния здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состав населения Тувы складывался на протяжении многих веков из различных коренных и

67

^12008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.