Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕХЕ ОБУВНОЙ ФАБРИКИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕХЕ ОБУВНОЙ ФАБРИКИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
29
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕХЕ ОБУВНОЙ ФАБРИКИ»

Метеорологические условия на рабочих местах были следующими. В конце августа температура воздуха в начале рабочего дня была в пределах 15—23°, в середине дня —28—31° и в конце работы —20—22°. Скорость движения воздуха колебалась соответственно от 3 до 2,3 м/сек. В помещении были сквозняки. Относительная влажность составляла 28—65% и выше. Шум при электромеханической стрижке возникал от электростанции, электромоторов и стригальных машинок. Интенсивность шума на рабочем месте стригалей колебалась от 60 до 76 дб, у электростанции—от 80 до 95 дб, в 10 м от электростанции — от 72 до 80 дб и в 25 м достигала 60 дб. Основ ным источником шума была электростанция вследствие ее близкого расположения к месту стрижки. По данным наших исследований, электростанция должна устанавливаться на расстоянии не менее 25 м от ближайшего рабочего места стригаля. При таком расположении электростанции интенсивность шума не превышает 60 дб.

Запыленность воздуха на рабочих ме стах стригалей колебалась от 0,8 до 174,1 л<?/ж3. Возникает необходимость проведения соответствующих мероприятий по борьбе с пылью. Результаты изучения вибраций электростригальных машинок приведены в таблице, из которой видно, что параметры вибраций превышают предельно допустимые. Известно, что вибрация аналогичных параметров может быть вредной для организма человека (Е. Ц. Андреева-Галанина, 1956; А. М. Волков, 1958), поэто му необходимо уменьшить вибрацию электростригальных машинок.

Следует отметить, что стригальные машинки марки МЭС-4 нагреваются, так как электромотор расположен в рукоятке. Поверхность рукоятки этих машинок нагревается до 70—10С°, вследствие чего возникает опасность ожога рук.

Для создания удовлетворительных в гигиеническом отношении условий труда при электромеханической стрижке овец требуется, чтобы стригальные пункты стро ились в соответствии с существующими санитарными и техническими правилами

Кроме того, необходимо снизить шум и вибрацию стригальных машинок, а гакже устранить причину их нагревания.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева-Галанина Е. Ц. Вибрация и ее значение в гигиене труда. Л.. 1956.—В о л к о в А. М. Гиг. труда, 1958, N° 3, стр. 9.—К а п л а н Р. М., Хан А. В. Передовые укрупненные пункты и передовики электромеханической стрижки овец в Казахстане. Алма-Ата, 1960.—Шульженко Л А. Труды Саратовск. ин-та гигиены и профпатологии* 1959, в. 5, стр. 190

Поступила 22/1II 1962 г.

Ъ Ъ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕХЕ ОБУВНОЙ ФАБРИКИ

Врачи-гигиенисты П. В. Избавителвз, А. М. Груша, врач-терапевт М. Л. Либерман, врач-гигиенист Л. А. Кувилинникова

Из Белорусского санитарно-гигиенического института

В настоящее время общепризнано, что наилучшей формой производственного обучения учащихся общеобразовательных школ является обучение в специально созданных для этих целей учебных цехах. Вместе с тем организация учебных цехов в известной степени тормозится отсутствием разработанных проектов, технических и санитарных норм учебных цехов по отдельным видам промышленности. В литературе недостаточно освещаются вопросы гигиенической характеристики условий обучения в таких цехах.

В настоящей статье описываются результаты гигиенического изучения условий производственого обучения в учебном цехе обувной фабрики имени Тельмана в Минске.

Вибрация при работе электростригальных машинок (определения у корпуса машинки и руки стригаля)

Марка электростригальных , машинок

Колебания

частота (в гц)

амплитуда (в мк)

МСО-77 . . ШЗМ-2 . . МЭС-4 . . .

34—35 32—35

31—34

32—33 34

33—34

70-120-116-116-220-91-

-283

-250

-487

-166

•1 035

-358

Учебный цех представляет в миниатюре механизированную обувную фабрику оснащенную новейшим оборудованием и осуществляющую основные технологически! процессы на современном уровне развития обувной промышленности. Цех не имеет оборудования только для выполнения таких процессов, как раскрой верха и вырубка низа, в связи с тем что они не отвечают требованиям техники безопасности и анато мо-физиологическим особенностям школьников.

Учебный цех имеет основное помещение, в котором размещено разнотипно» технологическое оборудование на 48 рабочих мест и необходимые подсобные поме щения. Оборудование цеха позволяет производить поточным методом все операции — от пошива заготовок до выпуска готовой обуви, для чего в цехе оборудовано два вертикально замкнутых конвейера.

Скорость швейного конвейера составляет 0,94 м/мин, пошивочного—0,26 м/миы Швейный конвейер работает по принципу программного и имеет 12 пар заготовок в каждой люльке. Темп работы на пошивочном конвейере можно регулировать за счет его различной загрузки. Так, при загрузке только одной люльки через две пусты* обеспечивается использование 33,3% общей скорости и мощности этого конвейера Основное помещение имеет двустороннее естественное и общее люминесцентное освещение. Швейные машины и станки пошивочного конвейера оборудованы местным подсветом. Все оборудование окрашено в салатный цвет. Кроме устройства для ее тественного воздухообмена, цех оборудован местной механической вытяжной венти ляцией от сушил и всех рабочих мест, связанных с применением клея. Станки, на которых производят взъерошивание, фрезерование, пемзование и холодное полирование, оборудованы своей системой вытяжки с индивидуальными пылеуловителями.

Данные, характеризующие гигиенические условия ученического цеха, приведены в табл. 1, из которой видно, что площадь в учебном цехе не отвечает техническим нормам размещения производственных помещений обувных фабрик и недостаточна, чтобы обеспечить в ученическом цехе необходимую ширину проходов и разрывов между оборудованием. Ширина главных и боковых проходов уменьшена почти в 2 раза против нормы. На 25% уменьшена ширина разрывов между оборудованием как на швейном, так и пошивочном конвейерах.

Таблица I

Гигиеническая характеристика учебного цеха

В учебном По санитарным и техни

Показатель ческим нормам для обув-

цехе ной промышленности

Производственная площадь на одно рабочее

место .... * ............

Высота производственных помещений . . . Объем помещения на одно рабочее место . .

Ширина главного прохода.........

» боковых проходов........

Разрывы между оборудованием швейного

конвейера...... • . . .

Разрывы между оборудованием пошивочного

конвейера........... . .

Коэффициент естественного освещения (КЕО) Освещенность на рабочих местах у станков,

требующих зрительного напряжения . . . Система вентиляции, вытяжки.......

Величина воздухообмена на одно рабочее

место .... • ............

Скорость движения воздуха на рабочих местах, связанных с применением клея на

органических растворителях .......

Температура воздуха...........

Относительная влажность.........*

Внутрицеховой шум............

3,6 м2 3,25 м 11,7 м* 1,55—2,2 м 0,75—1,35 »

0,5 м

0,75 » 1,3

250—450 л к .Местная аспирация

43,7 м*/ч

0,3—0,9 м/сел 20—24°

35—60% 62—84 дб

4 м* 3,2 м 13 jm3 3 м 2 »

Не менее 0,7 м

» » 0,7 » 1,5

150 лк Общая приточно-вы-тяжная и местная вытяжка

Не менее 30 м*/ч

0,7—2 м/сек 16-20°. В теплый период не более чем на 3° выше наружной температуры Не нормируется 75-85 дб

Такое положение в цехах для производственного обучения школьников нельзя считать нормальным. Более того, нормируя площадь ученического цеха, нельзя исходить из общепринятой нормы для предприятий, так как в ученическом цехе сочетается два процесса: учебный и производственный. Необходимо учитывать, что

в обычном цехе к работе допускаются взрослые, уже подготовленные люди, а в ученическом цехе работают не имеющие опыта подростки.

Обеспечение надежных мер охраны труда в условиях скученности значительно осложняется. К тому же сам учебный процесс требует совместного пребывания ученика и преподавателя у одного станка. В результате при скученном размещении станков очень трудно выработать у школьника правильные трудовые навыки.

С учетом сказанного выше в ученическом цехе на обувной фабрике, на наш взгляд, на одного ученика должно приходиться не менее 4,5 м2 производственной площади.

Одним из важных гигиенических требований является достаточное естественно! освещение учебного цеха. В изученном нами учебном цехе оно оказалось недостаточ ным. Коэффициент естественного освещения (КЕО) составлял 1,3% при норме 1,5% для предприятий обувной промышленности. Это частично объясняется затемняющим действием близко расположенных других зданий фабрики. Необходимая освещенность в глубине цеха достигается за счет общего люминесцентного освещения и местного подсвета станков. В цехе на рабочих местах освещенность составляет 250—450 лк

Как один из существенных недостатков необходимо отметить отсутствие в цех!-общеобменной механической вентиляции. Это сказывается на качестве воздуха и температурно-влажностном режиме. Температура воздуха в переходный и зимний периоды находилась в пределах 20—24°, что на 4—8° выше нормы для данной отрасли промышленности. Дополнительными причинами высокой температуры являются недостаточная регуляция системы парового отопления и отсутствие термоизоляции калорифера одного из сушил, внешняя нагретая поверхность которого выходит в цех.

В зависимости от применяемых технологических процессов в воздухе произвол ственных помещений обувных фабрик могут находиться те или другие органические растворители, хлор, окись углерода и пыль. Содержание химических веществ и пыли ь воздухе ученического цеха характеризуется данными, представленными в табл. 2.

Бензин и хлор в воздухе цеха не были обнаружены линейно-колористическим методом с использованием У Г-1.

Среднее содержание углеводородов в пересчете на углерод составляет в зо^ дыхания на рабочих местах по цементировке заготовок резиновым клеем 0,022 мг/л что более чем в 10 раз меньше предельно допустимой концентрации.

Среднее содержание этилацетатов составляет в воздухе помещения цеха 0,07 мг/л; на рабочем месте, где применяют перхлорвиннловый клей и производят прессование обуви — 0,11 мг/л что также не выходит за пределы допустимой нормы Вместе с тем необходимо отметить, что в отдельных анализах проб воздуха, взятых на рабочем месте по прессованию смазанной обуви, содержание этилацетатов дохо дило до С,6 мг/л, что в 2—3 раза выше нормы. Это связано с тем, что прессы не оборудованы местными отсосами достаточной эффективности. Процесс же испарения этилацетата продолжается во время прессования обуви.

Средняя концентрация окиси углерода на рабочих местах при фрезеровании урезов составляла 0,02 мг/л, при горячем полировании — 0,017 мг/л.

Рабочее место по горячему полированию не оборудовано местным отсосом. Следует весьма отрицательно оценить оборудование станков пошивочного конвейера индивидуальными пылеуловителями, матерчатые фильтры которых предназначены для задержки пыли и не очищают воздух от окиси углерода. Этот недоброкачественный воздух после очистки от пыли попадает внутрь цеха. Содержание окиси углерода в воздухе при выходе из мешков фильтра доходит до 0,11 мг/л, т. е. более чем в раз превышает предельно допустимую норму.

Среднее содержание пыли в воздухе на рабочих местах по фрезерованию уреза взъерошиванию и пемзованию было равно 9,93 мг/м3, что превышает действующую норму в 4—5 раз.

Основная пыль образуется при выполнении этих технологических операций. Имеющиеся местные отсосы при станках улавливают не всю пыль. Кроме того, названные выше пылеулавливающие фильтры задерживают только крупные частицы пыли, мелкие же частицы фильтрами-мешками не улавливаются. Существующая система очистки воздуха от пыли совершенно непригодна для оборудования ученических цехов. Ликвидация большого количества моторов и вентиляторов этой системы вытяжки приведет, по нашим данным, к уменьшению на 12—15 дб внутрицехового шума который теперь находится в пределах 62—84 дб.

Исходя из материалов своих изучений, мы считаем, что при создании учебны* цехов на обувных фабриках должно быть учтено следующее.

1. Размер учебно-производственной площади ученического цеха нужно опре делять из расчета 4,5 м2 на одно рабочее место.

2. В учебно-производственном помещении, кроме местной системы отсосов, дол жна быть оборудована общеобменная система вентиляции.

3. Индивидуальные системы очистки воздуха от пыли совершенно непригодна для оборудования учебных цехов, как не обеспечивающие задержку окиси углерода и не обладающие способностью полностью очищать воздух от пыли, а также дающие прирост общего уровня шума на 12—15 дб. Аспирированный запыленный и загазо ванный воздух должен системой вентиляции удаляться наружу.

Таблица 2

Содержание химических веществ и ныли в воздухе учебного цеха обувной фабрики

Химическое вещество

Метод исследования

Место отбора проб

Среднее содержание

Колебания

Действую щая норма

Бензин

Углеводороды в перерасчете на углерод

Этилаце-таты

Хлор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окись углерода

Двуокись углерода

11ыль

Линейно-колори-ческий

(УГ-1)

Титрометри-ческий (ТГ-5А)

Омыление щелочью в спиртовой среде

Линейно-колори-ческий (УГ-1)

Титромет-рнческий (ТГ-5А), окисление йодноватым ангидридом

Поглощение едким баритом в микро-поглотителях Весовой

В зоне дыхания учащихся, занятых цементировкой на швейном и пошивочном конвейерах В воздухе помещения цеха В зоне дыхания на рабочих местах по цементировке заготовок, фрезерованию уреза, горячему полированию В воздухе помещения цеха В зоне дыхания учащихся, занятых намазкой каблука перхлор-виниловым клеем и прессованием обуви На рабочих местах, связанных с при-применением пер-хлорвинилового клея, и в воздухе помещения В зоне дыхания при горячем полировании В зоне дыхания при фрезеровании уреза В воздухе при выходе из мешков фильтра В разных точках цеха

В зоне дыхания учащихся на рабочих местах по взъерошиванию, фрезерованию и пемзованию

Не обнаружен

0,3 ^

0,044 мг/л 0,022 мг/л

0,036—0,052 мг/л 0,0—0,044 мг/л

0,3 нг9л

0,07 мг/л 0,11 мг/л

0,0—0,12 мг/л 0,004—0.6 мг/л

0,2 мг/л

0,001 мг/л

Не обнаружен

0,017 мг/л

0,02 мг/л

0,05 мг/л

0,045%

9,93 мг/м3

0,0—0,05 мг/л

0,0084—0.05 мг/л

0,017—0,011 мг/л

0,04—0,057%

0,03 (проект 0,02) мг/л

0,1%

2,2—36,4 мг/м'л

2,0 мг/м3

Примечание. Предельно допустимые концентрации ядовитых газов, паров и пыли в воздухе учебного цеха взяты из санитарных норм № 279-59 и дополнительных к ним № 350-60.

4. Рабочие места горячего полирования и прессы для приклейки задников должны быть оборудованы местной системой вытяжки.

5. Калорифер сушил и парапроводы к нему, а также все другие поверхности сушил, излучающие тепло, должны быть термоизолированы от помещения цеха.

Поступила 13/У1 1962 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.