Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДСТВ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДСТВ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДСТВ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ»

УДК 371.62 : 697.92

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДСТВ ВЕНТИЛЯЦИИ В ШКОЛАХ

А. М. Груша, Д. С. Лещинский

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Эпизодические исследования микроклимата школьных помещений, проводившиеся сотрудниками нашего института в 1960 г., и более систематическое изучение состояния воздушной среды, начатое в истекшем учебном году в школах-новостройках № 13 и 79 Минска, показали, что качество воздуха в классных комнатах типовых школ довольно часто не соответствует гигиеническим требованиям.

Как показали исследования, относительная влажность воздуха в классах к концу занятий первой смены повышается в среднем в Н/г

Рис. 1. Колебания температуры в классах

школы № 13 Минска.

/ — до начала уроков; 2 — через 15 мин. после начала; 3 — в конце первого урока; 4 — после 10-минутной перемены; 5 — в конце третьего урока; 6 — после 15-минутной перемены; 7 — в конце

уроков первой смены.

Рис. 2. Содержание С02 в воздухе классных комнат школы № 13 Минска.

Обозначения те же, что на рис. 1.

раза и часто выходит за пределы гигиенических норм, достигая 78—80%. К концу уроков заметно повышается и температура воздуха в классах. Так, в классах 6а и 66 школы № 13 за время занятий первой смены температура воздуха на уровне 1,5 м от пола в среднем повышается с 18,3 до 23,5°.

Лабораторные анализы показали, что до начала уроков воздух в классных комнатах по содержанию углекислоты мало отличается от атмосферного (средняя концентрация С02 0,5%о). Однако уже через 15 мин. после начала первого урока содержание углекислоты в нем повышается почти в 2 раза. К концу первого урока оно увеличивается в среднем в 3 раза и выходит за пределы гигиенической нормы. В дальнейшем его повышение незначительно. После перемены в 10 и даже 15 мин. при сквозном проветривании содержание углекислоты в воздухе классных комнат снижается всего лишь в 1*/2—2 раза и почти никогда не доходит до исходного уровня. Как показывают графики (рис. 1 и 2), температура воздуха в классах школы № 13 поддерживается в пределах гигиенической нормы только в начале первого урока, а содержание углекислоты — в начале первого и второго уроков.

Неудовлетворительное состояние воздушной среды в школах-новостройках объясняется прежде всего низким качеством вентиляционных устройств. ,

Проектировщики, строители и работники школ часто заменяют фрамуги форточками, причем и сами фрамуги совершенно видоизменились; в школах начали применять только неправильные фрамуги. Этот

процесс начался с 1948 г., когда были внесены изменения в конструкцию оконных переплетов и верхние рамы в окнах стали изготовлять с таким расчетом, чтобы они открывались только во внутрь здания

(ГОСТ АС-02-48, 8780-58 и 8671-58).

Существенными недостатками страдают и современные фрамужные затворы. Наиболее распространёнными из них являются рижские (изготовляет Опытный завод ЦПКБ механизации и автоматизации. Совнархоза Латвийской ССР, бывший «Омега»). Рижские затворы открывают фрамугу под углом всего лишь в 20—25° (вместо положенных 45°), образуя при обычных размерах рам полезный просвет размером около 0,1 м2. При наличии в классе 3 фрамуг это составляет полезную площадь проветривания лишь 0,3 м2 вместо 1 м2, предусмотренного гигиеническими нормативами. А ведь в классах чаще ставят только по 2„ а иногда и по 1 фрамуге. Шнурки, открывающие раму, у рижских затворов часто «заедают», быстро перетираются, а пружины не могут открыть раму при ее набухании. В результате уже через 3—4 месяца после сдачи школьного здания в эксплуатацию около половины фрамуг выходит из строя, как это видно из таблицы. К концу первого учебного года в школе № 79 осталось всего 17 действующих фрамуг из 103.

Состояние фрамуг в школах-новостройках Минска через 3 месяца после

начала занятий

Причина неисправности

№ школы Всего фрамуг • Из них бездействует • не срабатывает замок (неправильная установка) не доходит створка (набухание. плохая подгонка рамы) обрыв шнура прочие (оторван блок, выскочила пружина ИТ. п.)

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

13 79 210 103 100 100 92 66 43,8 64,1 25 12 27.1 18.2 32 12 34,7 18,2 15 9 16,4 13,6 20 33 21,8 50,0

Более простой по конструкции и надежный в эксплуатации затвор Ленинградского завода «Новый строитель» приводит фрамугу в действие также с помощью шнурков, что не обеспечивает плавность ее закрывания, в результате чего их стекла, как и у фрамуг с рижскими затворами, часто бьются. Прочные и безотказные в эксплуатации фрамужные затворы с рычажным устройством начал выпускать Каунасский завод металлоконструкций. К сожалению, этот затвор так же, как и 2 предшествующие, открывает обе створки фрамуги внутрь помещения, кроме того, он тяжел и плохо оформлен.

Неудовлетворительно работает в школах и система искусственной вентиляции, осуществляемая с помощью внутристенных вытяжных каналов с ветровыми побудителями — дефлекторами ЦАГИ. Со стороны классов входные отверстия каналов закрываются вентиляционными клапанами (решетками). Низкие качества этих клапанов делают вытяжную вентиляцию совершенно неэффективной.

За последние годы в школьном строительстве используют по преимуществу клапаны с жалюзийными створками рижского завода ,«Кве-ле», имеющие очень незначительную площадь полезного просвета. При обычном сечении вентиляционных каналов 27x14 см (площадь 378 см2) полезное сечение решетки составляет от 60 до 90 см2. При наличии 2 каналов в классах устанавливают всего лишь 2, а иногда и 1 решетку, что сокращает полезное сечение каналов в 6—12 раз и фактически аннулирует их действие. Эффективность вентиляционных решеток завода

-15

-20 -25

- 3

— —

- ¿Г 2 г—~—

1-----^ 1

2

8 Н

Время замера ¡6 часах)

20

Рис. 3. Суточные колебания температуры в классах школы № 79 Минска.

I — температура класса при 12 открытых жалюзи (22/Ш 1963 г.); 2 — температура наружная (22/1II 1963 г.); 3 — температура класса при 12 закрытых жалюзи (23/111 1963 г.); 4 — температура наружная (23/Ш 1963 г.)

«Квеле» исследована в школе № 79, в классах которой установлено от 2 до 12 решеток.

Кратность воздухообмена при 2 вентиляционных решетках совершенно ничтожна (0,3 раза) и не может оказать заметного влияния на качество воздуха в классах. Только при наличии 12 решеток вытяжная вентиляция может оказать нужное влияние на воздушный режим в классах, обеспечивая почти двукратный обмен воздуха в час.

Наши исследования показали, что жалюзийные створки в вентиляционных решетках завода «Квеле» вовсе не обладают герметичностью. При закрытых створках скорость движения воздуха в каналах

только замедляется (примерно в 2 раза) и колеблется в пределах 0,49—0,68 м/сек. Вместе с тем исследования показали, что жалюзийные створки в решетках совершенно не нужны. Они только усложняют производство, не менее чем в 5—6 раз удорожают стоимость решеток и более чем в 3 раза увеличивают расход металла.

Назначение жалюзийных створок заключается в предупреждении возможного переохлаждения классов при больших температурных перепадах. Проведенные нами исследования в школе № 79 показали, что колебания температуры воздуха в классах в основном определяются температурой нагрева отопительных батарей и наружного воздуха, скоростью и направлением ветра, что же касается влияния вентиляционных решеток и их положения, то оно совершенно несущественно (рис. 3).

Исследования показали, что скорость движения воздуха в вентиляционных каналах с вытяжными побудителям в зависимости от атмосферных и ряда других причин колеблется в значительных пределах, поэтому такая система вентиляции для школ недостаточно эффек-тивна.

Воздушный режим в классах в значительной мере зависит от условий эксплуатации школьного здания и соблюдения в нем гигиенических требований.

Учитывая недостаточное внимание работников школ к регулярному проветриванию зданий, целесообразно оборудовать школы автоматической системой вентиляции. Такая система на протяжении 8 лет безотказно работает в средней школе № 91 Ленинграда, где ее сконструировал и установил директор школы М. А. Валишин. В этой школе, фрамуги в коридорах и классах открываются с помощью 2 моторов и системы тросов по специально разработанному графику. Управляют работой моторов электрические часы, соединенные с регулирующим аппаратом, в котором имеются реле суточного и недельного хода. Монтаж системы тросов и принцип их работы показан на рис. 4.

Рис. 4. Автоматически открывающиеся фрамуги в классе школы № 91 Ленинграда.

Выводы

%

1. Существующие в школах средства вентиляции несовершенны и плохо эксплуатируются, поэтому качество воздуха классных комнат на протяжении большей части учебного дня не соответствует гигиеническим требованиям.

2. Школы необходимо обеспечивать правильными фрамугами с прочными безотказными рычажными затворами, что требует прежде всего пересмотра ГОСТ 8780-58 на оконные переплеты.

3. Вентиляционные решетки для школьных зданий следует изготавливать без жалюзийных створок, что в несколько раз удешевит их производство и даст около 70% экономии металла. Решетки должны иметь полезный просвет, соответствующий полезному сечению внутри-стенных каналов. В качестве побудителей, способствующих усилению тяги воздуха, необходимо использовать электромоторы.

4. Следует изучить возможность массового применения в школах-новостройках автоматической системы проветривания.

5. Все санитарно-техническое оборудование для школ должны изготовлять специальные предприятия, учитывающие специфику работы

школ. -

6. Органы народного образования и здравоохранения должны усилить контроль за соблюдением в школах требований воздушного режима. . '

Поступила 9/УН 1963 г.

б Гигиена и санитария. № 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.