Научная статья на тему 'Вопросы вентиляции классных помещений школ нового строительства'

Вопросы вентиляции классных помещений школ нового строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы вентиляции классных помещений школ нового строительства»

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГИГИЕНА и САНИТАРИЯ

Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ, зам. отв.редактора Н. А. БАРАН, С. И. КАПЛУН Члены редколлегии: Г. А. БАТКИС, Ф. Е. БУДАГЯН, А. В. МОЛЬКОВ, Н. А. СЕМАШКО, А. Н. СЫСИН, Т. Я. ТКАЧЕВ Отв. секретари: Р. М. БРЕЙНИНА, Ц. Д. ПИК

'Поддержание в школьных помещениях нормальных микроклиматиче--••ских условий является необходимым! как в целях сохранения здоровья и правильного физического развития учащихся, так и для повышения их успеваемости. Этот вопрос не получил еще удовлетворительного разрешения. Применяемое в Америке кондиционирование воздуха является крупньш завоеванием вентиляционной техники и в значительной степени удовлетворяет гигиеническим требованиям!. Однако в СССР в ближайшее время исключена возможность широкого внедрения кондиционирования воздуха в практику школьного строительства. Централизованные приточно-вытяжвые системы вентиляции требуют больших экс-плоатационных расходов на топливо, электроэнергию и на содержание достаточно квалифицированного технического персонала. Не говоря уже о высокой стоимости этих устройств, для них необходимы! значительные площади. Кроме того, ряд русских гигиенистов и иностранных физиологов (Хилл и др.) считает нерациональным! пребывание детей в помещении с теплым застойным воздухом, создаваемым центральным« приточно-вытяжньши системами, без .пульсирующих токов прохладного воздуха. По Хиллу необходимо, чтобы направление и температура воздуха как можно чаще менялись и тем> самым вызывали новые термические раздражения в коже и сосудах, держали бы в тонусе аппарат терморегуляции.

Вместе с тем практика эксплоатации механических приточно-вытяж-ных систем в школьных зданиях показала, что большинство таких систем в лучшем случае бездействовало, а помещения для вентиляционных установок использовались не по назначению. Вследствие указанных обстоятельств особое совещание при Государственном! институте социальной гигиены в 1929 г. признало нецелесообразным! устройство в школах нового строительства центральной приточно-вытяжной вентиляции. Вся последующая практика проектирования и строительства школьных зданий предусматривает оборудование их лишь центральной вытяжной вентиляцией на естественном напоре или с применением механического побудителя тяги. При подобном устройстве извлекаемый из классных помещений воздух возмещается поступлением наружного воз-

1943

8-й ГОД ИЗДАНИЯ

№ 8-9

духа путем непосредственной его инфильтрации через оконные щели или из коридора с дополнительным проветриванием' классов при помощи фрамуг во время перерывов между занятиями.

Естественно, возникают вопросы*: достаточен ли получаемый при этом! воздухообмен в классных помещениях для того, чтобы достигнуть необходимого «освежения» воздуха, т. е. приближения его состава к составу наружного, с одной стороны, и поддержания микрометеорологических условий в пределах зоны комфорта — с другой. Нельзя ли путем применения несложных и недорого стоящих устройств взамен кратковременного открывания фрамуг обеспечить более длительное и равномерное поступление наружного воздуха в классы зимой во время занятий?

Эти вопросы изучались в течение 8 лет Санитарным институтом им. Эрисмана.

Для предварительной оценки возможных способов «освежения» классного воздуха были выбраны следующие системы: 1) вытяжная система с механическим побуждением и проветривание класса во время перерывов между занятиями через окна и фрамуги; 2) воздухообмен через окно Шмидта; 3) активный рассеянный приток неподогретого воздуха путем вдувания его через дырчатый короб и короб с продольной щелью; 4) рассеянный активный приток неподогретого воздуха при помощи небольших вентиляционных агрегатов, устроенных в стене и непосредственно вдувающих воздух в класс через горизонтальную щель.

Все эти устройства были технически опробованы, и в процессе испытания в них вносились те или другие изменения. Так, щелевидный короб был сконструирован в результате лабораторного испытания дырчатого после того, как при наблюдениях на месте выяснилось, что выход воздуха из дырчатых коробов совершается неравномерно. Благодаря примененной конструкции щелевидного короба удалось добиться по всей его длине более или менее равномерной скорости выхода воздуха— около 1 м. Точно так же достигнуто было значительное уменьшение шума вентилятора ЦАГИ путем переделки мотора и замены шарикового подшипника скользящим.

В результате предварительного опробования были внесены также некоторые изменения в поперечный профиль оконного откоса при применении прибора Шмидта. Прибор этот должен выполнить функцию приточно-вытяжного устройства: при открывании специальной фрамуги наружный воздух через щель, образующуюся между переплетом и фрамугой, поступает в междурамное пространство, а оттуда через щель в коробке окна — в отопительное устройство и в помещение, нагретый же воздух из помещения выходит через верхнюю щель между фрамугой и оконной коробкой.

Предварительные испытания показали, что для правильного направления воздушной струи поступающего воздуха в отопительный прибор большое значение имеет форма оконного откоса. Поэтому в поперечный профиль откоса были внесены изменения, улучшавшие, поступление воздушных струй через отопительный прибор и устранявшие их падение на пол.

Наблюдения за изменениями микрометеорологических условий в зависимости от применения указанных вентиляционных устройств производились в школах в весенне-зимний период при температурах в пределах от -|-5 до—20°. Работа проводилась бригадным порядком

При исследованиях, проводившихся в 1938—1940 гг., микроклиматические условия классного помещения увязывались с теплоощущениями находившихся в нем Лиц и с кожной температурной их реакцией. В двух школах изучалась также связь бактериальной загрязненности классного помещения с его вентилированием (применялся счет колоний на чашках Петри).

I. Школа с централизованной вытяжной системой вентиляции и проветриванием классных помещений во время перерывов между занятиями

Всего было сделано 18 наблюдений в течение 6 дней при наружной температуре от +3 до —13°. Наблюдения производились на протяжении трех уроков, причем.в начале первого урока открывались шиберы и вытяжка работала на есте-

- 1 В бригаде в разное время принимали участие Д. Д. Бекарюков, В. И. Федын-ский, Н. А. Самойлов, Г. В. Макаренко, В. В. Рихтер, Ц. П. Кругликова и сотрудники физико-химической лаборатории.

ственном напоре, а в конце второго урока пускалась вытяжная механическая вентиляция. Результаты наблюдений над воздухообменом приведены в таблице.

Вытяжка естественная Вытяжка механическая

Способы использования централизованной вытяжки при закрытых фрамугах при открытых фрамугах при закрытых фрамугах при открытых фрамугах

Кратность воздухообмена . . . ОТ 0,3 ДО 0,9 ОТ 0,2 ДО 1,5 ОТ 0,5 до 1,25 ОТ 1 ДО 2

Известное влийние на величину обмена оказывает направление и сила ветра; величина эта увеличивается при лобовом ветре. Однако только при открытой фрамуге (во время перерывов) и механической вытяжке изредка получался запроектированный двукратный воздухообмен.

I •

Температура- в классе при начале занятий колебалась в разные часы от 14,5 до 18,8°. К концу второго урока после полуторачасового действия вытяжной вентиляции (на естественном напоре) температура в классе повышалась с 2 До 3,8°. К концу третьего урока после действия механической вытяжки в течение 45 минут — 1 часа температура оставалась на прежнем уровне или изменялась в сторону увеличения, или уменьшения в пределах 1°.

Относительная влажность воздуха в классе во время наблюдений не превышала допускаемых санитарных норм! и колебалась в пределах 33—62%. Динамически в течение учебного дня заметна тенденция к повышению относительной влажности от начала занятий к концу второго урока и в дальнейшем к ее снижению ® конце третьего урока, что объясняется более значительным! воздухообменом при включении механической вентиляции.

Величина охлаждения менялась в соответствии с температурными условиями класса и, как правило, понижалась к концу второго урока. Абсолютные величины Н в начале занятий 'колебались от 5,1 до 6,1; к концу второго, а иногда и третьего урока они снижались до 4—5, что обычно сопровождалось неприятными теплоощущениями у находившихся в помещении лиц.

Скорость движения воздуха во врем>я наблюдений в классе колебалась по отдельным дням от 0,05 до 0,09 М(/сек. Включение йытяжного вентилятора оказывало очень слабое' влияние на движение воздуха в помещении.

Количество уп леки с лоты, составлявшее в начале первого урока 0,32—1,33°/оо, к концу второго урока достигало 1,78%« и к концу третьего урока — 3,88°/оо. В большинстве случаев концентрации эти мало менялись.

Бактериальное загрязнение воздуха в классе значительно возрастало к концу второго урока, и число колоний с единиц и десятков увеличивалось до сотен. Особенно интенсивное загрязнение наблюдалось в среднем* проходе между партами, где происходило усиленное движение учащихся во время перерывов. Особых изменений в числе колоний к концу третьего урока по сравнению со вторым! отметить не удалось. К концу учебного дня, несмотря на проветривание класса через фрамугу во время перерывов, всегда отмечался тяжелый, с неприятным запахом воздух.

На основе этих данных можно сделать вывод, что даже при самом эффективном воздухообмене с помощью механической вытяжки и проветривания класса фрамугами во время перемен не удается создать в нем! благоприятных гигиенических условий.

II. Школа с классным помещением, оборудованным активным притоком) неподогретого воздуха через деревянный дырчатый короб с вытяжкой иа естественном напоре

Кубатура классного помещения — 235 м'. Дырчаты« фанерный короб с отвгр стиями в 1,5—2 см в диамгтре и расстоянием мзжду ними до 2 см расположен под потолком у пергднзй стены класса перпендикулярно к световой поверхности. Подача воздуха в короб осущэствляется электровентилягором Ц.\ГИ в 0;4> л. с. с числом оборотов 680. Приточный агрегат приводился в действие во время перэрыва между первым и вторым уроком и работал до конца тогтьего, иногда четвертого урока.

Производительность приточного агрегата составляла от 163.до 340 м'/час, или, в пересчете на одного учащегося, от 6 до 12 м'/час. Кратность воздухообмена от 0,7 до 1,7. Колебания в количествах подавагмого воздуха объясняются регулированием приточного клапана, а также влиянием ветра, его силы и направления.

Проверка длины приточного факела обнаруживала его затухание ва расстоянии от 0,5 до 1 м от короба, при неравномерных скоростях в отверстиях— от 0,5 до 0,9 м/'сек. Вследствие этого отмечалось падение холодных струй в передней части класса, что вызывало неприятные теплоощущения' у преподавателей («дует»,— жаловались они). На расстоянии 1,5—2 м и дальше, в глубине класса, т. е. в зоне, где находятся учащиеся, наоборот, теплоощущения обычно приближались к комфортным.

Было проведено 15 наблюдений в течение 5 дней при наружных температурах от 1гЬ2,5 до —19°.

Температура классного помещения после .полуторачасовой подачи неподогретого воздуха оставалась в пределах начальной (15—16,4°) или повышалась на 2—2,5°. При низких начальных температурах (плохая топка) подача неподогретого воздуха вызывала некоторые дискомфортные ощущения, несмотря на повышение температуры воздуха в классе (с 11 до 13,6°).

Относительная влажность во все время наблюдений не выходила за пределы нормы и колебалась от 35 до 53%.

Содержание углекислоты в воздухе классного помещения, как правило, мало изменялось по сравнению с начальным, до занятий. Концентрация углекислоты колебалась от 0,9—1,5 до 1,16—1,7°/оо и была близка к расчетной величине.

Величина охлаждения Н (если не считать одного дня, когда школа была плохо натоплена, вследствие чего эта величина находилась вне зоны комфорта и лежала в пределах 7,3—6,8°) колебалась от 5,3 до 6,8°, не обнаруживая заметных изменений в зависимости от подачи воздуха.

Итак, активная подача неподогретого воздуха в классные помещения через дырчатый короб при наружных температурах не ниже —15°, при наличии центральной вытяжной системы, но при естественном побуждении и нормальном отоплении здания создает вполне удовлетворительные микрометеорологические условия, сопровождающиеся ощущениями комфорта и свежести воздуха.

Недостатком активной подачи неподогретого воздуха через дырчатый короб является падение холодных воздушных струй на преподавателей вследствие неравномерных скоростей выхода воздуха через отверстия короба и отсутствия нагретых конвективных токов передней части класса. Это заставило искать пути к устранению выявившихся в процессе наблюдений дефектов дырчатого короба и привело после лабораторных испытаний к конструированию короба с продольной щелью.

III. Школа с классным помещением, оборудованным

активной подачей неподогретого воздуха через ;

деревянный короб с продольной щелью и естествеиной вытяжкой

т Как и в предыдущем случае, приточный короб был подвешен у потолка в передней части класса. Воздух через продольную щель в коробе подавался вентилятором ЦАГИ со скоростью 0,8—1 м/сек. Всёго было проведено 24 наблюдения в течение 8 дней при наружных температурах от +3,6 до —14°. Одновременно наблюдения велись в классе, имеющем только центральную вытяжную вентиляцию.

Производительность приточного вентилятора составляла от 178 до 360 м*/час, т. е. обеспечивала от 1 до 2 воздухообменов, или от 4,8 до 10 м3 на одного учащегося. Эти колебания зависели от величины сечения наружного отверстия, регулируемого клапаном. При включении рециркуляции в объеме до 25*/о всего поступающего воздуха воздухообмен в классе увеличивался до 2,5 (450 м3/час).

• Приточный факел затухал на расстоянии 1,5 м от щели короба. Таким образом, при данной конструкции приточного отверстия происходило лучшее смешение поступающих в класс воздушных струй, чем 'при дырчатом коробе. В зоне расположения учащихся никаких беспокоящих токов не ощущалось. Однако в передней части класса все же наблюдались отдельные места, где преподаватели (особенно пожилые) определяли свои теплоощущения как дискомфортные. Эти неприятные ощущения отмечались главным образом в промежутке между дверью и столом преподавателя. При включении рециркуляционного воздуха жалобы на «дутье» из короба обычно отсутствовали.

Температура воздуха после 1 — IV2 часов активной подачи его через щелевидный короб повышалась на 0,2—0,9° против 0,4—1,4° при лровехривании через фрамуги во йремя перерывов. При последнем способе проветривания температура в классе была на 0,5—2,1° выше, чем в классе с активным притоком воздуха. Изменения относительной влажности при этом и другом способе вентилирования не выходили за пре^ делы нормы.

Величина охлаждения Н особого интереса не представляет, вполне корреспондируя колебаниям температуры. В контрольном классе (без активного притока) наблюдались, как правило, более низкие величины охлаждения. Так, в классе с активным притоком после 1—IV2 часов вентилирования отмечены величины Н порядка 5,4—6,2, а в классе без притока — 4,7—5,8.

При включении активного притока отмечается некоторое ускорение движения воздуха (до пуска вентилятора с 0,031 до 0,051 м/сек, а после пуска с 0,09 до 0,27 м/сек). Впрочем, заметной разницы в скоростях движения воздуха между опытным и контрольным классом (контрольный класс с 0,03 до 0,176 м/сек) отмечено не было.

Содержание углекислоты (начальные концентрации) в классе с активным притоком составляло 0,42—1,25%о, а после 1V2 часов проветривания 0,82—1,45%о. В то же время в контрольном классе с одной только вытяжкой при начальных концентрациях углекислоты 0,70—1,28%о содержание ее к концу третьего урока повышалось до 1,65—2,36°/оо.

Бактериальное загрязнение воздуха как в опытном, так и в контрольном классе в среднем значительно больше на втором урюке (до 600 колоний), чем на первом (до 300). После полуторачасовой подачи наружного воздуха в опытном классе количество колоний несколько меньше, чем в контрольном.

Изложенные наблюдения показывают, что при вдувании наружного воздуха через продольную щель воздухообмен в классе в общем обеспечивал вполне удовлетворительные микроклиматические условия и хо-

рошее самочувствие присутствующих. Воздух в классе остабался чи-,стым, свободным от специфических запахов плохо проветриваемогэ помещения.

В то же время в контрольном классе, оборудованном' только вытяжной^ вентиляцией, отмечался перегрев помещения (температура доходила до 20—21°) и накопление углекислоты, значительно превышавшее расчетные величины. Воздух в конце третьего урока становился спертым и насыщенным неприятными запахами.

Дефектом описанной системы активной подачи неподогретого воздуха является все же недостаточно быстрое смешение холодных струй с нагретым воздухом класса, вследствие чего в передней части помещения образуются плохо проветриваемые очаги, вызывающие ' у чувствительных к холоду лиц дискомфортные ощущения. Прибавка рециркуляционного воздуха, правда, уменьшает это явление, но полностью его не устраняет. Применение активного притока неподогретого воздуха при наружных температурах ниже —15° без рециркуляции должно быть исключено. , 1 ,

IV. Четырехэтажная школа с классными помещениями, оборудованными прибором Шмидта

Всего было проведено 45 наблюдений в течение 11 дней при наружной температуре от —7,7 до —21,7°. Здесь мы излагаем лишь данные наблюдений, сделанные в школе во время учебных занятий. Как будет видно из дальнейшего, было выявлено извращение основного принципа и неустойчивость действия прибора Шмидта. Это обстоятельство в многоэтажном здании при наличии сообщающихся через лестничные клетки этажей объясняется распределением давлений и положением Нейтральной зоны в различных этажах здания.

В первом и втором этаже поступление наружного воздуха происходит как через нижнюю, так и через верхнюю щель прибора. Движение воздушных струй наблюдается в направлении от оконного прибора к двери и очень быстро затухает как по высоте, так и в направлении центра и задней части класса.

В третьем этаже воздухообмен ничтожен, что в значительной степени зависит от направления ветра. Поступление воздуха происходит толчкообразно через нижнюю щель; верхняя щель работает крайне неустойчивр — то на приток, то на вытяжку.

В четвертом этаже, как правило, воздухообмен происходит вяло, наблюдается движение воздушных струй от двери (из коридора) к прибору и удаление их через верхнюю, а нередко нижнюю часть прибора. При фронтальном напоре ветра воздух толчкообразно поступает через- нижнюю щель. Верхняя часть прибора работает неопределенно — то внутрь, то наружу.

В первом этаже поступало через прибор 821—1 017 м3 воздуха (4,5—5,5-кратный воздухообмен), или 25—20 м* на учащегося. Во втором этаже поступало 452—566 м' воздуха (2,5—3-кратный воздухообмен), или 11 — 14 м3 на учащегося. В третьем этаже, ввиду чрезвычайной неустойчивости действия прибора, подсчет воздухообмена оказался невозможным. В четвертом этаже при фронтальном направлении ветра через нижнюю часть прибора поступило до 1 047 м3 (5,5-кратный обмен), или 25 м* на 1 человека. Верхняя часть прибора работала неустойчиво. Во время второго наблюдения, когда в первом этаже происходил энергичный воздухообмен, в четвертом этаже наблюдалось удаление воздуха через верхнюю и нижнюю щель прибора в объеме 187 м' (т. е. около однократного воздухообмена).

Скорость поступления наружного воздуха в нижних этажах через верхнюю и нижнюю щель прибора—порядка 2—6,5 м/сек. Она быстро затухает и в зоне сидящих на первой скамье не превышает 0,46 м'/сек. Жалобы на местное охлаждение поступали лишь от наблюдателей, работавших непосредственно у прибора.

При действии прибора в течение 45 минут — 2 часов температура воздуха в первых двух этажах здания, как правило, снижалась на 1—3°, повышаясь на столько же градусов в третьем' этаже и оставаясь без изменений или снижаясь в четвертом этаже. На величину снижения или повышения температуры существенное влияние оказывало направление и сила ветра.

Во все дня наблюдений отмечались довольно высокие показатели влажности, достигавшие по отдельным этажам 70—79%. После проветривания процент относительной влажности несколько снижался.

Величина охлаждения в первом этапе до действия прибора в нижйей зоне составляла 5,2, в верхней — 5,7—5,2, а после открывания прибора— соответственно 5,1—6,1 и 4,9—6,1.

В основном: в трех нижних этажах после введения в действие прибора скорости движения воздуха увеличивались, в четвертом же они оставались почти без изменений, ч Эффективные температуры при действии прибора изменялись в об-

щем в соответствии с изменениями температуры воздуха в классах: они снижались в первом этаже, повышались в третьем и четвертом и оставались без изменений во втором. В результате они лежали за пределами зоны комфорта в первом и четвертом этаже — в первом ниже и в четвертом выше этой зоны. Примерно аналогична была и высота Н в разных этажах.

Кожная температурная реакция (температура кожи лба) определялась на основании 276 измерений у 138 лиц. При оценке получаемых данных следует иметь в виду различный возрастный состав учащихся, неодинаковую их одежду, разный характер занятий, а также поведение отдельных лиц и их индивидуальные качества в широком смысле слова (подвижность, оживленность и т. п.).

Приводим лишь средние данные из большого числа наблюдений по этажам, характеризующие й общем тенденцию к изменению температур в зависимости от действия прибора О. Шмидта.

Кожная температурная реакция в целом вполне корреспондировала изменениям температуры воздуха в классе: она снижалась примерно на 1° у учащихся в классах первого этажа и даже на 4° в классе второго этажа, повышаясь или снижаясь в классах третьего или четвертого этажа на 0,5—1,5° в соответствии с колебаниями температуры в этих помещениях в ту или другую сторону.

Приводим диапазон колебаний кожной температуры при одинаковых метеорологических условиях.

Этот диапазон колебаний объясняется индивидуальными особенностями учащихся и рядом' перечисленных выше других факторов.

Теплоощущения определялись путем опроса преподавателей, наблюдателей и учащихся и оценивались по семибалльной системе (Бедфорд). Подытоживая полученные данные, можно отметить следующее. В первом этаже, где температура воздуха помещения снизилась, наблюдался сдвиг показаний из зоны комфорта в сторону «холодного» конца шкалы или от противоположного ее конца («жарко») в сторону зоны комфорта. Во втором этаже теплоощущения либо оставались без изменения, либо отмечался сдвиг из комфортной зоны в сторону «холодного» конца. В третьем этаже теплоощущения или вовсе не изменялись, или несколько сдвигались от «жаркого» конца шкалы в сторону комфортной зоны. В четвертом этаже при некотором снижении температуры воздуха в классе теплоощущения смещались от «жаркого» конца к комфортной зоне или же, при сохранении высокой температуры помещения, теплоощущения оставались дискомфортными.

Показания отдельных лиц в Отношении теплоощущений отличались крайним разнообразием^, что объясняется в основном индивидуальными

"»игаена и санитария, .N4 8—9 ——____

Температура воздуха помещения

Температура кожи

15,5° 18,7° 19,7° 21,2°

29.6—32,9° 31,2-33,2°

31.7—33,8°

33.8—35,2°

А

особенностями опрошенных. Эффективные температуры 17,5—19,5° в большинстве случаев соответствовали № 2 семибалльной шкалы («слишком; тепло»). Эффективные температуры 14,5° отвечали № 4 и № 5 шкалы* («вполне комфортно», «комфортно-прохладно»).

Содержание углекислоты в воздухе классного помещения уже в конце первого урока достигает значительной концентрации, которая в дальнейшем медленно нарастает до 2,4—3,73°/оо в зависимости от этажа. Вентилирование классного помещения при помощи оконного прибора в течение 45 минут — 2 часов снижало концентрацию углекислоты во всех этажах, за исключением третьего; предел снижения — от 0,27 до 0,7%о. Концентрации углекислоты 1,93—3,43°/оо, определяемые после проветривания класса, превышают допустимые расчетные величины для школьных помещений и являются показателем значительного загрязнения воздуха.

Чистота воздуха по одорометру Хилла (отсутствие неприятного запаха) повышалась в классах первого и второго этажа, где происходило довольно энергичное поступление свежего воздуха. В третьем и особенно в четвертом этаже, где нередко наблюдалось поступление воздуха из коридора, изменений воздуха к лучшему или вовсе не происходило, или происходило в мало заметной степени. .

Полученные результаты исследований с достаточной убедительностью говорят о том-, что: 1) оконный прибор Шмидта в многоэтажном здании не является приточно-вытяжным устройством; 2) действие его крайне неустойчиво, особенно в верхних этажах, и находится под влиянием нейтральной зоны; 3) его нельзя рекомендовать для внедрения в широкую практику школьного строительства; 4) имея известные преимущества перед обычной фрамугой, он может быть рекомендован в качестве'прибора для длительного проветривания классных помещений в одноэтажных школах.

V. Аудитория типа школьного классного помещения

общей кубатурой 140 м3, оборудованная двум'Я приточными вентиляционными агрегатами для подачи неподогрето г о воздуха

Всего при заполненной аудитории было произведено 6 наблюдений в течение 2 дней; наружная температура воздуха колебалась в пределах от 4 до 6,4° выше нуля. Вентиляция производилась с помощью небольшого вентилятора настольного типа на одной оси с мотором размером'300 X 300 X 200 мм. Расход электрической энергии выражался в 1/40 квт/час (1 копейка в час). Подача воздуха производилась через щелевидное сопло. Оба вентиляцчонных агрегата вставлены в окна на высоте приблизительно 2 м. Вытяжки в классе нет.

Общее количество подаваемого наружного воздуха — 210—220 м'/час (или 1,5— 1,6-кратный воздухообмен), т. е. около 6—7 м3 на одного человека. Скорость движения воздуха в приточном отверстии —3—4 м/сек. Факел быстро затухает. В одном месте, у стола преподавателя, на расстоянии 1,5 м от ближайшего вентилятора наблюдалось ощущение охлаждения («дутья;.). Шум от вентилятора на общем шумовом фоне аудитории не воспринимается.

После первого часа работы приточной вентиляции температура снизилась на 1,2—1,6°. Максимальное снижение (на 2,3°) было отмечено на расстоянии 2,5 м от наружной стены против окна с вентилятором.

Величина Н дочпуска вентилятора в действие составляла 3,2—3,41; после работы вентилятора в течение часа она повышалась до 3,9—4,33.

Относительная влажность несколько снижалась после часового вентилирования помещения и находилась в пределах 39—50°/о.

Скорость движения воздуха после вентилирования в течение 2 часов значительно увеличивалась и достигала 0,2—0,35 м^сек.

В результате вентилирования аудитории эффективная температура снизилась с 22,1—21,8 до 20,6—20,5°, но все же оказалась лежащей выше зоны комфорта (18,1—18,9°).

Содержание углекислоты в помещении бышо исключительно высоким до вентилирования ,(3,4—4,5°/оо) и продолжало оставаться на высоком уровне после одно-двухчасового вентилирования (3,24—2,44°/оо).

Средние кожные температуры при поступлении неподогретого воздуха, по данным! 220 наблюдений у 111 лиц, обнаружили небольшое снижение: с 34,6—35,9 до пуска вентилятора до 34,1—34,5° после пуска. Наиболее резкое снижение температуры (на 1,6—2°) отмечено у сидевших вблизи окна в первом и втором* ряду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения теплоощущений была проведена среди 60 слушателей-студентов анкета, которая установила некоторое уменьшение, числа лиц, испытывающих при действии вентиляции ощущение дискомфорта, причем 20—25% присутствующих отметили ощущение полного комфорта. Определения при 'помощи одорометра Хилла также показали некоторое улучшение качества воздуха после вентилирования помещения.

Итак, подача неподогретого воздуха вентиляторами с значительными скоростями (3—4 М'/сек) при указанных температурах наружного воздуха и относительно высокой температуре внутри помещения дала вполне удовлетворительные результаты: поступающие холодные воздушные струи быстро смешивались с внутренним воздухом помещений, жалоб на беспокоящие токи (за исключением ограниченного места у стола преподавателя) не поступало, несколько улучшились санитарные показатели воздуха и теплоощущения лиц, находившихся в подвергавшихся исследованию помещениях.

Наблюдения должны быть продолжены в условиях более низких наружных температур при наличии вытяжной вентиляции, от которой можно ожидать улучшения циркуляции воздуха.

Выводы

1. Одна вытяжная вентиляция классных помещений в школах даже при соблюдении надлежащего режима проветривания помещений не в состоянии в холодное время года обеспечить учащимся надлежащие комфортные условия и чистоту воздуха.

2. Активная подача неподогретого воздуха в классное помещение (непосредственное вдувание вентилятором или через короб с продольной щелью) имеет все преимущества перед пассивной (окно Шмидта), гарантируя определенный воздухообмен, содействуя лучшему смешиванию воздушных струй и улучшая микроклиматические условия в помещении независимо от этажа.

3. Дальнейшие наблюдения над активным притоком в классы воздуха с большими скоростями при низких наружных температурах должны выяснить, имеет ли эта система преимущество перед подачей воздуха с малыми скоростями (через короб со щелью).

4. Децентрализованная подача неподогретого „ воздуха в каждое классное помещение предполагает массовое изготовление вентиляционных агрегатов для •снабжения ими школ Союза.

Д-р мод, наук Н. С. ЯРУСОВА

Некоторые съедобные дикорастущие и огородная ботва как источник витамина С

Из Государственной контрольной витаминной станции НКЗдрава СССР

Съедобные дикорастущие еще сравнительно мало исследованы на содержание витаминов, в частности, витамина С. Поэтому Государственной контрольной витаминной станцией были проведены летом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.